Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, виды и функции здоровья: составляющие здоровья; характеристика основных видов здоровья (физическое, психическое, духовное; нравственное); значение здоровья в жизнедеятельности человека. 5 глава




- наличие дополнительных платных услуг (индивидуальные тренировки, консультации по спортивному питанию, салон красоты, солярий, массаж);

- стоимость годовой безлимитной карты – от 500 до 800 долл. (для Москвы), для регионов – от 300 до 500 долл.;

- клубная карта должна включать не только неограниченное количество посещений групповых занятий и тренажёрного зала, но и ряд льготных услуг (например, бесплатное предоставление полотенца, скидки на посещение солярия, салона красоты, на напитки и закуски в фитнес - баре). Для успешной работы фитнес - клуба важно не просто найти, но и удержать клиента, поэтому необходимо изучать опыт конкурентов, посещать максимальное количество различных спортивных центров, знать рынок существующих предложений.

К специфическим чертам туристского молодежного досуга относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной, иногда даже экстремальной активности. Молодые люди более склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспосабливается к деятельности однообразной, специализированной.

К особенностям туристского досуга относится своеобразие среды его протекания. Он организуется в новой для туриста среде во время потребления туристских услуг на маршруте, в кругу туристов-единомышленников, т.е. в области специфических досуговых интересов. Однако при всей необходимости содержательной деятельности в досуге, туристы стремятся к общению в компании единомышленников.

Туризм в организации досуга туристов охватывает соответствующие учреждения и предприятия: клубы, культурно – досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, фитнес-центры. Отличительным качеством туристского культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возникающая в результате предоставленных возможностей заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать в путешествии новые места, быть участником важных событий.

При составлении туристско-анимационных программ тур - аниматорам необходимо учитывать физиологические, психологические, возрастные и другие особенности участников поездок и общения. Это позволяет правильно подобрать формы работы с ними, наиболее продуктивно сочетать активный и пассивный отдых, сделать досуг интересным и полноценным. Нет плохого или хорошего досуга.

Существует ряд общих требований, которым должен отвечать туристский досуг, чтобы быть полноценным:

1. Досуг является общественно осознанной необходимостью. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей в целях социально – экономического развития и духовного обновления жизни.

2. Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Поэтому туристский досуг рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, самореализацией и общением.

3. Нужно добиваться преодоления потребительского отношения туристов к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должен обеспечить кто-то другой, а не они сами.

4. Деятельность предприятий туризма и отдыха и ее улучшение зависят не только от умелой организации досуга, но и учета психолого-педагогических факторов. Деятельность туристов в сфере свободного времени основывается на добровольности, личной инициативе, интересе к общению и творчеству.

Таким образом, досуговые мероприятия занимают основополагающее место в программе физкультурно-оздоровительной и туристской деятельности населения.

Содержание и методика физкультурно-рекреативной работы с людьми пожилого возраста: организационно-методические особенности рекреационно-оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста; методика составления программ физкультурно-оздоровительной направленности для людей пожилого возраста.

Пожилыми считаются женщины в возрасте 56-74 лет, а мужчины-61-74 лет. Эффективность занятий в группах здоровья с людьми пожилого возраста зависит от используемых средств, методики их применения, структуры занятий и выбора оптимальных нагрузок. Оптимальность нагрузки определяется продолжительностью занятий, интенсивностью и количеством занятий в неделю.

Сложившаяся практика работы групп здоровья и результаты научных исследований определили структуру содержания педагогического процесса и особенности методики занятий. Специалисты рекомендуют этапное построение педагогического процесса.

Первый этап - 1-3 месяцы занятий. В этот период идет изучение контингента занимающихся, их возрастных и биологических особенностей, выявление нарушений в состоянии здоровья и оценка прошлого двигательного опыта. Подбор упражнений на данном этапе обеспечивает постепенное вовлечение в работу всех систем организма, занимающиеся обучаются основным движениям.

Второй этап - 4-6 месяцы занятий. На этом этапе продолжается работа по укреплению и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата, расширению функциональных возможностей системы дыхания и кровообращения, дальнейшему обучению движениям, развитию основных физических качеств, постепенному обучению новым двигательным навыкам.

Третий этап - по истечение 6 месяцев занятий. В этот период решаются, в основном, задачи поддержания достигнутого уровня здоровья, самочувствия и тренированности организма, овладения новыми формами движений и навыков с более сложной координационной структурой, начинается работа по совершенствованию качества выносливости.

