Когнитивная обработка языковых данных; 3 страница
ментальным и очевидным фактом лингвистической деятельности, что сами свойства категорий обычно считаются само собой разумеющимися и потому не исследуются» [Labov 1973: 342]. Интересно, что ответить на вопрос о том, по каким признакам мы опознали чашку и пр. типы посуды, в терминах аристотелевских категорий очень трудно, тогда как реальное распознавание этих предметов, т. е. их категоризация, сложности не вызывает; см. [Taylor 1989: 42 и ел. ). По единодушному признанию когнитологов, прототипический подход к исследованию принципов естественной К., начинается с работ Э. Рош, которой принадлежат наблюдения и о прототипах как лучших образцах К., и, главное, об уровнях К. с выдсле1тем базового уровня категоризации как центрального для многих видов когнитивной деятельности уровня. См. [Cognition and Categorization 1978; Rosch 1973; 1975]. Огромная специальная литература посвящена и в психологии и в лингвистике категоризации цвета, привлекающая к себе внимание ученых благодаря объективной возможности соотнести цветовые обозначения со спектром цвета, который, как известно, сам организован как некий диффузный континуум, границы в котором можно установить лишь условно. Нередко утверждают, впрочем, что подобно цветовой шкале организован и весь окружающий нас мир: мы членим его только потому, что выделение в нем отдельных фрагментов подсказано языком. Явления К. имеют давнюю традицию их рассмотрения с философской точки зрения: согласно номинализму, сходство вещей и их принадлежность к одной К. определяется благодаря имени и его способности относиться к классу предметов; согласно реализму, К. происходит в силу объективного положения вещей - некоторые явления или объекты существуют независимо от нашего сознания, а язык обозначает то, что есть в мире; наконец, некая компромиссная точка «рения достигается концептуализмом, когда полагают, что слова и единицы, к которым они реферируют, связаны между собой посредством особого ментального образования - репрезентации как особой концептуальной структуры. Зная, какие концепты стоят за обозначениями, говорящий категоризует нечто как собаку, а нечто - как красный цвет и т. д.
Последнее замечание связывает К. и с таким явлением, как концептуализация мира, и ведет к постановке вопроса о том, как относится процесс К. к выделению отдельных концептов или их устойчивых объединений, т. е. проще говоря, чем отличаются друг от друга процессы классификации, процессы категоризации и, наконец, процессы концептуализации. По-видимому, различие это существует и особенно четко проявляется в онтогенезе. Изучение когнитивного развития ребенка демонстрирует, как это показал, например, Л. С. Выготский, что процесс формирования понятий (концептов) проходит разные качественные стадии, на, одной из которых ребенок создает малоупорядоченные «кучи» - синкреты, на другой - обобщения однородных предметов - комплексы и т. д. до тех пор, пока он не формирует подлинных понятий. Соотнеся этот процесс с разными типами мышления, Л. С. Выготский, открыл новый путь понимания процесса К. с различением в этом фундаментальном процессе способов решения классификационных задач, зависящих от возраста ребенка, в отличие от мотивов и причин подведения нового объекта под известную ему категорию; ср. [Михеев 1989: 84; Тульвисте 1989: 91]. Учитывая эту дифференциацию, можно указать и на то, что в анализе самой К. следует различать, с одной стороны, пути формирования новых категорий и пути пополнения и развития имеющихся, а, с другой, исследование отношений между членами одной категории и критериев, в соответствии с которыми они считаются или не считаются представляющими одну и ту же категорию. Решения, принимаемые по этим поводам, позволяют, на наш взгляд, противопоставить естественную К. и К. научную, а также различать прототи-пические признаки категории и прототипические образцы в случае естественной К.; ср. также [Cruse 1990].
