Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимость экстремальной подготовки и ее главная цель





Надо трезво смотреть на жизнь и понимать, что она состоит не только из радостей, но и трудностей, которые поджидают человека на каждом шагу. «Жизнь прожить — не поле перейти» (широко известная народная мудрость). Вступая в жизнь и шагая по ней, надо быть внутренне готовым к встрече с разными

1 Одна из таких крайностей содержится в по-своему интересном учебном пособии под ред. проф. Д.Б. Гелашвили: «Таким образом, проблема безопасности жизнедеятельности является по преимуществу экологической...» (с. 156).

осложнениями и неприятностями, уметь их предупреждать и преодолевать. Надо быть и оптимистом: опыт жизни многих поколений людей и наука дают убедительный ответ, что подготовить себя можно почти к любым экстремальным испытаниям.

С опытом жизни в человеке многое меняется; он приобретает знания, навыки, умения и привычки, развивает способности, качества, в том числе и нужные для преодоления экстремальных трудностей. Происходит это в результате следующих воздействий и влияний:

1) стихийных, неуправляемых, неосознанно и нецеленаправленно происходящих влияний окружения, среды (людей, обстоятельств, условий, событий). Они носят стихийный социально-психологический и социально-педагогический характер, а механизм их — научение. Продукт таких воздействий и влияний в значительной степени случаен и определяется не самим человеком (большинство людей не отдает себе отчета в том, что у них психологически и педагогически изменяется под влиянием среды, чему они научаются), а складывающимися не по его воле обстоятельствами. Такие воздействия и влияния испытывают все без исключения люди, и изменения происходят у всех, независимо от возраста. Но научение и его результаты, конечно, таковы, каков характер социально-психологических и педагогических влияний именно на данного человека и зависят от его индивидуальных особенностей. У одних они одно, у других другое. У одних идет процесс совершенствования качеств, знаний, способностей и пр., вторые деградируют; одни повышают свои экстремальные способности и подготовленность, другие — нет, третьих жизнь вообще ломает. Причем, как показывает опыт, человек легче портится, чем совершенствуется;



2) целенаправленных, планируемых, организованных, осуществляемых в образовательных и учебных заведениях. На школьников, студентов, курсантов, слушателей оказывают педагогическое и психологическое воздействие и влияние педагогические системы, создаваемые в этих заведениях и имеющие продуманные цели, задачи, содержание, организацию, средства, условия, методы и разрабатываемые специалистами — учителями, преподавателями, педагогами, психологами, воспитателями. Такие системы организуются для достижения целей образования, воспитания, обучения, развития и различных видов психологической подготовки. Они предполагают также контроль за социально-психологическими и социально-педагогическими влияниями среды и образа жизни, максимально возможное преодоление их стихийности. Результат планируется, хотя и не всегда достигается с должной успешностью и тоже имеет индивидуальные вариации;

3) самопрограммирования — самоизменения, более или менее осознанного изменения человеком самого себя с целью достижения успеха в жизни, самореализации и самоутверждения в ней. С некото-

рым преувеличением можно сказать, что каждый таков, каким он хочет стать и что для этого делает. Люди ставят перед собой разные цели, по-разному понимают жизненный успех, не одинаково стремятся взять судьбу в свои руки, чтобы не быть травой перекати-поле, которую гонит ветер. Не одинаково подготовлены они к преодолению трудностей в жизни и профессиональной деятельности.

Результат развития экстремальных способностей и экстремальной подготовленности человека достигается при сочетании всех трех видов воздействий и влияний. Однако оптимального результата можно достигнуть лишь при обязательном существовании и оптимальности второго и третьего видов, преодолевающих стихийность и случайность и строящих процесс изменений по интенсивным психолого-педагогическим технологиям. Иначе говоря, каждому человеку требуется целенаправленная помощь и собственные осознанные активные усилия.

Экстремальная подготовка — система целенаправленной педагогической и психологической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека, групп к встрече с экстремальными ситуациями и успешное преодоление их трудностей при реализации жизненных и профессиональных намерений. Есть два связанных, но имеющих не одинаковое значение, понятия, обозначающих разные реальности: подготовка — система целенаправленной работы с человеком, подготовленность — результат, продукт подготовки, то, что приобрел человек в результате подготовки, что определенным образом характеризует его достоинства1. Главная цель экстремальной подготовки — подготовка человека к успешным действиям и обеспечению безопасности в экстремальных ситуациях, формирование у него экстремальной подготовленности и развитие экстремальных способностей. Очевидно, что экстремальная подготовка по преобладающим особенностям имеет психолого-педагогическую природу.

