Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группы самопомощи/поддержки

Начиная с 1970-х годов стали появляться и приобретать популярность группы самопомощи и поддержки. Группа самопомощи обычно возникает спонтанно, концентрируется на отдельной теме и работает под руководством непрофессионального лидера, не имеющего серьезного образования в области групповой работы, но хорошо знакомого со стрессогенным событием, которое собрало группу вместе (Riordan & Beggs, 1987). Например, живущие по соседству люди могут объединиться для того, чтобы помочь друг другу сделать ремонт и ликвидировать последствия стихийного бедствия, или они могут собраться, чтобы указать правительству | на какую-либо проблему, например на загрязнение окружающей среды, которое; непосредственно сказывается на качестве их жизни. Группы самопомощи могут 1 быть как краткосрочными, так и долгосрочными, но в любом случае их основные усилия направлены на то, чтобы помочь участникам добиться большего контроля над своей жизнью. В США свыше 10 миллионов людей вовлечено приблизительно в 500 000 таких групп, и это число продолжает увеличиваться.

Группа поддержки, так же как и группа самопомощи, концентрируется на конкретном вопросе или определенной проблеме, но она организуется признанной организацией, оказывающей профессиональную помощь, или индивидуально практикующими специалистами (например, группа Анонимных алкоголиков, «фонарщиков» или группа желающих похудеть) (Gladding, 1999). Некоторые группы поддержки являются платными, другие – нет. В качестве групповых лидеров могут выступать и непрофессионалы. Так же как и группы самопомощи, группы поддержки занимаются материальными, эмоциональными или социальными проблемами (L'Abate & Thaxton, 1981).

Группы самопомощи и поддержки удовлетворяют потребности той части людей, которые лучше всего могут обслуживаться в процессе групповой работы и которые не могли бы иначе получить помощь. Группы встречаются в церкви, центрах отдыха, школах и других заведениях общественного назначения, а также в учреждениях психического здоровья. Либерман (Lieberman, 1994) рассматривает группы самопомощи и поддержки как нормальную форму деятельности для всех, а Кори (Corey, 1995) считает, что такие группы являются дополнением к другим услугам системы поддержки психического здоровья. Как и для любых форм групповой работы, «сплоченность групп самопомощи и поддержки всегда является показателем успеха», поэтому правильное руководство группой должно стать гарантией того, что группа будет позитивной, а не деструктивной (Riordan & Beggs, 1987, p. 428).

Теоретические подходы к групповой работе

Теоретические подходы к консультированию в группах не менее разнообразны, чем подходы индивидуального консультирования. Часто групповая работа базируется на тех же теориях, что и индивидуальное консультирование: на психоаналитической, гештальтистской, личностно-центрированной, рационально-эмотивной, когнитивной, бихевиоральной теориях и транзактном анализе. Поскольку основные положения этих теорий рассматриваются в других главах этой книги, здесь они не будут обсуждаться. Тем не менее следует отметить, что, по сравнению с индивидуальной работой любой теоретический подход к групповой работе отличается определенной спецификой, обусловленной влиянием групповой динамики (взаимодействие участников группы).

Оценивая семь главных теоретических подходов к групповой работе, Уорд (Ward, 1982) анализирует то внимание, которое уделяется в каждом подходе работе на индивидуальном, межличностном и групповом уровнях (табл. 13.1). Например, психоаналитический, гештальт-терапевтический и бихевиоральный подходы эффективны для групповой работы на индивидуальном уровне, но довольно слабы на двух других уровнях групповой работы. С другой стороны, подход Роджерса эффективен на индивидуальном уровне и менее успешен на межличностном и групповом уровне. Уорд обращает внимание на ограничения каждого из подходов и на важность рассмотрения при детальном планировании групповой работы таких факторов, как задача группы и зрелость ее членов.

 

 

Таблица 13.1

Эффективность различных теоретических подходов на трех уровнях групповой работы

Уровни

Теория Индивидуальный Межличностный Групповой Ограничивающие факторы
Фрейд Высокая Низкая Низкая Задача, участники, лидер
Перлз Высокая Низкая Низкая Задача, участники, лидер
Бихевиоризм Высокая Низкая Низкая Задача, лидер
Эллис Высокая Средняя Низкая Задача, лидер
Берн Высокая Высокая Низкая Задача
Роджерс Высокая Средняя Средняя Стиль лидерства

Источник: «A model for the more effective use of theory in group work» by D. E. Ward, (1982), Journal for Specialists in Group Work, 7, 227'.

