Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расширение, уточнение и обобщение значения слова




РАСШИРЕНИЕ, УТОЧНЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

У умственно отсталых детей слова пассивного и даже актив-
ного словаря зачастую имеют очень узкое или, напротив, слиш-
ком широкое, неточное значение. Разумеется, эти слова не могут
служить средством передачи новых знаний ребенку. Не могут они
также закреплять или актуализировать уже имеющиеся у ребенка
знания. Над расширением и уточнением значения слов с умствен-
но отсталыми детьми нужно проводить повседневную большую ра-
боту. Однако эти игры можно проводить с детьми лишь на опре-
деленном уровне развития речи.


Помоги животным

Цель. Расширять и уточнять значения слов-названий живот-
ных и слов, связанных с образом жизни животных.

Оборудование. Трафареты с изображением животных, две
большие картинки с изображением дома с забором, сарая, конуры,
деревьев (на одном дереве — дупло для белки, под другим — кус-
тик для зайца, под третьим — берлога для медведя).

Ход игры (проводится с подгруппой). Дети сидят на стульях
вокруг стола педагога. На столе лежат две крупные картинки:
одна — с изображением леса, другая — с изображением деревен-
ского дома с участком, сараем и конурой. В коробке у педагога
трафареты с изображением животных: домашних (козы, собаки,
кошки) и диких (медведя, белки, ежа, зайца). Каждый ребенок
берет из коробки один трафарет. Педагог предлагает детям рас-
смотреть, у кого какое животное, и по очереди назвать их. Затем
говорит, что одни животные живут в лесу, другие — в доме, ко-
торый построил им человек. Вот только они не могут вспомнить,
кто где живет, и надо помочь им найти свой дом. Дети один за
другим встают и помещают трафареты животных в лес или в дом
(сарай, конуру). Если все сделано верно, педагог от имени живот-
ного благодарит ребенка, если же допущена ошибка, то животное
проявляет беспокойство, зовет на помощь других детей. Потом все
животные снова идут гулять, выходят из леса и из дома, т. е.
возвращаются к детям (можно дать каждому ребенку другой трафа-
рет). Педагог достает новые картинки и говорит, что у каждого
зверя в лесу есть свой домик: у белки — дупло, у медведя — бер-
лога. Дети рассматривают картинки. Все картинки с изображе-
ниями домиков педагог накладывает на изображение леса. Потом
он рассматривает с ними изображения домиков домашних живот-
ных: дом у кошки, конура у собаки, сарай у козы. Предлагает
детям вывести своих маленьких друзей поиграть, порезвиться. Все
встают со стульев и разбегаются по комнате, держа трафареты
животных. Педагог просит детей показать движения животных:
зайка прыгает, медведь ходит вперевалку, топает, белочка прыгает,
коза щиплет листочки, кошка моет мордочку. Одновременно они
имитируют голоса животных — мяукают, лают, блеют, фыркают.
Неожиданно педагог ударяет в бубен и говорит, что пошел дождь
и надо всем животным быстро спрятаться в домики. Дети должны
выполнить более сложную задачу — не только разделить живот-
ных на диких и домашних, но и правильно определить, где они
живут — в берлоге, дупле, сарае и др. Дети расставляют живот-
ных в домики.

Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)

Цель. Продолжать обогащать и уточнять значения слов-на-
званий животных, формируя представление о самих животных;
учить понимать рассказы о животных, с которыми они познакоми-
лись в игре, используя полученные знания.


 




 


Оборудование. Картинки с изображением леса и дома, мел-
кие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, яблока, миски
с молоком, кости, ветки с листьями, капусты, морковки, коряги с
медом, над которой летают пчелы, трафареты с изображением
зайца, ежа, белки, кошки, козы, собаки, экран.

Ход игры (проводится с подгруппой детей). Игра является
продолжением предыдущей. Дети сидят на стульях вокруг стола
педагога. На столе лежат картинки с изображением леса и дома.
Педагог предлагает детям угадать, какие игрушки у него есть
за ширмой (ставится между педагогом и детьми), и начинает рас-
сказывать: «Зимой — белый, летом — серый, никого не обижает,
а сам всех боится. Любит морковку. Кто это? » Дети отгадывают.
Взрослый отдает трафарет с изображением зайца тому, кто угадал
первым. Так, поочередно дается краткая характеристика каждого
животного. Дети отгадывают и получают трафареты. Затем гово-
рит, что все животные хотят есть, но все картинки с изображе-
нием их пищи перемешались, и надо помочь животным найти их.
Педагог выкладывает на столе вперемешку картинки с изображе-
нием ягод, грибов, капусты, моркови и т. д. Желательно иметь пар-
ные изображения, так как многие предметы могут быть использо-
ваны для разных животных. Дети подходят к столу педагога и вы-
бирают соответствующую картинку. Потом накладывают эту кар-
тинку и трафарет на основное изображение: лес или дом. По окон-
чании игры педагог обращает внимание детей на то, что многие
животные едят одинаковую пищу. Так, коза и зайка любят капусту,
морковь, хотя живут в разных местах: коза — в доме, а зайка —
в лесу. Белочка и ежик едят грибы, хотя белочка живет на де-
реве, а ежик — под деревом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...