Понятие, виды и функции здоровья: составляющие здоровья; характеристика основных видов здоровья (физическое, психическое, духовное; нравственное); значение здоровья в жизнедеятельности человека. 1 глава
Существует больше ста определений здоровья. Наиболее популярным является определение, данное ВОЗ (1968): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Идею целостности организма поддерживают в своих определениях здоровья многие авторы. Ю. П. Лисицын (1973): «Здоровье – гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями». Р. М. Баевский (1979): «Здоровье – возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды на основе биологической, психической и социальной сущности человека». О. П. Щепин (1983): «Здоровье – состояние оптимальной жизнедеятельности, обеспечивающей полноту реализации его сущностных сил». А. Г. Щедрина (1989): «Здоровье – целостное многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в разной степени осуществлять его биологические и социальные функции». В.П. Казначеев (1990) Здоровье - процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В.П.Казначеев). При определении понятия "здоровья" человека могут служить следующие трактовки: под здоровьем понимается состояние человека, обеспечивающее ему возможность жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять её неблагоприятным факторам и утомлению с выделением нескольких "переходных" состояний от здоровья к болезни (А. В. Коробов, 1972); здоровье представляется как важнейшая ценность человека, как предпосылка к высокоэффективному труду, творческой
В связи с этим, несмотря на то, что определения "здоровья" носят в основном описательный характер, возможно рассмотрение конкретного периода жизнедеятельности человека, отражающего "результативное" многофакторное влияние в тот или иной момент жизни на состояние отдельных систем организма и особенности реализации его качеств и способностей в создавшихся условиях. Функции здоровья: обеспечивает уровень жизнедеятельности человека в каждый конкретный период жизни; создает запас для старости, когда снижается адаптационность и совершенство механизмов регулировки; способствует достижению гармоничности функционирования организма, проявляющегося в состоянии комфорта. Виды здоровья (О.Л. Трещева, 2002): физическое здоровье – состояние, характеризующее согласованность работы основных функциональных систем и внутренних органов, позволяющее человеку проявлять высокую работоспособность; психическое здоровье – состояние, характеризующее степень развития психических функций, уровень саморегуляции, эмоционально-волевой сферы; духовное здоровье – состояние, характеризующее систему целей и ценностей человека, моральную направленность и менталитет личности; социальное здоровье – состояние, характеризующее отношение человека к обществу и общества к человеку, хороший уровень коммуникативных навыков, степень адаптации человека в обществе. Укрепление здоровья осуществляется на разных уровнях: на индивидуальном уровне; на семейном уровне; на уровне трудового коллектива; на государственном.
Здоровье человека как комплексное социально-биологическое понятие является основным критерием активной жизнедеятельности человека и базовой ценностью социально-общественного значения. Здоровье человека следует рассматривать не только как структуру факторов, определяющих нормальное функционирование органов и систем его организма при отсутствии «жалоб» и болезненных проявлений, но и как процесс приспособления этих систем к различным требованиям окружающей среды и условиям выполнения биологических и социальных функций. Оздоровление населения является важной социальной за Необходимо усиление мер профилактического воздействия на состояние здоровья человека, предупреждающих возможность проявления заболеваний и опережающих вероятность негативного влияния окружающей среды, и формирования надежной «защиты» человека; Поскольку для повседневной деятельности человека характерна слабая двигательная активность, особую важность представляет устранение двигательного дефицита путем увеличения Организация специальной двигательной деятельности человека должна быть направлена не только на удовлетворение общей биологической потребности человека в движении как естественного стимулятора жизнедеятельности, но и на его гармоническое развитие на фоне общей рекреации и улучшения самочувствия. Перспективность лично-ориентированного подхода к сохранению здоровья определяется преимуществом здорового человека в условиях рыночной экономики перед ослабленным и больным; преимуществом в большей выгоде вкладывания средств в первичную профилактику, в поддержание здоровья, чем в лечебную медицину. Именно этим путем идут все развитые страны, осуществляя свои программы охраны здоровья нации, в которых основная роль отводится не системам здравоохранения, а различным общественным организациям, образовательным программам. В частности, такие программы, как «Спорт для всех», «Уроки здоровья», программы борьбы с курением, сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком и т. д., широко проводимые в США, Швеции, Японии и других странах, дают реальные положительные результаты.
