Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальная подготовленность к обеспечению личной безопасности





В последние годы в результате исследований психологов и педагогов А.В. Буданова, B.C. Карпова, А.И. Папкина, А.Д. Сафроно-ва1, а также виктимологов — специалистов,

занимающихся изучением роли качеств и поведения человека как одной из причин, способной сделать его жертвой собственной неосторожности и соблазнительным объектом нападения, — стало ясно, что каждый, а особенно профессионал, сталкивающийся с опасностью по работе, обязан быть специально подготовлен к обеспечению личной безопасности. А.И. Папкиным показано, что лица, имеющие высокую мотивацию на достижение цели, обладающие высоким профессионализмом, повышенное внимание уделяют личной безопасности.

Виктимность, или виктимогенность, — совокупность особенностей человека, которые характеризуют его предрасположенность стать жертвой преступления. Установлено, что:

• жертву убийства характеризуют неосмотрительность, чрезмерная рискованность, конфликтность, склонность к агрессии, эгоцентризм, злоупотребление спиртным, зачастую — знакомство с преступником;

• жертвы изнасилований часто неразборчивы в знакомствах, эксцентричны или, наоборот, нерешительны, личностно незрелы, не имеют опыта половых отношений, инфантильны. Их поведение, часто без собственных сознательных намерений, нередко интерпретируется преступником или как явное приглашение к сексуальному взаимодействию, или как знак того, что жертва будет доступна, если он проявит достаточную настойчивость, а ее сопротивление — своего рода кокетство;

• жертвы истязаний в большинстве случаев знакомы с преступником и находятся в той или иной зависимости от него (жена, сожительница, ребенок, мать); по характеру они часто слабовольны и не имеют устойчивых жизненных позиций, порой ведут аморальный образ жизни, нередко их социальный статус выше статуса истязателя;

• жертвы мошенников чрезмерно доверчивы, некомпетентны, легковерны, в ряде случаев жадны или испытывают материальные трудности, нередко суеверны2.



1 Буданов А.В. Методика использования материалов зарубежного опыта в профессиональной подготовке сотрудников МВД. — М., 1995; Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел /Тактика и психология безопасной деятельности. — М. 1996; Сафронов А.Д., Карпов B.C. Пособие по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. — М., 1997.

2 Прикладная юридическая психология /Под ред. А.М. Столяренко. — М., 2001. — С. 138-139.

Можно говорить о существовании общей виктимности конкретного человека, связанной с недостатками описанных выше психологических и педагогических особенностей, а также специальной (экстремальной) — большой вероятности стать жертвой в конкретных экстремальных ситуациях. Последняя и составляет особый компонент специальной экстремальной подготовленности.

Подробный анализ причин гибели и ранений сотрудников органов внутренних дел выявил негативную роль слабой подготовленности их к обеспечению личной безопасности. Так, А.Д. Софронов приводит перечень допускаемых сотрудниками типичных промахов, состоящий из 50-ти наименований. Среди них: грубые нарушения норм дисциплины профессиональной безопасности; нежелание повернуться к гражданину в пол-оборота и проконтролировать движение его руки, опущенной в карман для предъявления документов или других целей; нахождение спиной к задержанному; прекращение наблюдения за проверяемым либо агрессивно настроенным гражданином и переключение внимания на другие вопросы (оформление документов, осмотр изъятых предметов, ведение разговоров по телефону, радиостанции); беспечность и бравада, нежелание экипироваться бронежилетами, касками; проявление неосмотрительности и несобранности при входе в квартиру по сообщению о семейном скандале или драке и пр.1

В других профессиях некоторых людей называют «аварийщиками», имея в виду их какую-то особую предрасположенность часто быть причиной поломок, аварий и происшествий. Ее обычно связывают с наличием у них качеств, не отвечающих специфике профессии. К таким качествам, например, относят2:

• пониженную психологическую устойчивость и подверженность психологической дезадаптации;

• повышенную тревожность, склонность к испугу, дистрессам, аффективным реакциям;

• невыдержанность, эмоциональную неуравновешенность и импульсивность в действиях;

• слабо развитые свойства внимания — распределение, концентрация, устойчивость;

• плохая сенсомоторная координация (восприятий и движений);

• недостатки органов чувств (плохое зрение, слух);

• неумеренная склонность к риску («сдвиг к риску»);

• замедленная реакция и недостаточная ловкость;

• недостаточно развитый интеллект, малая сообразительность;

1 Софронов А.Д. Причины и условия гибели и ранений сотрудников органов внутренних дел в криминогенных ситуациях. — М., 1994. — С. 8—18.

2 Петров СВ. Психология и педагогика в деятельности органов внутренних дел. — Калининград, 2000. — С. 108.

• пристрастие к алкоголю и наркотикам;

• плохое состояние здоровья.

Многочисленные факты свидетельствуют о важности специальной подготовленности граждан к безопасному поведению при стихийных бедствиях, крупных техногенных авариях, на автомобильных дорогах и т.п. Все сказанное свидетельствует, что специальная подготовка к обеспечению личной безопасности — обязательный компонент экстремальной подготовленности человека.

Рассмотренный в гл. 5 комплекс характеристик человека, обеспечивающий его экстремальную устойчивость и подготовленность, — основа для построения системы экстремальной подготовки, которая подробно рассматривается во второй части пособия.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений--------------------------------

1. Что такое способности человека и что понимается по общими экстремальными способностями?

2. Назовите основные социально-психологические особенности личности и поясните, какое значение они имеют для поведения в экстремальных ситуациях. Попытайтесь дать оценку своим социально-психологическим особенностям и определить их вклад в вашу общую экстремальную способность.

3. В чем особенности такого индивидуального качества, как отношение к опасности? Как бы вы оценили это качество у себя?

4. В чем роль и своеобразие общей экстремальной устойчивости личности? Как она соотносится с индивидуальными особенностями, а именно с психологоческой устойчивостью и стрессоустойчивостью? Попробуйте оценить свою общую экстремальную устойчивость и обоснуйте оценку.

5. Назовите педагогические свойства личности и обоснуйте их экстремальную значимость. Оцените качественные особенности своих свойств и как они укрепляют ваши общие экстремальные способности.

6. Каковы основные виды экстремальной подготовленности человека?

7. Охарактеризуйте основные компоненты специальной экстремальной подготовленности человека.

8. Дайте полную характеристику специальной психологической подготовленности человека.

9. В чем сущность специальной подготовленности к обеспечению личной безопасности?

Экстремальная

Подготовка

Человека





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.