Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требование об уплате налога и сбора




Требование об уплате налога — это направленное налого­плательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (п. 1 ст. 69 НК).

Сущность требования об уплате налога и сбора. Требование об уплате налога и сбора имеет статус ненормативного акта. Его применение со стороны налоговых органов направлено на скорейшее исполнение налогоплательщиком (иным обязан­ным лицом) своих обязанностей и пресечение ненадлежащих действий (бездействия) обязанных лиц. Путем направления требования налоговые органы информируют налогоплатель­щиков о своих претензиях к ним. Таким образом, требования выполняют пресекательные, предупредительные, информаци­онные и организационные функции.

Основания для направления требования об уплате налога и сбора. В составе легального определения понятия «требование об уплате налога» заложен четкий перечень оснований для направления требования. Оно может быть направлено в случае установления:

· неуплаченной суммы налога;

· неуплаченной суммы сбора;

· начисления пени в связи с неуплатой налога или сбора.

Кроме этого, на основании иных норм НК требование об уплате налога (сбора) направляется в случаях:

· неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК);

· при наличии у налогоплательщика недоимки (п. 2 ст. 69 НК).

Направление требования об уплате налога и сбора является важным процессуальным действием, обусловливающим, с одной стороны, право проверяемою своевременно и само­стоятельно исполнить требование об уплате недостающей суммы налога (сбора), а с другой стороны, в случае уклоне­ния обязанного лица — право проверяющего на применение мер по принудительному исполнению обязанности по уплате налога (сбора).

Требование должно быть направлено независимо от наличия или отсутствия решения о привлечении этого лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога и сбора направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета (п. 3,5 ст. 69 НК).

Требование об уплате налога и сбора может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представи­телю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получе­ния этого требования. В случае когда указанные лица укло­няются от получения требования, требование направляется по почте заказным письмом (п. 6 ст. 69 НК).

Сроки направления требования об уплате налога и сбора. Требование об уплате налога и сбора должно быть направле­но налогоплательщику (ст. 70 НК) в срок не позднее:

· 10 дней с даты вынесения решения налогового органа по результатам налоговой проверки;

· трех месяцев после наступления срока уплаты налога (во всех остальных случаях).

По официальному мнению арбитражных судебных ин­станций РФ2, пропуск проверяющим срока направления требования об уплате налога или сбора не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудитель­ное взыскание налога (сбора) и пеней.

При направлении требования об уплате налога по почте на основании абз. 2 п. 6 ст. 69 НК оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Буквальное толкование этой нормы позволяет сде­лать вывод, что процедура направления требования будет считаться исполненной в указанный срок даже в том случае, если налогоплательщик или его представитель получили за­казное письмо позднее, чем по истечении шести дней или даже вообще не получили его. Однако, как следует из нор­мы НК, на исчисление указанного срока вообще не влияет фактическая дата получения письма, даже если оно будет получено ранее, чем через шесть дней, отсчет срока все рав­но начнется с седьмого дня от даты направления письма.

Содержание требования об уплате налога и сбора (п. 4 ст. 69 НК). Информация, подлежащая в обязательном порядке вклю­чению в состав требования, может быть условно поделена на два типа: данные юридического и данные фактического характера.

К информации юридического характера, включаемой в содержание требования, следует отнести следующие све­дения:

· об основаниях взимания налога;

· ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить его.

В состав фактических данных, содержащихся в требова­нии, входят сведения:

· о сумме задолженности по налогу;

· размере пеней, начисленных на момент направления требования;

· сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

· сроке исполнения требования;

· мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Уточненное требование об уплате налога и сбора направ­ляется налоговым органом в случае, если после направления требования об уплате налога и сбора обязанность налого­плательщика или плательщика сборов по уплате налогов и сборов изменилась (ст. 71 НК).

Залог имущества

Залог — способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед

Общая характеристика залога имущества в налоговых право­отношениях. Залог имущества применяется в качестве спосо­ба обеспечения исполнения обязанности по уплате любых налогов и сборов, а также пеней (п. 5 ст. 61 НК).

