Приоритетным направлением работы педагогов в формате авторской программы «Создаю красоту сам» (авт. Г. А. Трапезникова) выделено развитие творческого потенциала личности дошкольника средствами художественно-творческих видов деятельности. Выбор стратегии реализуемой авторской программы опосредован:
- современными исследованиями в области педагогики развития, психологии индивидуальности, психологии развития специальных способностей (В. И. Слободчикова, В. С. Мерлина, Л. Я. Дорфмана, А. А. Мелик-Пашаева, Е. Яковлевой, В. Б. Хозиева и др. );
- необходимостью перехода практиков на новый уровень осмысления и активного использования технологий развивающего обучения, развития творческой индивидуальности, направленного обогащения художественно-эстетической компетентности детей дошкольного возраста.
Анализ исходного состояния (2004 г. ) отдельных направлений педагогического процесса в нашем детском саду подтвердил необходимость пересмотра следующих аспектов педагогической работы:
- технологий организации процессов освоения детьми продуктивных и художественно-творческих видов деятельности с учётом индивидуальных различий (ТВНД, темперамента, репрезентативной структуры – «модальности» и др. );
- технологий ознакомления с искусством и организации эстетического освоения мира детьми 3-7 лет;
- технологий проектирования, моделирования, целесообразной интеграции и планирования разных аспектов педагогического процесса.
Обозначенные положения нашли свою реализацию и в авторской программе по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста, которая была апробирована и с успехом реализуется на протяжении пяти лет. За этот период программа успешно освоена детьми в количестве более 400 человек.
Система разработанного нами мониторинга достижений и развития детей разных возрастных групп с успехом используется педагогами ДОУ. Однако наиболее удобной и востребованной формой мониторинга приоритетных новообразований и показателей личностного, творческого и индивидуального развития детей стала «индивидуальная карда развития творческой индивидуальности».
Критерий 1. Творческая самостоятельность
| Начальный этап работы
|
| Завершающий этап работы
|
|
Показатели
| Степень проявления (баллы)
| № занятия
|
Z
| № занятия
|
Z
|
|
|
|
|
1 Самостоятельность в организации процесса и достижении результата деятельности:
- в решении предложенной задачи или проблемы (2 б. );
- в выборе изобразительно-выразительных средств (материалов – 2 б. );
- в определении и воплощении замысла (3б).
| высокая 6-7 б. средняя
4-5 б.
низкая
0-3 б.
|
|
|
|
|
|
|
2 Оригинальность замысла и его воплощение (2б).
| 0-2 б.
|
|
|
|
|
|
|
3. Гибкость в определении замысла и способов (приёмов и форм) его воплощения в продуктах художественной (в т. ч. изобразительной деятельности– 2б. )
| 0-2 б.
|
|
|
|
|
|
|
Всего по критерию
(максимальное число баллов – 11; минимальное – 0)
|
|
|
|
|
Критерий 2. Проявления индивидуальности и художественно-эстетической компетенции
(в процессе и продуктах деятельности).
| Начальный этап работы
|
| Завершающий этап работы
|
|
№ занятия
|
| № занятия
|
|
Показатели
| баллы
|
|
| Z
|
|
| Z
|
1 Проявление эмоций (эмоциональная увлечённость, вдохновение) в процессе художественного, эстетического восприятия и создания изображения (любого художественного образа).
| 0-2
|
|
|
|
|
|
|
2 Передача детьми субъективно-ценностных смыслов посредством выразительных средств создания образа (в т. ч. изобразительного: колорит, кол-во объектов, их особенности, детали, композиционное построение изображения).
| высокая
2 б.
средняя
1 б.
низкая
0 б.
|
|
|
|
|
|
|
3 Отражение детьми действительности в композиционной организации художественного образа (в т. ч. изобразительного: общий характер композиции, динамика-статика форм, колорит, композиционные детали); передача реальности - узнаваемость образа (в изобразительной структуре рисунка, аппликации, лепки и пр. ).
| высокая
4 б.
средняя
2 б.
низкая
0 - 1б.
|
|
|
|
|
|
|
4. Способность трансформировать объекты (явления, события, сюжет) действительности в художественный образ.
| 0-2 б.
|
|
|
|
|
|
|
5 Волевая активность в достижении результата.
| 0-1 б.
|
|
|
|
|
|
|
6 Степень включения ЗУН в процесс деятельности (в т. ч. изобразительную).
| 0-1 б.
|
|
|
|
|
|
|
7 Степень развития цветовосприятия, его отражение в образах (колорит).
| 0-1 б.
|
|
|
|
|
|
|
Всего по критерию (максимальное число баллов – 12-13; минимальное – 0)
|
|
|
|
|
Критерий 3. Уровень художественного восприятия искусства и эстетического познания действительности.
| Начальный этап работы
|
| Завершающий этап работы
|
|
Показатели
| Уровень
| № занятия
|
Z
| № занятия
|
Z
|
|
|
|
|
Эстетическое восприятие (познание).
1 Интерес к эстетическим характеристикам объектов действительности, способность к выделению признаков внешней (чувственной) красивости: цвет, колорит, форма, ритм, выразительные детали, вкус, запах и т. п.
| Чувственно-эстетический –
1. б.
|
|
|
|
|
|
|
2 Способность к эстетическому познанию действительности и выделению признаков гармонии объекта в системе его отношений с человеком, окружающей действительностью (целесообразность целостность – структурность, форма, соразмерность).
| Рационально-эстетический –
|
|
|
|
|
|
|
3 Способность к эстетическому познанию, выделению характеристик «красивости» объекта, «открытию» субъективно-значимого смысла объекта, его самоценности.
| Созерцательно-эстетический
3 б.
|
|
|
|
|
|
|
Художественное восприятие.
1. Не выделяет предмет искусства в окружающей среде.
| Нулевой
0 б.
|
|
|
|
|
|
|
2. Воспринимает «фасад» художественного произведения, по ассоциациям с личным опытом определяет эмоциональный пафос («настроение») изображения.
| Наивно-реалистический – 1б.
|
|
|
|
|
|
|
3 Определяет «настроение» картины, переданное автором, выделяет и аргументирует целесообразность и назначение выразительных средств, проявляет яркую эмпатию к героям (образам) художественного произведения.
| Эмпатийный – 2 б.
|
|
|
|
|
|
|
4. Понимает (в целом или частично) замысел автора, выделяет и аргументирует свою позицию по отношению к его замыслу, аргументировано высказывается и понимает роль выразительных средств в передаче автором замысла (идеи) произведения (назначение выбранного колорита, композиции, деталей и пр. ).
| Целостный –
3 б.
|
|
|
|
|
|
|
5 Проявляет субъективно-оценочное отношение к продуктам творческой деятельности людей (сверстников) в форме высказываний художественно-эстетического характера (высказывания могут быть с аргументацией и без аргументации).
| без аргументации-1б. с аргументацией - 2 б.
|
|
|
|
|
|
|
6 Способен к высказываниям об искусстве и явлениях окружающей действительности в форме эстетических оценок и суждений, с привлечением нравственных, эмоциональных, эстетических категорий: красиво – некрасиво, весело – грустно, хорошо – плохо, добро – зло и т. п.
| С аргументацией –
4 б.
|
|
|
|
|
|
|
Всего по критерию (максимальное число баллов – 12; минимальное – 0)
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |