информации.
Ю. П. АССОЦИАЦИЯ (association; Assoaation) - связывание двух явлений, двух представлений, двух объектов и т. п., обычно - стимула и сопровождающей его реакции. Понятие А. было детально разработано в классической психологии и широко изучалось экспериментальными методиками. В бихейвиористских теориях А. занимали
ключевую позицию и все поведение человека объяснялось на их основе, выучиванием того, что определенный стимул ассоциируется с определенной ответной реакцией, притом, что сама способность к А. является врожденной. В когнитивной психологии основное внимание в цепочке S -> R стало, однако, уделяться тем процессам, которые устанавливают А., их природе, их связи с процессами индукции и инференции, их отношению к каузальным, причинно-следственным цепочкам и т. д. Установление А. между единицами стало рассматриваться как общий принцип работы разных модулей. Понятие А. было положено в основу многих сетевых моделей разума, по существу представляющих собой цепочки единиц (узлов), связанных отношениями ассоциации разного типа. Оно также является важным понятием для определения долговременной памяти, считающейся по преимуществу образованием ассоциативного характера. Подчеркивается также значимость этого понятия для когнитивного развития ребенка. См. [McShane 1991: 321 и ел., 38 и ел. ]. Ю. П. БАЗИСНЫЙ УРОВЕНЬ КАТЕГОРИЗАЦИИ (bade level) уровень, на котором в качестве категорий выступают не фундаментальные и самые «высокие» в иерархии объединения, но объединения, в которых сконцентрированы максимально релевантные для обыденного сознания свойства; ср. [Лакофф 1981: 357; Tversky 1986: 64 и ел.; Lakoflf 1987: 13]. Уже Р. Браун заметил, что в выборе названия для определенной вещи люди придерживаются таких стратегий, которые заставляют их выбирать из целого ряда возможных имен те, которые помещают эту вещь в категорию, используемую наиболее часто и приемлемую для описания многих ситуаций. Таким образом, уже он утверждал наличие предпочитаемого для номинации уровня референции. В исследованиях и экспериментах Элеоноры Рош и ее коллег понятие базового уровня категоризации приобрело терминологическое значение: так был назван уровень, промежуточный между самым высоким (суперординатным) и нижним (субординатным или субкатегориальным) в иерархии категорий. По утверждению Рош, человек оперирует при решении многих задач (т. е. не только в акте номинации, но и в актах классификации) концептами и названиями на этом промежуточном уровне. Дж. Лакофф правильно отмечает тот факт, что изменив. представления о сути категорий и явлений категоризации, мы меняем по существу и представление о мире [LakoflT 1987: 9], ибо начинаем понимать, как его воспринимает обыденное сознание, а также и такую его важнейшую черту (черту человеческого интеллекта и разум а), как участие в его работе всего набора присущих им когнитивных способностей - восприятия, воображения,
< моторной деятельности и пр. Взамен представлений о мышлении и ршуме как связанных исключительно с операциями абстрактными. нмволами, они выступают как манипулирующие ментальными ре-м|н юнтациями самых разных типов (образами - в том числе) и соз-днющие категории не только логического (классического) типа. Напротив, в своей каждодневной жизни человек руководствуется более подвижными, более гибкими и более простыми естественными кате-i ориями, сформированными на «среднем» уровне абстракции. Категории базового уровня снабжают человека достаточной информацией об объекте - в концептах и названиях этого уровня обычно соединяются перцептуальные и функциональные характери-* тки объектов, т. е. сам уровень обладает не только лингвистиче-> й, но и когнитивной значимостью, причем он соответствует выделению целостностей, гештальтов. Единицы этого уровня обычно пиеске частотны, структурно просты и исключительно информативны - по мнению Э. Рош, они включают максимальное представление о признаках, разделяемых единицей как образцом своей категории и, напротив, доводят до минимума количество признаков, сближающих их с образцами других категорий, т. е. они не только способствуют распознанию объекта, но и его противопоставлению другим объектам; единицы этого уровня первыми усваиваются в онтогенезе, образуют совокупность единиц, известную большинству говорящих и т. п. См. помимо перечисленных работ, публикации, указанные в статьях, посвященных прототипической семантике, категоризации, концептуализации.
