Автоматизированное проектирование здания СТОА с оптимизацией решений по критерию стоимости
На основе методики, изложенной выше, разработаны алгоритм (рисунок 9.8) и программа автоматизированного проектирования здания СТОА на компьютере. Для расчетов размеров корпуса в компьютер вводятся следующие исходные данные (таблица 9.1).
Таблица 9.1 - Исходные данные к планировке производственного корпуса на компьютере Часть из них (FK, Fc, Хц, М, Х1, Х2...) является результатом технологического расчета СТОА. В Хц, наряду с рабочими постами, могут входить вспомогательные посты и автомобиле-места ожидания. Остальные данные принимаются по нормам [24, таблицы 1.5, 7.2 и 7.6]. Кроме того, в начале расчета по запросу компьютера проектантом задается тип постов (на канавах или нет), способ заезда на них (с дополнительным маневром или без него), схема расположения постов в центральной части корпуса (число рядов постов – Nl, число постов в самом длинном ряду – Nl, углы расположения рядов постов к оси проезда – V1, V2), а также расположение периферийных помещений относительно центральной зоны (с одной стороны - Ss-1, с двух сторон - Ss=2). Эти данные Moгyт изменяться в процессе расчета. При переходе к косоугольному расположению постов улучшается заезд на них, уменьшается ширина проезда. Ширина корпуса уменьшается, длина- увеличивается. При LK/ Вк < 1 имеется возможность изменить схему расположения постов в центральной части путем поворота ее на 90° (рисунок 9.7) т.е. ширина центральной части (Вц) становиться ее длиной, а длина (Ьц) - шириной (блок 11 алгоритма, рисунок 9.8). Для всех проектных решений, удовлетворяющих условию I< LK/BK <3, выводятся на дисплей данные к планировке корпуса с указанием отклонения фактической площади от расчетной и стоимости корпуса (блок 13). Расчет стоимости здания производится по удельной стоимости 1 м3.
Используя операторы машинной графики “Draw” и “Line”, компьютер строит схему планировки здания СТОА по рассчитанному варианту (сетки колонн, стены, расположение постов в центральной части, расположение поточных линий), (блоки 15, 16 алгоритма). Программа, заложенная в компьютер по представленному на рисунке 9.8 алгоритму, позволяет получить большое число вариантов планировки корпуса. Перебирая варианты, необходимо отыскивать такие проектные решения, при которых отклонение площади производственного корпуса от расчетной составляет не более 10 %, а стоимость его строительства минимальна (Ск = min). Оптимальный по стоимости вариант принимается за основу для дальнейшей разработки планировки здания СТОА. В рамках общей конструктивной схемы здания и найденных его размеров некоторые посты могут быть перемещены на другое место, например, посты кузовного и покрасочного участков отделены от других постов.
9.3.4 Принципы планировки зданий предприятий автосервиса
Технологическая планировка существенно влияет на эффективность работы предприятия автосервиса. При рациональной планировке непроизводительные затраты времени могут быть снижены на 15 - 20 % [6]. При разработке планировки здания предприятия необходимо учитывать ряд требований и принципов. Часть из них являются общими для всех предприятий автомобильного транспорта. К ним относятся: - соответствие планировки организационно-технологической схеме предприятия (см. раздел 3) и результатам технологического расчета; - соответствие принимаемых решений при технологическом проектировании строительным, санитарно-техническим, противопожарным и экологическим требованиям, а также требованиям охраны труда и техники безопасности; - примение типовых планировочных решений.
