Игры малого формата: моральные дилеммы
Игры малого формата: моральные дилеммы Дилеммы - игровая механика, которая успешно используется в сложных компьютерных играх, и, кажется, сам бог велел применять ее в играх живого действия с подростками. Тому есть несколько причин. Во-первых, игра с этическими дилеммами - не та, что говорит ребятам, что такое хорошо и что такое плохо. Здесь игрок выступает как личность со своими моральными соображениями и правом принимать сложные решения. Во-вторых, игра может работать как тренажер для развития этики, ненавязчиво развивать человека на его нравственном пути. В-третьих, есть широкие возможности для дискуссий, которые так любят подростки. Еще лучше, если игрок принимает решения, которые впоследствии вызывают у него сожаление или досаду. Эти чувства будут топливом для последующей рефлексии. Важно помнить об аспектах, которые и составляют этическую дилемму: · нет правильного пути и четких инструкций о том, как действовать; · все выборы - плохи, какое бы решение не принял игрок, кто-то всегда пострадает. При этом ни педагог, ни игра не должны награждать хэппи-эндом человека, который сделал “хороший” выбор; · отказ от принятия решения приведет к еще более ужасным последствиям. Итак, какие форматы здесь придутся кстати. Голоса Вы предлагаете игрокам этическую дилемму. Например, нужно помочь врачу в разрушенной больнице в небольшом городе после вспышки смертельной эпидемии. У вас есть лекарство, но оно всего одно. Вам привозят больного, зараженного этим самым жутким вирусом. Решайте, отдавать ли ему лекарство. Дети вступают в дебаты. Каждый из них - внутренний голос героя. Они озвучивают разные позиции, спорят. Педагог провоцирует их на обсуждения, подкидывая дров:
· Разве вы не давали клятву Гиппократа, чтобы спасать больных? · Но вы можете завтра заболеть сами. Разве не лучше, если спасется врач? Тогда он сможет выручить из беды больше людей? · А может, надо обменять это дорогое лекарство на ящик лекарств попроще и помочь другим? Игра проходит следующим образом: 1 игрок (ребенок) получает роль персонажа, стоящего перед выбором. Другие дети получают свои роли и позиции. Иногда это просто " голоса": разума, совести, сострадания, страха. Иногда - конкретные персонажи, как при ролевом отыгрыше. Лоуренс Кольберг, американский психолог и автор теории морального развития, решал с детьми известные дилеммы именно с позиции “голосов”. Можно ли украсть лекарство для жены, смертельно больной, если другого способа достать его у вас нет. Давайте обсудим это, будто вы муж этой женщины. А если вы не муж, а просто друг семьи? А если вы полицейский? А если это не ваша жена, а ваша собака? Ролевой отыгрыш Подходит для решения исторических кейсов. Опишите проблему и расстановку сил. Дайте презентацию с цифрами и жертвами. Предложите детям озвучить роли. Например, стоит ли Кутузову сдавать Москву. Пусть перед Кутузовым выступит старушка, у которой сын-солдат и один домишко, в котором прошла ее жизнь. Пусть выступит генерал со стратегическими соображениями. За ним - армейский снабженец. После того, как все выслушали мнения, можно развернуть обсуждение, где педагог выступает модератором - провокатором. Здесь проще с литературными дилеммами, вроде преступить-не преступить, но с историческими нужно быть аккуратнее. Например, нужно ли было сдать Ленинград или оставить в кольце блокады - дилемма, которую не принято озвучивать вслух, чтобы не ранить чувства людей. Если вам хочется об этом поговорить, переносите Ленинград в созвездие Кассиопея и населяйте синими человечками. Чем дальше сеттинг, тем проще обсуждать проблему.
Ведется счет: выживание Эта механика часто используется в компьютерных играх. На уроке она потребует предварительных расчетов, ведь теперь игрокам придется выдавать последствия их решений. Разбейте детей на команды и дайте им управлять древнегреческим городом, космическим кораблем или бандой в постапокалиптическом мире. У них должно быть определенное количество единиц, которые они будут терять при принятии решений. Это могут быть деньги, очки доверия группы, репутация в народе… В общем, если этот показатель дойдет до нуля, гейм овер. Например, на истории Ира Беляева предлагала игрокам выступать в роли Архонта в Афинах. К детям являлись персонажи с экрана проектора и просили о помощи. Например, так: О, Великий Архонт, меня зовут Алексис, некоторые называют “старая Алексис". Спасибо Гере, я все еще жива и даже сильна настолько, чтобы дойти до тебя и попросить о милости. У меня есть сын - Аристон. Честный и трудолюбивый житель Афин, верный муж и нежный отец. У нас была оливковая роща, наше масло ценилось, наши оливы знали не только в Афинах, но и Коринфе, Дельфах и даже Олимпии. Мой сын купил еще одну рощу и занял на это денег. Но боги не были милостивы к нам. Случился пожар, и наши рощи сгорели. И теперь он не может выплатить долг и должен стать рабом. Но мы все - его родные, которые живут благодаря его труду, - пойдем по миру и умрем с голоду. Пощади, Архонт, помоги Аристону и его бедной матери. Причем, каждый раз являлось несколько персонажей, и всем помочь было невозможно, к тому же и решений для каждого кейса было несколько. Очевидно, что все решения стоили какого-то ресурса Полиса и сказывались на экономике. Игроки спорят, принимают решение, которое влияет на их финансы и репутацию. После каждого решения, игротехник озвучивает, как изменилось положение игроков. На похожей механике работает мобильная игра Lapse. Скачать на Google Play, скачать на AppStore. Игрок управляет страной, и каждый его выбор либо роняет, либо поднимает очки четырех разных параметров: экология страны, деньги, счастье людей, вооружение. Нужно продержаться как можно дольше. Где еще почитать об этике в играх: Что такое мораль и как стать более нравственнымhttps: //knife. media/moral-upgrade/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|