Фрей (Frey, 1972) предлагает способ концептуализации восьми подходов к групповой работе с помощью двух континуумов: «понимание – действие» и «рациональное –эмоциональное?» (рис. 13.1). Хансен, Уорнер и Смит (Hansen, Warner & Smith, 1980) располагают групповые подходы в пространстве признаков, задаваемом осями: «процесс–результат» и «лидер-центрированные – участник-центрированные» (рис. 13.2). Чтобы делать осознанный выбор, групповые лидеры и потенциальные участники групп должны знать различия теорий. В целом многочисленные теоретические модели обеспечивают богатство и разнообразие выбора методов поведения групповой работы.

Выбирая теоретический подход, групповым лидерам важно учитывать следующие факторы, кроме уже указанных.

1. Действительно ли нужна теоретическая основа для проведения групповой работы?

2. Достижению каких целей будет способствовать применение теории?

3. Какие критерии будут использоваться в процессе выбора?

Теория во многом напоминает карту. В групповой работе теория задает направление и определяет стратегию исследования основных предположений, касающихся человеческой природы. Она также помогает в определении целей группы, разъясняет роль и функции лидера и задает порядок взаимодействия в группе.

Наконец, теория может помочь в оценке результатов работы группы. Попытка вести группу без явного теоретического обоснования подобна попытке лететь на самолете без карты и знания приборов. Любое из этих действий является глупым, опасным и, скорее всего, окажется вредным.

Кроме того, хорошая теория выполняет практические функции (Gladding, 1999). Например, она определяет значение и структуру опыта и фактов, проявляющихся во время работы, и задает концептуальную схему для их анализа. Хорошая теория помогает придать логический смысл всему, что происходит, и способствует проведению результативных исследований. Имея столь богатые возможности для выбора теории, потенциальный групповой лидер должен проявить мудрость, чтобы при выборе подхода тщательно взвесить все факторы.

Форд и Урбан (Ford & Urban, 1998) полагают, что существует четыре главных фактора, которые должны учитываться при выборе теории: личный опыт, единодушие экспертов, престиж и некоторая совокупность подтвержденных данных. У всех этих критериев имеются как недостатки, так и достоинства. Поэтому начинающим консультантам важно прислушиваться к коллегам и критически подходить к чтению профессиональной литературы, чтобы найти наиболее верифицируемые теории, в максимальной степени соответствующие их индивидуальному стилю (Gladding, 1999).

Рис. 13.1. Концептуализация групповых подходов

Источник: Conceptualizing counseling theories» by D. H. Frey (1972). Counselor Education and Supervision, 11, 245.

Результат (определенные цели)

Рис. 13.2. Концептуализация групповых подходов

Источник: Group counseling: Theory and process (2nd ed.) (p. 322), by J. C. Hansen, R.W.Warner & E. J. Smith (1980). Boston: Houghton Mifflin.

Стадии групповой работы

Группы, подобно другим живым системам, проходят ряд стадий развития. Если участник или лидер группы не знают признаков этих стадий, то изменения, которые происходят в группе, могут показаться скорее обескураживающими, чем значимыми, а результаты работы будут незначительными. Процесс обучения может проходить с наибольшей пользой, если устанавливаются условия, способствующие развитию группы, или если «как на индивидуальном, так и на групповом уровнях используются воздействия, базирующиеся на теориях развития» (Saidla, 1990, р. 15). В любом случае выигрывают и участники групп и лидеры.

В профессиональной литературе продолжаются споры о том, что происходит на различных стадиях групповой работы и на каких именно стадиях происходят те или иные события. Хотя для некоторых типов групп (например, образовательные или тренинговые) стадии развития уже были идентифицированы, стадии работы консультационных групп по-прежнему вызывают много споров. Групповое консультирование чаще всего разбивается на четыре или пять стадий, но Я встречаются модели, предполагающие только три стадии или, наоборот, целых шесть. Считается, что модель Тукмана (Tuckman) отражает господствующую тенденцию.

Тукман (Tuckman, 1965) был одним из первых теоретиков, разработавших поэтапное описание процесса группового консультирования. Он полагал, что существуют четыре стадии развития группы: формирование, «буря», нормализация и деятельность. Эта концепция была позже расширена путем включения пятой стадии: завершения (Tuckman & Jensen, 1977) или «траур/утро».[22] (Waldo, 1985). На каждой стадии выполняются определенные задачи. Например, в стадии формирования обычно закладывается основа последующей работы и определяется, кто будет (или не будет) участвовать в групповом обсуждении. На этой стадии (младенческий возраст группы) участники склонны проявлять тревогу и зависимость и говорят на малозначимые темы. Чтобы облегчить включение в группу на этой стадии, надо структурировать работу таким образом, чтобы участники чувствовали себя свободно и уверенно в отношении того, что их ожидает. Например, перед первой встречей участникам можно сообщить, что им будет предоставлено по три минуты для рассказа друг другу о себе (McCoy, 1994).