Современные концепции формирования здоровья: состояние здоровья населения России; многокомпонентная модель здоровья; взаимосвязь возрастных периодов индивидуального развития и факторов, сопутствующих укреплению здоровья; основные пути оптимизации здоровья человека. По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2014 г. составила 143,7 миллиона человек и за год увеличилась на 319,9 тысяч человек, или на 0,3%. Рост численности населения обусловлен как миграционным приростом, так и естественным приростом населения. С 2006 года динамика основных демографических показателей в Российской Федерации благоприятна. Отмечается тенденция снижения естественной убыли населения, в 2013 году зафиксирован естественный прирост населения – 24,0 тыс. человек (в 2012 году – естественная убыль За 2013 год число родившихся превысило число умерших в 1,28 раза; коэффициент естественного прироста населения составил – 0,2‰. Естественный прирост населения в 2013 году зафиксирован в 43 субъектах Российской Федерации (в 2012 году – в 41 регионе). В 2013 году общероссийский уровень рождаемости впервые с начала девяностых годов превысил уровень смертности и составил 13,2 на 1000 населения. Здоровье населения России в настоящее время находится в критическом состоянии. В стране ежегодно регистрируется 180-190 миллионов случаев острых и хронических заболеваний, при этом около 100 миллионов из них с впервые установленным диагнозом. Значительно ухудшилось репродуктивное здоровье населения. 15-20% семейных пар бесплодны. Почти 80% будущих матерей в периоды зачатия, вынашивания и рождения имеют отклонения в состоянии здоровья. По оценкам многих ученых в России сейчас здоровых детей, не имеющих каких-либо отклонений, рождается не более десяти или даже пяти процентов.
Резкое снижение уровня здоровья привело к сокращению в России продолжительности жизни населения, в частности мужчин до 57-59 лет, что в среднем на 10-15 лет меньше, чем в экономически развитых странах, продолжительность жизни женщин в стране составляет 72 года, что также меньше (на 6-8 лет) уровня в западноевропейских странах. А.Г. Щедриной (1989) предложена многокомпонентная модель здоровья: уровень и гармоничность физического развития; резервные возможности основных физиологических систем; уровень иммунной системы и неспецифической резистентности организма; наличие хронического заболевания, дефекта развития;уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. В 1990 году И. И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства». С этих позиций все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Прослеживается взаимосвязь возрастных периодов индивидуального развития и факторов, сопутствующих укреплению здоровья. Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учёта по крайней мере следующих факторов (Э. Н. Вайнер, 1998): - правовые: разработка законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье и регламентирующих механизмы их реализации; - социально- экономические, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, финансирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности; - образовательно-воспитательные, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на ЗОЖ, обучение методам достижения здоровья; - семейные, связанные с созданием условий для ЗОЖ в семье; - медицинские, направленные на диагностику и профилактику заболеваний; - культурологические, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья; - юридические, обеспечивающие социальную безопасность, защищенность личности от преступлений; - экологические, обуславливающие адекватное для ЗОЖ состояние окружающей среды и рациональное природопользование; -личностные, обуславливающие ответственность личности за своё здоровье. Г.И. Царегородцев (1989) пишет: «Мы овладели арифметикой болезни и остановились перед алгеброй здоровья».