Основной формой проведения занятий в группах здоровья является урок.Урок строится на первом году обучения на четырехчастной системе, предусматривая следующее содержание и временные соотношения: вводная часть (до 10минут) - упражнение на внимание, в различных перестроениях и движении: подготовительная часть (40-50 минут) - общеразвивающие упражнения без предметов, бег, прыжки; основная часть (30-35 минут) - общеразвивающие упражнения с предметами, парные упражнения, игры, обучение элементам техники игры или вида спорта (плавание, бег, лыжи, бадминтон, теннис); заключительная часть (до 10 минут) - ходьба, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление, элементы массажи и другие группы упражнений с целью воздействия на нервно-эмоцианальную сферу занимающихся.

Особую популярность имеют группы здоровья, занятия с которыми проводятся в условиях парка, на открытом воздухе. Занятия физическими упражнениями на свежем воздухе не только оказывают общеукрепляющее воздействия на организм занимающихся, но и благотворно влияют на настроение, вызывая положительные эмоции, так как в условиях этих занятий используется значительный арсенал средств оздоровительно-рекреативной физической культуры - лыжи, коньки, волейбол, плавание, бег, гребля.

Уроки, проводимые на свежем воздухе, строятся по следующей схеме: подготовительная часть - ходьба, общеразвивающие упражнения; основная часть - спортивные упражнения и игры (лыжи, волейбол, коньки, гребля и т.п. или их сочетание); заключительная часть - медленный бег, ходьба, упражнение на дыхание и расслабление мышц.

Отличительной особенностью уроков в группах здоровья является комплексное использование средств физической культуры и преимущественное использование ОРУ в различных типах уроков, проводимых как в зале, так и на открытом воздухе.

Для ОРУ, используемых в группах здоровья, характерно:

- возможность использования упражнений в любых условиях (зал, площадки, открытый воздух);

- индивидуализация подхода к упражнениям;

- целенаправленность избирательного воздействия упражнений на все звенья опорно-двигательного аппарата и на отдельные части тела;

- разнообразие движений в отдельных суставах и группах мышц из различных исходных положений, разносторонность влияния этих движений на все мышечные группы и другие системы организма;

- необходимость точно и постепенно дозировать нагрузку занятий, регламентировать темп и скорость упражнений, амплитуду, направление движений, чередование напряжения с расслаблением;

- большое разнообразие методов проведения и организации упражнений, усложнений координационной структуры (комбинирование, сочетание и др.).

Направленность предлагаемых методов определяется большими возможностями варьирования упражнений, поэтому содержание заложено в изменениях амплитуды, направления, темпа и ритма движений, величины мышечного напряжения при их выполнении, а также в использовании разнообразных исходных положений. Конкретным примером может быть пружинящие наклоны в сторону, или совмещение движений при наклонах вперед и назад, или комбинирование рывков руками и поворотов в сторону.

Характер воздействия на организм физических упражнений (нагрузок) определяется их интенсивностью, подбором и сочетанием упражнений, их повторяемостью, исходным положением, состоянием здоровья, функциональным состоянием, т.е. тренированностью и другими факторами. Занятия проводятся не менее трех раз в неделю с соблюдением правил гигиены.

Длительность занятий на начальном этапе составляет 45-60 мин; через 2-4 месяца ее увеличивают до 75 мин, а через 6-8 месяцев - до 1,5 ч. При проведении занятий необходимо учитывать время года, т.е. климатические (погодные) условия; одежда и обувь должны им соответствовать.

На начальном этапе не рекомендуются прыжки, подскоки, упражнения с отягощениями, натуживанием (задержкой дыхания), резкими движениями, упражнения с длительным наклоном головы. Повторяемость упражнений должна быть минимальной. Следует сочетать выполнение упражнений с дыхательными упражнениями и ходьбой, обращать внимание на ритмичность выполнения упражнений, на их согласованность с дыханием.

Позже, при заметном улучшении функционального состояния и адаптации занимающихся к физическим нагрузкам, включают упражнения на координацию, наклоны туловища, бег в сочетании с ходьбой, упражнения с набивными мячами, небольшими гантелями и др.

Акцент делается на продолжительности занятий за счет отдыха, включения ходьбы и дыхательных упражнений, а также циклических видов физических упражнений (длительная ходьба по пересеченной местности, велосипедные прогулки, ходьба на лыжах и др.). Однако исключаются упражнения на скорость, силу и др.