Понятие базового уровня категоризации, восприятия и знания восходят к исследованиям Б. Берлина и П. Кэя о базовых (основных) прминах цвета [Berlin, Kay 1969; Kay, McDaniel 1978] и к экспериментам Э. Рош в той же области [Taylor 1989: 8 и ел. ]. Оно не только получило широкое распространение само по себе, но по аналогии ь|. |; 1и введены также понятия базового объекта, базового восприятия пространства и т. п. Утверждают, например, что мы знаем лучше ж сю о том, что относится к нашему базовому опыту и что включает шания о базовых объектах и составляет, таким образом, некое базовое знание; ср. [Lakoff 1987: 297-301]. Е. К. ВНИМАНИЕ (attention, Aufmerksamheit) - одна из когнитивных способностей человека, ярко проявляющаяся в процессах обработки информации и заключающаяся в возможности сосредоточиться при этом на одном из типов поступающей информации (визуальной, i. (кгильной, аудиторной и т. п. ) и/или определенном объекте, явлении, процессе, области знания; концентрация восприятия или интеллектуальной деятельности на отдельной черте перцептуального про-
цесса (ощущении) или отдельной мысли, отдельной структуре сознания, отдельном концепте; «остановка» в процессе обработки информации на одном из ее объектов путем фокусировки всех когнитивных усилий для его выделения, опознания, описания и классификации. Такая возможность ввести в анализ действительности в качестве его специального объекта нечто, выделяемое мыслью человека, ограничить область или определенный аспект его рассмотрения, поместить в центр В. из всего потока информации его определенный компонент или элемент - все это составляет предпосылки активации талий в человеческом мозгу и способствует известной регуляции информации, приходящей к человеку извне, делает ее обработку зависимой от воли и эмоций человека, от его установок и предыдущего опыта, зафиксированного как в его эпизодической, так и в его семантической памяти. В. - выбор объекта наблюдения.
В. человека легко переключается с одной области на другую, что может быть объяснено как изменение в интенсивности когнитивных процессов, направленных на познание того или другого объекта: так, человек, слушающий исполнение музыкального произведения симфоническим оркестром, может направить свое В. на партию скрипки, и хотя он по-прежнему будет слышать звучание оркестра, он сможет вынести особое суждение о том, как звучала именно скрипка [Langacker 1987i: 114 и ел. ]. В. демонстрирует, таким образом, выбор из потока информации того, что человеку представляется наиболее существенным, интересным, важным. Подобный выбор обеспечивает обычно детализацию и спецификацию опыт, его более тонкое осознание и осмысление. Как указал У. Найссер, восприятие требует как стадии пред-внимания, так и стадии внимания: особенно хорошо изучены эти процессы в области зрения. Уже на первой стадии мир членится для человека на определенные объекты, одни из которых оказываются на переднем плане и выступают в качестве фигур, а другие на заднем плане, выступая в качестве фона для первых. Такое восприятие происходит автоматически, оно не требует никаких усилий. Напротив, на второй стадии В. принимает форму активного поиска и способствует более точной идентификации объектов, их сравнению с другими объектами, их отграничению от этих объектов и i. u.; см. материалы исследований в [Pylyshyn 1988: особенно 30, 210, 296 и 341], см. также [Miller, Johnson-Laird 1976: 131 и ел.; Pylyehyn 1984: 188; Величковский 1982].
