Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Праздники, посты, паломничества




В светской жизни копты обычно используют григорианский календарь, хотя официальная церковь ведет свое летоисчисление от 29 августа 284 года, от так называемой «эры мучеников». Церковный год начинается с 1-го числа месяца Тут, что соответствует 11 сентября по григорианскому стилю. Официальный коптский синаксарий (IX издание) включает следующее разделы: 1) праздники, связанные с библейскими событиями, в том числе праздники в честь ветхозаветных пророков, праздники, связанные с земной жизнью и деяниями Иисуса Христа, апостолов, праздники в честь Пресвятой Богородицы; 2) праздники в честь патриархов и епископов: александрийских, греческих, сирийских, армянских, римских и персидских; 3) мучеников церкви, в том числе общехристианских, принявших мученический венец до Миланского эдикта о веротерпимости, и новых мучеников, пострадавших после исламского завоевания; 4) святых и пустынных отцов: монахов, монахинь, святых и святых правителей (императоров, царей и цариц, прославившихся своей деятельностью на благо церкви); 5) годовщины определенных событий: экуменических и местных соборов церкви, церковно-исторических, светских.

Праздники делятся на семь больших Господних: Благовещение (7 апреля), Рождество Христово (7 января), Богоявление (19 января), Вход Господень в Иерусалим, Светлое Христово Воскресение, Вознесение и Пятидесятницу — и семь малых: Обрезание Господне (14 января), Чудо в Кане (21 января), Сретение (15 февраля), Тайная вечеря, Неделя о Фоме, Бегство в Египет (1 июня) и Преображение (19 августа). В честь Богоматери установлено тридцать праздников, из которых самые главные — Рождество Богоматери (20 сентября), Введение во храм (12 декабря) и Успение (22 августа).

В Коптской церкви существует четыре поста: Великий пост перед Пасхой (50 дней), Петровский пост (13 дней), Успенский пост (15 дней) и Рождественский пост (для клириков — 43 дня, для мирян — 23 дня). Имеются малые посты: Ниневийский (3 дня) в память пророка Ионы, перед Великим постом и пост Ираклия в связи со взятием Иерусалима (1-я седмица Великого поста).

Среда и пятница, как и в Русской православной церкви, являются постными днями, кроме святок и пасхального периода.

Крестное знамение кладется коптами справа налево одним перстом, объясняя это единством существа в Троице славимого Бога, а также древностью этого способа, ибо так научил молиться своих последователей в Египте сам евангелист Марк.

Характерной чертой египетского христианства является популярность разного рода паломничеств (мулиЬ) по святым местам. Известно более 59 мест особого почитания, расположенных по всему Египту. Обычно эти центры поклонения связаны с определенными святыми, являются местами остановки Святого семейства во время скитаний по Египту, или же, по преданию, в них верующим являлась Богородица. Паломничество во многом представляет собой проявления так называемой «народной» религии, нередко расходящейся с догмами официальной церкви.

Во время визита в такие места верующие совершают определенные ритуалы. Среди них, безусловно, специальная молитва святому покровителю места или Богородице, крещение детей, приношение даров. Отголоском языческих верований является не поддерживаемый официальной церковью, но очень распространенный среди простого населения обычай привозить в места поклонения мясо животных (овцы или барашка) и подносить его святому или Богоматери. Также паломники жертвуют милостыню нищим.

Многие совершают паломничество ради избавления от болезней и недугов, надеясь на заступничество святых. Фактически в каждой церкви, находящейся в местах поклонения, существует своеобразный «музей», где хранятся костыли, инвалидные коляски и прочие свидетельства чудесного исцеления калек и безнадежно больных. Так, в храме, посвященном Богоматери и святому мученику Абановию (Абанубу) в Саманнуде автор своими глазами видела такие инвалидные коляски и костыли, оставленные исцелившимися.

Верующие, пускающиеся в паломничества, надеются не только на исцеление телесное, но и духовное. Они надеются обрести нравственную твердость, исцелиться от греховных помыслов, духовно очиститься. С этим связаны и ритуалы изгнания бесов, вселившихся в тело одержимых ими. Существует поверье, что, когда дьявол покидает тело бесноватого, он оставляет след в форме креста на его одеянии.

В паломничества копты нередко отправляются целыми семьями. Сами такие поездки окутаны атмосферой праздника, который запоминается пустившимся в них на всю жизнь. Принято также привозить на память какие-либо сувениры, связанные с историей места. Чаще всего в их роли выступают маленькие крестики, небольшого формата книжечки с житиями святых, рассказами об исцелениях, укрепляющими в вере читающих их.