Требования и задачи

Экстремальной

Подготовки

Экстремальная подготовка, учитывая ее значимость для каждого человека и возможную тяжесть последствий при ее отсутствии или слабости, должна отвечать повышенным педагогическим тре-

бованиям к ней.К числу таких требований относятся следующие.

1. Обязательность подготовки. Требования к экстремальной подготовленности и устойчивости людей никто не выдумывал. Это требо-

1 Категория «подготовка», к сожалению, трактуется не одинаково. Расширительное толкование ее связывается со всем, что готовит человека к жизни. Такую цель ставит, например, одна их мировых педагогических школ — «школа жизни», отличающаяся особой педагогической системой — задачами, содержанием, методами, условиями и пр. Предельно узкое понимание подготовки, встречающееся у нас, сводит ее к формированию у человека только навыков. Применительно к экстремальной подготовке в пособии дается особое понимание ее.

вания современной жизни и наличие реальных возможностей современной науки и практики повысить безопасность людей, оградить их от чрезмерных потрясений и неудач, сделать их жизнь более успешной. Здесь вопрос о том, «нужно» это или «не нужно» не стоит. Надо!

2. Массовость подготовки. Экстремальная подготовка нужна всем и готовить надо всех. Другое дело — кого, в каком объеме, сколько времени, к чему, когда, где, кому.

3. Специфичность подготовки. Необходима не только общая, но и специальная подготовка, ориентированная на экстремальность жизни вообще и дополнительно на те экстремальные ситуации, к которым должна быть готова данная категория обучающихся — возрастная, профессиональная, должностная, региональная.

4. Непрерывность и последовательность. Экстремальная подготовленность и устойчивость не могут возникнуть раз и навсегда. Подготовку надо вести с детских лет как составную часть непрерывного образования, по мере накопления жизненного опыта с возрастом, с возникновением новых задач на очередном этапе жизненного пути человека.

Общими задачами экстремальной подготовки выступают:

• вооружение граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими экстремальных проблем в жизни и профессиональной деятельности, способов личной подготовки к их решению;

• развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности ипсихолого-педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание психологических и педагогических факторов при оценке экстремальных ситуаций и преодолении их трудностей;

• повышение уверенности в себе и оптимизма в успешном преодолении встречающихся в жизни и деятельности трудностей, веры в успех при столкновении с экстремальными ситуациями;

• развитие экстремально важных психологических и педагогических личностных свойств и качеств и повышение на этой основе общей экстремально-психологической устойчивости обучающихся;

• повышение специальной (экстремальной, профессиональной) психологической устойчивости к особому типу экстремальных ситуаций, наиболее часто возникающих у конкретной категории граждан, профессионалов, обучающихся;

• формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при попадании в экстремальные ситуации, типичные для данной группы граждан иобучающихся;

• формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в экстремальные ситуации в составе группы, а

также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи (психологической, педагогической, медицинской);

• обучение активным («наступательным») действиям в экстремальных обстоятельствах.

Высокие требования и повышенная ответственность за качество подготовки людей к трудным испытаниям жизни, деятельности и обеспечению безопасности обязывают строить и осуществлять ее по строгим педагогическим и психологическим критериям качества и результативности. Этому соответствует система подготовки,базирующаяся на достижениях психологической и педагогической наук при полном учете экстремальных реалий, изложенных в части I. Эта система призвана в идеале охватывать все слои населения и строиться дифференцированно.

Виды

Экстремальной подготовки

Разнообразие экстремальных ситуаций и трудностей, возникающих перед людьми в них, вызывает потребность в разных видах экстремальной подготовки.