В более узком смысле «... внимание • это такой процесс выделения признаков, при котором субъект постоянно оперирует то выделенными признаками, то целым... анализ мер. i.. ш • (, •, j. с. процесс установления целостностей (топиков), с которыми Moiyr быть связаны отдельные части, признаки или свойства и и i ко i ормх могут создаваться новые целостности» [Брунер 1984: 26]. Думается, что когнитивный аспект рассматриваемого явления весьма важен и для когнитивной лингвистики, поскольку понятия топикализации, эмпатии говорящего и выбора им определенной точки зрения на описываемую ситуацию и ее фокусировки на тех или иных ее деталях и т. п. - все это зависит от того, на чем именно сосредоточено В. говорящего и в чем усматривает он сам предмет речи (а следовательно, и субъект высказывания, который может быть должным образом идентифицирован не только в силу внимания к нему самому, но и в силу внимания к тому, что может знать о нем собеседник говорящего или адресат речи). Широко обсуждаемые ныне явления профилирования и противопоставления фона и фигуры также должны изучаться с учетом не только теории релевантности, но и данных о В. человека, останавливающемся на том, что ему важно hic et nunc. Е. К. ВОСПРИЯТИЕ (perception, Perzeption) - одно из фундаментальных понятий психологии вообще и когнитивной психологии и когнитивной науки в частности, рассматривавшееся также и в философии, и в физиологии, и в нейронауках и т. п., имеет длительные традиции своего исследования, но не имеет общепринятого толкования. Оно охватывает широкий круг явлений и процессов, начиная от простого осознания человеком того, что с ним в тот или иной момент его бытия происходит (спонтанное В. ), до обобщения сенсорного или чувственного опыта в виде отражения окружающей нас объективной действительности и в образе мира и его отдельных фрагментов. Термин равно относится как к отдельным сенсорным актам, так и к процессам интеграции и синтеза полученных чувственных данных, как к способностям человека выделять в действительности признаки, качества, стороны разных объектов и процессов, так и формировать их целостный образ, а также и к способностям членить, дискретизировать и структурировать сенсорные данные - весь поток обрушивающейся на человека информации и воспринимаемой им как множество разных материальных сигналов или стимулов. Со времен Аристотеля, который выделил основные каналы получения сенсорной информации или отдельные органы чувств - зрение, слух, вкус, обоняние и тактильные способности (позднее к ним добавили еще двигательную или моторную систему), считается, что В. совершается благодаря тому, что каждая из названных систем создает свои собственные механизмы и свою сеть рецепторов для выполнения своих функций. Считается также, что В. являет собой не пассивное созерцание мира, но активное и живое взаимодействие с окружающей средой, направленное на приспособление человека к среде и его вы-
живание, а следовательно, и на извлечение из потока информации необходимых и полезных сведений. Указывая, что В. представляет собой отражение действительности в психике человека, имеют прежде всего в виду тот путь, который проходит внешнее раздражение - какой-либо физический сигнал или стимул - до центральной нервной системы; в ходе этого процесса формируются определенные ощущения, которые далее превращаются в факт сознания [Запорожец 1986: 56]. Подробное описание процесса см. также в [Pylyshyn 1984: гл. 6; Величковский 1982]. «Перцептуальные системы, - указывают психологи, - подвергаются массивной бомбардировке сигналами из окружающей среды. Подобные сигналы зачастую неожиданны и непредсказуемы. И все же из этого потока непредвиденной информации выделяются звуки и сцены... » [Pylyshyn 1988: 4]. Отчасти такое выделение совершается потому, что определенная дифференциация материальных форм возбуждения характеризует саму объективную действительность. Со стороны В. это сказывается в том, что человек реально ощущает потоки света, видит разные формы материи и движения, слышит разные шумы и т. п. Отсюда теория так называемого прямого В., согласно которой человек «схватывает» разную информацию именно потому, что оно не требует никакой конструктивной деятельности по созданию ментальных репрезентаций и не связано с обращением к предыдущему опыту, памяти, умению делать какие-либо заключения