 

Источник: Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов. – М.: Алетейа, 2003. – С. 8-9, 35-37, 116-128.


Приложение 17

 

МАРОНИТСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СИРИИ И ЛИВАНЕ

 

 

1. Введение

Маронитская Церковь, не будучи многочисленной, остается тем не менее одной из самых влиятельных на современном Ближнем Востоке Более того, иногда проблемы и перспективы христианства в арабских странах односторонне сводят к одним лишь маронитам[8]. Подобное отождествление иллюстрирует значение ливанского христианства и особенно его маронитской составляющей.

Рассматривая историю маронитов, необходимо учитывать, что Ливанские горы на протяжении всей своей истории служили убежищем для различных религиозных меньшинств и изгнанников, причем здесь не только сохранялись их традиции и национальная идентичность, но и задерживалось излечение их религиозных болезней.

Ливан сегодня — маленькая страна; ее западная часть омывается Средиземным морем, на севере и востоке она граничит с Сирией, а на юге — с Палестинской автономией и Израилем. Столица Ливана Бей­рут — один из крупнейших средиземноморских портов. Большую часть страны занимают горные хребты. Ливан играет ключевую роль в жизни Ближнего Востока, являясь перекрестком интересов арабских госу­дарств, стран Азии, Европы и Америки. История Ливана — бывшей Финикии — связана в первую очередь с Израилем и Сирией. В ветхо­заветную эпоху Ливан славился своими лесами, особенно исполински­ми кедрами. В Библии упоминается о ливанских снегах и о плодоро­дии этой страны. На побережье Ливана находились великие финикий­ские (хананейские) портовые города Тир, Сидон (современная Сайда) и Библос (современный Жбейл). Царь Соломон получал из Тира кедр и другие породы дерева для строительства храма и царского дворца в Иерусалиме (3 Цар 5:1 — 18). В церковной истории Ливан связан с си­рийскими землями, входившими в юрисдикцию древней Антиохийской Церкви. Сюда же, в земли Кирские, нас приводит и история появле­ния Маронитской Церкви.

Территорию современных Сирии и Ливана можно в полном смысле слова считать Святой землей. Здесь происходили многие события, о которых повествуют Евангелие и Деяния Апостольские. "Страны Тирские и Сидонские" посещал с проповедью Сам Господь наш Иисус Христос (Мк 15:21). По дороге в Дамаск, столицу нынешней Сирии, произошло обращение Савла (Деян 9:1—9). С именем святого перво-верховного апостола Павла связаны многие доныне сохранившиеся святыни. В апостольские же времена в Антиохии появились первые крупные общины, члены которых впервые стали называться христианами. Сюда в 38-46 годах приходит с проповедью святой апостол Петр, от которого ведут свое преемство епископы Антиохийской Церкви. Уже в первые годы христианской миссии Антиохия Сирийская стала местом споров о сути христианской веры и членства в Церкви. Для разрешения проблемы крещения язычников в Антиохийской общине в 49 году был созван Апостольский Иерусалимский Собор (Деян 15:2—6). В противовес первым иудео-христианским общинам в Иерусалиме и Палестине, жизнь которых сильно зависела от традиций Иерусалим­ского храма и синагог, христиане в языческих странах, расположенных на территории Сирии, еще во времена апостола Павла начали само­стоятельно вырабатывать христианский образ устройства церковной жизни. Именно здесь, еще до Иерусалимского Апостольского Собора, поставлялись первые пресвитеры (Деян 15:23; 20:17,28), а затем и епи­скопы с диаконами (ср. Флп 1:1). Здесь же в IV веке появилась вели­чайшая школа антиохийского монашества с целым сонмом святых подвижников, своим духовным опытом повлиявших на ход истории Церкви на Востоке. С именем одного из них — преподобного Марона Пустынника — позднее будут связывать свое наименование Маронит­ская Церковь и ее народ. Многие церковные традиции и опыт духов­ной жизни берут свое начало в Антиохии. Здесь находятся и истоки Маронитской Церкви.

