Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, виды и функции здоровья: составляющие здоровья; характеристика основных видов здоровья (физическое, психическое, духовное; нравственное); значение здоровья в жизнедеятельности человека. 6 глава




Тренировочный режим путем постепенного увеличения физических нагрузок (в основном их объемов) способствует повышению функциональных возможностей организма. Он предусматривает соблюдение основных дидактических прин­ципов тренировки, рациональное, объективно обоснованное наращивание нагрузок.

Режим поддержания спортивного долголетия направлен на возможно более продолжительное сохранение резервных воз­можностей организма, сохранение спортивного долголетия.

С лицами зрелого возраста проводится кондиционная тренировка, состоящая из трех периодов: подготовительного, основного и поддерживающего.

Цель подготовительного периода— подготовиться к нагрузкам основного периода. Задачи:обучение технике выполнения упражнений, правилам самоконтроля и самостраховки, программированию индивидуальных занятий. Продолжительностьего2-4 недели.

Цель основного периода достичь высокого уровня физического состояния. Его продолжительность зависит от исходного уровня физического состояния и особенностей адаптации к физическим нагрузкам.

В среднем переход на более высокий уровень физического состояния отмечается через 2-3 месяца занятий, что принято за продолжительность одного мезоцикла. Таких мезоциклов в основном периоде кондиционной тренировки у лиц с низким уровнем физического состояния - 4, ниже среднего -3, со средним - 2, выше среднего -1.

При достижении высокого уровня физического состояния даются нагрузки поддерживающего периода. Цель поддерживающего периода сохранить достигнутый, т.е. высокий уровень физического состояния. Продолжительность его не ограничена.

Выбор вида (направленности) упражнений осуществляют с учетом конкретного уровня физического состояния. Низкий и ниже среднего уровни физического состояния характеризуются состоянием здоровья на грани нормы и патологии.

У этих людей высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (избыточная масса тела более 30 %, артериальная гипертензия, нарушение липидного обмена, низкая двигательная активность, низкий уровень выносливости и физической работоспособности). У большинства людей зрелого возраста, особенно второго периода, отмечается ухудшение физических качеств — выносливости, скоростно-силовых, гибкости.

Физкультурно-оздоровительные занятия, в зависимости от цели, могут различаться степенью нагрузочности (определяется объемом и интенсивностью), а также на­правленностью, специализацией. Процесс физической подготовки занимающихся лиц зрелого возраста имеет различный харак­тер и длительность, но в любом случае решает четыре задачи: восстановление, сохранение, развитие, поддержание достигнутого уровня подготовленности.

При комплектовании групп для физкультурно-оздоровительных занятий важно учитывать существующие показания и противопоказания к занятиям оздоровительно - рекреативной физической культурой. Группы могут быть составлены из участников различного пола и возраста. Оптимальный численный состав группы, обеспечивающий эффективность учета и контроля за их деятельностью – 15-20 человек.

В содержании занятия включаются:строевые и общеразвивающие упражнения, на координацию движений, корригирующие, на равновесие, танцевальные шаги и танцы, малоподвижные и подвижные игры, эстафета, спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол и др.), бег, упражнения с предметами и без предметов, на скамейке, на гимнастических снарядах.

В подготовительной части занятия решаются задачи организации и подготовки, занимающихся к последующей повышенной нагрузке, подготовка сердечно-сосудистой системы, дыхательной и нервной систем к нагрузке в основной части.

В основной части занятия ставятся задачи укрепления мышечной системы (спины, живота, нижних конечностей), улучшения подвижности суставов, улучшения или развития координации, выносливости, ловкости, обучения правильному дыханию и т.д. Во второй части занятия применяются также малоподвижные и подвижные игры-эстафеты, танцевальные шаги в среднем темпе, спортивные игры, оздоровительный бег. Нагрузка регулируется количеством игроков, дозировкой времени, размером игровой площадки.

В заключительной части занятия ставятся задачи снижения общей физической нагрузки, для чего даются дыхательные упражнения, танцевальные шаги, упражнения на расслабление, спокойная ходьба.

Особенности структуры физкультурно-оздоровительных занятий определяются, прежде всего, их ярко выраженной направленностью на достижение оптимального оздоровительного эффекта, повышение работоспособности занимающихся. Содержание отдельных занятий может иметь как комплексный, так и узко направленный характер.

К методам обучения на физкультурно-оздоровительных занятиях с людьми зрелого возраста можно отнести метод строго и частично регламентированных упражнений; метод разучивания по частям и в целом; метод принудительно-облегчающего разучивания; игровой и соревно­вательный метод; метод словесного и наглядного воздействия.

