1.10 Метод групповой оценки личности(ГОЛ) Социально-
1. 10 Метод групповой оценки личности(ГОЛ) Социально- психологический 2. Непрямые методы 2. 1. Проба Руфье-Диксона Психофизиологичес2. 2. Кожно-гальваническая реакция кий 2. 3 Цветовой тест отношений (ЦТО) Психологический 2. 4. Тест прогрессивных матриц Дж. К. Равена (методика (1 Равена) 2. 5. Тест фрустраций (методика С. Розенцвейга) It 2. 6. Семантический дифференциал (CD) и 2. 7. Семантический анализ деятельности (САД) II 2. 8. Тест адекватных характеристик объекта (TAX) II 2. 9. Социометрический метод (СМ) Социально-психо логический При обработке результатов применялись различные методы математической статистики и теории вероятностей. н и м развитием и другими факторами: контролировалось полностью, так как отбор осуществлялся вероятностным способом, а также фон, естественное развитие являлись элементами экспериментального воздействия. Источники внешней невалидности: Источники внешней невалидности контролировались путем организации тестирования, не искажающего естественный ход учебно-воспитательного процесса в СВУ. По количественным + взаимодействие тестирования и X + взаимодействие состава групп и X + реакция испытуемых на эксперимент + взаимодействие между разными X и качественным параметрам экспериментальная выборка была репрезентативна для суворовцев Мс СВУ. Вывод. Планы 7-9 отличаются от других квазиэкспериментов
тем, что в экспериментальной процедуре не предполагается использование контрольных выборок. Эта ситуация возможна в случае отсутствия необходимости контролировать эффект воздействия НЗП на стандартный объект воздействия. В психологическом эксперименте такое происходит крайне редко. Однако автор [6] указывал на то, что при изучении стадий развития психики ребенка достаточно исследовать один объект. В данном случае применимы схемы 7-9, хотя значительная часть источников невалидности не контролируется (табл. 2. 6. ). Таблица 2. 5. Анализ валидности экспериментов по планам 7-9. Источники внутренней невалидности План 4 План 5 План 6 Фон + + + Естественное развитие + + + Эффект тестирования + + + Инструментальная погрешность + + + Регрессия + + + Состав группы + + + Выбывание + + + Взаимодействие состава группы + + с естественным развитием и др. Источники внешней невалидности Взаимодействие тестирования и X? — — Взаимодействие состава групп и X? ? ? Реакция испытуемых на эксперимент? ? ? Взаимодействие между разными X — — — 2. 4. 2. Планы 10-14. План с неэквивалентной контрольной группой. Сбалансированные планы. План с контрольными выборками. Валидность. 2. 4. 2. 1. План 10. План с неэквивалентной контрольной группой В психолого-педагогических исследованиях наиболее распространен эксперимент, в котором экспериментальная и контрольная выборки подвергаются тестированию до и после экспериментального воздействия. Причем обе выборки неэквивалентны. Для проведения эксперимента субъективно подбираются два приблизительно одинаковых коллектива в качестве экспериментальной
и контрольной групп, которые зачастую значимо различаются по результатам предварительного тестирования. Здесь необходимо учитывать, что эксперимент с контрольной группой (даже неэквивалентной) значимо снижает неоднозначность интерпретации результатов исследования по сравнению с экспериментами, построенным по планам на одной выборке. Чем больше сходство экспериментальной и контрольной групп, чем более это подтверждено предварительным тестированием, тем выше внутренняя валидность эксперимента. Безусловно, различия выборок по фону, естественному развитию, отношению к эксперименту и др. во многом воздействуют на интерпретацию результатов. Изменение данных после введения X может стать результатом различий в условиях социализации испытуемых в той или иной группе. Вряд ли результаты эксперимента, проводимого в учреждениях связи, можно распространять на строительные организации, учеников школ — на воспитанников интернатов и т. д. Выходом из ситуации невалидности является процедура уравнивания выборок, участвующих в эксперименте, то есть максимальному приближению плана 10 к планам 4, 5, 6. 2. 4. 2. 2. План 11. «Сбалансированные планы» Под названием «Сбалансированные планы» объединены все планы («ротационные эксперименты» McCall); «сбалансированные планы» (Underwood); «перекрестные планы» (Cochran, Сох); «планы с переключением » (Kempthorne), в которых предусматривается для повышения точности результатов предъявление всем испытуемым всех экспериментальных воздействий. План 11 используется в условиях, когда при малом числе естественных групп (подразделений в батальоне) есть возможность планировать порядок воздействий, но нельзя случайным образом разделить группы на эквивалентные подгруппы для экспериментального воздействия и проведения тестирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|