Связываемая в истории Церкви с периодом борьбы с монофизитской и монофелитской ересями, Маронитская Церковь сейчас практи­чески является одной из католических общин Ближнего Востока. Со­хранив основы восточного обряда и формальное патриаршее управле­ние, она находится в юрисдикции Римско-Католической Церкви, вхо­дя в семью восточно-католических Церквей и полностью разделяя ка­толическое вероучение. Два важных фактора сыграли здесь решающую роль — богословские споры IV и V веков и деятельность римских мис­сионеров с XIII века и до наших дней.

Пять различных восточно-католических Церквей были основаны с 1552 по 1824 год на Ближнем Востоке как новые патриархаты: Халдей­ская Католическая Церковь (отделившаяся от Ассирийской, или Несторианской, Церкви Востока) в 1552 году; Греко-католическая, или Мелхитская (собравшая христиан, отколовшихся от Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского Православных Патриархатов), в 1724 году; и отошедшие в унию с Римом от своих исторических Церк­вей Армянская Католическая Церковь (1740), Сирийская Католическая Церковь (1773) и Коптская Католическая Церковь (1824). Эти пять Церквей носят название униатских, или "католических восточного об­ряда". Особняком среди них стоит Маронитская Церковь, отсчиты­вающая свое самостоятельное бытие с конца XII века и не имеющая, подобно вышеперечисленным, параллельной одноименной некатоли­ческой общины (православной, сиро-яковитской, армяно-григориан­ской и т. д.). Отколовшись от древнего Антиохийского Патриархата в период борьбы с монофелитством, она в течение нескольких столетий (до XIII в.) была оторвана от церковных событий, происходивших на Востоке: сыграла роль вынужденная изоляция в труднодоступных Ли­ванских горах. Сами марониты полностью отрицают свое еретическое прошлое, утверждая, что на протяжении всей истории полностью разделяли вероучение Церкви Рима, а следовательно, их общение никогда не прерывалось. В этом смысле они отвергают применение к себе термина "униаты".

Согласиться с этим достаточно трудно даже самой Римско-Католической Церкви, всегда пытавшейся защитить своих основных союз­ников на Ближнем Востоке. История Маронитской Церкви вообще является предметом полемики. Часто почву для совершенно противопо­ложных трактовок дает отсутствие достоверных сведений. Маронитские историки очень часто выдавали желаемое за действительное, каждый раз при этом преследуя конкретные цели (обоснование тесных связей с Западом, старшинство среди униатских общин на Востоке, право пред­стоятелей носить титул Патриархов Антиохийских и многие другие).

Литература о Маронитской Церкви на русском языке практически отсутствует. Кроме коротких справочных материалов (информация в которых обычно заканчивается XIX в.), можно отметить небольшой по объему, но глубокий материал профессора В. В. Болотова, вошедший в IV том его "Лекций по истории Древней Церкви". Эта статья тезисно очерчивает период истории маронитов от основания монастыря святого Марона в IV веке до отхода общины от Православия в VIII веке. Тем не менее болотовский текст не был подготовлен автором к изда­нию. Опубликовавший его "Лекции" А. Бриллиантов отнес этот материал к тем, которые требуют систематизации и дополнений. Ценность статьи Болотова состоит в указаниях на латинские и греческие источники. Еще одним кратким источником (частично пересказывающим В. В. Болотова) является статья в полторы страницы в книге А. В. Карташева "Вселенские Соборы". Это практически единственный русско­язычный источник, ясно утверждающий, что после XVI века марониты расстались с ересью монофелитства и вошли в юрисдикцию Римско-Католической Церкви. Большинство других трудов по истории Церкви, выпущенных на русском языке, вообще не говорит о Маронитской Церкви или довольствуется краткими замечаниями.

Ценными источниками на русском языке являются, безусловно, пере­воды древних церковных памятников, к которым в первую очередь следует отнести творения блаженного Феодорита, епископа Кирского ("Церков­ная история" и "История Боголюбцев"), преподобного Иоанна Дамаскина, святителя Иоанна Златоуста, Деяния Вселенских Соборов. Среди со­временных работ следует выделить вступительную статью А. И. Сидорова к книге "Творений Преподобного Максима Исповедника", которая рас­крывает появление ереси монофелитства и борьбу с ней, анализирует ис­торический фон и движущие силы на Востоке того времени.