В рамках оздоровительно-рекреативной физической культуры лиц зрелого возраста очень важна оперативная оптимизация организма в рамках отдыха. Можно эффективно использовать такие формы, как утренняя гигиеническая гимнастика, спортивные игры и упражнения.

Обязательно ежедневное проведение утренней гигиенической гимнастики в течение 12-15 минут в проветренной комнате, а лучше на балконе, во дворе или в саду. В комплекс обычно включают 12-17 упражнений для верхних и нижних конечностей, мышц туловища, брюшного пресса и других, которые повторяют 6—8 раз. Завершают занятие медленной и быстрой ходьбой, дыхательными упражнениями и самомассажем. Комплекс гигиенической гимнастики (или отдельные движения) может быть повторен и во второй половине дня или вечером, однако не позже чем за 2 часа до сна.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия с людьми зрелого возраста осуществляются в форме подвижных игр (городки, бадминтон и др.), катания на коньках, прогулок на лодке, на лыжах, поездок на велосипеде, ближнего и дальнего туризма.

 

Характеристика средств физической культуры, используемых в рекреационной деятельности: значение занятий физическими упражнениями в жизни человек; физические упражнения как основа рекреационной деятельности; классификации физических упражнений; природные и гигиенические факторы как дополнительные средства физической культуры.

 

Дефицит двигательной активности людей до сих пор остается острейшей проблемой. Болезни могут возникать по двум причинам: болезни от «избытка» и болезни от «недостатка».

Организм, испытывающий недостаток двигательной активности или природных физических факторов окружающей среды, становится крайне чувствительным к воздействию «недостающих» факторов и при этом приобретает способность сразу же и существенно улучшать самочувствие человека при их использовании. Даже незначительные «дозы» физических упражнений, если организм был лишен их, оказывают значительный оздоровительный эффект даже в независимости от того, увеличивается при этом физическая работоспособность или нет.

При всем разнообразии различных форм, средств и методов занятий оздоровительная физическая культура использует два основных пути реализации влияния физических упражнений на организм, обеспечиваемые различными физическими механизмами: тренировку и активный отдых.

Наиболее важным конечным оздоровительным результатом влияний, реализуемых по пути тренировки и активного отдыха, является увеличение работоспособности, расширение резервных возможностей, улучшение психоэмоционального состояния человека.

Активный отдых укорачивает восстановительный период. Значение активного отдыха впервые было установлено И.М.Сеченовым. Целесообразно использовать активный отдых при выполнении физической работы средней тяжести.

Физическая активность приводит к координированному напряжению деятельности органов в системе. Физическая активность сама по себе рождает положительные эмоции, вызывает чувство «мышечной радости». Возникновение приятных ощущений – это результат выработки повышенного количества гормонов надпочечников (адреналина и кортикостероидов, стимулирующих нервные процессы).

Усиливаются окислительные процессы. Кроме того, при физической нагрузке выделяются эндорфины – биологически активные вещества, участвующие в процессе регуляции деятельности мозга (гормон гипофиза). При интенсивной тренировке их содержание в крови возрастает в 5 раз и удерживается в течении нескольких часов. Эндорфины вызывают состояние эйфории, ощущение радости, угнетаются чувства голода и боли, в результате чего улучшается настроение. Для многих людей это состояние является мотивацией для занятий физическими упражнениями.

Физические упражнения является основой рекреационной деятельности, так как их биологическая сущность позволяет решать проблемы увеличения работоспособности, восстановления физических и психических сил, полноценного отдыха человека.

Физическое упражнение – это двигательная активность человека, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания. Физическое упражнение отличается от любой другой двигательной деятельности тем, что оно имеет образовательный, тренировочный, регуляторный эффект.

Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его законам. Физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает оздоровительный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях. Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Классифицировать физические упражнения — значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам. В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

В системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность: обеспечить всестороннее физическое воспитание человека; удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания; охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни — от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

Классификация физических упражнений по их анатомическом признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: скоросно – силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и обще подготовительные.

В любой классификации физических упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

Дополнительными средствами физической культуры являются природные и гигиенические факторы.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям: как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.; как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

Природные факторы: солнечная радиация, водная среда, воздушная среда. На систематическом воздействии факторов природной среды на организм человека основано закаливание. Оптимальные для организма человека сочетание температуры, влажности и скорости движения воздуха и воздействие лучистого тепла считается зоной комфорта. Большое значение в рекреационной деятельности приобретает закаливание: солнечные и воздушные ванны, водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями.