По сложности экстремальных ситуаций, к преодолению трудностей которых готовятся обучающиеся, экстремальная подготовка бывает трех основных (уровневых) видов:

• общая (социально-психологическая) экстремальная подготовка — обеспечивает общий уровень экстремальной подготовленности1 человека к обостренным ситуациям повседневной жизни и деятельности, их профилактике, преодолению и обеспечению личной безопасности при этом. Она включает подготовленность и к элементарно правильным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций — пожаров, наводнений, землетрясений и пр. Этот вид подготовки распространяется на всех граждан и всех обучающихся в системе образования;

• профессиональная экстремальная подготовка — предназначена для формирования профессионального уровня экстремальной подготовленности работающих (служащих) и обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях. Повышает общий уровень и дополняет его подготовленностью к специфичным экстремальным ситуациям по избранной или осуществляемой профессиональной деятельности: их предупреждению, своевременному выявлению, анализу и оценке, уверенному поведению и успешному преодолению, предупреждению поломок, аварий и ка-

1 Далее для краткости будет чаще употребляться словосочетание «экстремальная подготовленность» вместо перечисления — общая и специальная подготовленность, общие и специальные способности. В необходимых случаях об этих разновидностях будет упоминаться специально.

тастроф по субъективным причинам, обеспечению личной профессиональной безопасности, безопасности других людей, экологической и иных видов безопасности;

• чрезвычайная экстремальная подготовка — нацелена на достижение высшего уровня экстремальной подготовленности — чрезвычайной (аварийно-спасательной, служебно-бо-евой, боевой) экстремальной подготовленности профессионалов по осуществлению деятельности в самых сложных экстремальных ситуациях. Предназначена обеспечить уверенное решение задач в условиях повышенной опасности для собственной жизни и жизни других людей (вооруженная защита Отечества, борьба с преступностью, терроризмом, спасение людей при крупных стихийных и технических катастрофах и др.), высший уровень экстремальной устойчивости, самообладания, готовности к самоотверженным действиям.

По видам экстремальных ситуаций осуществляется подготовка к действиям при:

• обострениях повседневной жизнедеятельности (семейных, финансовых, соматических — связанных со здоровьем и пр.);

• пожарах;

• землетрясениях;

• наводнениях;

• аварийно-угрожающих ситуациях, техногенных авариях и катастрофах;

• экологической опасности;

• эпидемиях и эпизоотиях;

• криминальной опасности;

• спасательных работах;

• вооруженной борьбе и др.

Нередко целесообразно проводить более конкретную экстремальную подготовку, связанную с отдельными экстремальными факторами и условиями. Так, в практике проводилась и проводится подготовка к действиям:

4 • в темноте, при плохой освещенности или видимости; f • на высоте;

-■ • при радиоактивном (химическом) заражении; - • заблудившегося или случайно оказавшегося в лесу, в горах, песках при отсутствии воды и пищи;

• при возникновении беспорядков в общественных местах;

• при сложных хирургических операциях;

• в морге, с трупами и т.д.

Такие виды подготовки могут существовать отдельно, проводиться индивидуально; чаще они реализуются в рамках более масштабной экстремальной подготовки, выступая ее частью, разделом.

Сплошь и рядом возникает необходимость в видах подготовки, отличающихся по отдельным задачам, возникающим в экстремальных ситуациях. Это, например, подготовка к:

• обеспечению безопасности жилища (материальных ценностей, сбережений и пр.);

• обеспечению безопасности при движении по улицам (особенно ночью), переходе дорог, посещении рынков, магазинов, дискотек, спортивных соревнований, участии в шествиях, демонстрациях, митингах, азартных играх, при контактах с незнакомыми людьми, особенно назойливо навязывающими себя и услуги и пр.;

• обеспечению безопасности в туристическом походе, при восхождении в горы, скоростном спуске с гор на лыжах, спуске на резиновой лодке по горной реке и пр.;

• обеспечению безопасности при работе с электрооборудованием и приборами, находящимися под напряжением, с горючими и взрывоопасными веществами, ядами и др.;

• участию в спортивных соревнованиях и ведению спортивных единоборств;

• преодолению возможных конфликтов в общении и взаимоотношениях (в семье, между соседями, на работе и т.д.);

• оказанию неотложной медицинской помощи (при переломах, ранениях, остановке дыхания, спасенному из воды и др.);

• отказу от вредных привычек и зависимостей: курения, алкоголизма, наркомании;

• возможному возгоранию в квартире новогодней елки (и других предметов), возникновению пожара в жилом доме, общежитии, гостинице, метро и др.;

• спасению человека провалившегося под лед, упавшего за борт судна, людей, оказавшихся под завалами и в иных случаях;

• вождению автомобиля в горах, при гололедице, на большой скорости, при угрозе столкновения и пр.;

• самозащите при нападении хулигана, насильника, бандита; "• ведению переговоров (финансовых, предпринимательских, с

преступником и иных);

1 • задержанию преступника;

4» освобождению заложников;

jf.» ведению разведки в опасных условиях;

j;» обезвреживанию взрывных устройств.

