Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автоматизированное проектирование здания СТОА с оптимизацией решений по критерию стоимости




На основе методики, изложенной выше, разработаны алгоритм (рисунок 9.8) и программа автоматизированного проектирования здания СТОА на ком­пьютере. Для расчетов размеров корпуса в компьютер вводятся следующие ис­ходные данные (таблица 9.1).

 

Таблица 9.1 - Исходные данные к планировке производственного корпуса на компьютере

Часть из них (FK, Fc, Хц, М, Х1, Х2...) является результатом технологиче­ского расчета СТОА. В Хц, наряду с рабочими постами, могут входить вспомо­гательные посты и автомобиле-места ожидания. Остальные данные принима­ются по нормам [24, таблицы 1.5, 7.2 и 7.6].

Кроме того, в начале расчета по запросу компьютера проектантом задается тип постов (на канавах или нет), способ заезда на них (с дополнительным маневром или без него), схема расположения постов в центральной части кор­пуса (число рядов постов – Nl, число постов в самом длинном ряду – Nl, углы расположения рядов постов к оси проезда – V1, V2), а также расположение пе­риферийных помещений относительно центральной зоны (с одной стороны - Ss-1, с двух сторон - Ss=2). Эти данные Moгyт изменяться в процессе расчета.

При переходе к косоугольному расположению постов улучшается заезд на них, уменьшается ширина проезда. Ширина корпуса уменьшается, длина- уве­личивается.

При LK/ Вк < 1 имеется возможность изменить схему расположения постов в центральной части путем поворота ее на 90° (рисунок 9.7) т.е. ширина цен­тральной части (Вц) становиться ее длиной, а длина (Ьц) - шириной (блок 11 алгоритма, рисунок 9.8).

Для всех проектных решений, удовлетворяющих условию I< LK/BK <3, вы­водятся на дисплей данные к планировке корпуса с указанием отклонения фак­тической площади от расчетной и стоимости корпуса (блок 13). Расчет стоимо­сти здания производится по удельной стоимости 1 м3.

Используя операторы машинной графики “Draw” и “Line”, компьютер строит схему планировки здания СТОА по рассчитанному варианту (сетки ко­лонн, стены, расположение постов в центральной части, расположение поточ­ных линий), (блоки 15, 16 алгоритма).

Программа, заложенная в компьютер по представленному на рисунке 9.8 алгоритму, позволяет получить большое число вариантов планировки корпуса.

Перебирая варианты, необходимо отыскивать такие проектные решения, при которых отклонение площади производственного корпуса от расчетной со­ставляет не более 10 %, а стоимость его строительства минимальна (Ск = min).

Оптимальный по стоимости вариант принимается за основу для дальней­шей разработки планировки здания СТОА. В рамках общей конструктивной схемы здания и найденных его размеров некоторые посты могут быть переме­щены на другое место, например, посты кузовного и покрасочного участков от­делены от других постов.

 

9.3.4 Принципы планировки зданий предприятий автосервиса

 

Технологическая планировка существенно влияет на эффективность рабо­ты предприятия автосервиса. При рациональной планировке непроизводитель­ные затраты времени могут быть снижены на 15 - 20 % [6].

При разработке планировки здания предприятия необходимо учитывать ряд требований и принципов. Часть из них являются общими для всех предпри­ятий автомобильного транспорта. К ним относятся:

- соответствие планировки организационно-технологической схеме предпри­ятия (см. раздел 3) и результатам технологического расчета;

- соответствие принимаемых решений при технологическом проектировании строительным, санитарно-техническим, противопожарным и экологическим требованиям, а также требованиям охраны труда и техники безопасности;

- примение типовых планировочных решений.

Рисунок 9.8 Схема алгоритма проектирования производственного корпуса СТОА

 

Однако к планировке здания предъявляются и специфические требования:

- деление здания на две сообщающиеся части: помещения, связанные с обслуживанием клиентов; помещения, связанные с обслуживанием их автомо­билей;

- обеспечение максимального удобства клиентам путем соответствующего расположения помещений, которыми они пользуются;

- обеспечение гибкости производственных процессов, легкости переплани­ровки постов и участков;

- обеспечение комплексности оказания услуг клиенту, т.е. не только обслужи­вание его автомобиля, но и самого клиента (питание, отдых, развлечения и

др)-

Планировка здания предприятия выполняется в масштабе 1:50 или 1:100, для крупных СТОА и автоцентров - 1:200.

В соответствии с рассчитанными размерами на листе в указанном масшта­бе наносится сетка колонн и разбивочные оси (рисунок 9.9). Чертеж планиров­ки рекомендуется ориентировать на листе так, чтобы корпус располагался так же как и на листе генерального плана.