На второй стадии, стадии «бури», как правило, происходят конфликты и наблюдается некоторый сумбур, что напоминает подростковый период. Конфликты : в группе в это или в какое-либо другое время «вынуждают участников принимать ряд основополагающих решений относительно степени их самостоятельности и взаимозависимости в отношениях друг с другом» (Rybak & Brown, 1997, p. 31). Участники группы пытаются утвердиться в групповой иерархии и успешно справиться с проблемами, связанными с тревогой, бомбой за власть и ожиданиями. Иногда на этой стадии случаются нападки на лидера группы.

Третья стадия, нормализация, напоминает жизнь молодого взрослого, когда, «пережив бурю, группа часто демонстрирует энтузиазм и согласованность. Принимаются решения по поводу целей и способов совместной работы» (Saidla, 1990, р. 16). Эта стадия иногда комбинируется со стадией «бури» и ведет к стадии деятельности, которая по уровню зрелости соответствует периоду взрослости. На этой стадии участники группы поглощены друг другом и своими индивидуальными и коллективными целями. Это время, когда группа, если она работает хорошо, достигает результатов. Наконец, в стадии завершения, или стадии «траура/утра», групповая работа подходит к концу, и участники говорят «до свидания» друг другу и группе. На стадии завершения участники ощущают или чувство выполненного долга, или горечь. Иногда на этой стадии групповой работы организуется празднование или, по крайней мере, церемония закрытия.

В табл. 13.2 предложен краткий анализ каждой из пяти представленных здесь стадий. При этом стадии «бури» и нормализации характеризуются совместно.