Гигиенические факторы: использование гигиенических факторов вне занятий физическими упражнениями; гигиенические факторы, сопутствующие занятиям физическими упражнениями; самостоятельные гигиенические факторы: релаксационная гимнастика; специальная дыхательная гимнастика; утренняя зарядка; банные процедуры; самомассаж.

Природные и гигиенические факторы повышают эффективность занятий физическими упражнениями в восстановлении и укреплении физических и психических сил человека, способствуют повышению сопротивляемости неблагоприятным факторам окружающей среды.

 

Организационно-методические основы физкультурно-рекреативной работы в лагерях: типы лагерей (летние, выходного дня, оздоровительные, спортивные, туристские); формы физкультурно-рекреативной работы в лагере; организационно-методические особенности проведения рекреационных мероприятий с отдыхающими в лагерях.

 

В настоящее время существует большое разнообразие лагерей. Типы лагерей: летние лагеря, оздоровительные, выходного дня, санаторные (для ослабленных и больных детей), городские пришкольные (дневные), спортивные, военно-спортивные, лагеря актива, туристские, обучающие, профильные (юных техников, натуралистов, геологов и др.), лагеря труда и отдыха, религиозные, клубные.

Летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых (обычно) в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет).

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ). Детский оздоровительный лагерь располагаются за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. В России деятельность стационарных летних детских лагерей регламентируется документом «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН.

Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания). Располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.

Лагерь санаторного типа. Такие лагеря располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.

Трудовой лагерь. Лагеря для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. начинается культурно-развлекательная программа. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.

Лагерь выходного дня. Функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается с со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город.

Обучающий лагерь. Обучающие лагеря бывают трёх видов: для неуспевающих по школьной программе учеников, для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические), и для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы). В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.

Спортивный лагерь. Основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).

Лагерь актива. Формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь так и как просто отдельная лагерная смена.

Профильный лагерь. Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.

Религиозный лагерь. Основное направление деятельности - распространение определённой религии среди детских коллективов. Примерно в конце 90х годов прошлого тысячелетия, в Россию стали приезжать небольшие группы иностранных волонтеров. Главная их цель - это заниматься распространение религии среди детей.

В последнее время, в России начали появляться Православные детские лагеря, располагающиеся на местах территорий бывших пионерских лагерей.

Клубный лагерь. Клубная система детских лагерей — это новое движение в отечественном детском отдыхе, берущее начало в конце 80-х - начале 90-х.Клубные детские лагеря явились альтернативой существовавших в то время лагерей «коммунарского движения», ярким примером которых является ВДЦ «Орленок».

Главными характерными чертами лагерей по клубной системе явилось:

существование на коммерческой основе: путевки в лагерь начали продаваться независимо от организаций и профсоюзов; членство в клубе: в лагерь ездят одни и те же дети, работа с детьми ведется не только на смене, но и в городе (рекламный ход, удержание клиента); смены проводятся не только летом и зимой, но во все школьные каникулы и праздники, также организуются «смены выходного дня»; сильное развитие получили различные виды игр, проводимые с детьми, усиливается уровень программы (как следствие коммерческой основы, важно – заинтересовать клиента); акцент не на создание коллектива, как это было в коммунарском движении, а на получении эмоционального удовольствия и практической пользы для каждого клиента; классификация лагерей для сужения круга клиентов: образовательные, танцевальные, спортивно-экстремальные, клуб дайвинга, клубы для мальчиков, клубы для девочек и т.д.

Здоровый ребенок должен также быть готов к лагерю чисто эмоционально. Соответственно, в зависимости от его настроений можно выбирать лагерь того или иного типа. Так, например, оздоровительные лагеря общего типа обыкновенно располагаются вблизи городов и не предполагают никакой тематической направленности. Дети там отдыхать могут на протяжении различных сроков, а родительские дни не нужны в силу простоты и доступности лагеря для визита родителей в любое время. Детский досуг в лагерях такого типа обычно бывает, занят стандартными игровыми и развивающими мероприятиями.

Существуют также лагеря при школах. Эти лагеря не готовы оставлять детей на ночь, они работают только до вечера и только в будние дни, то есть в то время, когда среднестатистические родители пребывают на работе. С детьми обычно работают в этих лагерях их же школьные учителя, но уже в качестве воспитателей и вожатых. Похожую направленность имеют так называемые лагеря выходного дня и лагеря при каких-то организациях и предприятиях.

Более специфичны трудовые лагеря, которые предусматривают трудовую деятельность, спортивные лагеря - где основным занятием детей являются тренировки, и обучающие лагеря - они обычно ориентированы на освоение ребенком определенных навыков.

