Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные результаты мониторингового исследования детей ДОУ г. Добрянки.




Основные результаты мониторингового исследования детей ДОУ г. Добрянки.

Показатели динамики проявлений творческой индивидуальности и художественно-эстетической компетенции обрабатывались с помощью индивидуальной диагностической карты.

Сравнительный анализ развития художественно-эстетической компетенции детей 6-7 лет за период 2005 – 2008 г.

Сравнительный анализ изменения уровня оригинальности

в изображениях детей 6 – 7 лет за период 2005 – 2008 г.

Сравнительный анализ динамики воображения детей 6-7 лет

за период 2005 – 2008г.

Анализ результатов исследования творческой индивидуальности детей

за период 2005-2008г.

Диаграмма выполнена по показателям проявления творческой индивидуальности: беглость (количество вариантов замысла, изображения и конкретных образов); художественная экспрессивность изображения (колорит, организованная композиция и пр. ).

Проявления творческой индивидуальности (в самостоятельной изобразительной деятельности) в группах ДОУ № 21 до организации работы по авторской программе составляли 25%, после освоения программного материала – 80%. В контрольных группах детей ДОУ г. Добрянки показатель проявлений творческой индивидуальности на момент констатирующего среза составлял 25%, на момент контрольного среза динамики проявлений творческой индивидуальности детей - 50%.

 

Изучение способности к самостоятельному воплощению замысла в изобразительной деятельности (октябрь 2009г. )

Экспериментальные группы

Контрольные группы

Сравнительный анализ развития творческой индивидуальности детей (на материале изобразительной деятельности), проведённый в октябре 2009 г., на базе ДОУ г. Добрянка. Подготовительные группы МДОУ № 20 (контрольные), МДОУ № 21 (экспериментальные).

 

1 критерий. Творческая самостоятельность.

2. критерий. Активность в проявлении индивидуальности

3 критерий Способность к художественному и эстетическому восприятию

Таким образом, на основании сравнительного анализа изменений в проявлениях оригинальности, художественной экспрессивности, беглости и свободы определения замысла, а так же способов и форм его воплощения детьми, мы можем говорить о том, что произошли более выраженные изменения у детей ДОУ № 21. Увеличение количества проявлений творческости зафиксировано не только во временных рамках отслеживания достижений каждого ребенка, но и по итогам ежегодного сравнения достижений детей экспериментальных и контрольных групп.

 

 

Реализация компетентностного подхода в формате технологии блочно-тематического планирования

Л. Б. Шевченко, зам. заведующего по ВМР

Г. А. Трапезникова, воспитатель

ДОУ № 21, г. Добрянка

Одну из приоритетных целей современного образования можно сформулировать как сохранение и развитие индивидуальности ребёнка, его активной созидательно-творческой позиции по отношению к реалиям окружающего мира. Особое внимание в инновационных процессах МДОУ № 21 уделено стимулированию эстетического и интеллектуального потенциала ребёнка, созданию оптимальных условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческой активности. В формате требований современного образования актуализирована необходимость обогащения и формирования базовых компетентностей дошкольников. Компетентность – важнейшая комплексная характеристика личности. Она включает в себя ряд аспектов развития дошкольника: интеллектуальный, языковый, социальный и др., которые объективно отражают достижения ребенка. Например, интеллектуальная компетентность рассматривается как сформированность интеллектуальных операций, умение выбирать соответствующую информацию, для достижения цели, пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач. В каждом из возрастов у ребёнка формируются природосообразные виды деятельности, опосредующие развитие соответствующих психических новообразований. Например, ребенок приобретает способность самостоятельно находить оригинальные, новые способы решения задач выполняемой деятельности, что свидетельствует о сформированности деятельностной компетентности. Языковую компетентность рассматривают, как способность ребёнка свободно выражать свои желания, намерения; способность строить свое языковое общение с другими людьми. В плане физического развития компетентный ребенок владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту, умеет реагировать на изменения окружающей обстановки. В общении взрослого и компетентного ребенка строятся межличностные отношения качественно иного уровня, опосредующие готовность маленького человека к школьному обучению.