Таких задач множество и решение о том, к какой их них и как готовиться, принимается на месте. Эта подготовка по необходимости может осуществляться отдельно, а может быть частью более масштабной.

Важна экстремальная подготовка по профессиям (профессионально-экстремальная, профессионально-психологическая, профессионально-педагогическая). Сколько профессий, связанных с теми или иными экстремальными ситуациями, специальная подготовка к действиям в которых будет сочтена целесообразной, столько и профессиональных видов экстремальной подготовки. Обязательна профессионально-экстремальная подготовка военных, сотрудников правоохранительных органов (милиционеров, военнослужащих внутренних войск, сотрудников федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможни, пограничников), спасателей, шахтеров, сотрудников охранных служб, частных детективов, телохранителей, пожарных, профессиональных спортсменов и др. Заслуживает развития экстремальная подготовка врачей, учителей, социальных педагогов, психологов, работников различных видов экстренной помощи, менеджеров, инженеров и т.д.

По направленности на формирование различных компонентов экстремальной подготовленности и экстремальных способностей различаются подготовки:

- • социально-психологическая;

-1 • специальная морально-психологическая;

• экстремально-тактическая;

• экстремально-психологическая;

• к экстремальному (конфликтному) общению;

- • к преодолению противодействия (борьбе с противником, вооруженным преступником, ведению психологической борьбы);

• волевая, обучение самоовладению (владению собой, управлению своими психическими состояниями и поведением);

• физическая;

• огневая (стрелковая);

• к рукопашному бою, боевым искусствам;

• к обеспечению личной безопасности и др.

По субъектам экстремальной подготовки различается:

• индивидуальная (одиночная) и групповая;

• рядовых сотрудников и руководителей (экстремально-управленческая).

По времени проведения экстремальная подготовка бывает:

• предварительной или базовой — проводится заблаговременно, исходя из вероятности экстремальных ситуаций в жизни и деятельности разных категорий обучающихся. В ходе ее формируется экстремальная подготовленность и развиваются экстремальные способности конкретного уровня ивида;

• непосредственная или оперативная — дополняет базовую, основывается на экстремальной подготовленности иустойчивости, име-

ющейся у участников предстоящих действий в экстремальных ситуациях. Ее задача — сформировать состояние готовности человека, чтобы здесь и сейчас им было проявлено все лучшее, что у него есть, успешно преодолены предстоящие трудности, наступательно реализовано имеющееся намерение. Такая подготовка проводится непосредственно перед началом действий в экстремальных ситуациях, когда их возникновение можно предусмотреть. Она представляет собой комплексную настройку человека (социально-психологическую, морально-психологическую, психологическую, психофизиологическую, физическую) на предстоящие ответственные действия. Такова, например, непосредственная подготовка спортсменов перед соревнованием, учащихся, студентов, обучающихся вождению автомобиля — перед ответственным экзаменом, менеджера, предпринимателя — перед трудными переговорами, спасателей — при выезде к месту экстремальных (чрезвычайных) событий, сотрудников правоохранительных органов — перед задержанием вооруженного преступника, дежурных, вахтенных, караульных — перед заступлением на пост, военнослужащих — перед боем и пр.

Принципы

Экстремальной

Подготовки

Экстремальная подготовка, как и другие психологические и педагогические явления, закономерна. Ей свойственны свои причинно-следственные зависимости между психологическими и педаго-

гическими воздействиями на подготавливаемых людей и достигаемыми результатами. Высокие результаты достижимы, если подготовка строится с учетом всех ее важнейших закономерностей, воплощенных в специальных (частных) педагогических принципах1 экстремальной подготовки. Это исходные положения, идеи, рекомендации, которые не придумываются, а вытекают из понимания закономерностей. Каждый принцип объединяет определенную группу тесно связанных между собой закономерностей. Педагогикой разработаны общие педагогические принципы методологического, обучающего (дидактического), воспитательного назначения. Опираясь на них и учитывая своеобразие закономерностей экстремальной подготовки, экстремальная психопедагогика формулирует свои, специальные или частные по отношению к общим, принципы (рис. 6.1). Система специальных педагогических принципов экстремальной подготовки охватывает четыре их группы, присущие компонентам ее педагогической системы, а именно: основные, содержательные, организационные и методические. Детализация их понимания и применения облегчается правилами (требованиями).