История Маронитской Церкви может быть разделена на несколько основных периодов. Первый период (IV—VII вв.) рассматривает корни маронитских общин в то время, когда они находились в полном един­стве с Антиохийской Православной Церковью, разделяли ее учение и канонические правила. Второй период (VII—XII вв.) относится ко вре­мени монофелитской ереси и откола от полноты Православия ее по­следователей, образовавших самостоятельную Маронитскую Церковь. Третий период, наиболее продолжительный во времени (XII—XVIII вв.), рассматривает вступление в юрисдикцию Рима и процесс латинизации Маронитской Церкви. Четвертый и последний период (конец XVIII-конец XX вв.) — жизнь маронитов в новой истории. Жизнь Маронит­ской Церкви этого этапа в основном сосредоточена на вопросах госу­дарственного строительства, защиты интересов христианства в регионе и на диалоге с исламским окружением.

 

2. Происхождение маронитских общин

2.1. Понятие о маронитах и происхождение термина

Практически все компетентные ученые сходятся в описании исто­рии маронитов после XVI века, но в оценке предшествующего периода единодушия не наблюдается. И одним из наиболее принципиальных является кажущийся простым вопрос: кто же такие марониты?

В узком смысле слова марониты представляют собой конфессио­нальную общину, определяемую специфичностью вероисповедания и обряда, которая, зародившись на Ближнем Востоке (Сирия), распро­странилась ныне практически по всем континентам. Вместе с тем их религиозная и социально-общественная обособленность вскормили на­стоящее национальное самосознание. Сами марониты в подавляющем большинстве считают себя самостоятельной нацией, приводя как ана­лог пример ближневосточных армян. Были созданы целые теории, до­казывающие наличие у маронитов неарабских этнических корней. Со­гласно одной из них (не имеющей, правда, под собой никакой реаль­ной основы), они происходят из древней Финикии. Согласно другой (возможность которой более обоснована), они представляют собой по­томство мардаитов — изначально иранского или анатолийского насе­ления, обосновавшегося в Ливане в IV веке. Эта народность поставля­ла немало солдат армии Византии для борьбы с арабами. Затем, при императоре Юстиниане II, это племя рассеялось — за исключением небольшой своей части, сохранившейся в Ливанских Горах[9]. Разделяет мнение о мардаитских корнях современных маронитов и русский исто­рик А. В. Карташев[10]. Третья теория чаще всего выдвигается маронитскими историками, желающими доказать местные корни своих общин. Она связывает маронитов с потомками арабского племени бедуинов, обосновавшимися в Ливане в дохристианскую эпоху[11].

Суммируя различные теории, можно предположить, что скорее всего марониты представляют собой слияние нескольких этнические групп. Возможно, здесь присутствует и элемент мардаитов, но в основном — греко-арамейские народности, завоеванные арабами и быстро арабизировавшиеся. В процессе развития к ним примкнули некоторые армяне и потомки франков, слившиеся в единую группу, объединен­ную принадлежностью к Маронитской Церкви. Замкнутость этой группы в непроницаемый "ливанский бастион", живое самоосознание и постоянная необходимость сопротивления окружающим противни­кам привели к большой ее сплоченности. Общинные же связи были обеспечены самостоятельной религиозной практикой и наличием авто­номной иерархии. В быту марониты используют как сириакский[12] (в некоторых селениях в Сирии), так и, в подавляющем большинстве, арабский язык. В настоящее время среди ливанских общин широко, распространен французский язык, а в самой крупной зарубежной ко­лонии эмигрантов в Бразилии — португальский.

Насколько же древним является "маронитский этнос", принадлежали он изначально целой группе людей, происходит ли от имени человека или монастыря? Маронитские историки Средних веков утвержда­ют, что термин марониты произошел от сириакского слова Маран, обозначающего Господа нашего Иисуса Христа. Этим словом был назвав впоследствии и монастырь, где появились предшественники нынешних маронитов. Другая версия говорит, что термин произошел от сириак­ского слова Марио, переводящегося как "Господь" (Христос)[13]. Наиболее же распространена среди маронитов теория, что термин марониты произошел от названия монастыря преподобного Марона (монаха-аскета V века) и потом применялся по отношению ко всем, кто разделял вероисповедание братии монастыря и организационно подчинялся его настоятелям. Эта же теория утверждает, что широкое употребление понятие марониты получило лишь после VII века; до той поры они именовались мардаитами[14].