Наиболее распространенными в группах здоровья являются следующие физические упражнения: наклоны вперед из положения стоя на гимнастической скамейке; подъемы ног до прямого угла из положения лежа на спине, взявшись руками за нижнюю стойку гимнастической скамейки; прыжки в длину с места; бег до 300 м; преодоление полосы препятствий; метание в цель.

Особенно полезны для людей пожилого возраста те виды занятий, которые позволяют сочетать тренирующий эффект физических упражнений с закаливающим действием естественных сил природы (летом - купание и плавание, зимой - прогулки на лыжах и катание на коньках).

Хорошие результаты дают двухразовые занятия основной гимнастикой и одноразовое плавание. Практикуются занятия 3 раза в неделю на открытом воздухе физическими упражнениями.

Специалистами определены методические указания по проведению рекреационно- оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста: рекомендованы любые групповые занятия: гимнастика, передвижение на лыжах, плавание, волейбол и т.д.; организация и подбор средств должны быть иными, чем в молодом или зрелом возрасте; занятия проводить не более 2-3 раз в неделю; на занятиях необходимо делать один, два 3 -5 минутных перерыва для отдыха; избегать резких изменений положений и движений тела; должны быть исключены исходные положения и положения в движениях, затрудняющие нормальный ритм дыхания и вызывающие неприятные ощущения: шум в ушах, головокружение, приливы крови к голове; исключить упражнения на задержку дыхания и натуживание; осторожностью выполнять упражнения сложно координационные, требующие большой ловкости; с большой осторожностью использовать упражнения, дающие нагрузку на суставы и связки.

В пожилом возрасте с оздоровительной и профилактической целями также применяют: утреннюю гигиеническую гимнастику (УГГ); дозированную ходьбу, пеший туризм; спортивные игры (городки, волейбол, настольный теннис и др.); спортивные упражнения (плавание, академическая гребля, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, катание на коньках).

Основы комплектования групп здоровья - результаты медицинского освидетельствования, пол, возраст, физическая подготовленность. Допуск к занятиям в оздоровительную группу производится после полного обследования по месту жительства с учетом имеющихся противопоказаний.

 

Особенности использования природных и гигиенических факторов в процессе рекреационной деятельности: значение гигиенических и природных факторов в оздоровлении человека; туристская деятельность как наиболее эффективная физическая рекреация.

К дополнительным средствам рекреационной деятельности относятся гигиенические и природные факторы.

Гигиенические факторы можно разделить на сопутствующие физкультурной деятельности (личная гигиена, гигиена одежды и обуви, гигиена мест занятий, гигиена питания, соблюдение режима) и самостоятельные (банные процедуры, массаж и самомассаж, психомышечная релаксационная гимнастика, дыхательная гимнастика).

К природным факторам следует отнести солнечную радиацию, водную и воздушную среды, горный климат, озонирование среды.

На систематическом воздействии факторов природной среды на организм человека основано закаливание. Оптимальные для организма человека сочетание температуры, влажности и скорости движения воздуха и воздействие лучистого тепла считается зоной комфорта. Например, в состоянии покоя зоной комфорта являются следующие параметры: зимой температура +18-22 С; 0,15 м/с, 40-60% влажность и летом температура +23-25 С; 0,2-0,4 м/с, 40-60%.

Существует два типа закаливаний: традиционное и нетрадиционное.

Традиционное закаливание – это использование солнечных, воздушных и водных процедур с умеренной нагрузкой. Формами традиционного закаливания являются: воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, контрастный душ, купание, ванны, контрастные ванны, босохождение, банные процедуры,.

В естественных условиях прекрасный оздоровительный эффект дает использование солнечно-воздушных ванн. Начинать принимать их необходимо с 2-3 минут поочередно на переднюю и заднюю поверхность тела, увеличивая каждый день время экспозиции на 2-3 минуты.

Самой распространенной водной процедурой является обычный душ, который принимают в гигиенических целях. В зависимости от температуры воды душ может быть холодным (15-20°), прохладным (20-30°), индифферентным (31-36°), теплым (37-38°) или горячим (свыше 38°).

После УФЗ обычно применяют кратковременный (0,5-2,0 минуты) холодный или горячий душ, который освежает и несколько возбуждает. После тренировки или вечером - теплый душ, успокаивающий. В некоторых случаях можно использовать контрастный душ - комбинирование горячего и холодного душа: 50-60 с душ с температурой воды 38-40°, затем 10-20 с - с температурой 10-20°, чередовать 5-8 раз.