От лат. principum — начало, основа.

Основные специальные системные принципы экстремальной подготовкиотносятся к построению всей подготовки.

1. Принцип экстремальной природосообразности. Общедидактический1 принцип природосообразности впервые сформулировал выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский (1592—1670), подчеркивая важность построения обучения на основе понимания объективных закономерностей, лежащих в его основе. Экстремальная подготовка не может быть успешной без глубокого понимания закономерностей целенаправленного формирования компонентов экстремальной подготовленности и экстремальных способностей в процессе подготовки.

1 Дидактика — общепедагогическая теория образования и обучения.

2. Принцип экстремальной научности.Экстремальную подготовку недопустимо строить на глазок. Это сложный вид подготовки, который может дать результат только при опоре на научные данные экстремальной психологии и экстремальной педагогики; промахи при ее проведении недопустимы.

3. Принцип психолого-педагогического единства. Экстремальная подготовка обязана учитывать и психологические, и педагогические закономерности, приносить психологические и педагогические результаты во взаимосвязи. Руководитель занятий должен быть одновременно и психологом и педагогом, как и сам обучающийся, заботящийся об укреплении своих духовных сил и обеспечении собственной безопасности.

4. Принцип экстремальной целеустремленности и надежности. Все, что делается при организации и проведении экстремальной подготовки, должно быть строго подчинено достижению ее главной цели. Все, что «не работает» на требуемый результат, устраняется. Главные критерии эффективности подготовки и каждого занятия не внешние (чистота, порядок, наличие планов, наглядных пособий, оборудования и пр.), а внутренние: что реально приобрели обучающиеся, чем обогатились. Главные вопросы при оценке любого компонента подготовки, занятия, новации: что это дает обучающимся? нельзя ли повысить отдачу от занятий? как придать им большую экстремальность (при последовательном наращивании трудностей)? Особое внимание должно быть уделено устранению формализма, упрощенчества, условностей. Нельзя останавливаться на половине дороги, не доводить подготовку до требуемого качественного результата. Обучающемуся нужно не кое-что узнать и кое-что уметь, а быть основательно подготовленным. Жизнь вообще не терпит полузнаек и недоучек, а экстремальные ситуации их безжалостно наказывают.

5. Принцип гуманизма и личностного подхода. Экстремальная подготовка проводится для реализации основных идей гуманизма; исходит из величайшей ценности человеческой жизни, необходимости всемерного внимания к человеку и заботы о нем, обеспечения его безопасности, заботы о выживании человечества на Земле. Оградить человека от всех трудностей жизни невозможно, ибо он сам часто находит и создает их. Поэтому строить подготовку нужно не ради проформы, а во имя человека и для человека.

Решения такой задачи не должно ограничиваться вооружением человека некоторой суммой прагматичных знаний и умений. Надо развивать личность, ее общие экстремальные способности; только такая личность способна выбирать гуманно корректные способы преодоления трудностей, уважать права, свободы и интересы дру-

гих людей, ценность и их жизни, а не только свою. Экстремальная подготовка, не затрагивающая личность обучающихся, формальна и неполноценна.

6. Принцип оптимизма и позитивности. Выбирая формы, средства, методы и приемы подготовки человека к преодолению экстремальных трудностей, важно не запугивать его ими, а укреплять оптимизм, отношение к трудностям как жизненной обыденности, веру в личную способность успешно преодолевать их на основе личной экстремальной подготовленности.

Ошибочно считать, что готовить человека к преодолению трудностей, — значит без конца намеренно погружать его в душевные муки, страдания, страхи, чтобы приучить к ним. Исследованиями высшей нервной деятельности человека доказано, что угасательное торможение по ослаблению влияния и уничтожению какого-то сильного очага нервного возбуждения развивается обычно с трудом, протекает медленно и не стирает полностью след от него. Эффективен иной путь — формирование конкурирующего с «болезненным» очага возбуждения, максимальное увеличение его силы, обеспечение доминирования в процессах вышей нервной деятельности и подавления им первого по физиологическим законам доминанты и индукции (рис. 6.2).