Наиболее полно взгляд своей Церкви на происхождение названия марониты представил маронитский патриарх Стефан аль-Дуаии (1704). Изучив мнения как восточных, так и западных историков, он настаивает на том, что марониты получили свое наименование от пре­подобного Марона и полностью отвергает утверждение патриарха Александрийского Евтихия (941)[15], которое заключалось в том, что имя взято от сирийского монаха Марона, жившего во времена Визан­тийского императора Маврикия (582—602). Этот более поздний Марон исповедовал еретические учения об одной воле и одном действии во Христе[16]. Марониты считают его еретиком и, естественно, стараются опровергнуть какую-либо связь с ним.

Патриарх Стефан также приводит серьезные аргументы против мнения некоторых западных средневековых историков, согласно кото­рым наименование возникло от города Маронэа — пригорода Антиохии[17]. Он вместе с тем не возражает против предания, находящегося "в согласии с традициями Маронитской Церкви и одобренного Рим­ской Церковью, как засвидетельствовано в Маронитских богослужеб­ных книгах"[18], — что наименование унаследовано от благочестивого Марона, "Патриарха Великой Антиохии". Этот священнослужитель жил в монастыре преподобного Марона (построен в V в.) во второй половине VII века и стал "первым Патриархом" маронитов. Правда, настоящее его имя было Иоанн, но после того, как он возглавил Маронитскую Церковь, к его имени добавилось второе — Марон, как знак преданности традициям монастыря.

Известный в католическом мире маронитский церковный ученый Иосиф Ассемани (XVIII в.) на основании ранних летописей из библио­теки Ватикана делает вывод, что мардаиты стали называться маронитами в 694 году, как последовавшие за Иоанном Мароном, "первым Патриархом". По его теории, в период с V по VII век марониты не бы­ли известны в окружающем их мире под этим названием. Да и сама община еще не сформировалась как самостоятельная религиозная структура; ее скорее ассоциировали с гражданской группой, воевавшей на стороне Византии против арабов. После VII века наименование мардаиты отпало[19].

Основной целью всех вышеперечисленных теорий является доказа­тельство вполне "нееретического" происхождения маронитов. Именно эту изначальную необъективность исследований имел в виду профес­сор Болотов, когда отмечал, что "на сведения самих маронитов пола­гаться нельзя"[20]. Маронитские историки, использовав во многом вер­ные исторические факты, стремились опровергнуть обвинения в монофелитстве и подтвердить верность своей общины учению древней неразделенной (кафолической) Церкви. Имя преподобного Марона и его монастырь были крайне важны в связи с тем, что предание многих Восточных Церквей сохранило их как сторонников Халкидонского ве­роисповедания, а их последователей — как борцов с ересью монофизитства и защитников определений IV Вселенского Собора.

 

2.2. Преподобный Марон, пустынник Сирийский

Житие преподобного Марона, пустынника Сирийского, было про­должением великого монашеского делания христиан Востока. Маронитская Церковь называет его "Отцом нации". Наиболее важными ис­торическими источниками, из которых черпаются сведения о жизни святого, являются свидетельства святителя Иоанна Златоуста (407) и Феодорита, епископа Кирского (458).

Из своей ссылки в Армении предположительно в 405 году святитель Иоанн Златоуст направил письмо некоему "Священнику Марону-аскету"[21]. Известно, что великий Отец Церкви некоторое время жил среди сирийских подвижников. Пример их духовной жизни оставил глубокий след в сердце святого. В письме преподобному Марону со­держатся дружеские приветствия, пожелания быть в более частой пере­писке и сожаления, что трудно отыскать подходящего курьера. В за­ключение святитель испрашивает молитв и благословения подвижни­ка-аскета. На письме не поставлена конкретная дата, отсутствуют и другие подробности, относящиеся к истории знакомства и жизни адре­сата. Исходя из предположений, что послание могло быть отправлено около 404-405 года, большинство историков делает заключение, что преподобный Марон скончался около 410 года[22]. Однако это письмо могло быть написано одному из нескольких монахов с именем Марон, живших в Сирии в V веке. Златоуст называет Марона священником, и это является единственным указанием на сан подвижника, поэтому очень трудно идентифицировать адресата письма с личностями, о ко­торых свидетельствуют другие источники. Подобную критическую по­зицию полностью отвергают марониты. Для них крайне важно подтверждение исторических связей и духовного родства со святым, па­мять о котором бережно хранит Предание Церкви.