Широко применяются для восстановления работоспособности различные ванны. Продолжительность общей ванны - 10-20 минут. Вода может быть пресной или содержать какие-либо добавки: солевые, щелочные или ароматические (хвойный экстракт и др.).

1. Пресная (гигиеническая) ванна: температура воды 36-37°, продолжительность 10-20 минут. Может применяться после тренировок, во время сауны. После такой ванны рекомендуется принять душ температурой 33-35° в течение 1-2 минут.

2. Горячая, или гипертермическая ванна. Она может быть общей, сидячей или ножной. Температура воды от 39 до 43°, продолжительность - 5-7 минут. Используется для восстановления функций опорнодвигательного аппарата при «забитости» мышц, болях в мышцах ног, для профилактики травм и перегрузок. Для этих ванн, по указанию врача, можно применять различные лекарственные добавки. Сидячие ванны применяют с профилактической целью. Ножные ванны рекомендуют в основном тем, кто выполняет большие беговые или прыжковые нагрузки. Например, после продолжительного бега в мышцах ног могут появиться боли. Мышцы при этом уплотнены, «забиты» и болезненны, плохо расслабляются.

3. Хлоридно-натриевые (солевые) ванны используются при появлении болей в мышцах и суставах после занятий, при «забитости» мышц, после бега по твердому покрытию (асфальт, бетон и т. п.). Для приготовления ванны необходимо растворить в ней 1,5-2,0 кг поваренной соли. Принимать 10-15 минут при температуре воды 34-38°.

4. Ванна с морской солью - используется при увеличении тонуса мышц для их релаксации. Пакет морской соли высыпают в холщевый мешок и помещают в ванну под струю горячей воды. По мере растворения соли долить в ванну холодную воду до температуры 34-38°, принимать 10-15 минут.

5. Щелочная ванна - используется для снятия утомления после больших физических нагрузок. Для ее приготовления в ванне растворить 200-300 г питьевой соды при температуре воды 35-37°, принимать 5-10 минут.

6. Хвойная ванна - используется после больших физических нагрузок, для ускорения восстановительных процессов. Хвойный экстракт растворить предварительно в горячей воде, развести в ванне до температуры 35-39°, принимать 5-15 минут.

Аэроионизация. Под влиянием солнечной радиации, космического излучения, электрических атмосферных процессов и др. факторов образуются относительно легкие ионы кислорода. Чем чище и прозрачнее воздух, тем больше в нем легких отрицательных ионов кислорода. Таких ионов особенно много в воздухе в утренние часы на морском побережье, у водопадов, горных рек, в лесу. Концентрация их достигает 1000-5000 на 1 куб.см воздуха. В атмосфере больших городов и в жилых помещениях количество ионов кислорода снижено до 400-600 в куб.см.

Наибольший эффект аэроионизация приносит в осенне-зимнее время и ранней весной в период тренировок в спортивных залах. Процедура проводится ежедневно по 5-30 минут в течение 10-30 дней. После перерыва в 3-4 недели курс аэроионизации можно повторить. Помещение для аэроионизации обязательно должно быть изолированным, иметь хорошую вентиляцию и температуру воздуха не ниже + 15 С. Для процедур применяют аэроионизаторы различных типов и модификаций промышленного производства.

Парная баня в России является самым распространенным и традиционным средством восстановления работоспособности и оздоровления организма. В последние годы широко используется и суховоздушная баня-сауна. Основное различие между ними заключается в температурном режиме и влажности. В парной бане температура составляет 40-60 С при относительной влажности более 80%, а в суховоздушной бане - температура достигает 90-120° С при влажности менее 15%.

Нетрадиционное закаливание основано на использовании больших холодных нагрузок (закаливание воздухом с минусовой температурой, обтирание снегом, купание в ледяной воде). Например, закаливание по Порфирию Иванову – обливание холодной водой на снегу.

К активным способам рекреации можно отнести туризм. Туризм – временные выезды граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране или месте временного пребывания.

Спортивно-туристская программа – это документ, определяющий: содержание деятельности объединения отдыхающих, учебный план, численный состав объединения, продолжительность занятий, формы и методы проведения занятий и т. д. В программе указывается цель, которую достигнут обучающие в результате реализации программы, и задачи, необходимые для выполнения цели. По основным видам туристской деятельности разработаны типовые программы, рекомендованные государственными органами управления образованием. Педагог, инструктор по туризму может работать как по типовой программе, так и модернизировать, адаптировать ее или предложить авторскую программу с учетом своего опыта, достижений, творческих наработок. Программа рецензируется и утверждается на методическом совете образовательного или иного учреждения.