Знакомя обучаемых с трудностями, вызывая у них неприятные переживания (без этого не обойтись), главное внимание надо уделять укреплению их позитивных духовных сил — сильной мотивации достижений, оптимистической веры в себя, чувства личного достоинства, чести, долга, ответственности, самоутверждения в жизни и труде, потребности в удовольствии от успеха и победы над собой и своими слабостями, мужества, стойкости и на этой основе чувства свободы при встрече с любыми трудностями, а не пленника обстоятельств и судьбы.

Этот принцип имеет и немалое психогигиеническое значение, ограждая психику обучающихся от травмирования в ходе трудной экстремальной подготовки.

Содержательные педагогические принципы экстремальной подготовкиотражают зависимости ее результатов от особенностей реализуемых программ и занятий и отвечают на вопрос — что надо формировать у обучающихся, чему их учить.

1. Принцип формирования экстремальной подготовленности и экстремальных способностейуказывает на необходимость подчинять содержание подготовки формированию у обучающихся этих важнейших компонентов личных сил, определяющих их реальную возможность справляться с экстремальными трудностями.

Правило учить тому, что требуется для успеха в труднейших экстремальных ситуациях вероятных в жизни и деятельности данной категории обучающихся подчеркивает необходимость соответствующего отбора содержания. В Вооруженных Силах это правило конкретизируется: «учить тому, что необходимо на войне», а в правоохранительных органах — «учить тому, что необходимо в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности». Известный адмирал русского флота СО. Макаров (1848—1904) формулировал его для моряков так: «Помни

войну!». То, что пригодно только для простеньких ситуаций, мало поможет справиться с трудностями экстремальных.

Правило формирования всех компонентов экстремальной подготовленности и экстремальных способностей определяет необходимость дифференцированно-целеустремленного отбора содержания программ и занятий, точного определения перечня знаний, навыков, умений, привычек, личностных компонентов, которые должны быть сформированы, усовершенствованы

или специализированы у обучающихся учебной группы. Содержание, а в последующем организация, методика и оценки достигнутого, определяются необходимостью формирования каждого из них.

8. Принцип единства экстремального обучения, воспитания, развития и психологической подготовки обучающихся. Необходимость обеспечения такого единства — общепедагогическая аксиома, а неразрывная связь экстремальной подготовленности и экстремальных способностей человека превращает ее в норму экстремальной подготовки, обязательную к исполнению и дополнению психологической подготовкой.

Правило триединой педагогической задачи требует, чтобы в системе всей подготовки и на каждом занятии ставились и решались во взаимосвязи задачи экстремального обучения, воспитания и развития методами и приемами воспитывающего и развивающего обучения.

Правило психологической подготовки выявляет важную специфику педагогической системы экстремальной подготовки — ее неразрывную связь с формированием психологической подготовленности и готовности к встрече с психологическими трудностями экстремальных ситуаций.

9. Принцип экстремально-прикладной результативности фиксирует очень важный критерий успешности экстремальной подготовки — обучающиеся должны не только знать, как действовать в экстремальных ситуациях, но и уметь действовать, достигать цели, обеспечивать свою безопасность. Принцип конкретизируется иреализуется в правилах.

практичности — преимущественной нацеленности на формирование навыков, умений и других компонентов практической умелости обучающихся;

специализации — полного подчинения содержания практического обучения экстремальной специфике ситуаций, к которым готовятся обучающиеся;

достижения высшего уровня экстремальной подготовленности. Надо никогда не останавливаться на достигнутом, не переоцени-

вать подготовленность обучающихся, а непрерывно ее совершенствовать как в организованном порядке, так и самостоятельно. Это связано с отработкой с обучающимися действий в типовых (штатных) экстремальных ситуациях (они должны быть доведены до автоматизма) и возможных нестандартных. Последние требуют формирования гибких умений и соответствующих качеств — сообразительности, находчивости, быстроты реакций и др.;

поддержания натренированности —в наибольшей степени относится к подготовке профессионалов и исходит из того, что сформированное у человека однажды знание, навык, умение со временем могут забываться, ухудшаться, если регулярно не используются. Известно, что для достижения высокого спортивного результата надо поддерживать спортивную форму, повышать натренированность перед соревнованиями. Это справедливо для любой сложной деятельности, а тем более к готовности действовать в экстремальных ситуациях, могущих возникать внезапно, неожиданно, не по плану.

Организационные педагогические принципы отражают закономерную связь результатов экстремальной подготовки с ее четкой организацией.