Другим источником является "История Боголюбцев" блаженного Феодорита, епископа Кирского. В этом авторитетном труде дано опи­сание жизни и аскетических подвигов монаха по имени Марон[23]. Блаженный Феодорит свидетельствует, что в его время верующие почита­ли память святого Марона, но описывает его жизнь и подвиги доста­точно кратко, особенно в сравнении с подробными житиями других подвижников благочестия, таких, как преподобный Симеон Столпник и даже ученик Марона преподобный Иаков Отшельник[24]. Не отводит автор церковной истории и какого-либо особого места для Марона среди других восточных "Боголюбцев", поэтому можно считать не слишком аргументированными утверждения позднейших маронитских исследователей, что преподобный Марон был главой аскетической и монашеской жизни в области города Кир или, как пишет известный маронитский историк нынешнего столетия священник Бутрос Дау, "основателем новой школы аскетизма"[25]. Не имеет оснований и предположение того же автора, что преподобный Марон был основателем пустынножительства в северной Сирии и что святой Симеон Столпник стал последователем его школы аскетизма[26]. Священник Б. Дау идет и дальше, утверждая, что монастыри, где подвизались преподобный Си­меон и его ученики, были маронитскими по духу и по церковной юрисдикции[27].

С другой стороны, не имеет церковно-исторических подтверждений (особенно с учетом хронологии) и былое предположение о том, что преподобный Марон исповедовал монофелитское учение. Указание на существование такой точки зрения можно встретить, в частности, у В. В. Болотова[28]. Предание церковное хранит память о преподобном Мароне как об одном из подвижников благочестия, удостоившихся особых даров Святого Духа. Многие Церкви Ближнего Востока имеют его в своих диптихах (так, например, Антиохийская Православная Церковь совершает его память 14 февраля).

Почитание преподобного Марона, пустынника Сирийского, уси­лиями многочисленных русских паломников на Ближнем Востоке, бы­ло принесено и в Россию. Православный народ прибегал к святому как к целителю "огневицы и трясавицы" (горячки и лихорадки, а также припадков). Икона преподобного Марона особо почиталась в собор­ном храме Валаамского монастыря. По просьбам жителей Онежского озера, часто страдавших от лихорадки, пред этим образом на Валааме постоянно служились молебны[29]. С 1642 года известен московский храм преподобного Марона Пустынника (Благовещения) в Старых Панех.

Зная то огромное влияние и авторитет, которые имели среди хри­стиан того времени и во все последующие времена монахи-подвиж­ники, становится понятным желание маронитов как тогда, так и сейчас доказать свою как можно более близкую историческую и духовную связь с преподобным Мароном, указывая на него как на духовное основание своей Церкви………..

 

3.2. Образование самостоятельной Маронитской Церкви

 

VI Вселенский Собор не искоренил монофелитство полностью, од­нако смерть последнего императора – монофелита и последовавшие позже иконоборческие споры закрыли эту страницу истории Визан­тийской Церкви. Ситуация в Сирии, отрезанной от Империи и нахо­дившейся под властью арабского рода Омейядов, была иной. Здесь монофелитство продолжало существовать и затронуло достаточно много православных общин. В конце VII—начале VIII века они разделяются на мелхитов, поддерживающих каноническую связь с Византией и

Православными Церквами, и маронитов, собравших вокруг себя сто­ронников церковной политики времен императора Ираклия[30].

В конце VII века у маронитов еще не было оформившейся само­стоятельной иерархии, в то время как мелхиты были канонической Церковью с устоявшейся организацией епархий и священноначалия. Схизматические маронитские приходы стояли перед необходимостью организации собственного церковного управления, особенно в услови­ях постоянных столкновений с православными общинами.

В истории патриарха Дионисия приводятся следующие факты: "В этот [745] год Маруан, царь [халиф] Арабов, позволил халкидонцам [мелхитам] поставить патриарха для их деноминации, которым стал Феофилакт Ибн Канбара из Харрана. Феофилакт был золотым ювелиром Маруана. Он добился от Халифа распоряжений и войск для преследования маронитов. По прибытии в монастырь Марона он при­нуждал его монахов принять доктрину Максима [о двух волях во Хри­сте] и воздерживаться от пения Трисвятого с фразой «распныйся за ны». Одолеваемые скорбями, монахи обещали Феофилакту, что на сле­дующий день они последуют его приказу. Тогда с Феофилактом был один старый монах, которого тот очень любил. Этот монах вошел в монастырскую церковь и, ударяя по алтарю рукой, плакал: «Нечистый алтарь, завтра ты станешь святым». В этот момент его настигла боже­ственная кара и в него вселился бес. Он провел в мучениях всю длин­ную ночь и затем скончался. Ибн Канбара был чрезвычайно опечален смертью монаха, и его охватил страх. Он оставил тело покойного мо­нахам монастыря для погребения и удалился, не достигнув своей цели. Марониты остались такими же, как и сейчас. Они поставляют себе патриарха и епископов из своего монастыря. Они отделены от последо­вателей Максима за свою веру в одну волю во Христе и исполнение Трисвятого с фразой «распныйся за ны». Но они принимают Халкидонский Собор.