Многообразие программ туристической направленности с точки зрения рекреации, восстановления здоровья можно классифицировать следующим образом:

1. Программы, использующие туризм как вспомогательный элемент для достижения их основной цели.

К таким программам для школьников, например, можно отнести как типовые программы, разработанные Министерством образования: «Историки-краеведы», «Географы-краеведы», «Литературное краеведение», «Юные геологи», «Ориентирование на местности», «Юные археологи», так и множество программ, разработанных на местах, в регионах, адаптированных типовых и авторских: «Геологи-Палеологи», «Школа безопасности», «Краеведение Алтайского края», «Краеведение и город» и т. д.

В зависимости от направления программы можно классифицировать: краеведческие, экскурсионные, музееведческие поисковые, научно-исследовательские (география, геология, археология). Все эти программы объединяет то, что для их выполнения необходимы походы, путешествия, работа в экспедициях, проводимых в полевых палаточных условиях.

2. Основные туристские программы.

Типовые министерские программы: «Юные туристы», «Пешеходный туризм», «Юные велотуристы», «Юные туристы-лыжники», «Туристы-водники», «Юные спелеологи». Эти программы направлены на изучение как конкретного вида туризма, включенного в единую спортивную квалификацию и разделяющихся по видам: пешеходный, горный, водный, лыжный, спелео-, автомотор-, парусный, так и на изучение нескольких смежных видов туризма – «Юные судья туристских соревнований», «Младшие инструкторы туризма», «Школа гидов».

3. Программы спортивной направленности.

Программы, имеющие приоритеты одного из видов спорта, инициированного из самодеятельного туризма или близких туризму, это, как правило, длительные интегрированные программ, ставящие перед занимающимися цели достижения спортивных разрядов в таких видах спорта, как: туристское многоборье, скалолазание, спортивное ориентирование, альпинизм.

4. Спортивно-оздоровительной направленности.

При составлении программ тураниматорам необходимо учитывать физиологические, психологические, возрастные и другие особенности участников поездок и общения. Это позволит подобрать грамотно туры, организовать турпоходы, наиболее продуктивно сочетать активный и пассивный отдых, сделать досуг интересным и полноценным.

 

Содержание и методика физкультурно-рекреативной работы с людьми зрелого возраста: организационно-методические особенности рекреационно-оздоровительных занятий с людьми зрелого возраста; методика составления программ физкультурно-оздоровительной направленности для людей зрелого возраста.

При организации и проведении физкультур­но-оздоровительных занятий с лицами первого периода зрелого возраста решаются следующие задачи:

- сохранение достигнутого уровня здоровья и устойчивости ор­ганизма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, физи­ческой и умственной работоспособности, и на этой основе содей­ствие творческому долголетию;

- поддержание на достаточно высоком уровне морально - во­левых качеств, двигательных умений, навыков и физических качеств применительно к требованиям профессии, условиям современного быта;

- углубление специальных знаний о влиянии физических уп­ражнений, используемых в процессе производства и в режиме сво­бодного времени.

Во втором периоде зрелого возраста задачи физкультурно-оздоровительных занятий несколько изменяются:

- обеспечение оптимального уровня двигательной активности в целях сохранения, укрепления или восстановления здоровья, противодействия возрастным изменениям, поддержания необходимого уровня дееспособнос­ти организма, содействия творческому долголетию;

- обеспечение должного уровня важных двигательных умений
и навыков, необходимых в повседневной деятельности человека;

- углубление знаний о значении физических упражнений, их
оздоровительной направленности, и на этой основе стимулирова­ние интереса к самостоятельным или организованным занятиям в свободное время.

В структуре средств оздоровительно-рекреативной физической культуры можно выделить общие и специфи­ческие. К первым относятся физические упражнения, оборудова­ние, тренажеры, спортивные сооружения; ко вторым - природные и гигиенические факторы, гидро и физиопроцедуры, психомышечная регуляция, массаж, закаливание и др.

К основным видам оздоровительно-рекреативной физической культуры людей зрелого возраста относятся:

1. Совокупность разнообразных физических упражнений, имею­щих конкретные предметные формы проявления - виды спорта цик­лического и ациклического характера. Их предметно-целевой направ­ленностью является улучшение физического, функционального состоя­ния, укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических и психических качеств занимающихся.

