Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проверки правильности применения цен по сделкам для целей налогового контроля




Проверка правильности применения цен по сделкам являет­ся одним из финансово-экономических методов, применя­емых для решения отдельных задач налогового контроля.

Проверка правильности применения цен по сделкам про­изводится налоговыми органами при осуществлении конт­роля за полнотой исчисления налогов только в следующих случаях (п. 2 ст. 40 НК):

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Взаимозависимые лица для целей налогообложения (ст. 20 НК) - это физические лица и (или) организации, отноше­ния между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или дея­тельности представляемых ими лиц, а именно:

· одна организация непосредственно и (или) косвенного участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

· одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

· лица состоят в соответствии с семейным законодательном РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;

· лица признанные взаимозависимыми по решению суда иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

При реализации товаров (работ, услуг) по государствен­ным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соот­ветствии с законодательством РФ, для целей налогообложе­ния принимаются указанные цены (тарифы) (п. 13 ст. 40 НК).

В остальных случаях проверка правильности применения цен по сделкам производится одним из следующих способов:

· методом определения рыночных цен товаров, работ или услуг;

· методом цены последующей реализации;

· затратным методом.

Если в результате проверки будет установлено, что цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону пониже­ния более чем на 20% рыночной цены идентичных (одно­родных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (п. 3 ст. 40 НК).

Следует помнить, что при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для опре­деления результатов сделки, не ограничиваясь обстоятель­ствами, перечисленными в НК (п. 12 ст. 40 НК).

При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являю­щимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависи­мыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок (п. 8 ст. 40 НК).

Рыночная цена товара (работы, услуги) — цена, сложив­шаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерчес­ких) условиях (п. 4 ст. 40 НК).

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или ги и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК).

Условия сделок признаются сопоставимыми, если разли­чие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок (п. 9 ст. 40 НК).

При определении рыночных цен товара, работы или услу­ги учитывается информация о заключенных на момент реа­лизации этого товара, работы или услуги сделках с идентич­ными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.

В частности, учитываются такие условия сделок, как (п. 9 ст. 40 НК):

· количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии);

· сроки исполнения обязательств;

· условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида;

· иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При определении рыночной цены (п. 3 ст. 40 НК) учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частно­сти, учитываются скидки, вызванные:

· сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

· потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

· истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

· маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

· реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Метод цены последующей реализации применяется только в тех случаях, когда невозможно применить метод определе­ния рыночных цен товаров, работ или услуг. Для примене­ния настоящего метода должны соблюдаться следующие ус­ловия (п. 10 ст. 40 НК):

· на соответствующем рынке товаров, работ или услуг отсутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам, Работам, услугам;

· отсутствует предложение на этом рынке таких товаров, Работ или услуг;

· соответствующие показатели не могут быть определены ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены.

Рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом при применении метода цены последующей реа­лизации, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы их покупателем при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или ус­луги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

Затратный метод определения рыночной цены применяет­ся в тех случаях, когда отсутствует возможность использова­ния метода цены последующей реализации. Например, в случае отсутствия информации о цене товаров, работ или ус­луг, в последующем реализованных покупателем (п. 10 ст. 40 НК).

Рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом при применении затратного метода, определяет­ся как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях:

· прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг;

· затраты на транспортировку, хранение, страхование;

· иные подобные затраты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...