Проведение осмотра (обследования)
Целью проведения осмотра является получение информации, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документальной информации, представленной проверяемым, фактическому состоянию. Функциональная сущность осмотра состоит во всестороннем визуальном изучении объектов осмотра. Возможными причинами проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки в НК названы: · необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах, документальным данным, доставленным налогоплательщиком (п. 2 ст. 91 НК); · выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК). Объекты осмотра. НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки (п. 1 ст. 92 НК): 1) территория проверяемого налогоплательщика; 2) помещения проверяемого налогоплательщика; 3) документы; 4) предметы. Осмотр помещений и территорий. Налоговым органам согласно пп. 6 п. 1 ст. 31 НК и п. 4 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» предоставлено право осматривать независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории: · используемые налогоплательщиком для извлечения дохода; · связанные с содержанием объектов налогообложения. Проводящим налоговую проверку должностным лицом налогового органа могут быть осмотрены только те помещения и территории налогоплательщика, которые используются им для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 91 НК). Осмотр документов и предметов (п. 2 ст. 92 НК). В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов может производиться вне рамок выездной налоговой проверки. К таким исключениям отнесены ситуации, когда:
· документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля; · при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Лица, участвующие в проведении осмотра. При проведении любого осмотра независимо от его формы в обязательном порядке должны присутствовать понятые (п. 3 ст. 92 НК). Право проводить осмотр непосредственно реализуется проводящими налоговую проверку должностными лицами налогового органа. В проведении осмотра также имеют право участвовать (п. 3 ст. 92 НК): · проверяемый (лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка); · представитель проверяемого; · привлеченные специалисты. Решение о личном участии при проведении осмотра или участии своего представителя проверяемый принимает самостоятельно. Привлечение специалиста для участия в осмотре возможно по инициативе как проверяющего, так и проверяемого лица. Применение специальных средств при проведении осмотра. В НК предусмотрена возможность использования при проведении осмотра так называемых специальных средств, в частности (п. 4 ст. 92 НК): • фотосъемка; • киносъемка; • копировальные аппараты (для снятия копий с документов); • иные специальные средства. Использование специальных средств может быть осуществлено и по инициативе проверяемого лица. Оформление результатов осмотра. О производстве осмотра составляется отдельный протокол (п. 5 ст. 92 НК). Обязательными элементами протокола являются: · его наименование (пп. 1 п. 2 ст. 99 НК); · место и дата производства конкретного действия (пп. 2 п. 2 ст. 99 НК); · время начала и окончания действия (пп. 3 п. 2 ст. 99 НК); · должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (пп. 4 п. 2 ст. 99 НК);
· фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком (пп. 5 п. 2 ст. 99 НК); · содержание действия, последовательность его проведения (пп. 6 п. 2 ст. 99 НК); · выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (пп. 7 п. 2 ст. 99 НК). К протоколу могут прилагаться выполненные при производстве действия (п. 5 ст. 99 НК): · фотографические снимки и негативы; · киноленты; · видеозаписи; · другие материалы. В протокол заносятся замечания понятых по произведенным в процессе осмотра действиям. Удостоверение факта, содержания и результатов осмотра подтверждается подписями понятых (п. 5 ст. 98 НК). После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве осмотра или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу (п. 3 ст. 99 НК). Оформление протокола завершается подписанием составившими его должностным лицом проверяющего органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве осмотра или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол прилагается к акту налоговой проверки.
Проведение инвентаризации Цели проведения инвентаризации: · выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; · сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; · проверка полноты отражения в учете обязательств. Инвентаризация имущества, принадлежащего налогоплательщику, производится в рамках выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Правовая основа проведения инвентаризации. В НК не содержится специальной статьи, посвященной процедуре инвентаризации имущества налогоплательщика. В настоящее время данный вопрос урегулирован предписаниями Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке, утвержденного совместным приказом МНС России № ГБ-3-04/39 и Минфина России № 20н от 10.03.1999 (далее — Положение об инвентаризации имущества).
Объекты инвентаризации. В составе имущества налогоплательщика, подлежащего инвентаризации, названы: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность, иные финансовые активы. В рамках налоговой проверки инвентаризация производится в отношении имущества, внесенного в соответствующий перечень. При этом инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо о места его нахождения. Документальное основание проведения инвентаризации. Основанием для осуществления инвентаризации имущества является соответствующее письменное распоряжение, которое может быть принято руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции по месту нахождения: · проверяемого налогоплательщика; · принадлежащего проверяемому недвижимого имущества; · принадлежащих проверяемому транспортных средств. Перечень имущества, подлежащий инвентаризации в ходе налоговой проверки, устанавливается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Лица, участвующие в проведении инвентаризации. Если этого требуют обстоятельства, представители налоговых органов имеют право при проведении инвентаризации воспользоваться профессиональной помощью: · переводчиков; · экспертов; · иных специалистов. Привлечение экспертов в ходе проведения инвентаризации обязательно в случаях необходимости: · оценки выявленных инвентаризацией неучтенных объектов; · определения суммы увеличения или снижения балансовой стоимости объекта. Оформление результатов инвентаризации. Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи. Последние составляются не менее чем в двух экземплярах. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких-либо претензий к членам комиссии.
Акт инвентаризации по окончании налоговой проверки подлежит приложению к акту налоговой проверки. Акт инвентаризации составляется не менее чем в двух экземплярах. Проведение опроса Проведение опроса свидетеля в рамках налоговой пробки заключается в даче им показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в форме налоговой проверки, и последующей фиксации полученной информации. Состав лиц, подвергаемых опросу в качестве свидетеля. Процедуре опроса в качестве свидетеля могут быть подвергнуты любые физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК). Опросу в качестве свидетеля могут быть подвергнуты и лица, участвовавшие в проведении отдельных действий налоговой проверки в качестве привлеченных специалистов (п. 3 ст. 96 НК). Опрос не может быть проведен в отношении лиц, которые: · в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (пп. 1 п. 2 ст. 90 НК); · получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор (пп. 2 п. 2 ст. 90 НК). Проведение опроса. По общему правилу опрос свидетеля производится в помещении налогового органа (п. 1 ст. 90 НК). До момента получения свидетельских показаний должностное лицо, проводящее опрос, обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний (п. 5 ст. 90 НК). При проведении опроса свидетель имеет право воспользоваться нормой п. 3 ст. 90 НК, дающей ему возможность отказаться отдачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае будут задействованы нормы ст. 57 Конституции, предусматривающей возможность отказа гражданина от дачи свидетельских показаний против своих близких родственников или самого себя. Проведение опроса свидетеля в случае невозможности его явки в налоговый орган. В НК предусмотрено, что опрос свидетеля может быть проведен по месту его пребывания в случаях (п. 4 ст. 90 НК):
· болезни свидетеля; · старости свидетеля; · инвалидности свидетеля; · иных достаточных причин по усмотрению проверяющего должностного лица. Оформление результатов опроса. Показания свидетеля заносятся в протокол (п. 1 ст. 90 НК). Обязательными элементами протокола являются: · его наименование (пп. 1 п. 2 ст. 99 НК); · место и дата производства конкретного действия (пп. 2 п. 2 ст. 99 НК); · время начала и окончания действия (пп. 3 п. 2 ст. 99 НК); · должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (п. 4 п. 2 ст. 99 НК); · фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком (п. 5 п. 2 ст. 99 НК); · содержание действия, последовательность его проведения (п. 6 п. 2 ст. 99 НК); · выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (п. 7 п. 2 ст. 99 НК). Помимо указанных требований в протоколе должна быть сделана отметка о том, что перед началом дачи показаний, свидетель был предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Данная отметка должна быть удостоверена подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК). К протоколу могут прилагаться выполненные при производстве действия (п. 5 ст. 99 НК): фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи, другие материалы. После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу (п. 3 ст. 99 НК). Оформление протокола завершается подписанием составившим его должностным лицом проверяющего органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол опроса свидетелей подлежит включению в состав приложений к акту налоговой проверки. Проведение экспертизы Причины назначения экспертизы. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК). Предмет проведения экспертизы должен находиться в пределах специальных познаний эксперта. Вопросы, поставленные эксперту, не могут выходить за пределы его специальных познаний (п. 2 ст. 95 НК). Назначение экспертизы. Экспертиза назначается соответствующим постановлением должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 95 НК). В постановлении должны быть указаны: · основания для назначения экспертизы; · фамилия эксперта; · наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза; · перечень вопросов, поставленных перед экспертом; · перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Постановление о назначении экспертизы подлежит включению в состав приложений к акту налоговой проверки. По факту ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснением ему в связи с этим его прав составляется отдельный протокол (п. 6 ст. 95 НК). Формы проведения экспертизы (ст. 95 НК). Нормами НК определена возможность проведения в рамках налоговой проверки трех форм экспертизы: 1) первичная экспертиза; 2) дополнительная экспертиза; 3) повторная экспертиза. Первичной является экспертиза, назначаемая впервые по поводу разъяснения определенных вопросов. Дополнительной признается экспертиза (п. 10 ст. 95 НК), назначаемая по окончании проведения первичной экспертизы при недостаточной ясности или полноте данного экспертом первоначального заключения. Дополнительная экспертиза может быть назначена в случаях, если: · форма ответов эксперта на поставленные вопросы при производстве первичной экспертизы подразумевает возможность неоднозначного понимания сущности и смысла таких ответов; · ответы эксперта на поставленные вопросы не являются исчерпывающими и в связи с этим объем его первоначального заключения не может быть признан полным; · в рамках одной и той же налоговой проверки после проведения первичной экспертизы возникли новые вопросы, для разъяснения которых необходимо привлечение к участию в деле эксперта. Проведение дополнительной экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу, но может быть поручено и другому эксперту. Повторной признается экспертиза (п. 10 ст. 95 НК), назначаемая при необоснованности или ошибочности первоначального заключения эксперта. Повторная экспертиза назначается в случаях: · необоснованности заключения эксперта; · сомнений в правильности заключения. Проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту. Отвод эксперта. Право заявлять отвод эксперту как при назначении, так и в ходе производства экспертизы предоставлено проверяемому лицу (п. 7 ст. 95 НК). Оформление результатов экспертизы. По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени, в котором излагаются: · проведенные им исследования; · сделанные в результате их выводы; · обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы о них в свое заключение. Заключение эксперта по окончании проверки подлежит обязательному приложению к акту налоговой проверки Отказ эксперта от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы и его последствия. Эксперт может отказаться от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы в случаях, если (п. 5 ст. 95 НК): · предоставленные ему материалы являются недостаточными для проведения экспертизы; · эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Отказ эксперта имеет форму сообщения о невозможности дать заключение.
Осуществление перевода Проведение перевода может быть поручено только тому специалисту, который обладает статусом переводчика (п. 1 ст. 97 НК). Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, в том числе лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица (п. 2 ст. 97 НК). Назначение проведения перевода. Инициатива назначения проведения перевода согласно НК может принадлежать только должностному лицу со стороны проверяющего. Привлечение переводчика для осуществления перевода происходит на основании соответствующего вызова (п. 1, 3 ст. 97 НК). При проведении налоговой проверки лицо в качестве переводчика может быть привлечено только на договорной основе. Обязанности переводчика: · явиться по вызову назначившего его должностного лица для проведения процедуры перевода (п. 3 ст. 97 НК); · точно выполнить порученный ему перевод (п. 3 ст. 97 НК). Обязанность точно выполнить перевод предполагает осуществление по возможности дословного перевода, а если таковая процедура невозможна в силу лингвистических особенностей языка, с которого осуществляется перевод, то основным требованием к переводу является точная передача смысла сказанного (написанного, если речь идет о переводе документа). Оформление результатов перевода. По результатам проведения перевода оформляется соответствующий протокол. В протоколе о проведении перевода должен быть отмечен факт предупреждения переводчика об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод. Указанная запись должна быть удостоверена подписью переводчика (п. 4 ст. 97 НК).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|