Рисунок 9.8 Схема алгоритма проектирования производственного корпуса СТОА
Однако к планировке здания предъявляются и специфические требования: - деление здания на две сообщающиеся части: помещения, связанные с обслуживанием клиентов; помещения, связанные с обслуживанием их автомобилей; - обеспечение максимального удобства клиентам путем соответствующего расположения помещений, которыми они пользуются; - обеспечение гибкости производственных процессов, легкости перепланировки постов и участков; - обеспечение комплексности оказания услуг клиенту, т.е. не только обслуживание его автомобиля, но и самого клиента (питание, отдых, развлечения и др)- Планировка здания предприятия выполняется в масштабе 1:50 или 1:100, для крупных СТОА и автоцентров - 1:200. В соответствии с рассчитанными размерами на листе в указанном масштабе наносится сетка колонн и разбивочные оси (рисунок 9.9). Чертеж планировки рекомендуется ориентировать на листе так, чтобы корпус располагался так же как и на листе генерального плана. Рисунок 9.9 - Пример нанесения сетки колонн и разбивочных осей Далее в плане здания располагаются все необходимые помещения постов, участков, складов и др. в соответствии с вышеперечисленными требованиями. Принципы размещения административно-бытовых, производственных, складских и технических помещений изложены в учебнике [5, с.234 - 245] и книге [6, с. 99 - 111], они сводятся в основном к следующим положениям. При выборе расположения административных и коммерческих помещений следует соблюдать функциональную связь по принципу “треугольника”: сервисное бюро-магазин-касса. Это удобно для клиентов и персонала предприятия. Административно-коммерческая зона планируется так, чтобы из нее клиент не имел свободного доступа в производственную часть здания, кроме постов приемки-выдачи автомобилей. Посты приемки-выдачи с сервисным бюро являются связующим звеном между административными помещениями и производственными участками станции. Целесообразно посты диагностирования располагать рядом с зоной приемки-выдачи, что позволяет частично использовать контрольно-диагностическое оборудование для объективной оценки технического состояния автомобилей при составлении наряда-задания на выполнение работ и оценке качества их выполнения при выдаче автомобиля клиенту. Из комнаты для клиентов должно обеспечиваться наблюдение за ходом и результатами диагностирования автомобилей либо через прозрачную перегородку, либо по компьютерной сети на специальных дисплеях.
Посты и поточные линии УМР, а также поточные линии гарантийного ТО, ППП и диагностирования, если таковые предусмотрены технологическим расчетом, располагаются в крайних частях здания. Отдельные специализированные и универсальные посты ТО и Р совмещаются в одну зону, которую располагают в центре здания. Наметилось два подхода к размещению постов и рабочих мест на предприятиях автосервиса. Первый предполагает расположение их в одном или ряде просторных помещений без перегородок или с широкими проездами между ними, без отделения рабочих мест по выполнению слесарных, агрегатных, шиномонтажных и др. работ от рабочих постов в особые помещения. Такой подход характерен для СТОА малой и частичной средней мощности. При втором подходе, напротив, для работ по диагностированию и ремонту снятых с автомобиля узлов, агрегатов и элементов (цеховые работы, см. таблицу 5.2), предусматриваются специализированные участки (цехи), выделяемые от зон с рабочими постами в отдельные помещения (агрегатно-механический, электротехнический, шиномонтажный, шиноремонтный и др.). Принимаемые планировочные решения должны обеспечивать гибкость технологических процессов и максимальную загруженность производственных площадей, т.е. позволять в зависимости от спроса на услуги на рынке автосервиса, переходить на выполнение наиболее востребуемых работ либо путем быстрой замены оборудования на данных площадях, либо за счет такой его установки, при которой оно не мешает, при необходимости, выполнению работ другого рода. Достигается это чаще всего за счет установки подъемников современных конструкций: ножничных, пантографных, гидравлических (с плунжерами в индивидуальном пистоне и монтажом с минимальным объемом земляных работ). Все они монтируются с заглублением в пол, поэтому в сложенном состоянии полностью убираются, освобождая площадку для других работ. На рисунке 9.10 показана современная высокотехнологичная оснастка зоны ТО и Р на основе 2-стоечных электромеханических и пантографных с гидроприводом подъемников. Гидравлический платформерный 2-плунжерный подъемник с заглублением в пол показан в приложении Б (рисунок Б. 1).
Целесообразно выделять в общую зону быстрого сервиса посты мойки, смазки, быстрого ТО и диагностирования, гарантийного ТО и мелкосрочного Р. Участки, связанные с ремонтом кузовов, следует располагать рядом и отделять от друг их участков. Помещения специализированных участков, выполняющих цеховые работы, размещают по периметру здания около зон и постов, к которым они технологически тяготеют. Например, вблизи постов Р располагают агрегатномеханический участок, склады агрегатов и запасных частей. При разработке планировочных решений зданий специализированных предприятий автосервиса для каждого типа предприятий могут быть свои особенности.
Рисунок 9.10 - Посты ТО и ТР, оснащенные электромеханическими и пантографными подъемниками (ABC 12/1999)
Для открытых платных стоянок здание как таковое не предусматривается. Планировка самой стоянки может быть достаточно полно отражена на генеральном плане. Могут быть выполнены дополнительно к генплану планировки помещения приемщика-сторожа и комплекса по оказанию дополнительных услуг. Причем, если оказание услуг носит сезонный характер, то посты по их выполнению и оборудование могут располагаться под навесом. Требования к планировке автомобильных стоянок изложены в СНиП 21-02-99 [41 ]. При планировке ПИКов следует руководствоваться специально разработанными ГИБДД требованиями [16]. Эти требования составлены в большей части на основе общих нормативных документов (ВСН - 01 - 89, ОНТП - 01 - 91 и др.), но в них внесены и некоторые специфичекие пункты, например, все ПИКи в обязательном порядке должны иметь помещение для сотрудников ГИБДД и ряд других. Поскольку суточные программы по инструментальному контролю при ежегодном государственном техосмотре легковых автомобилей большие, то в основу планировки ПИКов должна быть положена поточная линия. В этом случае за счет поточности контроля удается сократить время прохождения его одним автомобилем до приемлемой величины 15 - 20 мин.
Схема планировки ПИКа на основе линии ЛТК-3Л-П11 компании «Новгородский завод ГАРО» приведена на рисунке 9.11 (вариант с подъемником). Более всего для линии инструментального контроля подходит ножничный подъемник со встроенным люфт-детектором. Устройство (3), необходимое для определения веса автомобиля и его удельной тормозной силы, входит в конструкцию тормозного стенда. Поддерживающие ролики (6), без которых невозможна проверка тормозов полноприводных легковых автомобилей, пока в комплекте отсутствуют. На рисунке Б.2 (приложение Б) показан общий вид линии технического контроля на ПИКе. Проект европейской станции технического осмотра приведен в приложении А (рисунок А.7). Одной из проблем при планировке ПИКа является организация повторного контроля автомобилей, не прошедших проверку по отдельным параметрам при первом заезде. Такие автомобили являются «помехой» на поточной линии, приводят к нарушению ее синхронизации и потерям рабочего времени. Эту задачу можно решить, предусмотрев либо независимый заезд-съезд с постов линии, либо отдельный универсальный пост проверки для таких автомобилей. Можно еще применить организационное решение; назначить специальный день или часы для повторного прохождения ПИКа. Но каждое из этих решений имеет недостатки: первые два - существенное увеличение производственных площадей и оборудования, а последнее-неудобство для клиентов, череватое их потерей.
1 - газоанализатор АВГ-4, 2 - воздухораздаточная колонка С-411, 3 - устройство для взвешивания автомобилей по осям, 4 - тормозной стенд СТС-ЗП, 5 - стойка управления СТС-ЗП (с компьютером), 6 - поддерживающие ролики, 7 - приборная стойка СП-1 (прибор "Блик ", люфтомер, штанге цирку ль), S - подъемник П-179, 9 - прибор для проверки фар ОП. 10- прозрачные перегородки, 11 - помещения для сотрудников ГИБДД, 12 – касса Рисунок 9.11 Схема планировки ПИКа легковых автомобилей на основе ЛТК-ЗЛ- П11 компании "Новгородский завод ГАРО"
При планировке специализированных предприятий автосервиса (кузовных, по покраске автомобилей, контрольно-диагностических и др.) можно использовать опыт и примеры планировки отдельных участков на крупных СТОА и автоцентрах [6, с. 140-149]., Примеры планировки зданий СТОА (план, разрез, фасад) различной мощности и назначения приведены по данным [37] в приложении А. При планировке здания предприятия автосервиса площади помещений могут отличаться от расчетных: для помещений площадью до 100 м2 допустимое отклонение 20 %; а для помещений более 100 м2 и в целом по корпусу -10 %. В зонах ТО, Д и Р схематично изображаются автомобиле - места и применяемое оборудование (осмотровые канавы, подъемники, конвейеры, диагностические стенды, кранбалки и т.п.). Условные изображения элементов здания и на планах корпуса приведены в таблицах 8.1, 8.2, 8.3 [24]. Для выявления объемной конструкции здания на чертеже даются его поперечные разрезы, разрезы его элементов, фасад.
Рисунок 9.12 - Пример оформления чертежа здания пункта антикоррозионной обработки автомобилей
На чертеже наносятся габаритные размеры здания, сеток колонн, высоты помещения, уровня пола и прилегающей территории. Оформление чертежа здания предприятия автосервиса на примере центра антикоррозионной обработки автомобилей представлено на рисунке 9.12. В пояснительной записке по данному разделу, кроме определения размеров корпуса, приводится описание: - расположения производственных, складских, технических и вспомогательных помещений в увязке с технологическими процессами ТО, Д и Р автомобилей; - оснащенности постов подъемно-осмотровым и подъемно-транспортным оборудованием; - объемной конструкции здания и элементов строительной части.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|