Особенности проверки правильности применения цен по сделкам для целей налогового контроля
Проверка правильности применения цен по сделкам является одним из финансово-экономических методов, применяемых для решения отдельных задач налогового контроля. Проверка правильности применения цен по сделкам производится налоговыми органами при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов только в следующих случаях (п. 2 ст. 40 НК): 1) между взаимозависимыми лицами; 2) по товарообменным (бартерным) операциям; 3) при совершении внешнеторговых сделок; 4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Взаимозависимые лица для целей налогообложения (ст. 20 НК) - это физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: · одна организация непосредственно и (или) косвенного участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%; · одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; · лица состоят в соответствии с семейным законодательном РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого; · лица признанные взаимозависимыми по решению суда иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы) (п. 13 ст. 40 НК).
В остальных случаях проверка правильности применения цен по сделкам производится одним из следующих способов: · методом определения рыночных цен товаров, работ или услуг; · методом цены последующей реализации; · затратным методом. Если в результате проверки будет установлено, что цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (п. 3 ст. 40 НК). Следует помнить, что при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в НК (п. 12 ст. 40 НК). При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок (п. 8 ст. 40 НК). Рыночная цена товара (работы, услуги) — цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК). При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или ги и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК). Условия сделок признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок (п. 9 ст. 40 НК).
При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как (п. 9 ст. 40 НК): · количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии); · сроки исполнения обязательств; · условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида; · иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. При определении рыночной цены (п. 3 ст. 40 НК) учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные: · сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); · потерей товарами качества или иных потребительских свойств; · истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; · маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки; · реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей. Метод цены последующей реализации применяется только в тех случаях, когда невозможно применить метод определения рыночных цен товаров, работ или услуг. Для применения настоящего метода должны соблюдаться следующие условия (п. 10 ст. 40 НК): · на соответствующем рынке товаров, работ или услуг отсутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам, Работам, услугам; · отсутствует предложение на этом рынке таких товаров, Работ или услуг; · соответствующие показатели не могут быть определены ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены. Рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом при применении метода цены последующей реализации, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы их покупателем при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
Затратный метод определения рыночной цены применяется в тех случаях, когда отсутствует возможность использования метода цены последующей реализации. Например, в случае отсутствия информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем (п. 10 ст. 40 НК). Рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом при применении затратного метода, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях: · прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг; · затраты на транспортировку, хранение, страхование; · иные подобные затраты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|