Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карьерное консультирование и характеристика карьер

Карьерное консультирование – гибридная дисциплина, значение которой часто неправильно понимается и не всегда оценивается по достоинству многими специалистами и общественностью (Burlew, 1992; Imbimbo, 1994). NCDA понимает карьерное консультирование как отношения клиента и консультанта «одиы-на-один или в составе малой группы, имеющие целью помочь клиенту(ам) интегрировать и применить понимание своих возможностей и объективных обстоятельств для принятия наиболее подходящего решения при выборе карьеры и при продвижении по службе» (Sears, 1982, р. 139). Браун и Брукс (Brown & Brooks, 1991) дают более развернутое определение карьерного консультирования и связанных с ним понятий:

Карьерное консультирование – это межличностный процесс, имеющий целью помочь индивидам в решении проблем развития их карьеры. Развитие карьеры включает в себя процесс выбора, освоения, адаптации и продвижения в профессии. Развитие карьеры является процессом всей жизни, который динамически взаимодействует с другими сторонами жизни. Круг относящихся к карьере проблем включает в себя (по не ограничивается только ими) снятие неопределенности и нерешительности в выборе карьеры, рост эффективности деятельности, борьбу со стрессом, адаптируемость, несоответствия человека и рабочей среды, а также проблему неадекватной или неудовлетворительной интеграции профессиональных и иных жизненных ролей (например, ролей родителя, друга, гражданина) (р. 5).

На протяжении всей своей истории карьерное консультирование было известно под несколькими названиями, например как профессиональная ориентация, консультирование в сфере занятости и профессиональное консультирование. Крайтс (Crites, 1981) подчеркивает, что понятие «карьера» более современное и емкое, чем «профессия»; кроме того, оно шире, чем понятие «занятие», которое Герр и Крамер (Herr & Cramer, 1996) определяют как группу однородных работ, выполняемых в различных отраслях промышленности или организациях. Работа – это только активность, предпринимаемая для получения денежного вознаграждения (Fox, 1994). Но, вне зависимости от того, какой термин используется, при оказании помоши индивиду в принятии карьерных решений карьерные консультанты должны принимать во внимание множество факторов.

Чтобы понять природу этих факторов, сначала важно определить специфику понятия «карьера». Сьюпер (Super, 1976) предлагает превосходное определение, которое основывается на огромном практическом опыте. Он рассматривает карьеру как

«цепь событий, которые составляют жизнь; последовательность профессиональных занятий и других жизненных ролей, которые вместе выражают приверженность человека действовать в соответствии с его обобщенной моделью саморазвития; это последовательность вознаграждаемых и невознаграждаемых позиций, занимаемых человеком начиная от подросткового периода до выхода на пенсию, среди которых профессиональная деятельность составляет только некоторую часть. Карьера включает профессиональные роли, такие как роли учащегося, работающего и пенсионера, вместе с дополнительными непрофессиональными, семейными и гражданскими ролями. Карьеры существуют только потому, что люди добиваются их; они концентрируются вокруг человека» (р. 4).

В целом соглашаясь со Сьюпером, Мак-Дэниэлс (McDaniels, 1984) расширяет определение, включая в него понятие досуга. Он утверждает, что в будущем досуг будет занимать все более и более важную роль в жизни каждого человека. По Мак-Дэниэлсу, интеграция и взаимодействие работы и досуга «в карьерной жизни человека являются фундаментальными процессами» и выражаются формулой «C= W+ L» (в которой С означает карьеру, W. – работу, L – досуг) (Gale, 1998, р. 206).

В консультационной работе по выбору карьеры потенциально применимы и полезны все теории консультирования, однако люди приходят к пониманию и проникновению в суть своих особенностей и своего места в мире работы посредством получения образования, а не только с помощью консультирования. Широко образованный человек будет меньше нуждаться в услугах консультирования и сможет более рационально использовать эту форму помощи.

Информация о карьере

Понятие «информация о карьере» было определено NCDA (в то время NVGA) как «информация, относящаяся к миру профессий, которая может быть полезной в процессе подготовки к трудовой деятельности и включает в себя учебную, профессиональную и психосоциальную информацию, связанную с работой; например, информация о доступности обучения, характере работы и положении работающих в различных сферах деятельности» (Sears, 1982, р. 139). Как уже обсуждалось в предыдущих главах, термин «персональное руководство» (guidance) обычно резервируется для обозначения деятельности, которая носит в первую очередь образовательный характер. Карьерное руководство (career guidance) включает в себя все действия, направленные на распространение информации о существующих или будущих профессиях с целью повышения осведомленности людей о мире работы и о том, что они собой представляют по отношению к этому миру (NOICC, 1994 Этот вид деятельности может принимать различные формы:

· ярмарок вакансий (приглашение специалистов в ряде областей, с тем чтоб] они объяснили характер своей работы);

· библиотечных заданий;

· собеседований;

· предоставления информации с помощью компьютера;

· наблюдения за работой профессионала (сопровождения кого-то в течение его обычного рабочего дня);

· дидактических лекций;

· практических упражнений, например ролевой игры.