К циклическим видам спорта, используемым в оздоровительно-рекреативной физической культуре, относятся: оздоровительная ходьба и бег, туризм, спортивное ориентирование, плавание, ходьба на лыжах, велоспорт, гребля и др.

К ациклическим - спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, настольный теннис, городки, армрестлинг, бильярд), восточные единоборства и др.

Их методической особенностью (в от­личие от спортивной направленности их применения) является уме­ренная физическая нагрузка в соответствии с социально-демографи­ческими и биологическими особенностями занимающихся, упрощен­ные правила тренировочных и соревновательных форм использова­ния, индивидуализация и комплексное применение в учебно-трениро­вочных и соревновательных целях, изменение числа участников, разме­ров игровых площадок и др.

2. Спортивно-массовые ме­роприятия – состязательная и игровая деятельность, участники которой с учетом пола, возраста и подготовленности имеют примерно равные возможности активного отдыха, эмоциональной разрядки, дви­гательной нагрузки и достижения двигательного результата в доступных им упражнениях.

К ним относятся: спартакиады, соревнования по видам спорта, дни здо­ровья, физкультурно-оздоровительные праздники, фестивали, кон­курсы, подвижные игры, эстафеты и аттракционы и др.

Методическими особенностями организации и проведения спортивно-массовых мероприя­тий является специальный набор состязательных упражнений, сложность и протяженность дистанции, вес используемых снаря­дов, продолжительность и интенсивность выполнения упражнений.

3. Физкультурно-оздоровительные методики – совокупность физических упражнений определенной направленности в сочетании с другими видами деятельности эстетического, силового, ритмичес­кого характера. К ним относятся: атлетическая гимнастика, ритми­ческая гимнастика, шейпинг, спортивные оздоровительные танцы и др.

Их методическая специфика заключается в строгой регламентации объема и интенсивности физической на­грузки в зависимости от состояния здоровья, физического разви­тия и физической подготовленности занимающихся; соответствие применяемых физических упражнений двигательным, физическим их способностям; использование упражнений с предметами, снаря­дами, тренажерами и др.

Рассмотренные виды оздоровительно-рекреативной физической культуры взаимодополняют друг друга и представляют собой различные стороны единого оздоровительно-рекре­ативного процесса, оптимизации жизненно важных свойств и качеств людей зрелого возраста.

Оздоровительно-рекреативная физическая культура лиц зрелого возраста предстает, прежде всего, в таких формах, как государственная, общественная и самостоятельная, которые отра­жают социальный аспект организации данной деятельности.

Многие люди зрелого возраста занимаются в организованных группах под руководством тренера-методиста. Однако анализ исследовательских данных позволяет полагать, что для людей зрелого возраста (мужского и женского пола) оптимальным является двигательный режим (двигательная активность), составляющей 4-4,5 часа в не­делю, причем лучшим из двух возможных вариантов «накопле­ния» этого объема является стратегия заниматься часто, но недолго (ежедневно по 30-40 минут). Такой режим занятий пред­полагает самостоятельную форму организации, где особенно важен самоконтроль занимающихся.

При проведении с людьми зрелого возраста кондиционных тренировок и физкультурно-оздоровительных занятий важно учитывать этап и режим физической подготовки.

На первом этапе, задачей которого является восстановле­ние уровня физической подготовленности до какой-либо нор­мативной или средней по популяции величины, целесообразно постепенно увеличивать объем физических нагрузок при со­хранении постоянной интенсивности занятий. На этапе сохра­нения уровня физической подготовленности эти величины не изме­няются. На третьем этапе, когда требуется развитие (дальней­шее повышение) уровня физической подготовленности, имеет смысл постепенно увеличивать интенсивность нагрузки при сохранении или периодическом незначительном снижении достигнутых ранее объемов.

На четвертом этапе, целью кото­рого является поддержание относительно высокого уровня фи­зической подготовленности, методы развития основных физических качеств комбинируются и чередуются при сохране­нии достигнутых ранее средних объемов и среднего уровня интенсивности нагрузки.

Режим общей физической подготовки занимающихся направлен на улучшение функциональных показателей сердечно-сосудистой, ды­хательной и других систем организма, а также физического развития. Этот режим способствует коррегированию некото­рых нарушений в деятельности организма, связанных с возра­стными изменениями и заболеваниями, свойственными зрелому возрасту (коррекция осанки, улучшение равновесия, нор­мализация функции кишечника, обучения навыкам правильного дыхания и т.п.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...