Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Активация, активизация (activation, activization;




АКТИВАЦИЯ, АКТИВИЗАЦИЯ (activation, activization;

Aktiviening) - возбуждение определенных участков мозга в актах мыслительной и речевой деятельности под влиянием тех или иных поступающих сигналов или стимулов, приведение в готовность для дальнейшего использования ментальных репрезентаций концептуальной системы ср. [Marslen-Wilson 1992: 275]; выведение в осознаваемую часть текущего сознания, образов, определенных структур знания и/или репрезентаций.

Согласно теории А. Пейвио [Paivio 1986; Залевская 1985: 156], система ментальных репрезентаций находится в состоянии покоя и не функционирует до тех пор, пока какие-либо стимулы извне не активируют ее, причем в качестве стимулов могут выступать как невербальные, так и вербальные, которые, в свою очередь, могут возбуждать среди ментальных репрезентаций как образы, так и язы­ковые репрезентации: для выполнения когнитивной задачи исполь­зованы могут быть и те и другие. По мнению Пейвио, А. может про­исходить на трех уровнях обработки сигналов: репрезентационном (когда лингвистические сигналы возбуждают лингвистические же < Фуктуры, а невербальные - картины или образы), референцио-мальном (когда вербальные сигналы активируют невербальные и, напротив, невербальные - вербальные) и, наконец, ассоциативном, когда возбуждение каких-либо образов в ответ на слово и извлечен­ное из памяти название для полученных сигналов сопровождается также возбуждением разного рода ассоциаций и теми и другими; см. [Paivio 1986: 67-70 и 121-122]. Легкость доступа к репрезентациям разного типа образует сама по себе отличительную черту памяти, а их А. начинает первую ступень обработки значений поступающих символов. Теория двойного кодирования вносит коррективы в пред­ставления памяти как семантических сетей в том смысле, что их уз­им и могут равно оказаться как вербальные единицы (логогены), так и невербальные репрезентации (имагены).

В принципе термин используется поэтому в любых сетевых (коннекционистских) и процедурных моделях мозга, описывающих его как сложные сети единиц и связей, узлы которых тоже находятся в определенных отношениях или объединяются друг с другом на основе ассоциаций разного типа. Каждый узел сети при необходимо­сти может быть активирован, т. е. приведен в возбужденное состоя­ние. По мере А. узла возбужденное его состояние распространяется и на другие связанные с ним узлы, и сама активированная зона расши­ряется. Ср. [Schwarz 1992: 20 и ел.; Collins, Loftus 1975; Ellis, Hunt 1993, 180; Rickheit, Strohner 1993: 62-63, 118]. В отдельных узлах сети суммирование возбуждений достигает своего предела. Со временем происходит затухание А. и ее сведение на-нет, так что возбуждения неси сети не наблюдается. При А. мозга не исключены ошибки, т. е. возбуждение «не тех» или «неправильных» участков; отдельные узлы

 

могут оказаться ошибочно возбужденными более, чем это нужно для решения конкретной задачи, и тогда извлекается больше ментальных репрезентаций, чем это требуется, и человека захлестывает поток ненужных ассоциаций. Очень важно знать, какие именно типы зна­ний активируются в тех или иных случаях и какие структуры созна­ния (от единичных репрезентаций до таких их объединений, как фреймы, сцены, сценарии и т. п. ) они вовлекают.

Обычно подчеркивают А. знаний в процессах понимания речи: психологические модели восприятия текста должны объяснить роль отдельных единиц в этом процессе, и особенно часто обсуждают в связи с этим роль разных слов, роль пропозиций, предложений, с одной стороны, и роль указанных выше типов ментальных репрезен­таций, с другой. Но многие когнитологи указывают и на А. знаний в процессах порождения речи. В целом поэтому А. знаний выступает в любых процессах обработки и переработки информации. Ср. также [Langacker 1988: 69 и ел.; McClelland, Rumelhart 1981].

Служащая этому когнитивная структура должна, по мнению Т. А. ван Дейка, включать как репрезентации в эпизодической и се­мантической памяти, так и стратегии использования и модификации этих репрезентаций, а также систему контроля, управляющую про­цессом поиска в памяти необходимых репрезентаций и активацией имеющихся знаний, а, возможно, и дальнейшим переводом новой информации в разные виды памяти [ван Дейк 1989: 145].

Огромное влияние на всю лексическую семантику оказали мысли Ч. Филлмора о том, что «применительно к каждому слову нужно знать, какая сцена или совокупность сцен активизируется им» [Филлмор 1983: 91].

Е. К.

АРХИТЕКТУРА КОГНИЦИИ и/или РАЗУМА; (the
architecture of cognition, the architecture of mind) - этими терминами
когнитологи обозначают строение, структуру и систему когнитив-­
ных способностей человека, когнитивного аппарата его психики
(иногда его также называют инфраструктурой когнитивного аппа-­
рата - см. [Nuyts 1992]); то, что служит в мозгу человека осуществле-­
нию его когнитивной деятельности и т. п.; см. [Rumelhart 1989; Fodor
1983]. В понятие А. К. включается также представление о том, какие
механизмы обеспечивают осуществление когнитивных функций, так
что в конечном счете речь идет о моделировании человеческого ра-­
зума. Многое в нем считается врожденным, но что именно существу-­
ет как часть биопрограммы человека, а что человек узнает благодаря
научению, благодаря индукции и инференции, об этом идут непре-­
рывные дебаты, которые связывают с несколькими ранними работа-­
ми Н. Хомского.             .


Информационно-поисковый подход внес немало нового в по­нимании А. К., но он тоже базировался на допущении о том, что многие механизмы когнитивного развития являются врожденными, -прежде всего индукция, позволяющая делать заключения о неких правилах, закономерностях, тенденциях в окружающем мире на ос­новании наблюдений за регулярно повторяющимися явлениями.

Главными компонентами А. К. считаются обычно память и внимание. Входит в нее и способность человека воспринимать посту­пающий к нему опыт и все данные «на входе» в категориально ос­мысляемом виде, т. е. «набрасывая» на них некую категориальную сетку и подводя тем самым опыт под ту или иную категорию; см. [McShane 199I: 38-40, 319 и ел.; Pylyshyn 1984].

С распространением модулярной теории Дж. Фодора и Н. Хомского понятие А. К. описывается с помощью перечисления отдельных модулей (ведь когниция связана и с восприятием, и ра­циональным мышлением, и с языком и т. д., а каждое из названных явлений может, в свою очередь, считаться устроенным из своих соб­ственных самостоятельных модулей), а в каждом модуле должны действовать сравнительно небольшое число общих принципов и единиц, а также наличествовать особые механизмы, обеспечивающие нормальную работу модуля. Среди этих механизмов нередко назы­вают механизмы индукции и дедукции, механизмы ассоциативного связывания единиц, механизмы контроля за совершаемыми процес­сами и т. п. Модулярность мозга вполне возможна и потому моду-лярное представление А. К. не лишено оснований, однако является ли она результатом врожденных способностей человека или же резуль­татом процессов когнитивного развития и отнюдь не ее исходным состоянием, до сих пор не вполне ясно и широко изучается [Tomascllo 1995: 144].

Последние годы характеризуются в познании А. К. возросшим интересом к созданию таких моделей разума как состоящего из ог­ромного числа связанных между собой нейронов, пакеты или объе­динения которых находятся во время мыслительной деятельности в возбужденном состоянии (см. активация) и передают это состояние другим нейронам. Подобные сетевые модели оправдывают себя бо­лее всего при анализе и описании такой составляющей А. К., как память; ср. [Фелдман 1987].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...