и т. п. Подобная теория подвергается критике, причем именно со стороны когнитологов, утверждающих обратное: В. тесно связано с другими когнитивными способностями человека и. другими когни- тивными процессами, а потому его и следует определить как звено такой конструктивной когнитивной деятельности, которой является процесс обработки информации; ср. [Paivio 1971: 91-92; Pylyshyn 1984: 179; McClelland, Rumelhart 1981]. В отечественной науке была отчетливо продемонстрирована зависимость В. от той практической деятельности, той предметной активности, в которую оно вплетено. «При всем разнообразии точек зрения на природу восприятия существуют две основные теоретические линии в разработке данной психологической проблемы, - писал А. В. Запорожец. -... Одна из них - феноменалистическая - отправляется от субъективных переживаний как первоначальных данных, игнорируя материальную деятельность субъекта в отношении объекта, в процессе которой эти переживания возникают. Другая исходи! из объективных условий материальной деятельности субъекта и заключается в изучении того, как в процессе этой деятельности складывается адекватное отражение окружающей действительности, необходимое для успешного приспособления к ней и целесообразного ее изменения» [Запорожец 1986: 85]. Особенно очевидно развитие В. в онтогенезе, где оно формируется в предметно-практической совместной деятельности ребенка и взрослого и в ходе которого ребе- ник усваивает общественно выработанные эталоны членения сен- < ирного опыта. Человеческое В. удовлетворяет свойствам высших современного взрослого человека структурация воспринимаемого и С изложенных позиций легче понять, почему в разных версиях когнитивизма В. рассматривается то как противопоставленное когтищи и выступающее как отдельное звено в цепочке «сенсорные ощущения - восприятие - концептуализация (когниция)» - ср. [Miller, составляющее начальный этап когниции или же, наконец, как процесс, который сам требует для своего осуществления совместного действия памяти, способности совершать умозаключения и доби-ваться выводных знаний, внимания, воображения и т. п. Особый круг проблем выделяется в когнитивной науке в связи с осознанием важности вопросов, относящихся к участию символических систем в обработке сенсорных данных и, напротив, к влиянию к на строение и организацию языка (последнее подчеркивается осо-iiciiho в работах Р. Ленекера, Р. Джекендоффа, Дж. Лакоффа и у других представителей прототип им ее кои семантики). Понятно, что если В. определяется также как деятельность, посредством которой разум человека соотносит свои ощущения с тем, пект (ср.. например, восприятие речи). Особую значимость имеют проблемы В. и для анализа человеческого поведения. В новой когнитивной теории поведения человека
У. Найссер объединяет в единый узел В. н человеческую деятельность, считая необходимым отразить в своей теории принципиальное различие трех выделяемых им перцептивных систем. Одна из них представляет собой, по мнению этого ученого, систему прямого восприятия и непосредственных реакций и действий человека, вторая - систему межличностного восприятия и взаимодействия и, наконец, третья - систему распознавания объектов и их ментальных репрезентаций [Neisser 1994]. Подобные системы различаются, как считает У. Найссер, и нейрологически, и психологически, и операционально.. Первая система напоминает систему прямого В. Дж. Гибсона в том отношении, что здесь, действительно, человек не прибегает к репрезентациям или к данным предыдущего опыта, - эта система помогает человеку осознать непосредственно данную экологическую ситуацию, в которой он находится, и действовать соответственно этой ситуации. Эта система фундаментальна для всего остального в поведении человека. Вторая названная система позволяет воспринимать коммуникативные жесты, межличностные отношения, оценивать их; уже у грудного младенца можно наблюдать начало эмоциональных отношений и потребностей контакта и общения. Наконец, третья система показывает зависимость В. от ментальных репрезентаций, опыта и знаний. В обычной жизни все три системы взаимодействуют, а все более сложные ментальные процессы проявляют зависимость от каждой из них, поэтому познание не может быть рассмотрено только с одной точки зрения или благодаря признанию какого-либо одного фактора в качестве