Рисунок 9.9 - Пример нанесения сетки колонн и разбивочных осей

Далее в плане здания располагаются все необходимые помещения постов, участков, складов и др. в соответствии с вышеперечисленными требованиями.

Принципы размещения административно-бытовых, производственных, складских и технических помещений изложены в учебнике [5, с.234 - 245] и книге [6, с. 99 - 111], они сводятся в основном к следующим положениям.

При выборе расположения административных и коммерческих помещений следует соблюдать функциональную связь по принципу “треугольника”: сер­висное бюро-магазин-касса. Это удобно для клиентов и персонала предпри­ятия. Административно-коммерческая зона планируется так, чтобы из нее кли­ент не имел свободного доступа в производственную часть здания, кроме по­стов приемки-выдачи автомобилей. Посты приемки-выдачи с сервисным бюро являются связующим звеном между административными помещениями и про­изводственными участками станции.

Целесообразно посты диагностирования располагать рядом с зоной прием­ки-выдачи, что позволяет частично использовать контрольно-диагностическое оборудование для объективной оценки технического состояния автомобилей при составлении наряда-задания на выполнение работ и оценке качества их вы­полнения при выдаче автомобиля клиенту. Из комнаты для клиентов должно обеспечиваться наблюдение за ходом и результатами диагностирования авто­мобилей либо через прозрачную перегородку, либо по компьютерной сети на специальных дисплеях.

Посты и поточные линии УМР, а также поточные линии гарантийного ТО, ППП и диагностирования, если таковые предусмотрены технологическим рас­четом, располагаются в крайних частях здания. Отдельные специализирован­ные и универсальные посты ТО и Р совмещаются в одну зону, которую распо­лагают в центре здания.

Наметилось два подхода к размещению постов и рабочих мест на предпри­ятиях автосервиса. Первый предполагает расположение их в одном или ряде просторных помещений без перегородок или с широкими проездами между ними, без отделения рабочих мест по выполнению слесарных, агрегатных, ши­номонтажных и др. работ от рабочих постов в особые помещения. Такой под­ход характерен для СТОА малой и частичной средней мощности. При втором подходе, напротив, для работ по диагностированию и ремонту снятых с авто­мобиля узлов, агрегатов и элементов (цеховые работы, см. таблицу 5.2), преду­сматриваются специализированные участки (цехи), выделяемые от зон с рабо­чими постами в отдельные помещения (агрегатно-механический, электротехни­ческий, шиномонтажный, шиноремонтный и др.).

Принимаемые планировочные решения должны обеспечивать гибкость технологических процессов и максимальную загруженность производственных площадей, т.е. позволять в зависимости от спроса на услуги на рынке автосер­виса, переходить на выполнение наиболее востребуемых работ либо путем бы­строй замены оборудования на данных площадях, либо за счет такой его уста­новки, при которой оно не мешает, при необходимости, выполнению работ другого рода. Достигается это чаще всего за счет установки подъемников со­временных конструкций: ножничных, пантографных, гидравлических (с плун­жерами в индивидуальном пистоне и монтажом с минимальным объемом зем­ляных работ). Все они монтируются с заглублением в пол, поэтому в сложен­ном состоянии полностью убираются, освобождая площадку для других работ. На рисунке 9.10 показана современная высокотехнологичная оснастка зоны ТО и Р на основе 2-стоечных электромеханических и пантографных с гидроприво­дом подъемников. Гидравлический платформерный 2-плунжерный подъемник с заглублением в пол показан в приложении Б (рисунок Б. 1).

Целесообразно выделять в общую зону быстрого сервиса посты мойки, смазки, быстрого ТО и диагностирования, гарантийного ТО и мелкосрочного Р.

Участки, связанные с ремонтом кузовов, следует располагать рядом и отде­лять от друг их участков.

Помещения специализированных участков, выполняющих цеховые работы, размещают по периметру здания около зон и постов, к которым они технологи­чески тяготеют. Например, вблизи постов Р располагают агрегатно­механический участок, склады агрегатов и запасных частей.

При разработке планировочных решений зданий специализированных предприятий автосервиса для каждого типа предприятий могут быть свои осо­бенности.

 

 

 

 

Рисунок 9.10 - Посты ТО и ТР, оснащенные электромеханическими и пантографными подъемниками (ABC 12/1999)

 

При разработке планировочных решений зданий специализированных предприятий автосервиса для каждого типа предприятий могут быть свои осо­бенности.

Для открытых платных стоянок здание как таковое не предусматрива­ется. Планировка самой стоянки может быть достаточно полно отражена на ге­неральном плане. Могут быть выполнены дополнительно к генплану плани­ровки помещения приемщика-сторожа и комплекса по оказанию дополнитель­ных услуг. Причем, если оказание услуг носит сезонный характер, то посты по их выполнению и оборудование могут располагаться под навесом. Требования к планировке автомобильных стоянок изложены в СНиП 21-02-99 [41 ].