Некоторым детям нравится посещение профильных лагерей, где вся программа подчинена какой-то одной тематике – искусству, иностранной культуре, кулинарии, космосу и т.д.

Некая инновация современного времени – это семейный лагерь. Он основан на том, что несколько семей объединяют своих детей, а родители по очереди присматривают за ними и организуют для них интересный отдых. Либо в таких лагерях может постоянно заниматься с детьми кто-то один, но принципиальность сохраняется в плане отказа в приеме посторонним детям.

Наконец, уже упомянутые санаторные лагеря скорее более походят на медицинские учреждения с элементами детского досуга. Здесь дети не только развлекаются и отдыхают, но и проходят комплексное и подчас достаточно строгое лечение. Поэтому санаторный лагерь – это не всегда только положительные эмоции ребенка. Однако современные детские санатории являются достаточно интересными для детей в плане организационных мероприятий.

Походные лагеря – это совершенно особое направление детских лагерей. Они подходят только для физически активных и морально неприхотливых детей, поскольку палаточный городок, ночевки в палатках и еда на костре нравятся далеко не всем детям. Для того чтобы все это любить, ребенок должен быть туристом в душе. Это во многом прививается в семье.

Все лагеря, независимо от их направленности, нацелены на то, чтобы отдыхающие как можно лучше провели время. Основными задачами в работе лагеря являются создание условий для оздоровления и рекреации отдыхающих, формирования у них навыков здорового физически активного образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью, активного приобщения к регулярным занятиям различными видами спорта.

Одной из наиболее эффективных форм работы с отдыхающими в указанном направлении является организация и проведение в течение каждой смены разнообразных физкультурно-рекреационных мероприятий и спортивных соревнований. При этом желательно придерживаться следующих требований: рекреационнные мероприятия необходимо проводить ежедневно с максимальным охватом учащихся; содержание физкультурно-рекреационных мероприятий должно составляться с учетом возрастно-половых особенностей учащихся; при подборе практических заданий необходимо соблюдать принципы доступности, зрелищности, эмоциональности, скоротечности; при проведении мероприятий и соревнований необходимо строго соблюдать правила безопасности; спортивные соревнования проводить по наименее травмоопасным и хорошо знакомым видам спорта, входящим в учебную программу по физической культуре; все физкультурно-рекреационные мероприятия и спортивные соревнования должны носить в первую очередь оздоровительный характер.

Формы организации и проведения физкультурно-рекреативной работы в лагерях довольно разнообразны. Среди них наиболее эффективными являются утренняя гимнастика, подвижные и народные игры, эстафеты, прогулки и походы, физкультурные праздники, спортивные соревнования, конкурсы, викторины, дни здоровья и т. д. В процессе подготовки и участия в указанных мероприятиях у учащихся расширяются и углубляются знания о видах спорта и физкультурно-спортивной деятельности. В условиях спортивных соревнований у них формируется стойкая мотивация для занятий тем или иным видом спорта.

Желательно, чтобы содержание физкультурно-рекреативной работы с учащимися в оздоровительных лагерях было тесно связано с учебно-воспитательным процессом учреждений образования и являлось продолжением действующих учебных программ по физической культуре.

Физкультурно-рекреативная работа направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья; закаливание организма; укрепление защитных сил организма; повышение уровня умственной и двигательной работоспособности; воспитание у отдыхающих убеждённости в необходимости регулярно заниматься физкультурой и спортом; организация активного отдыха и досуга; привитие основ здорового образа жизни; сплочение коллектива; обучение коллективному взаимодействию детей и взрослых.

Можно отметить разнообразие форм рекреационных мероприятий: утренняя зарядка; подвижные игры на воздухе; командные игры на спортивной площадке (снайпер и др.); ежедневные пробежки; углублённые занятия в спортивных кружках и секциях; походы по пересечённой местности; плавание в лагерном бассейне; лазанье по тренажёрам и деревьям; военизированные игры с их неизменной беготнёй за «шпионами»;

прыгание через скакалку или игра в «классики».

Требования к физкультурно-рекреативной работе в лагере. К организации и методике работы по физическому воспитанию в оздоровительном лагере предъявляются следующие требования: необходимо сделать занятия физическими упражнениями неотъемлемой частью режима лагеря, обеспечить участие в них всех детей; содержание, методы и формы организации занятий должны дифференцироваться (разделяться) в соответствии с возрастным делением детей, состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности; следует обеспечить разнообразие занятий на основе широкого варьирования их содержания, форм и условий проведения. В–четвёртых, желательно, чтобы работа по физическому воспитанию сочеталась с трудовой деятельностью (подготовка и оформление мест занятий, изготовление инвентаря).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...