Действительно до настоящего времени не выявлено какой-либо первоосновы здоровья человека. При таком рассмотрении здоровье представляется как некое конечное состояние. Выделение такого абсолютного здоровья осуществляется методом последующего исключения признаков всех известных заболеваний. На основании данного подхода поиски абсолютного здоровья человека оказались малоуспешными. В связи с этим было предложено выделить промежуточное состояние «донозология» (Р. М. Баевский, В. П. Казначеев, 1974), предпатологическое состояние (И. И. Брехман, 1990) или «третье» состояние (Н. М. Амосов,1987). Большая часть людей как раз и находится в этом состоянии. Существующая размытость границ здоровья не позволяет чётко определить количественный критерий здоровья. Проблема диагностики здоровья до сих пор остается открытой, несмотря на множество попыток определения количества и качества здоровья (Г. Л. Апанасенко, Р. М. Баевский, Т. Д. Семенова, Н. А. Агаджанян и др.). Тем более, что здоровье человека меняется с возрастом. По данным Л. П. Кищенко (1989) оно ниже в период детства, максимальна оценка здоровья в возрасте 21-24 года, регрессивные изменения начинаются после 35 лет и заметно снижается уровень здоровья в 45-49 лет. С одной стороны, сегодня Россия является одной из стран, где ухудшение состояния здоровья населения приобрело катастрофический характер, что требует поиска эффективных мер, способствующих преломлению этой неблагоприятной тенденции. С другой стороны, общеизвестным является мнение экспертов Всемирной организации здравоохранения о том, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Основные пути оптимизации здоровья человека. ВОЗ следующим образом распределила факторы, формирующие здоровье человека: наследственность (20%), экология (20%), медицина (10%) и образ жизни (50%). Следовательно, здоровье в большей степени зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного активно регулировать собственное состояние, реализовать свои программы самосохранения, самореализации и саморазвития. При этом освоение здорового образа жизни возможно на основе принципа активности личности, позволяющего сочетать осознание ценности здоровья с формированием валеологических знаний и освоением практических навыков укрепления здоровья, реализуемых в повседневной жизнедеятельности. Таким образом, оптимизация здоровья возможна только по пути формирования валеологической культуры. Основными составляющими культуры здоровья, по мнению Э. М. Казина (1997), являются: культура физическая – управление движениями; культура физиологическая – управление процессами в теле; культура психологическая – управление своими ощущениями, внутренним состоянием; культура интеллектуальная – управление мыслью и размышлениями. Рассматривая культуру здоровья с позиций системного подхода О. Л. Трещёва (2002) выделяет системонаполняющие компоненты культуры здоровья: духовно- нравственные ценности, менталитет на здоровый стиль жизни; грамотность в вопросах здоровья (знания и навыки оздоровительной деятельности); здоровый образ жизни как целостная организация жизнедеятельности человека. Здоровый образ жизни как основное условие обеспечения здоровья: факторы, формирующие здоровье человека; понятия образ жизни, категории; понятие здоровый образ жизни; характеристика основных компонентов здорового образа жизни.
Э.М. Казин выделил факторы, влияющие на здоровье человека. Факторы, укрепляющие здоровье: образ жизни (50%) – отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная двигательная активность; здоровый психологический климат в семье, на работе и учебе; внимательное отношение к своему здоровью: внешняя среда (20%) – отсутствие вредных факторов на производстве и учебе; хорошие материально-бытовые условия; оседлый образ жизни; благоприятный климат и экологически чистая среда обитания; биологические факторы (20%) – здоровая наследственность; медицинский фактор (10%) – высокий уровень медицинской помощи. Факторы риска: наличие вредных привычек, несбалансированное в количественном и качественном отношении питание, гиподинамия и гипердинамия, стрессовые ситуации, недостаточная медицинская активность; вредные условия труда и обучения, плохие материально-бытовые условия, миграционные процессы, неблагоприятные климатические условия, загрязненная окружающая среда; наследственная предрасположенность к заболеваниям; некачественное медицинское обслуживание. Образ жизни – это система деятельности; жизнь людей в определенных условиях; сложившаяся система, связанная с материальными и не материальными условиями, социальными отношениями, потребностями и различными видами деятельности. Образ жизни - биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудом, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. В структуре образа жизни выделяют четыре категории: - экономическую - уровень жизни (уровень благосостояния, характеризующийся размерами национального дохода и фондов потребления, размерами реальных доходов населения, продолжительностью рабочего и свободного времени, структурой доходов и т.