Е. К. КАТЕГОРИЯ - одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать его опыт и осуществлять его классификацию. Учение о К. принадлежит Аристотелю, который видел в К. наиболее общий род высказываний и утверждал, что все К. (качество, количество, действие и т. п. ) - высказывания относительно такого подлежащего, как «сущность»; см. [Чанышев 1981: 293 и ел. ]. Каждая выделенная им бытийная К. характеризуется необходимыми и достаточными для ее опознания чертами, что ведет к равноправию ее членов, обладающих всегда одним и тем же набором критериальных свойств. Исключительная ценность этого понятия для всех наук и научного мышления не может быть поставлена под сомнения, и хотя, как правильно отмечает Дж. Лакофф, «недавняя революция в когнитивной психологии частично связана с изменением взгляда на понятие категории» [Лакофф 1981: 356]; речь шла не об отрицании логических и построенных по принципу строгого удовлетворения требований к каждому члену К., но о пересмотре самого процесса классификации явлении действительности в том виде, в котором он происходит в повседневной человеческой жизни. Иначе говоря, когнитивная наука поставила вопрос о категоризации как вопрос о когнитивной деятельности человека, как вопрос о том, на основании чего классифицирует вещи обычный человек и как он сводит бесконечное разнообразие своих ощущений и объективное многообразие форм материи и форм ее движения в определенные рубрики, т. е.
классифицирует их и подводит под такие объединения - классы, разряды, группировки, множества, категории. Как показала Э. Рош и группа ее сотрудников, двумя центральными понятиями в процессе категоризации являются понятие прототипа и понятие объекта базисного уровня, что в общем виде можно объяснить следующим образом. В отличие от научных и логических К. естественная К. может объединять члены с неравным статусом, т. е. не полностью повторяющимися признаками. Один из таких членов может обладать привилегированным положением, являя собой лучший образец своего класса, т. е. наиболее полно отвечая представлению о сути объединения и его прототипе, вокруг которого группируются остальные члены К. Степень соответствия какого-либо объекта своей К. оказывается не функцией от наличии у него необходимых и достаточных критериев, но функцией либо от наличия у него черт по принципу их «фамильного сходства», либо функцией от его близости прототипу. См. также [Cognition and Categorization 1978].
Образование К. тесно связано с формированием концепта или группы концептов, вокруг которых она строится, т. е. с выделением набора признаков, выражающих идею подобия или сходства объединяемых единиц: в естественных К. ее члены объединяются не потому, что такой набор считается обязательным для каждого члена К., но потому, что эти члены демонстрируют - в большей или меньшей степени - некоторые типы подобия с тем членом, который выбирается за лучшего представителя своего класса; см., например, [Tsohatzidis 1990; Cruse 1990; LakoflT 1987; Taylor 1991; Craig 1986] и др. Механизм категоризации надо отнести к уровню концептуальной структуры, ибо суждения о принадлежности к одной и той же или разным К. -это итоги сопоставления двух концептуальных структур, принимающих форму высказывания «X - это пример категории Y». Но поскольку ответом на вопрос о принадлежности X категории Y может быть не только утвердительный или отрицательный, но и ответ «может быть, не вполне уверен» и т. п., ответы указанного типа носят творческий характер. Но проблема выведения знания о типе (категории) из знания об отдельных представителях (экземплярах), составляющая одну из центральных проблем когнитивной психологии, до сих пор еще не решена [JackendofT 1993:: гл. 5]. Ясно, однако, что в этом процессе используются прежде всего основополагающие принципы когниции и что к этому процессу самое непосредственное отношение имеет язык. В любом языке мира специальными обозначениями выделены главные для него К., да и наличие подобного наименования является ярким доказательством релевантности и существенности стоящих за ним концептов и реалий. Хотелось бы в этой связи подчеркнуть, однако, принципиальное различие самих классов имен, одни из которых, имея экстенсионацы в виде реальных объектов (жесткие десигнаторы), не могут, строго говоря, считаться пред-