Потом Ибн Канбара прибыл в Манбийж и пытался заставить халкидонцев в этом городе принять доктрину двух воль во Христе и воз­держиваться от исполнения Трисвятого с фразой «распныйся за ны». Он предал их Маруану, который оштрафовал их на четыре тысячи ди­наров. Несчастье, случившееся в Алеппо, произошло и здесь. В итоге, некто Андрей Маронит получил приказ Халифа и построил церковь для маронитов в Манбийже. Они [марониты] после этого стали незави­симыми от последователей Максима. И множество омерзительных и гнусных столкновений произошло между этими двумя группами"[31].

Приведенный текст относится ко второму году правления халифа Маруана II из династии Омейядов (744-750). Антиохийская Право­славная Церковь (мелхиты) не имела своего Предстоятеля почти в те­чение 40 лет (с 702 по 742 год), что связано, в первую очередь с неже­ланием мусульман усиливать в Сирии позиции христиан, связанных с Византией. В 742 году халиф Хишам позволил избрать патриарха, которым стал Стефан IV. Три года спустя патриарх Стефан впал в неми­лость у халифа аль Валида II (743-744) и был изгнан вместе с еписко­пом Дамасским. В 745 году патриархом становится Феофилакт, быв­ший до этого священником в Эдессе[32].

Свидетельство Дионисия представляет православных и маронитов как две раздельные и противостоящие друг другу группы. В то время как православные имели своего Предстоятеля, марониты не имели гла­вы в сане патриарха. Если бы таковой был во время написания текста (745), то Дионисий, сам являвшийся патриархом у монофизитов, ско­рее всего упомянул бы это, рассказывая о деятельности Блаженней­шего Феофилакта.

Некоторые маронитские авторы делают из вышеприведенного от­рывка, являющегося практически единственным историческим свиде­тельством по этому поводу, вывод, что до 745 года монастырь Марона находился в юрисдикции православного Патриарха Антиохийского. Дионисий действительно называет Феофилакта патриархом "халкидонцев", а не, например, "последователей Максима" или "мелхитов"[33]. Учитывая, что марониты также принимали Халкидонский Собор, мож­но предположить, что патриарх Феофилакт пытался навести догмати­ческий порядок в своей Церкви. Но эта позиция представляется недос­таточно обоснованной; большинство историков сходятся во мнении, что марониты не имели своего священноначалия до середины VIII века и начали поставлять патриархов и епископов только после преследова­ний со стороны Феофилакта. Были ли они до этого времени в фор­мальной юрисдикции Антиохийских предстоятелей или получали свои хиротонии от схизматических архиереев, сказать трудно. Причинами, побудившими маронитов к созданию независимой церковной органи­зации, стали полный разрыв с канонической Церковью и отвержение ее догматики и возрастание количества приходов в различных местах Сирии. Выше уже упоминались маронитские общины в Хаме, Алеппо, Хомсе и Манбийже.

Сами марониты чаще всего относят избрание своего первого Пат­риарха Иоанна Марона, речь о котором пойдет ниже, к концу VII— началу VIII века. Современный маронитский историк епископ Каир­ский Петр Диб (1881—1965) называет в своем труде две причины отде­ления Маронитской Церкви от Матери-Церкви и выбора своего патри­арха: долгое вдовство Антиохийского Престола, длившееся 40 лет; не­законность выборов Антиохийских Патриархов византийскими импе­раторами без участия антиохийских архиереев; их пребывание в Кон­стантинополе[34]. То есть, как утверждают марониты, они возвели на престол законного и свободно избранного Патриарха Антиохийского, занявшего пустовавшее место Антиохийских Первосвятителей[35]. Нужно отметить, что ни один историк Восточных Церквей, даже католики, та­кой позиции не разделяют и считают ее абсолютно неправдоподобной. Когда католики принимали маронитов в XIII веке в свою юрисдикцию они, видимо, просто закрыли глаза на этот "темный" период истории Маронитской Церкви, понимая, какие политические выгоды сулит им присоединение первой крупной восточной христианской общины.