п.); - социологическую - качество жизни (уровень комфорта, удовлетворенности жилищным условиями, работой, питанием); - социально-психологическую- стиль жизни (индивидуальные особенности поведения как одно из проявлений активности личности); - социально-экономическую - уклад жизни (порядок общественной жизни, быта, культура, регламентирующая жизнедеятельность людей). По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей при равных первых двух категориях здоровье в большей степени зависит от стиля и уклада жизни, которые обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей. Зарубежные авторы, рассматривая поведение человека как существенный фактор влияния на здоровье и придавая большое значение формированию "здорового" или "самосохранительного поведения" детей и подростков, оперируют понятием "стиль жизни". Под здоровым стилем жизнипонимается типичная совокупность повседневных форм и способов жизнедеятельности, индивидуальных особенностей поведения, способствующая полноценному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций. Хотя неотъемлемой составной частью здорового стиля жизни, безусловно, является физическая активность, которая трактуется как деятельность индивидуума, направленная на достижение физического совершенства, тем не менее, на наш взгляд, формирование здорового стиля жизни является одной из важных задач не только и не столько физического воспитания, сколько всего образовательного процесса в целом. Здоровый образ жизни – это деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармоничного физического, психического и духовного развития человека. По определению Ю.И. Смирнова (1995), понятие «здоровый образ жизни» содержит пять смысловых значений: как конкретный вариант образа жизни, результат теоретического осмысления многовековой реальной жизнедеятельности человека; как целостное образование, зависящее от индивидуальных особенностей человека объективного и субъективного характера; как медико-педагогическая система рациональной жизнедеятельности человека в сфере труда, быта и отдыха. Физическая и экологическая культура обеспечивает гармоничное развитие человека, максимальную реализацию его индивидуальных и общественно значимых возможностей; как реальное и эффективное средство стабилизации здоровья и выживания населения; как результат физической активности, охраны и улучшения здоровья населения. (П.А.Виноградов) Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Возможность ведения ЗОЖ зависит от пола, возраста и состояния здоровья человека; от условий обитания; от экономических условий; от наличия полезных и отсутствия вредных привычек. Основные факторы, обеспечивающие возможность для ЗОЖ конкретной личности: способность к рефлексии; комфортное состояние различных видов пространства (индивидуальное, групповое, коллективное); адекватная физическая активность; рациональное питание; приемлемый режим труда и отдыха. Условия формирования стиля здоровой жизни: конкретные исторические условия и культурные традиции; экономическое положение отдельной семьи; наличие или отсутствие факторов риска; место здоровья в иерархии потребностей; установка личности на здоровье и ЗОЖ. В свою очередь, здоровый образ жизни включает в себя такие компоненты: адекватная физическая активность; закаливание; рациональное питание; личная гигиена; режим дня и учет биоритмов; отсутствие вредных привычек; психогигиена; комфортное общение; сексуальная культура; безопасное поведение; нравственное поведение. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (здоровый образ жизни): адекватная физическая активность; рациональное питание; режим труда и отдыха; отсутствие вредных привычек; соблюдение профилактических и санитарно-гигиенических норм; психологический климат в семье, на месте учебы, работы или службы; удовлетворенность социально-экономическими условиями жизни. Реализация этих форм по сохранению здоровья с учётом индивидуальных особенностей и определяет основные пути оптимизации здоровья человека. Рекреационные аспекты оптимизации физического здоровья: понятие физического здоровья; факторы, формирующие физическое здоровье; основы оздоровительной тренировки; общая характеристика физкультурно-оздоровительных методик. Состояние здоровья человека можно определить как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических его функций, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье – это целостное состояние, для сохранения и развития которого требуются разнообразные пути. Какой-либо один способ или метод укрепления здоровья без учета других аспектов жизни человека не позволит полностью достичь желаемой цели. Физическое здоровье характеризуется уровнем физического здоровья и физической подготовленности, степенью саморегуляции органов и систем, а также наличием резервных возможностей. Физическое здоровье определяется 4 факторами: типом нагрузки, ее эффективностью, частотой и продолжительностью. 1. Тип нагрузки. Для развития выносливости предпочтительны динамические упражнения с участием больших мышечных групп. (Не менее 1/6-1/7 общего объема мышц). Динамические упражнения - это работа, проводимая при постоянном напряжении и включающая в себя ритмические сокращения сгибателей и разгибателей. Занятия состоят из так называемых циклических упражнений: бега, плавания, езды на велосипеде, ходьбы на лыжах и др. Статические нагрузки не вызывают необходимых изменений в ССС и сами по себе не ведут к развитию выносливости, но значительно увеличивают силу мышц. 2. Интенсивность нагрузки. Интенсивность нагрузки является основным фактором, от которого зависит повышение функциональных возможностей органов кровообращения и ССС, которыми определяется оздоровительное действие физической активности. Обобщение классических исследований показало, что только нагрузка, вызывающая учащение пульса до 130 ударов в минуту и выше и сохраняющая определенное время этот ритм, ведет к достоверному увеличению МПК ЧСС при максимальной работе Серия специальных экспериментов показала, что интенсивность и продолжительность нагрузки — это основные факторы оздоровительного действия. При составлении программы занятий физическими упражнениями следует учитывать данные о необходимости «пиковых нагрузок». Для лучшего развития выносливости нужны не монотонные нагрузки, а работа с периодами максимальной мощности. Работа переменной мощности с периодами возрастающей интенсивности оказывает на организм более выраженное воздействие. 3. Частота нагрузок. Если физические нагрузки регулярны, то определяется прямая зависимость между частотой тренировок и их оздоровительным действием. Исследовалась эффективность физкультурно-оздоровительных занятий разной частоты (1-5 раз в неделю) при интенсивности 70-90% от максимальной ЧСС. Оказалось, что достоверное увеличение МПК и работоспособности начинается с 2-х разовых занятий в неделю. Значительный прирост МПК начинается с 3-х разовых занятий и дальнейшее увеличение частоты до 5 раз не дает дополнительный прирост МПК. При увеличении частоты занятий может возрастать риск травм опорно-двигательного аппарата, поэтому нецелесообразно заниматься чаще, чем 5 раз в неделю. 2-3 разовые занятия обеспечивают необходимый оздоровительный эффект. Для поддержания уже достигнутого уровня выносливости необходимо также не менее 2 занятий в неделю. При этом, возможно, некоторое снижение интенсивности до нижнего предела при увеличении времени занятий. 4. Продолжительность нагрузок. Продолжительность нагрузок тесно связана с интенсивностью работы. При интенсивности 70% от максимальной ЧСС продолжительность нагрузки должна составлять 20 минут. Нижний предел продолжительности работы (так называемый период врабатывания) составляет 4-5 минут нагрузки. Оптимальная продолжительность оздоровительных нагрузок составляет 20-60 минут. Несомненно, существует необходимость индивидуальных нагрузок в зависимости от возраста и уровня подготовленности, но установлено, что здоровые люди во время занятий должны производить ту мышечную работу, которая способствует развитию выносливости. Это должны быть динамические упражнения с интенсивностью в зоне тренирующего действия (50-85% от МПК или 65-90% от макс. ЧСС) продолжительностью 20-60 минут и частотой 2-5 раз в неделю. Для лиц с очень низкой подготовленностью рекомендуется начинать с менее интенсивных, но более длительных нагрузок. В основную часть занятия целесообразно включение 1 -3 «пиковых» нагрузок. Рекомендуются 5 разовые занятия с затратой энергии не менее 550 ккал за каждую тренировку, или ежедневный бег трусцой по 20 минут, или 4-5 кратные занятия продолжительностью 30 минут с интенсивностью энергозатрат 7,5 ккал/мин. Все официальные программы физкультурно-оздоровительных занятий в разных странах придерживаются