Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальная психологическая подготовленность




Вероятность разнообразного и сильного психологического воздействия экстремальных ситуаций на человека и негативных последствий его подчеркивает важность специальной подготовленности

к встрече с психологическими трудностями и преодолению их. Эта подготовленность обязательно должна соответствовать специфике экстремальных ситуаций, более того — именно тех, которые ожида-

1 Солдаты Чернобыля /Сборник статей. — М., 1993. — С. 10.

2 Кладо Н. Военно-морские очерки и заметай //Морской сборник. 1902. № 8. — С. 49.

емы и к преодолению трудностей которых должен быть готов данный человек, специалист, профессионал.

Структура специальной психологической подготовленности своеобразна и многокомпонентна.

Специальные экстремально-психологические знания не абстрактное знание человеком положений психологической науки, а понимание психологических особенностей тех ситуаций, действий, условий успеха, к которым надо быть ему готовым. Нужно твердое знание и предвидение особенностей (трудностей) решения профессиональных задач. Это «работающие», практичные психологические знания, служащие основой понимания и осмысленного преодоления возможных психологических трудностей; они снижают интенсивность эмоциональных реакций, превращая трудности в ожидаемые.

Экстремально-психологические навыки и умения особый компонент, обеспечивающий высокую практическую умелость в преодолении психологических трудностей и решении психологических задач. Существует несколько групп таких навыков и умений.

Навыки и умения учета психологических аспектов выполняемых различных действий. Большинство действий, которые направлены на других людей, имеют психологический аспект. К примеру, простейшее и встречающееся на каждом шагу любого человека действие — общение. Нередко в ходе его приходится сталкиваться с психологическими трудностями, например нежеланием собеседника общаться, неприязнью, непониманием, сопротивлением, конфликтным поведением, грубостью. Не понимая, какое психологическое впечатление производят наши слова, тон, психическое состояние, внешний вид, поведение на собеседника, мы нередко сами создаем психологические барьеры, либо усиливаем их.

Правильное понимание психологических аспектов принимаемых решений, мер, воздействий создает благоприятные предпосылки для улучшения административных, организационных, управленческих, кадровых, педагогических и иных действий. Особенно важно это в экстремальных ситуациях, где достижение высокого результата затруднено.

Навыки и умения целенаправленного психологического «усиления» различных методов, ориентированных на других людей. Есть методы наблюдения, разъяснения, убеждения, воздействия, примера, одобрения, поощрения, принуждения, критики, наказания и др. Администраторы называют их административными, управленцы — управленческими, педагоги — педагогическими, психологи — психологическими и т.п. Кто из них прав? Правы все, но каждый по-своему. Все дело в том, кто, с какой целью, с каким подходом при-

меняет их. Психологическими, т.е. психологически эффективными и психологически Бездейственными на других методы делаются только тогда, когда применяющий обладает психологической установкой и психологической умелостью. Так, в упоминавшемся примере с общением оно делается психологичным, когда инициатор его ставит перед собой психологическую задачу (например, изменить настроение собеседника, добиться изменения отношений к чему-то, активизировать надситуативное мышление или какой-то мотив и пр.) и отбирает для этого психологически эффективные приемы. Начальник может наградить сотрудника ценным подарком и, формально уведомив, отправить на склад учреждения для его получения и расписки в ведомости. Но можно вручить подарок лично, высказав одновременно одобрительные и теплые слова в адрес подчиненного, похвалить и выразить уверенность в дальнейших успехах. Можно все это проделать и в присутствии других сотрудников, поставив награжденного в пример другим. Психологические и педагогические эффекты будут разными.

Навыки и умения выполнения психологических действий. Каждому по-современному образованному человеку, профессионалу полезно уметь:

• усматривать психологический аспект в жизненных и профессиональных ситуациях и действиях, понять, верно оценить его, принять решение и наметить план реализации;

• составлять психологический портрет лиц и групп, представляющих жизненный и профессиональный интерес;

• осуществлять визуальную психодиагностику — обнаруживать и оценивать внешние признаки психических состояний и особенностей собеседника, партнера по действиям;

• вести психологически грамотно профессиональное наблюдение;

• устанавливать психологический контакт с людьми;

• предупреждать и преодолевать конфликты во взаимоотношениях;

• оказывать психологическое воздействие;

• вести психологическую борьбу («борьбу нервов») и др.

Технико-психологические навыки и умения. Связаны с использованием психологических средств: речевых, неречевых, поведенческих. Это навыки и умения правильно подбирать слова и строить фразы, произносить их с уместной эмоциональной окраской, придавать с помощью мимики соответствующее выражение лицу, а позе и походке — нужную выразительность и др.

Специально (экстремально) развитые психологические качества (частные или специальные экстремальные способности). Для успеха в разных типах экстремальных ситуаций нужны не только устойчивость, но и другие качества: специально развитые ощущения (повы-

шенная чувствительность к экстремально и профессионально важным признакам, звукам, запахам и др., которые необходимо своевременно обнаруживать и правильно диагностировать); специально развитые восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные и т.д.); специальная наблюдательность, внимательность, память, представления (развитая способность хорошо представлять в уме план местности, микрорайона, предстоящие действия, мысленно проигрывать их и др.), мышление, бдительность, готовность к неожиданному и др. При специальной экстремальной подготовке следует оценить, какие именно качества для данной категории обучающихся следует специально развивать.

Специальная психологическая устойчивость компонент специальной психологической подготовленности, заметно укрепляющий экстремальную устойчивость личности. Она повышается, когда у человека есть опыт восприятий обстановочных факторов психогенного риска. Все, что может вызвать у человека, готовящегося к определенным экстремальным ситуациям, повышенные психологические нагрузки и негативные реакции, он должен увидеть, услышать, ощутить в первый раз не тогда, когда грянет беда, а раньше, в учебной обстановке, причем многократно. По мере накопления опыта человек перестает обостренно реагировать на них, эмоции приглушаются, становятся не такими трудными и перестают негативно отражаться на поведении.

Устойчивость человека повышается по мере накопления им опыта преодоления и познавательных, физических, волевых трудностей опять-таки характерных для того типа экстремальных ситуаций, к которым он готовится, и иных, схожих с ними. Человек не от природы смел или труслив; он делается таким при жизни. Целенаправленными усилиями можно воспитать в человеке смелость, если обстоятельства жизни и деятельности стихийно их не выработали.

Особый элемент — умение владеть собой в экстремальных ситуациях. Смелость, мужество — не отсутствие страха, а способность человека не дать страху овладеть сознанием. Это достигается силой ума, активизацией позитивных мотивов, усилиями воли, применением специальных приемов самоуправления. Они обеспечивают доминирование в сознании разума, долга, ответственности, совести и отодвигают страх на периферию психической деятельности, приглушают, подавляют, тормозят его притязания на господство. Существует множество обучающих технологий, позволяющих формировать умение владеть собой и доводить его до больших, почти чудодейственных высот. Они и закладывают базу под это умение. Применение таких технологий должно распространяться на профессио-

нальные и жизненные ситуации, где они могут проявиться наилучшим образом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...