10. Принцип педагогической системности. Организация экстремальной подготовки предполагает создание педагогической системы в единстве ее элементов:

• целей и задач;

• содержания;

• принципов построения;

• условий проведения;

• обеспечения;

• форм проведения;

• средств, способов, методов;

• взаимодействия преподавателя и обучающихся;

• контроля и коррекции процесса подготовки;

• достигаемых результатов и их оценки.

Все элементы должны быть состыкованы, согласованы, взаимно дополнять и обусловливать друг друга. Так, цели должны воплотиться в конкретные педагогические задачи, последние — в отвечающее им содержание и формы занятий, обеспечение всем необходимым, создание благоприятных условий, соответствующий подбор средств, способов, методов и т.д. Такая системность необходима и каждому занятию.

11. Принцип единства группового, дифференцированного и индивидуального подходов. Он соответствует общей практике подготовки профессионалов, а при экстремальной особенно важны правила:

• дифференциации — комплектации учебных групп по однородному признаку: принадлежности обучаемых к определенной

возрастной, образовательной, профессиональной, должностной категории;

индивидуализации — сочетания подготовки в группах с индивидуальной; учета личностных особенностей каждого обучающегося и достигаемых им успехов в овладении учебным материалом;

сплочения штатных служебных (боевых) групп, расчетов, отрядов, экипажей (спасательных групп, экипажей спецмашин или самолетов, отрядов быстрого реагирования и др.). Организация занятий в таких группах призвана формировать не только индивидуальную подготовленность обучающихся, но групповую: слаженные действия, привычку к совместной работе, взаимопонимание и др.

12. Принцип специального обеспечения экстремальной подготовки. Экстремальная подготовка не может проводиться только в обычных помещениях; она нуждается в особом управленческом, кадровом, методическом, материально-техническом, финансовом и ином обеспечении. Условия (правила) его оптимальности: наличие учебной литературы и методических документов, оборудованных помещений (специальных учебных кабинетов, спортивных залов) итерриторий (полигоны профессиональной подготовки, площадки, городки, полосы, стрельбища, тиры), учебных средств (станков, инструмента, тренажеров, образцов оружия, спецсредств, средств защиты), технических средств обучения (проекционных устройств, аудио-и видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.), средств наглядности (схем, рисунков, фотографий, кино- и видеофильмов, макетов, наборов слайдов и др.), расходных материалов (боезапаса, средств имитации, ветоши, перевязочных материалов и др.), средств обеспечения безопасности, правильного подбора, педагогической и методической подготовки лиц, участвующих в ее организации и проведении (руководителей занятий, их помощников, имитаторов и др.).

Методические принципы профессиональной подготовки.Их назначение — полно и точно учесть психолого-педагогические закономерности при ответе на вопрос — как учить?

13. Принцип мотивирующей, воспитывающей и развивающей личность методики очевиден из изложенного в принципе 8. Личностный подход не может ограничиваться намерениями, а обязан воплощаться в методике занятий.

Правило мотивирования обучающихся, стимулирования их добросовестности и ответственности в повышении своей экстремальной подготовленности. Реализуется не только обращением к сознательности, но и увлекательным проведением занятия, демонстрацией руководителем личного заинтересованного и старательного отношения к нему, показом значимости учебного материала, предъявлением педагогической требовательности, систематическим контролем и др. .

Правило экстремально-развивающей методики заключается в необходимости использования всех методических возможностей для развития общих экстремальных способностей обучающихся, специальных способностей, морально-психологических качеств, экстремальной устойчивости и др.

14. Принцип доступности, последовательности и прочности подготовки отражает зависимость успешного формирования знаний, навыков и умений от овладения обучающимися их структурой (последовательностью выполнения элементов, операциями, приемами).

Правило наглядности учитывает зависимость ясности, глубины ипрочности усвоения учебного материала от формы его предъявления обучающимся — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Правило реализуется приемами:

• показа всего того, что бывает в экстремальных ситуациях и что можно показать при проведении занятий;

• обеспечения максимально возможного непосредственного восприятия обучаемыми реальных экстремальных событий, факторов и действий;

• опоры на все органы чувств в непосредственном восприятии изучаемого (не только зрения, но при необходимости и обоняния, осязания, вкуса и др.);

• использования наглядных средств — рисунков, фотографий, чертежей, фильмов, звукозаписей и др.;





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.