Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль налоговых поступлений




Контроль налоговых поступлений предполагает ведение оперативно-бухгалтерского учета налоговых платежей и на­правлен на обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступления начисленных налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды. Оперативно-бухгалтерский учет осуществляется путем ведения лицевых счетов на каждого налогоплательщика по каждому виду налогов, в которых отражаются суммы начисленных налогов и сборов по данным налогоплательщика и налоговых органов, суммы начислений пеней и тарифных санкций и данные о факти­ческом поступлении начисленных сумм в бюджет и внебюд­жетные фонды.

Одним из важнейших источников информации об исполне­нии налогоплательщиками своих обязанностей по исчислению и уплате налогов для органов налоговой администрации явля­ются налоговые декларации, заполненные и переданные в со­ответствующий орган налоговой администрации самими на­логоплательщиками.

Налоговая декларация — это письменное заявление нало­гоплательщика о полученных доходах и произведенных рас­ходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчислен­ной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (п. 1 ст. 80 НК).

Контроль соответствия расходов и доходов налогоплательщиков

Контроль соответствия расходов и доходов налогопла­тельщиков в Российской Федерации был реализован только по одному направлению: в отношении контроля расходов. При этом данной форме налогового контроля подлежали только физические лица. Правовой основой данной деятель­ности являлись нормы ст. 86.1—86.3 НК.

Цель налогового контроля за расходами физического лица заключалась в установлении соответствия крупных расходов физического лица его доходам.

Налоговому контролю подлежали расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом РФ, приобрета­ющего в собственность:

· недвижимое имущество (за исключением многолетних насаждений);

· механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

· акции открытых акционерных обществ;

· государственные и муниципальные ценные бумаги;

· сберегательные сертификаты;

· культурные ценности;

· золото в слитках.

Налоговый контроль за расходами физического лица производился должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию:

· указанного имущества;

· сделок с этим имуществом;

· прав на это имущество.

В начале августа 2003 г. вступил в законную силу Феде­ральный закон от 07.07.2003 № 104-ФЗ «О признании утра­тившими силу положений законодательных актов Россий­ской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц», признающий утратившими силу ст. 86.1; 86.2 и 86.3 НК. Следовательно, из текста НК были исключе­ны нормы, регламентирующие порядок проведения налого­вого контроля за расходами физического лица. В то же время само право налоговых органов контролировать соот­ветствие крупных расходов физических лиц их доходам ре­визии не подверглось и норма пп. 10 п. 1 ст. 31 НК осталась в неизменной форме.

Налоговые проверки

Общая характеристика и особенности проведения налого­вой проверки в рамках налогового контроля. Одной из особен­ностей процедуры проведения налоговой проверки в Рос­сийской Федерации является объединение законодателем в рамках этого процесса решения задач как контрольно-про­верочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования. Проведение налоговой про­верки позволяет органам налоговой администрации не толь­ко проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами своих обя­занностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения этих обязанностей выяснить причины таких отклонений.

Заметим, что в рамках проведения налоговой проверки при решении задач контрольно-проверочного характера и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним и тем же набором мероприятий и процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно.

При проведении налоговой проверки граница между решением задач контрольно-проверочного характера и задач налогового расследования в правовом режиме налогового законодательства возникает в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законода­тельства. До этого момента осуществление налоговой про­верки имеет четко выраженный контрольно-проверочных характер. Заметим, что если факт отклонения не будет уста­новлен, то налоговая проверка так и не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы.

С момента выявления отклонения действий проверяемо­го от норм законодательства в ходе проведения налоговой проверки проверяющими предпринимается попытка выяс­нения его причин и характера, а в случае установления про­тивоправного содержания этих действий - попытка их ква­лификации. Все это следует расценивать как осуществление налогового расследования в режиме налогового законода­тельства.

Следует обратить внимание, что налоговая проверка «пе­реключается» в режим налогового расследования только в отношении конкретного перечня выявленных отклонений проверка всех остальных фактов хозяйственной деятель­ности проверяемого, в которых нарушений выявлено не было, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме.

Виды налоговых проверок. Основными видами налоговых проверок признаются:

· камеральные;

· выездные.

Данная классификация налоговых проверок произведена по признаку места их проведения.

Налоговые проверки можно также классифицировать:

· на первоначальные;

· встречные.

Камеральная налоговая проверка осуществляется строго по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка предполагает ее проведение по месту деятельности проверяемого: выезд и нахождение вверяющих должностных лиц на территории или в помещении указанного лица.

Субъекты, проводящие налоговые проверки. Основным субъектом, наделенным правом на проведение налоговых проверок, как и в отношении остальных форм налогового контроля, являются налоговые органы.

Тем не менее на определенных этапах развития и совершенствования налоговой системы РФ и механизмов налогового администрирования право проводить налоговые проверки получали и некоторые другие органы государственной власти. В числе таковых можно назвать органы налоговой полиции и таможенные органы РФ.

Особенности компетенции налоговых органов при проведе­нии налоговых проверок. Право проводить налоговые про­верки в установленном НК порядке предоставлено налого­вым органам нормой пп. 2 п. 1 ст. 31 НК.

Лица, подлежащие налоговой проверке. Налоговые про­верки могут проводиться в отношении (абз. 1 ст. 87 НК):

· налогоплательщиков;

· плательщиков сборов;

· налоговых агентов.

Период деятельности, подлежащий налоговой проверке. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три ка­лендарных года деятельности налогоплательщика, платель­щика сбора и налогового агента, непосредственно предше­ствовавшие году проведения проверки (абз. 1 ст. 87 НК).

За пределы указанной даты проверяющие не вправе вы­ходить при проведении проверки. Цель такого ограничения заключается в установлении давностных ограничений при определении налоговым органом периода прошлой деятель­ности налогоплательщика, который может быть охвачен про­веркой, и не содержит запрета на проведение проверок нало­говых периодов текущего календарного года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...