В соответствии с требованиями программы «Истоки» стратегия педагогической деятельности направлена на обеспечение условий и формирование базовых (ключевых) компетентностей детей. Повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников в обозначенном направлении выделено в качестве приоритетного фактора нового этапа развития и модернизации образовательного процесса МДОУ. Рабочее толкование терминов «компетентность» и «компетенция» основано на исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Разделяя позицию М. В. Грибановой под «компетентностью» детей дошкольного возраста мы понимаем природосообразные возможности (возрастные «правомочия») оптимального освоения разных видов деятельности, полноценное развитие детей в деятельности с опорой на периоды активного развития эмоций, речи, интеллекта, воображения и пр. Компетентности целесообразно рассматривать только в формате освоенной ребёнком деятельности. Познавательно-речевая, интеллектуальная, языковая и пр. компетентности определяют уровень освоения детьми культуры выполнения разных видов деятельности в формате модели - «знаю, умею, хочу (испытываю потребность), способен сам получить продукт деятельности». «Узкие компетенции», входящие в структуру компетентностей – выявляют ( и опосредуют) достижение социально-востребованного качества результата (продукта), любого вида деятельности, выполненной ребёнком на высоком уровне самостоятельности.

Развитие творческих способностей детей должно проходить в условиях побуждения к созидательной деятельности. Одним из направлений достижения поставленной цели может стать изобразительная деятельность (в т. ч. занятия аппликацией). Выразительность художественных образов, самостоятельно созданных детьми в творческих видах деятельности, является показателем разностороннего, творческого и успешного развития компетентностей ребёнка. Чем больше индивидуального, своеобразного, нового в работе, тем очевиднее высокая степень личностного развития «автора». Высокий уровень самостоятельности в изобразительной деятельности определяется тем, что, усвоенные в процессе обучения, приёмы создания изображения становятся средствами выразительности. Процесс изображения сопровождается развитием умения самостоятельно определять замысел, подбирать соответствующие выразительные средства и протекает на фоне эмоциональной активности, произвольности выполнения деятельности, что в свою очередь свидетельствует о наличии компетентности (знаю, умею, хочу, способен самостоятельно получить продукт).

В авторской технологии организации аппликативной деятельности М. В. Грибановой предлагается путь, позволяющий уже во второй младшей группе раскрыть детям художественные «загадки» аппликативного образа, активно содействовать развитию ассоциативного мышления, воображения и технических умений, значительно облегающих ребёнку процесс реализации замысла. Технология позволяет прогнозировать и добиваться:

1. Развития: сенсорных способностей ребенка (чувства материала, цвета, формы, ритма; ассоциативного и эмоционально-образного мышления; способностей к анализу, синтезу, обобщению; пространственного, конструктивного и вербального мышления; культуры восприятия формы (обобщенной, конструктивной, пропорционального соотношения частей конструкции); образной памяти и воображения и эмоциональности (как обязательного фона любой художественно-творческой деятельности).

2. Освоения разнообразных умений и способов создания изображений: с помощью ножниц (по контуру и «на глаз»); из готовых геометрических форм; приемом обрывания (по контуру и «на глаз»); путем видоизменения исходных прямоугольных форм (конструктивная аппликация).

3. Развития способности к самостоятельному созданию авторского образа посредством реализации права выбора: вариативного художественного материала; технических приемов выполнения изображения; возможности синтеза выразительных средств рисования, аппликации, конструирования.

Необходимым условием организации процесса освоения детьми разных видов деятельности стала технология блочно-тематического планирования. В формате технологии знакомство с действительностью сочетается с освоением палитры вариативных способов отражения и выражения детьми эмоционально-оценочного отношения к предмету познания. Блочно - тематическое планирование познавательной и изобразительной деятельности детей включает: тематические матрицы содержания той или иной области познания (темы); тематический блок (систему познавательно-эстетических и изобразительных занятий, ориентированную на всё время пребывания ребёнка в ДОУ); календарную сетку занятий, перспективные планы. Сетка занятий составляется на длительную перспективу, и может быть откорректирована педагогом по ходу её календарного выполнения. Результатомосвоения детьми той или иной образовательной области, в т. ч. новой деятельности становятся проявления компетентности: знает, умеет, хочет, способен сам организовать деятельность и получить результат (продукт). Формой структурирования образовательного компонента реализуемой педагогической системы, становится тематическая матрица. Назначение матрицы – выделить в каждой теме природосообразный способ познания в соответствии с возрастными (и реальными) возможностями детей.

 

Фрагмент тематической матрицы (содержательная модель) по теме

 

МЕБЕЛЬ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...