При планировке ПИКов следует руководствоваться специально разрабо­танными ГИБДД требованиями [16]. Эти требования составлены в большей части на основе общих нормативных документов (ВСН - 01 - 89, ОНТП - 01 - 91 и др.), но в них внесены и некоторые специфичекие пункты, например, все ПИКи в обязательном порядке должны иметь помещение для сотрудников ГИБДД и ряд других. Поскольку суточные программы по инструментальному контролю при ежегодном государственном техосмотре легковых автомобилей большие, то в основу планировки ПИКов должна быть положена поточная ли­ния. В этом случае за счет поточности контроля удается сократить время про­хождения его одним автомобилем до приемлемой величины 15 - 20 мин.

Схема планировки ПИКа на основе линии ЛТК-3Л-П11 компании «Новго­родский завод ГАРО» приведена на рисунке 9.11 (вариант с подъемником). Бо­лее всего для линии инструментального контроля подходит ножничный подъ­емник со встроенным люфт-детектором. Устройство (3), необходимое для оп­ределения веса автомобиля и его удельной тормозной силы, входит в конструк­цию тормозного стенда. Поддерживающие ролики (6), без которых невозможна проверка тормозов полноприводных легковых автомобилей, пока в комплекте отсутствуют. На рисунке Б.2 (приложение Б) показан общий вид линии техни­ческого контроля на ПИКе.

Проект европейской станции технического осмотра приведен в приложе­нии А (рисунок А.7).

Одной из проблем при планировке ПИКа является организация повторного контроля автомобилей, не прошедших проверку по отдельным параметрам при первом заезде. Такие автомобили являются «помехой» на поточной линии, приводят к нарушению ее синхронизации и потерям рабочего времени. Эту задачу можно решить, предусмотрев либо независимый заезд-съезд с постов линии, либо отдельный универсальный пост проверки для таких автомобилей. Можно еще применить организационное решение; назначить специальный день или ча­сы для повторного прохождения ПИКа. Но каждое из этих решений имеет не­достатки: первые два - существенное увеличение производственных площадей и оборудования, а последнее-неудобство для клиентов, череватое их потерей.

 

1 - газоанализатор АВГ-4, 2 - воздухораздаточная колонка С-411, 3 - устройство для взве­шивания автомобилей по осям, 4 - тормозной стенд СТС-ЗП, 5 - стойка управления СТС-ЗП (с компьютером), 6 - поддерживающие ролики, 7 - приборная стойка СП-1 (прибор "Блик ", люфтомер, штанге цирку ль), S - подъемник П-179, 9 - прибор для проверки фар ОП. 10- про­зрачные перегородки, 11 - помещения для сотрудников ГИБДД, 12 – касса

Рисунок 9.11 Схема планировки ПИКа легковых автомобилей на основе ЛТК-ЗЛ- П11 компании "Новгородский завод ГАРО"

 

При планировке специализированных предприятий автосервиса (кузовных, по покраске автомобилей, контрольно-диагностических и др.) можно использо­вать опыт и примеры планировки отдельных участков на крупных СТОА и ав­тоцентрах [6, с. 140-149]., Примеры планировки зданий СТОА (план, разрез, фасад) различной мощ­ности и назначения приведены по данным [37] в приложении А.

При планировке здания предприятия автосервиса площади помещений мо­гут отличаться от расчетных: для помещений площадью до 100 м2 допустимое отклонение 20 %; а для помещений более 100 м2 и в целом по корпусу -10 %.

В зонах ТО, Д и Р схематично изображаются автомобиле - места и приме­няемое оборудование (осмотровые канавы, подъемники, конвейеры, диагности­ческие стенды, кранбалки и т.п.). Условные изображения элементов здания и на планах корпуса приведены в таблицах 8.1, 8.2, 8.3 [24]. Для выявления объем­ной конструкции здания на чертеже даются его поперечные разрезы, разрезы его элементов, фасад.

 

 

Рисунок 9.12 - Пример оформления чертежа здания пункта антикоррозионной обработки автомобилей

 

На чертеже наносятся габаритные размеры здания, сеток колонн, высоты помещения, уровня пола и прилегающей территории. Оформление чертежа здания предприятия автосервиса на примере центра антикоррозионной обра­ботки автомобилей представлено на рисунке 9.12.

В пояснительной записке по данному разделу, кроме определения разме­ров корпуса, приводится описание:

- расположения производственных, складских, технических и вспомогатель­ных помещений в увязке с технологическими процессами ТО, Д и Р автомо­билей;

- оснащенности постов подъемно-осмотровым и подъемно-транспортным оборудованием;

- объемной конструкции здания и элементов строительной части.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...