ведущего: как утверждает Найссер, все когнитивные процессы оказались и более врожденными, и более экологически зависимыми и более связанными с социализацией человека и культурой, чем то считали ранее [Neisser 1994: 239]. Итак, как определение понятия В., так и рассмотрение его в связи с другими когнитивными феноменами поставило перед когни-тологами множество сложных проблем. По единодушному их признанию, без обращения к В. не может быть решена по существу ни одна ключевая задача когнитивной науки: В. мощно вторгается и область между мышлением и поведением человека [Johnson-Laird 1993: XI]. Возможна, однако, и иная постановка проблемы: сложившиеся у современного человека сознание и мышление вторгаются в области В. и, как считал Л. С. Выготский, меняют его функции. Все внешние раздражители трансформируются, интерпретируясь и ос-мысляясь согласно складывающимся эталонам и моделям опыта. Как пишет, например, Р. Ленекер, «качество нашего перцептуального опыта зависит лишь отчасти от стимулов, воздействующих на органы чувств, и сигналов, вызванных непосредственно этими стимулами. Не менее важной оказывается при этом структура, налагаемая на эти периферийные события на более высоких уровнях обработки данных, что сообразуется, с известными ожиданиями и доступным человеку инвентарем перцептуальных и интерпретирующих моде-лей» [Langacker 1987: 101]. Но такие модели характеризуют ментальный лексикон, складываясь в процессах мышления. Они же, в свою очередь, вырастают из предметно-познавательной деятельности, т. е. базируются не на чувственном созерцании как таковом, но на действиях с предметами и всей практике человека по взаимодействию с миром: В. структурируется не только потому, что органы чувств кладут определенные пределы чувственно воспринимаемому извне в силу своего врожденного устройства, но и потому, что в рамках этих пределов они должны отвечать задаче «правильного» отражения объективной действительности - иначе они не могли бы служить эффективному осуществлению необходимой для поддержания человеческого рода предметной деятельности, а также, по всей видимости, и потому, что удовлетворению указанных целей начинали в эволюции человека служить все когнитивные способности и все когнитивные механизмы, включая, разумеется, и те, что обеспечивались знанием такой сложнейшей системы, как язык. Е. К. ВЫДВИЖЕНИЕ (foregrounding) - концепт, характеризующий важность помещения на первый (передний) план по своей значимо- IM той или иной языковой формы, которая выступает в качестве поискового стимула, или «ключа» в процессах языковой обработки информации. Хотя термин В. введен в употребление в трудах представителей русской формальной школы и пражского лингвистического кружка, в которых В. осмысляется как прием построения литературно- художественных и поэтических текстов, он вошел также в арсенал терминов когнитивной лингвистики. Для современных когнитивных исследований характерно внимание к психологическим аспектам В., также к той роли, которую В. играет в процессах порождения и интерпретации текста. Психологическая реальность концепта В. связывается с неожиданностью, удивлением, повышенным внимани- ем [Peer van 1986]. Эти признаки отличают В. от концепта выделен- ность и релевантность (salience). В специальной литературе В. определяется как неестественная выделенность [Osgood 1984], мотивированное коммуникативное выделение [Филлмор 1981], категория текста, отождествляемая с риторическим подчеркиванием информации I Longacre, 1983], выделенность первого порядка, базирующаяся на непредсказуемом выдвижении информации [Chafe 1987]. В. достигается разными способами: логическим ударением в живой речи, помещением языковой формы в значимые позиции текста (начало иликонец), отклонением от обычного словоупотребления или за счет повтора одной и той же языковой формы. 21
В. связывается также с когнитивной процедурой отбора наиболее значимой в данном контексте и для данных коммуникантов информации: привлечение внимания к определенной части текста обеспечивает ее выдвижение на передний план в обработке информации [Чейф 1983]. В. направляет интерпретацию текста, активизирует не только знания, но и мнения, установки и эмоции, облегчает поиск релевантной информации, снижает потребность в больших объемах информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|