ставляющими категории, поскольку последние, созданные номинальным определением, не могут иметь самостоятельного существования и «обобщают то, что самостоятельно не существует, а существует лишь как то, - как это подчеркивал Аристотель, - что присуще тому, что обобщено в категории сущности» [Чанышев 1981: 293]: К. обобщают свойства вещей. Е. К. КОГНИТИВИЗМ (cognitivism; Kognitivismus) - термин когнитивной науки, использующийся в нескольких разных смыслах: 1) когда под ним имеют в виду возвращение к проблемам познания и познавательных процессов, ранее изучавшихся в психологии в рамках противопоставлявшегося бихейвиоризму ментализма ср. [Pylyshyn 1991: 232]; не случайно атрибуты «ментальный» и «когнитивный» в целом ряде номинаций оказываются взаимозаменимыми - < у> когнитивные/ментальные процессы, модели, способности и т. п.; 2) когда под ним имеют в виду название направления, тождественного всей когнитивной науке, т. е. когда термин К. служит обозначением самого когнитивного направления (в этом смысле, например, В. З. Демьянков говорит о К. как неоднородном течении, имеющем, по крайней мере, четыре варианта, и ссылается в их перечислении на работу М. Ришель 1987 г. - см. [Демьянков 1992: 40; Richelle 1987: 181]; 3) когда К. называют определенный этап в развитии когнитивной науки, приходящийся на самые ранние годы ее становления и сменившийся затем коннекционизмом; см. [Varela, Thompson, Rosch 1993: 7 и ел. ]. В этом более специальном (третьем) значении К. и будет описан в настоящей словарной статье. К. как особое направление работает с серией допущений, главным из которых является констатация того, что когнитивные процессы у человека имеют всегда дело с репрезентацией внешнего и внутреннего мира мыслящего субъекта и что поэтому изучение обработки информации должно осуществляться в рамках эпистемологии репрезентационализма: здесь развивают репрезентационную теорию разума [Gelder de 1989: 107]. В иных терминах утверждают, что основным допущением К. является положение о том, что когниция равносильна операциям с символами, она представляет собой, таким образом, некое вычисление, компьютацию, и должна рассматриваться именно как вычислительный процесс. Соответственно принимаемым здесь взглядам, компьютер - это механическая модель рационального мышления, а его деятельность вполне сопоставима с деятельностью человеческого мозга (си. компьютерная метафора). Так как К. базировался на идее о том, что разум манипулирует репрезентациями, описание когниции считалось возможным осуществлять не обращаясь ни к нейробиологическим данным, ни к данным социоло-
К. демонстрировал довольно жестко ограниченную исследовательскую программу; он отчасти представлен и сегодня, хотя противостоит довольно мощным иным направлениям когнитивной науки, представители которых критикуют К. за 1 - само исходное допущение о том, что обработка информации есть оперирование символами (многие когнитологи считают, что подобные операции неадекватно отражают мыслительную деятельность) и 2 - за определение репрезентаций как отражающих предсуществующий отражению мир (сегодня господствуют скорее представления о том, что объективного мира как такового, мира «как он есть», не существует - представления о мире рождаются в ходе деятельности с ним, и мир может быть в принципе изображен по-разному; ср. [Varela, Thompson, Rosen 1993: 40-41 и др. ]. Источниками К. считаются иногда кибернетические исследования и в связи с этим говорят о кибернетическом этапе когнитивной науки, который оказался в ее развитии исключительно плодотворным: на это время приходится и распространение идей о необходимости использования методов математического моделирования и математической логики в психологии, при изучении мышления, и изобретение компьютеров, и разработка теории систем и, наконец, создание теории информации. Очевидная новизна всего этого ставит под сомнение мысли о том, что у К. были свои предтечи в картезианской философии - современное исследование проблем когниции и знания не имеет прямых аналогий [de Colder 1989: 107]. Необходимо отметить, что вопрос о соотношении картезианства и К. получал в истории когнитивной науки и другую интерпретацию и был тесно связан с обсуждением лингвистических и философских идей Н. Хомского, который, как известно, подчеркнул в одной из своих монографий [Chomsky 1966] в начале своей деятельности близость картезианству (лингвистические исследования подтверждали, по его мнению, рационализм и положение о врожденности языковой способности). Позднее Н. Хомского неоднократно упрекали за то, что он преувеличивал когнитивные и формальные свойства языка и т. п., но Хомский связывал с