Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кому какое угощение. Дидактические игры и упражнения по развитию речи. Развитие речевого общения. Развитие делового эмоционального общения




Кому какое угощение

Цель. Та же.

Оборудование. Картинки с изображением зайчика, ежа,
картинки с изображением банки — в ней морковь, банки — в ней
яблоко, картинки с изображением предметов-орудий (вилка, лож-
ка, сачок, палочка).

Ход игры. Педагог раскладывает перед ребенком все картин-
ки и просит рассказать, кому какое нужно достать угощение.
После этого он должен взять картинку с изображением орудия
и подложить ее к основной картинке с рисунком банки.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

У нормально развивающегося ребенка рано начинается разви-
тие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонемати-
ческого слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе об-
щения со взрослым обогащается пассивный словарь. К году у ре-
бенка, как правило, появляются первые слова, а к двум годам —
фразы.

Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с
первых месяцев жизни — с младенчества. В дальнейшем это от-
ставание еще более прогрессирует. В результате к началу дошколь-
ного возраста у него оказываются несформированными такие пред-
посылки речевого развития, как предметная деятельность, отсут-
ствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмо-
ции, не сформирован фонематический слух, плохо развит арти-
куляционный аппарат. Многие умственно отсталые дети не начи-
нают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к
четырем-пяти годам.

Игры предыдущих разделов были направлены на формирование
предпосылок к развитию речи, т. е. большое значение уделялось
эмоциональному общению со взрослым, ориентировке в окружаю-
щем, предметным и игровым действиям, умению видеть, слышать,
осязать, развитию наглядных форм мышления. Одновременно вос-
питывалось внимание к речи взрослого, умение воспринимать ее
как сигнал к действию, что в свою очередь способствовало развитию
фонематического слуха, накоплению пассивного словаря, уточне-
нию значения слов, пониманию конкретно отнесенного значения
слова.

В данном разделе основное внимание уделяется развитию у
детей основной функции речи — функции общения (коммуникатив-
ной, познавательной), регулирующей деятельность.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно
создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым
условием. Нельзя понимать под общением обмен заученными фра-
зами. Например, когда содержание игры еще недостаточно по-
нятно детям, у них не возникает желания в общении. Как правило,
в таком случае дети действуют по подсказке воспитателя, говорят


заученные специально для этой игры фразы, имитируя общение.
Дидактические ситуации, в которых детям необходимо всту-
пить в общение, должны быть вначале очень простыми. И общение
может не быть чисто речевым, т. е. желательно создавать его на
основе совместных действий, жестов. Но при этом педагогу сле-
дует подсказать детям нужные слова и выражения, максимально
использовать возникшую у детей потребность в общении. Посте-
пенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с
ними усложняется и речевой материал, который дети должны ис-
пользовать в процессе общения. Все это приводит к тому, что
словесное общение уже не может быть заменено жестами.

РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Позови

Цель. Формировать у детей предпосылки к деловому общению;
учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена това-
рищей.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог рассматривает с
ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает
ему поиграть вместе с мячом — покатать его друг другу. Затем
говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? По-
зови». Мальчик зовет товарища: «Вова, иди». Через некоторое
время Коля садится, теперь Вова зовет друга.

Передай колокольчик

Цель. Та же, учить звать друг друга по имени, предлагая
выполнить действие.

Оборудование. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В середину
встает педагог с колокольчиком в руках. Он звонит в колоколь-
чик и говорит: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в коло-
кольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка звонит в ко-
локольчик и зовет следующего, называя его по имени. Если не-
которые дети еще не могут произносить имена, они могут пользо-
ваться указательным жестом.

Зайка

Цель. Вызывать у детей потребность в эмоциональном обще-
нии; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей;
называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному
из товарищей.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом хо-
дят по кругу. Один ребенок — «зайка», он > сидит в кругу на стуле —
«спит». Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?   С нами вместе поплясать.
Ты сидишь совсем больной, Зайка, зайка, попляши
Ты не хочешь поиграть,       И другого отыщи.


На слова «зайка, зайка, попляши... » дети останавливаются и
хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает на свою роль дру-
гого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...