Карьерное руководство и распространение информации по вопросам карьер! традиционно представляется как деятельность в пределах школы. Однако:ло процесс часто происходит вне школьной среды – например, в государственных агентствах, на предприятиях, в библиотеках и дома; эта деятельность может осуществляться специалистами, занимающимися частной практикой (Burlew, 1992 Harris-Bowlsbey, 1992). Согласно Паттерсону, карьерное руководство предназначено «для людей, являющихся вполне нормальными и не имеющих никаких эмоциональных проблем, мешающих формированию рационального подхода к выбору профессии или карьеры» (Freeman, 1990, р.292). Многие правительственны образовательные агентства (такие, как Национальная система информации вопросам карьеры (NCIS) в Юджине, штат Орегон) создают компьютерные баз данных по профессиям и распространяют их через библиотеки. В целом способ получения информации относительно карьеры очень разнообразны.

Однако не все эти способы одинаково эффективны, и тот, кто оказывается не в состоянии должным образом адаптировать информацию о карьере к своей конкретной ситуации, часто сталкивается с трудностью при принятии решения о выборе профессии. Результатом могут быть нереалистичные стремления – цели, выходящие за пределы возможностей человека (Salomone & McKenna, 1982); Следовательно, людям, решающим вопрос выбора карьеры, необходимо прёдоставить полную и качественную информацию о профессиях. Обладание информацией о карьере еще не гарантирует знания собственных возможностей в развитии карьеры, но без таких данных не могут быть приняты удачные карьерные решения. Нехватка или несвоевременность необходимой информации является одной из причин того, что люди не в состоянии принимать правильные решения или делать адекватный выбор.

Существуют издания, которые традиционно считаются источниками базовой и современной информации о профессиях и тенденциях в этой области. В их число входят издаваемые правительством «Dictionary / of Occupational Titles»(«Словарь названий профессий») и «Occupational Outlook Handbook» («Справочник перcпективных профессий»). Некоторые книги для самопомощи, такие как книга Боллс; «What Color is Your Parachute?» (Bolles, 1998) u Haraord Guide to Careers» (Leaped Vacca, 1991), описывают практические шаги (такие, как написание резюме), которым рекомендуют следовать для определения индивидуальных ценностей и успешного решения задачи поиска карьеры. Данные книги подходят для большинства людей, начиная от позднего подросткового периода и старше. Они содержат также огромное количество информации о том, как определить сферу собствённого специфического интереса.

Ряд компьютерных систем карьерного руководства предлагают информацию по вопросам карьеры и помогают людям разобраться в своих ценностях и интёресах или просто найти информацию о работе. Одно из преимуществ компьютерных систем планирования карьеры – это их доступность: они оказываются полезными во многих ситуациях, при работе с различными людьми, с представителями разных культур и возрастных групп (Harris-Bowlsbey, 1992). Вот некоторые из наиболее известных в США программ: SIGI- Plus (Система интерактивного персонального руководства и информации; «Плюс» указывает на усовершенствование системы); DISCOVER и NOICC { Национальный профессиональный комитет координирования информации; включает филиалы в отдельных штатах).

DISCOVER и SIGI- Plus – две программы, которые наиболее широко используются в США при планировании карьеры, в то время как NOICC и его филиалы занимаются составлением списков определенных профессий. «DISCOVER состоит из четырех компонентов: а) самооценка (информация о себе); б) определение вариантов выбора профессии (стратегии для определении сферы занятости); в) анализ информации по профессиям (информация о профессиях); г) выбор вариантов получения профессионального образования (поиск образовательных учреждений)» (Sampson, Shahnasarian & Reardon, 1987, p. 416). SIGI- Plus содержит пять компонентов, направленных на: 1) самооценку (ценности); 2) идентификацию вариантов выбора профессии (ориентация); 3) анализ информации по профессиям (сравнение); 4) анализ информации о программах подготовки (планирование); 5) осуществление предварительного выбора профессии (стратегия). Ведется постоянный поиск способов расширения компьютерных систем профессиональной ориентации (Sampson & Reardon, 1990; Zunker, 1998).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...