этих принципов дозирования нагрузок. Оптимальным признан уровень энергозатрат 2000 ккал в неделю. Оздоровительная тренировка должна проводиться в аэробной зоне энерго-обеспечения, так как образование кислородной задолжности может привести к спазму коронарных сосудов. Показатель аэробных возможностей организма может значительно варьироваться в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности. Его величина наиболее точно может быть выражена в процентах от максимального потребления кислорода (МПК); у начинающих заниматься физической культурой соответствует примерно 50-60% от индивидуальных значений МПК. Наиболее физически обоснованной является дозировка интенсивности нагрузки в процентах МПК, которую достаточно точно можно определить по частоте сердечных сокращений, так как между этими показателями существует прямая корреляционная зависимость. Можно использовать дозировку нагрузки в процентах от максимальной ЧСС, которая определяется по формуле: 220 минус возраст. В этом случае диапазон колебаний ЧСС в зависимости от уровня тренированности и возраста будет составлять 65-85% ЧСС. Таким образом, пороговой величиной интенсивности нагрузки, обеспечивающей минимальный оздоровительный эффект, принято считать работу на уровне 50% от МПК или 65% от максимальной возрастной ЧСС (соответствует пульсу около 120уд\мин для начинающих и 130уд\мин для подготовленных бегунов). Тренировка при ЧСС ниже указанных величин малоэффективна для развития выносливости, поскольку ударный объем крови в этом случае не достигает максимальной величины и сердце не донца использует свои резервные возможности. Максимальная ЧСС, допустимая у людей среднего возраста в процессе занятий оздоровительной физической культурой и обеспечивающая максимальный тренировочный эффект, соответствует интенсивности около 80% МПК или 85% ЧСС, что соответствует пульсу около 150уд\мин. Увеличение ЧСС выше указанной величины нежелательно, так как означает переход в зону смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения. Следовательно, диапазон безопасных нагрузок, оказывающий тренировочный эффект в оздоровительной физической культуре, в зависимости от возраста и уровня подготовленности может колебаться от 120 до 150 уд\мин. Тренировка с более высокой ЧСС не может быть признана целесообразной, так как имеет явную спортивную направленность. Сверхтяжелые нагрузки (свыше 85% МПК) в оздоровительной тренировке не должны применяться, так как быстро проводят к утомлению и дискоординации функций дыхания и кровообращения (с возможным перенапряжением адаптационных механизмов). Характер соревновательной деятельности в массовой физической культуре (в отличие от спорта) не предполагает достижения высокого результата. Оптимальная частота занятий для начинающих – 3 раза в неделю. Более частые тренировки могут привести к переутомлению травмам опорно-двигательного аппарата. Уменьшение количества занятий значительно менее эффективно и может использоваться лишь для поддержания достигнутого уровня выносливости. При этом возможно снижение нагрузки до нижнего предела при увеличении продолжительности занятия. Интервалы отдыха между занятиями зависят от величины тренировочной нагрузки. Они должны обеспечить полное восстановление работоспособности до исходного уровня или же фазы суперкомпенсации (сверх восстановления).Тренировка в фазе недовосстановления не допустима для занимающихся оздоровительной физической культурой, так как адаптационные возможности людей среднего возраста ограничены. Чем больше величина тренировочной нагрузки, тем более продолжительными должны быть интервалы отдыха. При 3-разовой тренировке с использованием средних по величине нагрузок (30-60 минут) продолжительность отдыха 48 часов обеспечивает полное восстановление функций. При малых нагрузках (15-30 минут) восстановление работоспособности завершается в течение нескольких часов, поэтому тренировки могут проводиться 5-6 раз в неделю. Основным методом оздоровительной тренировки является равномерный метод, способствующий развитию общей выносливости. В качестве тренировочного средства в этом случае используется непрерывный бег в равномерном темпе продолжительностью 30-60 минут 2 раза в неделю и 90-120 минут 1 раз в неделю (интенсивность 65-75% МПК). Выбор оптимальной величины тренировочной нагрузки, а также продолжительности, интенсивности и частоты занятий определяется уровнем физического состояния занимающегося. Индивидуализация тренировочных нагрузок в оздоровительной физической культуре является важнейшим условием их эффективности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|