Залог имущества может применяться в качестве обеспе­чительной меры при принятии решения об изменении срока уплаты налога, сбора, пени (п. 1 ст. 73 НК).

Особенности правового регулирования. К правоотношени­ям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законода­тельством о налогах и сборах (п. 7 ст. 73 НК).

В гражданском законодательстве порядок установления залога урегулирован нормами § 3 гл. 23 ГК, а также действу­ющим в части, не противоречащей ГК, Законом о залоге.

Предмет залога. Предметом залога может быть имуще­ство, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, за исключением залога по другому договору (п. 4 ст. 73 НК).

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 336 ГК предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением иму­щества, изъятого из оборота, требований, неразрывно свя­занных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запре­щена законом.

Особенности оформления залога имущества. Залог имуще­ства оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налого­плательщик или плательщик сбора, так и третье лицо (п. 2 ст. 73 НК).

При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обя­занности по обеспечению сохранности заложенного имущества (п. 5 ст. 73 НК).

Совершение каких-либо сделок в отношении заложенй0 го имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях гашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем (п. 6 ст. 73 НК).

Применение способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней в форме залога имущества. За счет стоимости заложенного имущества при неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответ­ствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности. Процедура исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней за счет заложенного имущества производится в порядке, установленном гражданским зако­нодательством РФ (п. 3 ст. 73 НК).

Поручительство

Общая характеристика поручительства в налоговых право­отношениях. Поручительство применяется в качестве спосо­ба обеспечения исполнения обязанности по уплате любых налогов и сборов, а также пеней.

Поручительство применяется в качестве обеспечитель­ной меры при принятии решения об изменении срока упла­ты налога, сбора, пени (п. 5 ст. 61; п. 1, 7 ст. 74 НК).

В силу поручительства поручитель обязывается перед нало­говыми органами исполнить в полном объеме обязанность на­логоплательщика по уплате налогов (сборов), если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы нало­га или сбора и соответствующих пеней (п. 2 ст. 74 НК).

Особенности правового регулирования. К правоотношени­ям, возникающим при установлении поручительства в каче­стве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения граждан­ского законодательства РФ, если иное не предусмотрено за­конодательством о налогах и сборах (п. 6 ст. 74 НК).

В гражданском законодательстве РФ порядок поручитель­ства урегулирован нормами § 5 гл. 23 ГК.

Требования к личности поручителя. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное Участие нескольких поручителей (п. 5 ст. 74 НК).

Особенности оформления поручительства. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и пору­чителем, составленным в соответствии с гражданским зако­нодательством РФ (п. 2 ст. 74 НК).

По исполнении поручителем своих обязанностей в соответ­ствии с договором к нему переходит право требовать от налого­плательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполне­нием обязанности налогоплательщика (п. 4 ст. 74 НК).

Применение способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней в форме поручительства. В случае неисполнения налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. При этом принудительное взыскание налога и причитающихся пе­ней с поручителя производится налоговым органом в судеб­ном порядке (п. 3 ст. 74 НК).

Пеня

Пеней признается установленная ст. 75 НК денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причи­тающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров че­рез таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75; п. 2 ст. 57 НК).

Общая характеристика пени в налоговых правоотношениях. Пеня применяется в качестве способа обеспечения исполне­ния обязанности по уплате любых налогов и сборов.

Сумма соответствующих пеней назначается и уплачива­ется помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбо­ра и независимо от применения (п. 2 ст. 75 НК):

· других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора;

· мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Подача заявления об изменении срока уплаты налога, сбора, пени не приостанавливает начисления пеней на сум­му налога, подлежащую уплате (п. 3 ст. 75 НК).

Правила начисления и уплаты пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязан­ности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах Д1^ уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принима­ется равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (п. 4 ст. 75 НК). Пени не начисляются:

· за несвоевременное перечисление налогов с момента наложения ареста на имущество физического лица и до перечисления вырученных сумм в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) (п. 8 ст. 48 НК);

· на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика (п. 3 ст. 75 НК).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК). В п. 6 ст. 75 НК предусмотрена возможность при­нудительного взыскания пени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...