Таблица 13.2

Четыре стадии групповой работы

  Формирование Буря/Нормализация Работа Завершение
Акценты Помогает участникам почувствовать себя частью группы. Развивает доверие и чувство при частности 11о мере того как лидеры и участники находят свое место в группе и вырабатывают чувство сплоченности (чувство «мы»), преодолевается явная и скрытая напряжен ность, фрустрация, решаются конфликтные ситуации Формируется установка на продуктивность, целенаправленность, конструктивность, достижение и активность Акцент на завершенность, «закрытие» группы, на выполнение поставленных задач и достижение целей, празднование окончания работы и, наконец, роспуск группы
Динамика и характеристики Участники инициируют разговор/действия, которые носят неугрожающий характер; отношения поверхностные Временно возрастает энергия, беспокойство; активизируется антиципация. Усиливается нацеленность на функционирование группы как единого целого. К концу стадии возрастают сотрудничество и безопасность Участники начинают больше доверять себе и другим. Возрастают степень принятия риска, оптимизм, способность решать проблемы, повышается включенность всех участников в процесс достижения целей. Лидер меньше занимается направлением и структурированием группы. Участники склонны брать больше ответственности за процессы в группе Около 15% группового времени уделяется рассмотрению и отражению событий, знаменующих завершение групповой работы, например, выполнению задачи. Участники занимаются разрешением эмоциональных проблем, связанных с потерями, а также празднуют окончание работы индивидуально или в группе
Роль лидера Лидер формирует структурированное окружение, в котором участники чувствуют себя в безопасности; разъясняет цели групповой работы; устанавливает правила; делает вступление. Лидер моделирует уместные формы поведения, начинает «взламывать лед»; умеренно самораскрывается; рассказывает о своем видении группы Лидер управляет конфликтом между участниками группы; регулярно напоминает о правилах и нормах поведения; помогает группе становиться более целостной Лидер сосредоточивается на помощи участникам и труппе в целом в достижении целей, поддерживая межличностные взаимодействия. Предупреждает возникновение проблем путем использования навыков помощи и возобновляемой направленности на достижение цели (целей). Моделирует адекватные формы поведения Лидер помогает участникам оценить то, чему они научились в группе, и побуждает их быть более конкретными. Лидер предлагает структуру работы с чувством потери, а также возможности «празднования» окончания групповой работы; организует последующее консультационное сопровождение и оценивание результатов
Роль участников Участникам нужно посвятить себя «овладению» группой и вовлечению в группу. Они должны высказаться по поводу того, что они ожидают получить от групповой работы, а также что они планируют при внести в работу группы Участники группы ищут и получают обратную связь, которая изменяется от более негативной до нейтральной и по ложительной, тто мерс того как группа проходит через разрешение вопросов статуса и становится более сплочен ной. «Я - высказывания» становятся более необходимыми и распространенными Участники концентрируются на групповых и индивидуальных достижениях; переда ют и получают сообщения в форме обратной связи о своих идеях и действиях Участники группы сосредоточиваются на работе, которую они выполнили и которую они еще должны выполнить. Участники отмечают свои достижения, завершают незаконченные дела с другими и обобщают уникальные и универсальные аспекты опыта групповой работы
Проблемные облает Бездействующие, не сосредоточенные или не вовлеченные члены группы будут сдерживать процесс группового развития. Чрез мерная открытость также вредна. Если тревога не признается или не выявлены ее причины, она будет проявляться снова Групповые взаимодействия могут вырождаться и становиться хаотичными, проявляется конфликтность с менее вовлеченными членами. Корректирующая обратная связь может быть неправильно ис толкована и недоиспользована. Ощущение единства мо жет не развиться, и группа начнет регрессировать и становиться менее естественной (более искусственной) Могут снова возникнуть не решенные конфликты или проблемы. Возможны неадекватные действия, тормозящие развитие группы. Могут быть нарушены правила группы Участники могут отвергать завершение групповой работы и оказаться неподготовленными для заключительной сессии (сессий). Они могут также отказываться заканчивать работу группы и просить о продолжении. Лидеры могут не подготовить участников к окончанию и фактически способствовать зависимости
Методы воздействия Оборудуйте помещение, где собирается группа, таким образом, чтобы обстановка располагала к меж личностному взаимодействию, например, расставь те стулья по кругу. Помоги те участникам группы по чувствовать себя расслаб ленными, желанными и значимыми. Приложите усилия, чтобы побудить участников к активности и отдаче, предоставив им для этого возможность высказываться или продолжи тельный отрезок времени Лидер может предлагать структурированные упражнения, больше полагаться на спонтанное поведение и в большей степени применять технику самораскрытия. В качестве вспомогательных навыков лидер может использовать, на пример, умение активно слушать и присоединяться к другим участникам, устанавливать доверие, чувствовать единение и полезность. Лидер и участники группы могут брать на себя ограниченные риски. Наличие различий между участниками признается как сильная сторона группы Больше времени может быть отведено дискуссии и взаимодействию целей и про цессов. Группа может попытаться признать происходящее и использовать идеи группы для достижения ре зультата. Напоминание группе о согласованных целях чограниченности времени paботы группы может оказаться полезным И лидер группы, и ее участники могут активно напоминать друг другу о завершающей стадии процесса. Полезны могут оказаться «ритуалы расставания», та кие как празднования, письменные или устные сообщения об ратной связи о том, что они узнали из опыта группы, и сов местное планирование послед них сессий и даты последующей контрольной встречи
Идеальный результат Лидер и участники уяснили цели группы, посвятили себя достижению этих целей и испытывают чувство доверия к группе, а также считают себя способными внести вклад в ее работу. Тревога в пределах группы уменьшается, по мере того, как участники лучше узнают друг друга и цели группы. Энтузиазм усиливается, взаимные обязательства крепнут Различия и сходство участников группы признаны и активно используются. Группа начинает действовать согласованно, а лидер и участники вносят вклад в се работу в соответствии с общими задачами и целями. Конфликты между участниками группы решены. Группа становится сбалансированной и способной вступить в стадию работы Группа становится сосредоточенной и продуктивной, работает как команда. Встречаются случаи принятия риска на себя, проявления творческого подхода и чувства гордости за группу и ее достижения. Группа осуществляет переход к завершению Участники группы гордятся тем, что выполнили свои планы, достигли поставленных целей и оказались способными добиться ощутимых результатов. Каждый член группы должен будет успешно справиться с расставанием при окончании групповой работы. Каждый покинет группу более сильным, установив крепкие связи с другими участниками группы. Каждый сделает успешный переход от жизни в условиях группы к повседневной жизни. В целом стадии развития группы не так прост дифференцировать. «Группа не обязательно двигается шаг за шагом через все стадии развития; в процессе своей эволюции она может отступать назад и совершать броски вперед» (Hansen el al., 1980, p. 476). В таком случае для ответа на вопрос о том, на какой стадии находится группа и в каком направлении она развивается, потребуется ретроспективный анализ или интуитивное понимание

 


Проблемы групповой работы

Успешность групповой работы зависит от решения множества специфических проблем. Часть из них связана с методиками управления группами, другие – с обучением и этикой. Еще до создания группы лидер должен иметь ясное представление о причине ее создания и о промежуточных и конечных целях. Только после этого можно надеяться на успешную работу группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...