Виды экстремальной подготовленности человека
Как бы ни были важны общие экстремальные способности, только их недостаточно, чтобы обеспечить уверенные действия человека в экстремальных ситуациях. Мало быть подготовленным ко всему в жизни. Важно быть еще особо подготовленным к экстремальным ситуациям, учитывая их высокие требования к человеку и те неприятные, тяжелые, а порой и трагические последствия, которые почти неизбежны при недостаточной подготовленности к ним. А для этого человеку необходимо: • знать с какими экстремальными ситуациями можно столкнуться, в чем их особенности, какие трудности они в себе таят; • знать и уметь выполнять обычные, например профессиональные, действия, не ухудшая их качество под влиянием своих психических состояний и необычных обстоятельств экстремальных ситуаций; • уметь выполнять особые действия, адекватные специфике конкретных экстремальных ситуаций; • обладать специально развитыми качествами, повышающими специальную способность к успешным действиям в специфичных, наиболее вероятных в жизни и деятельности экстремальных ситуациях; • обладать повышенной экстремальной устойчивостью, чтобы безопасно выходить из экстремальных испытаний без негативных последствий для дела, жизни и здоровья; • быть способным настойчиво, невзирая на трудности, реализовать свои намерения, наступательно преобразуя обстоятельства экстремальной ситуации и гибко управляя своим поведением. Хорошо подготовленный к экстремальным ситуациям человек более уверен в себе, чем неподготовленный. Сознание собственной неподготовленности, неумелости — источник трусости и волнений там, где для них нет оснований. Подготовленный лучше разбирается в особенностях возникающих ситуаций, более правильно оценивает их, предвидит развитие событий, что делает возникновение трудностей понятными, ожидаемыми, исключает если не все, то многие неожиданности, не позволяет застать себя врасплох и действовать впопыхах. Подготовленный меньше нервничает, волнуется, действует спокойнее, допускает меньше ошибок и промахов, не создает себе дополнительные трудности. Профессионализм товарища, находящегося в экстремальной ситуации рядом, усиливает «чувство локтя», благотворно сказывается на психическом состоянии даже слабо подготовленного. Уверенность в профессионализме руководителя, командира придает силы всем, кто действует под его началом.
Нет таких экстремальных ситуаций, в которых подготовленность человека не имела бы значение. Чем сложнее экстремальные ситуации, чем они опаснее, чем разнообразнее, чем больше в них нео- жиданного, тем значимее роль подготовленности в устойчивости и успехе действий. Экстремальная подготовленность — особая подготовленность человека к успешным действиям и обеспечению безопасности в экстремальных ситуациях. Как показывает опыт и проведенные исследования, она включает (рис. 5.8): • общую экстремальную подготовленность; • специальную экстремальную подготовленность. Общая экстремальная подготовленность человека заключается в: • знании о существовании проблемы экстремальности в жизни и деятельности и тенденций ее усложнения; • знании сущности, типов, видов экстремальных ситуаций и их характеристик; • понимании основных требований экстремальных ситуаций к человеку, трудностей и опасностей, возникающих перед ним, их влиянии на него, возможных последствий позитивного и негативного характера; • понимании зависимости воздействий экстремальных ситуаций и его успеха от личной подготовленности к ним; • понимании структуры и содержания личных общих экстремальных способностей и экстремальной подготовленности;
• убежденности в необходимости тщательной и полноценной подготовки себя к экстремальным ситуациям в жизни и деятельности и обеспечения таким образом личной безопасности; • знании педагогической системы экстремальной подготовки (целей, задач, содержания, условий, организации, форм, методов, технологий, средств, личных возможностей и др.); • сформированном и проявляющемся стремлении человека к непрерывному повышению собственной экстремальной подготовленности. Такая общая экстремальная подготовленность важна. По данным, например, Л.А. Китаева-Смык даже только осведомленность человека о стрессе, изучение его проявлений на себе уже положительно отражается на устойчивости1. Но для практических действий одной общей экстремальной осведомленности явно недостаточно. Наличие ее не означает, что человек будет одинаково успешен и обезопасен в любых экстремальных ситуациях, например — в условиях космического полета, в ходе проведения водолазных работ, хирургических операций, в конфликтах с другими людьми, экзаменов, в случае аварии, пожара, езды на мотоцикле, морского плавания, устранения повреждений высоковольтной аппаратуры и др. Но всего этого ему и не нужно. Зато обязательны уверенные действия в экстремальных ситуациях, типичных для особенностей его жизни и рода занятий. Например, опытный парашютист, совершивший много сотен прыжков, в очередной раз покидает борт самолета не только без страха, но с удовольствием. Но случись ему встретиться ночью в переулке с преступником, угрожающим ножом или пистолетом, его самочувствие окажется скорее всего противоположным. В то же время милиционер, хорошо владеющий боевыми приемами рукопашного боя и самозащиты и неоднократно принимавший участие в задержании вооруженных преступников, не растеряется при встрече с очередным, будет действовать уверенно, собранно, с подъемом. Но если ему предложить прыгнуть с парашютом, чего он никогда не делал, у него Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983. С. 39. обязательно проявится в большей или меньшей степени тревога, волнения, страхи, нерешительность. Такое наблюдается повсеместно в быту и труде. Кто-то подходит к перилам балкона на 10-м этаже и у него возникает боязнь, кружится голова, внизу живота что-то сжимается, а строитель-высотник и на большей высоте ходит как по земле. Паталогоанатом спокойно работает с трупом, а у многих даже вид крови, пореза, мертвого человека вызывает крайне негативные эмоции, а то и обмороки. Моряк, не испытывая ничего неприятного, нормально несет вахту на судне при шторме, а кто-то, ступив на палубу стоящего в тихой гавани лайнера, начинает укачиваться. Причин подобных различий может быть не одна, но всегда среди них — высокая или низкая специальная экстремальная подготовленность к конкретному виду экстремальных ситуаций.
Высший уровень экстремальной подготовленности человека представляет собой единство его общей и специальной составляющих. Формирование той и другой зачастую осуществляется в единстве, и все компоненты формируемой общей экстремальной подготовленности (перечисленные выше) конкретизируются и дополняются специальным содержанием. Решающее значение при этом принадлежит специализации экстремальной подготовленности, уровень которой должен быть достаточно высок и он легче достижим. Ограничение общей экстремальной подготовленностью всегда имеет черты незавершенности. Специальная экстремальная подготовленность личности — комплексное образование и имеет свою психолого-педагогическую структуру (см. рис. 5.8).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|