Со второй половины VIII века практически все летописцы Востока упоминают маронитов как христианскую секту. Патриарх Дионисий, го­воря о появлении в 745 году маронитской иерархии, не указывает, кто хиротонисал этих патриархов и епископов и насколько эти хиротонии действительны. Нет здесь свидетельств и об имени первого Предстояте­ля и его деятельности. Все эти вопросы до сих пор спорны и затенены большим количеством легенд и необоснованных предположений.

 

3.3. Иоанн Марон и его деятельность

Марониты часто связывают основание своей нации и Церкви с ле­гендарным патриархом Иоанном Мароном, жившим в конце VII— начале VIII века. К сожалению, факты, свидетельствующие о самом его существовании, чрезвычайно сомнительны. Современные сведения Маронитской Церкви о патриархе Иоанне Мароне базируются на ряде работ историков-маронитов (самые ранние — XIV в.). Изыскания эти крайне противоречивы; все они представляют собой гипотезы или бо­лее поздние подделки, часто противоречащие друг другу и единодушно опровергаемые практически всеми независимыми учеными[36].

Маронитские источники, повествующие о жизни и деятельности Иоанна Марона, дают следующую картину. Некто Иоанн, родом из сирийской семьи франкского происхождения, подвизался во второй половине VII века в монастыре преподобного Марона, откуда и полу­чил свое второе имя Марон. Он изучал богословие и Священное Пи­сание, сириакский язык, а затем и греческий в Константинополе. В 676 году он был хиротонисан в сан титулярного епископа папским представителем на Востоке епископом Иоанном Филадельфийским. После рукоположения он покинул монастырь Марона и проповедовал "правую веру" среди монофизитов и монофелитов. Число его сторон­ников заметно возрастало, среди них были и военачальники (как его племянник Ибрагим). Это стало началом образования "маронитской нации" со своим вероисповеданием и армейскими подразделениями; в нее входили и потомки мардаитов. Иоанн Марон стал подлинным этнархом своего народа. В 687 году, после смерти патриарха Антиохий­ского Феофана (681—687), он был избран клириками Сирии новым патриархом Антиохийским с согласия папы Конона (686—687) и про­был на первосвятительском престоле до смерти в 707 году. В условиях гонений со стороны властей, догматического разброда и шатания он проповедовал правую веру (две природы и две воли во Христе), единую с верой Рима, объединил маронитов и стал родоначальником Маро­нитской Церкви. Он оставил после себя множество сочинений на дог­матические, литургические и исторические темы, в которых сам име­новал себя Патриархом Великой Антиохии. Иоанн Марон также установил дату празднования памяти преподобного Марона (аскета V века) — 5 января. Некоторые авторы утверждают, что в 694 году визан­тийские войска напали на монастырь Марона, убив при этом пятьсот монахов и разрушив здания. Иоанн Марон организовал строительство нового монастыря недалеко от крепости Кафархай, в области города Батрун, куда была перенесена честная глава преподобного Марона Пустынника. Практически сразу после его смерти 9 февраля 707 года Маронитская Церковь почитала почившего Патриарха как святого[37].

Такова позиция маронитов. Практически невозможно отыскать ав­торитетные церковные документы, которые могли бы ее подтвердить. Так, нет никаких исторических оснований считать, что Иоанн Марон мог быть Антиохийским Патриархом, наследовавшим престол после Патриарха Феофана в 687 году. Ни один перечень предстоятелей Анти-охийской Церкви не дает возможности сделать такое предположение[38]. В период с 687 по 707 год (практически в течение 20 лет) Иоанн Ма­рон не мог быть патриархом Антиохийским, да еще таким образом, что ни один современник на Востоке или на Западе об этом ни разу не упомянул. Трудно также себе представить, что собор епископов и духо­венства Сирии и Ливана, избравший, как утверждают некоторые марониты, Иоанна Марона патриархом, проходя в столь тяжелый для Церкви исторический момент, не оставил о себе абсолютно никакого следа. Нельзя не вспомнить и свидетельство Дионисия, который сам был яковитским патриархом Антиохийским и достаточно информиро­ванным историком Церкви и не мог не знать о существовании у маро­нитов в конце VII—начале VIII века предстоятеля с титулом "Патриар­ха Антиохийского", даже если бы он был схизматическим. Он ж

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...