Контроль налоговых поступлений
Контроль налоговых поступлений предполагает ведение оперативно-бухгалтерского учета налоговых платежей и направлен на обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступления начисленных налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды. Оперативно-бухгалтерский учет осуществляется путем ведения лицевых счетов на каждого налогоплательщика по каждому виду налогов, в которых отражаются суммы начисленных налогов и сборов по данным налогоплательщика и налоговых органов, суммы начислений пеней и тарифных санкций и данные о фактическом поступлении начисленных сумм в бюджет и внебюджетные фонды. Одним из важнейших источников информации об исполнении налогоплательщиками своих обязанностей по исчислению и уплате налогов для органов налоговой администрации являются налоговые декларации, заполненные и переданные в соответствующий орган налоговой администрации самими налогоплательщиками. Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (п. 1 ст. 80 НК). Контроль соответствия расходов и доходов налогоплательщиков Контроль соответствия расходов и доходов налогоплательщиков в Российской Федерации был реализован только по одному направлению: в отношении контроля расходов. При этом данной форме налогового контроля подлежали только физические лица. Правовой основой данной деятельности являлись нормы ст. 86.1—86.3 НК. Цель налогового контроля за расходами физического лица заключалась в установлении соответствия крупных расходов физического лица его доходам.
Налоговому контролю подлежали расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом РФ, приобретающего в собственность: · недвижимое имущество (за исключением многолетних насаждений); · механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу; · акции открытых акционерных обществ; · государственные и муниципальные ценные бумаги; · сберегательные сертификаты; · культурные ценности; · золото в слитках. Налоговый контроль за расходами физического лица производился должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию: · указанного имущества; · сделок с этим имуществом; · прав на это имущество. В начале августа 2003 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 07.07.2003 № 104-ФЗ «О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц», признающий утратившими силу ст. 86.1; 86.2 и 86.3 НК. Следовательно, из текста НК были исключены нормы, регламентирующие порядок проведения налогового контроля за расходами физического лица. В то же время само право налоговых органов контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам ревизии не подверглось и норма пп. 10 п. 1 ст. 31 НК осталась в неизменной форме. Налоговые проверки Общая характеристика и особенности проведения налоговой проверки в рамках налогового контроля. Одной из особенностей процедуры проведения налоговой проверки в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках этого процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования. Проведение налоговой проверки позволяет органам налоговой администрации не только проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами своих обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения этих обязанностей выяснить причины таких отклонений.
Заметим, что в рамках проведения налоговой проверки при решении задач контрольно-проверочного характера и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним и тем же набором мероприятий и процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно. При проведении налоговой проверки граница между решением задач контрольно-проверочного характера и задач налогового расследования в правовом режиме налогового законодательства возникает в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законодательства. До этого момента осуществление налоговой проверки имеет четко выраженный контрольно-проверочных характер. Заметим, что если факт отклонения не будет установлен, то налоговая проверка так и не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы. С момента выявления отклонения действий проверяемого от норм законодательства в ходе проведения налоговой проверки проверяющими предпринимается попытка выяснения его причин и характера, а в случае установления противоправного содержания этих действий - попытка их квалификации. Все это следует расценивать как осуществление налогового расследования в режиме налогового законодательства. Следует обратить внимание, что налоговая проверка «переключается» в режим налогового расследования только в отношении конкретного перечня выявленных отклонений проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений выявлено не было, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме. Виды налоговых проверок. Основными видами налоговых проверок признаются: · камеральные; · выездные. Данная классификация налоговых проверок произведена по признаку места их проведения. Налоговые проверки можно также классифицировать: · на первоначальные; · встречные. Камеральная налоговая проверка осуществляется строго по месту нахождения налогового органа.
Выездная налоговая проверка предполагает ее проведение по месту деятельности проверяемого: выезд и нахождение вверяющих должностных лиц на территории или в помещении указанного лица. Субъекты, проводящие налоговые проверки. Основным субъектом, наделенным правом на проведение налоговых проверок, как и в отношении остальных форм налогового контроля, являются налоговые органы. Тем не менее на определенных этапах развития и совершенствования налоговой системы РФ и механизмов налогового администрирования право проводить налоговые проверки получали и некоторые другие органы государственной власти. В числе таковых можно назвать органы налоговой полиции и таможенные органы РФ. Особенности компетенции налоговых органов при проведении налоговых проверок. Право проводить налоговые проверки в установленном НК порядке предоставлено налоговым органам нормой пп. 2 п. 1 ст. 31 НК. Лица, подлежащие налоговой проверке. Налоговые проверки могут проводиться в отношении (абз. 1 ст. 87 НК): · налогоплательщиков; · плательщиков сборов; · налоговых агентов. Период деятельности, подлежащий налоговой проверке. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (абз. 1 ст. 87 НК). За пределы указанной даты проверяющие не вправе выходить при проведении проверки. Цель такого ограничения заключается в установлении давностных ограничений при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|