картезианством репрезентационную теорию человеческого разума, и именно это было ему особенно важным; ср. [Chomsky 19911: 17-18; Leiber 1991]. Рассуждения о картезианстве, часто встречающиеся в трудах Н. Хомского, позволили ему сформулировать впоследствии основные проблемы теоретической лингвистики как вопросы об источниках лингвистического знания, его природе и его использовании; см. [Chomsky 19862: 3; 19882: 3; Kasher I 1991: 124 и ел. ]. Но ведь сформулированные им в указанном виде проблемы послужили затем образцом того, какие вопросы следует задать относительно знания как такового, а таким образом были определены центральные для всей когнитивной науки цели и задачи; ср. [Schwarz 1992: 14-15] Е. К. КОГНИТИВНАЯ ГРАММАТИКА (cognitive grammar, (cognitive Grammatik) - термин используется как в более широком, так и более узком и специальном смысле. В первом случае имеются в виду грамматические концепции или же грамматические модели описания языков, ориентированные, как и вся когнитивная лингвистика, на рассмотрение когнитивных аспектов языковых явлений, т. е. на их объяснение по их связи и сопряженности с процессами познания мира и такими когнитивными феноменами, как восприятие, внимание, память, мышление и т. п., ср. [Герасимов 1985 с библ. ]. В этом смысле термин К. Г. близок или даже синонимичен термину «когнитивная лингвистика», и нередко предметом исследования в той и другой объявляются процессы порождения и понимания языковых сообщений, процессы категоризации и концептуализации мира и отражение их в языке, а, главное, проблема знаний и базы знаний, необходимых для владения языком и его использования. У истоков К. Г. считаются тогда стоящими такие ученые; как Рэй Джекендофф, Дж. Лакофф, Ч. Филлмор, У. Чейф и др. В более узком смысле слова К. Г. считают, однако, детищем Рона Ленекера (в русской традиции его имя передается также как Лангакр), и тогда имеется в виду особый тип грамматического описания языка, в котором - в противовес генеративной грамматике и в отличие от нее - делается попытка дать объединенное описание лексикона и синтаксиса, предлагая для характеристики участвующих в их строении единиц понятие двустороннего знака, или символов. В К. Г. выделяются только три типа базовых структур: символические структуры, семантические структуры и фонологические структуры, причем первые из них организуются как биполярные, т. е. устанавливающие ассоциативную связь между определенной фонологической последовательностью и ее семантическим содержанием, ср. [Langacker 1987, 76 и ел.; Langacker 1988 и др. ). В более поздних версиях К. Г. подчеркивается ее ориентация на анализ ментальных репрезентаций языковых форм, участвующих в когнитивной обработке языковых данных [Langacker 1991, 511]. К главным установкам К. Г. ее автор относит следующие: 1) семантическая структура конкретного языка не является универсальной, ибо она в значительной степени зависима от специфики этого языка; она базируется на конвенциональной образности
и соотносительна со структурами знания, объективируемыми в языке; 2) грамматика (синтаксис) не образуют отдельного и/или ав- 3) значимого противопоставления грамматики и лексикона не В целом ряде отношений К. Г. может быть сближена с другими грамматическими и/или когнитивными концепциями, но она отличается от них стремлением создать более полную картину структурации и функционирования языковых явлений, притом такую, в которой основное внимание уделяется феноменам значения и принципам концептуализации мира [Langacker 1987, Введение]. К. Г. разделяет в этом отношении многие установки и многие исследовательские цели с когнитивной психологией и с моделированием искусственного интеллекта. Но хотя она и черпает некоторые идеи из этих областей знания, следует подчеркнуть, что лингвистика не может заимствовать готовых моделей и только собственно лингвистический анализ может привести к адекватному представлению и лингвистических структурах. Вместе с тем такой анализ в целом ряде отношений зависим от когнитивной интерпретации данных и общего понимания когнитивных способностей человека, и именно это оправдывает название нового типа грамматики грамматикой когнитивной, ср., [Langacker 1987, 5-7]. 1. Грамматика языка в К. Г. есть структурированный инвен- 2. Значения приравниваются концептуализации, т. е. эксплици- мантики дает возможность, по мнению Р. Ленекера, проведения естественного и унифицированного ее описания [Langacker I987, 156]. 