Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование динамики творческой индивидуальности детей




Исследование динамики творческой индивидуальности детей

М. В. Грибанова, Г. А. Трапезникова, воспитатель

МДОУ № 21, г. Добрянка

Приоритетным направлением работы педагогов в формате авторской программы «Создаю красоту сам» (авт. Г. А. Трапезникова) выделено развитие творческого потенциала личности дошкольника средствами художественно-творческих видов деятельности. Выбор стратегии реализуемой авторской программы опосредован:

- современными исследованиями в области педагогики развития, психологии индивидуальности, психологии развития специальных способностей (В. И. Слободчикова, В. С. Мерлина, Л. Я. Дорфмана, А. А. Мелик-Пашаева, Е. Яковлевой, В. Б. Хозиева и др. );

- необходимостью перехода практиков на новый уровень осмысления и активного использования технологий развивающего обучения, развития творческой индивидуальности, направленного обогащения художественно-эстетической компетентности детей дошкольного возраста.

Анализ исходного состояния (2004 г. ) отдельных направлений педагогического процесса в нашем детском саду подтвердил необходимость пересмотра следующих аспектов педагогической работы:

- технологий организации процессов освоения детьми продуктивных и художественно-творческих видов деятельности с учётом индивидуальных различий (ТВНД, темперамента, репрезентативной структуры – «модальности» и др. );

- технологий ознакомления с искусством и организации эстетического освоения мира детьми 3-7 лет;

- технологий проектирования, моделирования, целесообразной интеграции и планирования разных аспектов педагогического процесса.

Обозначенные положения нашли свою реализацию и в авторской программе по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста, которая была апробирована и с успехом реализуется на протяжении пяти лет. За этот период программа успешно освоена детьми в количестве более 400 человек.

Система разработанного нами мониторинга достижений и развития детей разных возрастных групп с успехом используется педагогами ДОУ. Однако наиболее удобной и востребованной формой мониторинга приоритетных новообразований и показателей личностного, творческого и индивидуального развития детей стала «индивидуальная карда развития творческой индивидуальности».

Индивидуальная карта мониторинга развития творческой индивидуальности детей дошкольного возраста.

Фамилия, имя ребенка___________________________

 

Критерий 1. Творческая самостоятельность

Начальный этап работы

 

Завершающий этап работы

 

Показатели

Степень проявления (баллы)

№ занятия

 

Z

№ занятия

 

Z

1 Самостоятельность в организации процесса и достижении результата деятельности: - в решении предложенной задачи или проблемы (2 б. ); - в выборе изобразительно-выразительных средств (материалов – 2 б. ); - в определении и воплощении замысла (3б).

высокая 6-7 б. средняя

4-5 б.

низкая

0-3 б.

 

 

 

 

 

 

2 Оригинальность замысла и его воплощение (2б).

0-2 б.

 

 

 

 

 

 

3. Гибкость в определении замысла и способов (приёмов и форм) его воплощения в продуктах художественной (в т. ч. изобразительной деятельности– 2б. )

0-2 б.

 

 

 

 

 

 

Всего по критерию (максимальное число баллов – 11; минимальное – 0)

 

 

 

 

 

Критерий 2. Проявления индивидуальности и художественно-эстетической компетенции

 (в процессе и продуктах деятельности).

Начальный этап работы

 

Завершающий этап работы

 

№ занятия

 

№ занятия

 

Показатели

баллы

Z

Z

1 Проявление эмоций (эмоциональная увлечённость, вдохновение) в процессе художественного, эстетического восприятия и создания изображения (любого художественного образа).  

0-2

 

 

 

 

 

 

2 Передача детьми субъективно-ценностных смыслов посредством выразительных средств создания образа (в т. ч. изобразительного: колорит, кол-во объектов, их особенности, детали, композиционное построение изображения).

высокая

2 б.

средняя

1 б.

низкая

0 б.

 

 

 

 

 

 

3 Отражение детьми действительности в композиционной организации художественного образа (в т. ч. изобразительного: общий характер композиции, динамика-статика форм, колорит, композиционные детали); передача реальности - узнаваемость образа (в изобразительной структуре рисунка, аппликации, лепки и пр. ).

высокая

4 б.

средняя

2 б.

низкая

0 - 1б.

 

 

 

 

 

 

4. Способность трансформировать объекты (явления, события, сюжет) действительности в художественный образ.

0-2 б.

 

 

 

 

 

 

5 Волевая активность в достижении результата.

0-1 б.

 

 

 

 

 

 

6 Степень включения ЗУН в процесс деятельности (в т. ч. изобразительную).

0-1 б.

 

 

 

 

 

 

7 Степень развития цветовосприятия, его отражение в образах (колорит).

0-1 б.

 

 

 

 

 

 

Всего по критерию (максимальное число баллов – 12-13; минимальное – 0)

 

 

 

 

Критерий 3. Уровень художественного восприятия искусства и эстетического познания действительности.

Начальный этап работы

 

Завершающий этап работы

 

Показатели

Уровень

№ занятия

 

Z

№ занятия

 

Z

Эстетическое восприятие (познание). 1 Интерес к эстетическим характеристикам объектов действительности, способность к выделению признаков внешней (чувственной) красивости: цвет, колорит, форма, ритм, выразительные детали, вкус, запах и т. п. Чувственно-эстетический – 1. б.

 

 

 

 

 

 

2 Способность к эстетическому познанию действительности и выделению признаков гармонии объекта в системе его отношений с человеком, окружающей действительностью (целесообразность целостность – структурность, форма, соразмерность). Рационально-эстетический –  

 

 

 

 

 

 

3 Способность к эстетическому познанию, выделению характеристик «красивости» объекта, «открытию» субъективно-значимого смысла объекта, его самоценности. Созерцательно-эстетический 3 б.

 

 

 

 

 

 

Художественное восприятие. 1. Не выделяет предмет искусства в окружающей среде. Нулевой 0 б.  

 

 

 

 

 

 

2. Воспринимает «фасад» художественного произведения, по ассоциациям с личным опытом определяет эмоциональный пафос («настроение») изображения. Наивно-реалистический – 1б.

 

 

 

 

 

 

3 Определяет «настроение» картины, переданное автором, выделяет и аргументирует целесообразность и назначение выразительных средств, проявляет яркую эмпатию к героям (образам) художественного произведения. Эмпатийный – 2 б.  

 

 

 

 

 

 

4. Понимает (в целом или частично) замысел автора, выделяет и аргументирует свою позицию по отношению к его замыслу, аргументировано высказывается и понимает роль выразительных средств в передаче автором замысла (идеи) произведения (назначение выбранного колорита, композиции, деталей и пр. ). Целостный – 3 б.

 

 

 

 

 

 

5 Проявляет субъективно-оценочное отношение к продуктам творческой деятельности людей (сверстников) в форме высказываний художественно-эстетического характера (высказывания могут быть с аргументацией и без аргументации). без аргументации-1б. с аргументацией - 2 б.

 

 

 

 

 

 

6 Способен к высказываниям об искусстве и явлениях окружающей действительности в форме эстетических оценок и суждений, с привлечением нравственных, эмоциональных, эстетических категорий: красиво – некрасиво, весело – грустно, хорошо – плохо, добро – зло и т. п. С аргументацией – 4 б.

 

 

 

 

 

 

Всего по критерию (максимальное число баллов – 12; минимальное – 0)  

 

 

 

 

 

 

                                               

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...