Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внесудебный порядок обжалования




Общая характеристика внесудебного порядка обжалования.

Одной из важнейших особенностей внесудебного порядка обжалования является то, что на время реализации указан­ной процедуры налоговый орган, чье решение обжалуется, лишается возможности обратиться в суд с исковым заявле­нием о взыскании налоговой санкции.

Не могут быть основанием для лишения налогоплатель­щика права на внесудебное обжалование:

· обращение налогового органа в суд с иском о взыскании сумм штрафов в порядке ст. 104 НК;

· добровольная уплата налогоплательщиком суммы штрафа;

· наличие соглашения или заявления налогоплательщика, оформленного в любой форме об отказе от права на обжалование.

Объекты внесудебного обжалования. Внесудебному поряд­ку обжалования могут быть подвергнуты любые акты налого­вых органов ненормативного содержания, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов в том слу­чае, если они, по мнению налогоплательщика, нарушают его права.

Правила составления жалобы. Жалоба подается исключи­тельно в письменном виде. В одной жалобе могут быть со­единены связанные между собой по основаниям возникно­вения требования. При этом возможность объединения в одной жалобе требований, подведомственных вышестояще­му налоговому органу, с требованиями, подведомственными вышестоящему должностному лицу налогового органа, фак­тически исключена.

Срок подачи жалобы для рассмотрения ее во внесудебном порядке ограничен периодом в три месяца, отсчет которых начинается с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК). Несоблюдение указанного порядка исчисления срока не ли­шает налогоплательщика права на обжалование во внесу­дебном порядке. Согласно действующему законодательству налогоплательщик с целью защиты своих прав может подать жалобу и по истечении срока, установленного для внесудеб­ного обжалования. Однако практика показывает, что подача жалобы для ее рассмотрения в соответствующей инстанции по истечении срока для обжалования без письменного объяс­нения уважительных причин пропуска автоматически приво­дит к вынесению решения об оставлении жалобы без удовлет­ворения.

Продление срока подачи жалобы возможно по решению налогового органа или должностного лица, которому пред­стоит рассматривать поданную жалобу, и при наличии дока­зательств об уважительных причинах пропуска первоначаль­ного срока, поданных налогоплательщиком в виде заявле­ния в письменной форме. Само решение по данному заявле­нию должно быть обоснованным. О принятии любого реше­ния (отказе или удовлетворении ходатайства) по заявлению о продлении сроков для внесудебного обжалования налогоплательщик должен быть своевременно извещен.

Круг лиц, разрешающих жалобу. В зависимости от харак­тера жалобы она должна быть направлена для рассмотрения во внесудебном порядке (п. 1 ст. 139 НК):

· вышестоящему налоговому органу при обжаловании ненормативного акта налогового органа;

· вышестоящему должностному лицу налогового органа при обжаловании действия (бездействия) должностного лица налогового органа.

Вышестоящим налоговым органом признаются не только организационные структуры системы налоговых органов, являющиеся непосредственно вышестоящими для налого­вого органа, чей ненормативный акт подвергается обжало­ванию, но и любая организационная структура системы на­логовых органов, занимающая вышестоящее положение по отношению к рассматриваемому налоговому органу. Таким образом, ненормативный акт налоговой инспекции район­ного уровня может быть подан для обжалования не только в межрайонную налоговую инспекцию или управление ФНС по данному субъекту РФ, но и в любую вышестоящую струк­туру системы налоговых органов.

Вышестоящим должностным лицом помимо руководителя налогового органа, в подчинении которого находится лицо, чьи действия (бездействие) обжалуются налогоплательщиком во внесудебном порядке, является любое должностное лицо, занимающее вышестоящее положение и обладающее полно­мочиями в области контроля за деятельностью должностного лица, чьи действия обжалованы, а также обладающее правом принять решение по поданной жалобе по существу.

Отзыв поданной жалобы. Для осуществления процедуры от­зыва жалобы лицо, ее подавшее, должно до момента принятия решения по жалобе направить в адрес инстанции, осуществля­ющей ее рассмотрение, письменное заявление об отзыве ранее поданной жалобы (п. 4 ст. 139 НК). После получения заявления от отзыве жалобы налоговый орган или должностное лицо, ко­торому отзываемая жалоба была адресована, должен в пись­менном уведомлении известить налогоплательщика, что его жалоба считается отозванной заявителем и решение по ней данной инстанцией не будет принято.

Отзыв жалобы автоматически лишает налогоплательщи­ка права подачи повторной жалобы по тем же основаниям в ту же инстанцию, но не исключает для налогоплательщика возможность подать данную жалобу для ее рассмотрения в судебном порядке. Налогоплательщик может также подать жалобу и для ее внесудебного рассмотрения в случае измене­ния инстанции для обжалования или основания обжалова­ния.

Повторная подача жалобы допускается в случае, если дан­ная жалоба не была отозвана ранее и не истек установлен­ный срок для внесудебной процедуры обжалования (п. 4 ст. 139 НК). При повторной подаче жалобы налогоплатель­щика в тот же налоговый орган, решение которого им обжа­луется, должностным лицам указанного налогового органа не предоставлено право вынесения повторного решения, в том числе и вышестоящим должностным лицом. В этом слу­чае налогоплательщику должно быть разъяснено о его праве подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Порядок рассмотрения жалобы и принятия решения по ней. Жалоба налогоплательщика рассматривается в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (п. 1 ст. 140 НК).

Если налоговый орган (должностное лицо), рассматрива­ющий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законода­тельству РФ, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым орга­ном (п. 2 ст. 41 НК).

Порядок принятия решения по жалобе. Решение по жалобе принимается в течение месяца (п. 3 ст. 140 НК).

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового орга­на вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должност­ное лицо) вправе (п. 2 ст. 140 НК):

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездей­ствие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

Порядок извещения лица о результатах рассмотрения жалобы. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 НК).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...