3. Лексикон и грамматика являются хранилищами 4. Различия в грамматическом «поведении» языковых единиц При всей несомненной новизне К. Г. и привлекательности ее общих постулатов, применение ее на практике кажется достаточно проблематичным. Возражения вызывает несомненно и определенная «громоздкость» и растянутый характер описания по предлагаемой модели, части которой кажутся скорее декларативными, нежели конкретно указывающими на способы лингвистического описания, применимые на практике 5. В К. Г. выделяются три основных типа отношений между 6. Коннекционистская модель репрезентации знании 7. Язык, в целом, не считается отдельным «модулем» в психо- Ю. П., Е. К. КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (cognitive activity; activits cognitive) - «ухватывание» и установление смысла, вслед за Г. Фреге рассматриваемое [Biihler 1983: 48-65] как
своеобразный когнитивный процесс установления когнитивной значимости языкового выражения, его информативности. Смыслы же выражения считаются тогда объектами когнитивной деятельности и когнитивных установок. Например, в концепции «игровой семантики» Я. Хинтикки [Hintikka 1975] смысл выражения является функцией, дающей множеству возможных миров некоторый экстенсионал (предложениям приписывается некоторое истинностное значение, привязанное к конкретному набору возможных миров). Результаты К. Д. могут связываться с образованием системы смыслов (концептов), относящихся к информации относительно актуального или возможного положения вещей в мире - т. е. к тому, что индивид знает, предполагает, думает и/или воображает об объектах действительного и возможных миров [Павиленис 1983: 102] и что входит в концептуальную систему человека. К. Д. как составная часть сознания человека (другие компоненты сознания: компетенция - способность генерировать акты сознания - и конкретное знание - результат когнитивной деятельности, используемый в дальнейших когнитивных актах человека) разворачивается в определенном культурном контексте, что сильно ограничивает набор допустимых «возможных миров» [Morin 1986: 11]. В частности, содержание мифов, этические нормы, политические установления, религия и др. компоненты культуры сказываются на процедурах и результатах К. Д. Отсюда и представление о когнитивной деятельности как о наборе процедур, переводящих одну реальность человека в другую. В более широком значении К. Д. - деятельность, в результате которой человек приходит к определенному решению и/или знанию, т. е. мыслительная деятельность, приводящая к пониманию (интерпретации) чего-либо. В таком случае связь К. Д. с пониманием предложений не обязательна [Pylyshyn 1984: 197-198]. Иногда поэтому К. Д. соотносится напрямую с понятием мышления, но относится прежде всего к процессам, сопровождающим обработку информации и заключающимся в создании особых структур сознания: тогда в К. Д. участвуют разные системы переработки информации, а потому образуемые структуры сознания нетождественны и зависят от того, по какому каналу пришла к человеку информация. В отличие от остальных видов К. Д., язык обладает двойственным характером [Сагоп 1983: 17-18]: как когнитивный инструмент он является системой знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации. Это внутренняя сторона языка. Есть и внешняя: язык как независимый от человека объект, подлежащий усвоению: его функция репрезентирования генетически и функционально неотделима от функции коммуникации. О. Д., Л. А. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА (cognitive linguistics; kognitive Lingustik; lingulstique cognitive) - лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации. Эта система, в противоположность другим семиотическим инструментам человека, одновременно является объектом и внешним, и внутренним для субъекта, конституированным независимо от него и подлежащим усвоению в онтогенезе. Такая двойственность языка отличает язык от остальных когнитивных видов деятельности [Сагоп 1983: 17-18]. В механизмах языка существенны не только мыслительные структуры сами по себе, но и материальное воплощение этих структур в виде знаков со своими «телами» [Armstrong, Stokoe, Wilcox 1995: 34]. В сферу К. Л. входят «ментальные» основы понимания и продуцирования речи, при которых языковое знание участвует в переработке информации. Результаты исследований в области К. Л. дают ключ к раскрытию механизмов человеческой когниции в целом [Deane 1992: 1], особенно механизмов категоризации и концептуализации [Smith 1993: 531]. Поскольку в К. Л. на явления языка, особенно на значение и референцию, смотрят через призму когниции человека [Benthem 1991: 25], лексическая структура языка трактуется как результат взаимодействия когниции человека с семантическими параметрами, присущими данному языку [Senft 1994: 414]; ср. [Dobrovol'skij 1995: 9]; см. параметризация языка. В отличие от остальных дисциплин когнитивного цикла, в К. Л. рассматриваются когнитивные структуры и процессы, свойственные человеку как homo loquens: системное описание и объяснение механизмов человеческого усвоения языка и принципы структурирования этих механизмов [Felix, Kanngiesser, Rickheit 1990: 1-2]. Ментальные процессы не только базируются на репрезентациях, но и соответствуют определенным процедурам - «когнитивным вычислениям» [Eschcnbach et al. 1990: 37-38; Демьянков 1989], что ведет к постановке вопросов о числе и типе операций, совершаемых над символами. Центральная задача К. Л. состоит в описании и объяснении языковой способности и/или знаний языка как внутренней когнитивной структуры и динамики говорящего-слушающего, рассматриваемого как система переработки информации, состоящая из конечного числа самостоятельных модулей [Wunderiich, Kaufmann 1990: 223] и соотносящая языковую информацию на различных уровнях [Демьянков 19942]. Существуя как новая область теоретической и прикладной лингвистики, К. Л. оказывается связанной с изучением когниции в ее лингвистических аспектах и проявлениях, с одной стороны, и с исследованием когнитивных аспектов самих лексических, грамматиче- 53
ских и пр. явлений, с другой. В этом смысле она занимается как репрезентацией собственно языковых знаний в голове человека и соприкасается с когнитивной психологией в анализе таких феноменов, как словесная или вербальная память, внутренний лексикон, а также в анализе порождения, восприятия и понимания речи, так и тем, как и в каком виде вербализуются формируемые человеком структуры знания, а, следовательно, К. Л. вторгается в сложнейшую область исследования, связанную с описанием мира и созданием средств такого описания. См. [Кубрякова 1992; Кубрякова 1994i; 1994: ]. Начало К. Л. приходится на 80-е гг. и иногда его связывают с симпозиумом в Луйсбурге, организованном Рейс Дирвеном в 1989 г., и созданием Международной Когнитивной Лингвистической Ассоциации, участвующей ныне в выпуске специальных изданий по К. Л. Ее возникновение было вызвано новым пониманием языка и подчеркиванием в нем (в тесной связи с идеями когнитивной науки( его психического, ментального аспекта. Определение языка как явления когнитивного или когнитивно-процессуального, акцент на том, что язык передает информацию о мире [Soames 1988: 185, 202], что он многосторонне связан с обработкой этой информации [Schwarz 1992], что он имеет прямое отношение к построению, организации и усовершенствованию информации и способов ее представления [П а пиление 1983: 28], что он, наконец, обеспечивает протекание коммуникативных процессов, в ходе которых передаются огромные пласты знаний и используются - не менее значительные и сложные [Rickheit, Strohner 1993] - все это придало новое направление лингвистическим исследованиям; ср. [Nuyts 1992]. Хотя область К. Л. еще окончательно не сложилась -- ср. [Schwarz 1992: 37], уже сегодня в ней выделились, с одной стороны, многочисленные течения, характеризующиеся своей общей когнитивной организацией (ср. [Герасимов 1985]) и демонстрирующие проекты разных типов когнитивных грамматик, когнитивных исследований дискурса, когнитивных лексикологии и т. п. С другой стороны, в активно разрабатываемой области семантики предлагаются разные варианты когнитивных ее версий - прототипическая семантика, концептуальная семантика, фреймовая семантика и др. могут считаться ее интересными разновидностями; ср. [Демьянков 1992; 19943; Харитончик 1992; Беляевская 1994 и др. ]. Наконец, можно выделить целый цикл лингвистических проблем, получающих новое освещение и новое решение в силу их освещения с когнитивной точки зрения. Это прежде всего проблемы категоризации и концептуализации, рассматриваемые в многочисленных публикациях (см. ); проблемы языковой картины мира; проблемы соотнесения языковых структур с когнитивными; проблемы частей речи и т. п. - все то, с чем связано освещение ментальных репрезентаций и их языковых «привязок» (коррелятивных им языковых форм). Важно также отметить, что поскольку репрезентации обычно считаются единицами
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|