Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экстремальная подготовка спасателей




И сотрудников гражданской обороны

Этот вид подготовки начал развиваться лет 40 назад. С созданием Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ (полное название его — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) значительно активизировались психологические и педагогические поиски улучшения подготовки личного состава его служб, отрядов, подразделений и частей. Разработаны пособия и проведены исследования по проблемам2 подготовки спасателей и сотрудников гражданской обороны.

В специализированных образовательных заведениях МЧС изучается курс «Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях»3. Цель его — достижение понимания курсантами «сути психологической устойчивости личности, способов ее формирования и поддержания, методов самопрограммирования, снятия физической и эмоциональной усталости, агрессивности, восстановления энергоресурса, ознакомление со специальной техникой снятия последствий стресса, а также методикой подготовки личного состава войск гражданской обороны». Одна из главных задач здесь состоит в том, чтобы вооружить обучаемых психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в частях и подразделениях

1 Юридическая педагогика в МВД /Под ред. A.M. Столяренко. — М., 1997.; Столяренко A.M. Юридическая педагогика в системе МВД: методология, теория, практика. — Автореф. дисс... докт. педаг. наук. — М., 1999; Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., 2000; Лазукин А.Д. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей образовательных учреждений МВД России: опыт, проблемы, перспективы. — М., 2001.

2 Методика специальной подготовки и тактико-специальных учений с невоенизированными формированиями гражданской обороны. — М., 1985; Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. — Новогорск. 2000. Части I, II.

3 Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. — Новогорск. 2000. Часть I. — С. 76—78.

войск гражданской обороны, управления людьми в повседневной деятельности и чрезвычайных ситуациях.

В результате изучения дисциплины курсанты должны усвоить:

• сущность и содержание психологической подготовки офицера войск гражданской обороны;

• характеристику психологической устойчивости, способы ее формирования и поддержания;

• психофизиологические основы регуляции психического состояния;

• методы диагностики, поддержания и восстановления психического ресурса;

• способы идентификации личности военнослужащего и составления психологического портрета;

• методы снятия физической и эмоциональной усталости, восстановление энергоресурса, снятия агрессивности;

• методику самопрограммирования и индивидуальной коррекции подготовки офицера войск гражданской обороны.

Обучаемые должны также приобрести навыки и уметь:

• осуществлять психологический анализ личности и ее деятельности при выполнении различных заданий;

• реализовать способы формирования и поддержания психологической устойчивости;

• применять в учебно-воспитательном процессе современные формы и методы профессиональной психофизической подготовки подчиненных, самостоятельно решать задачи психофизического самосовершенствования.

В практических органах и подразделениях МЧС реализуется система практической подготовки сотрудников к действиям при чрезвычайных ситуациях. Опыт их участия в ликвидации последствий землетрясений, наводнений, крупных пожаров, промышленных катастроф в последние 10 лет свидетельствует о том, что она развивается в нужном направлении.

Экстремальная подготовка пожарных

Давно существующий вид подготовки. Борьба с огнем, спасение людей из стихии беснующегося огня, высокой температуры, инфракрасного излучения, раскаленного, обжигающего легкие возду-

ха, дыма, ядовитых газов, шума, криков и стонов, при плохой видимости, на большой высоте, при угрозе обрушения горящих конструкций очевидно опасна. Гибель и поражения человеческого тела всегда страшны, но гибель в огне и ожоги от него — самые мучительные и страшные. К огню, как экстремальному фактору, привыкнуть труднее всего, но именно к нему у пожарных должна быть

повышенная стойкость, сочетающаяся с мужеством, самообладанием, развитыми моральными качествами.

Методик подготовки пожарных, основанных на практическом опыте, создавалось немало, но построение их на базе специальных научных психолого-педагогических исследований началось с 1980 г. А.П. Самоновым1. Экстремальная подготовка пожарных относится ныне к одной из наиболее совершенных.

Организация экстремальной подготовки

Система организации

Экстремальная подготовка, благодаря ее значимости для людей и жизни общества, заслуживает того, чтобы строиться масштабно, охватывать все категории граждан и

осуществляться на высоком организационном и методическом уровне. Организация ее сопряжена с мерами на федеральном, ведомственном, региональном и местном уровнях, а по содержанию — с нормативно-правовыми, управленческими, кадровыми, образовательными, методическими, материально-техническими и научно-исследовательскими. К федеральному уровню организации относится:

• принятие законов и правительственных решений по вопросам подготовки населения (молодого поколения, специалистов, работников различных сфер, жителей) к трудностям современной жизни, экстремальным событиям и чрезвычайным обстоятельствам. Существующие законодательные акты — хорошая основа, но прошедшие со времени их принятия годы, накопленный опыт и результаты новейших научных исследований подсказывают необходимость их корректуры;

• создание вертикали управления экстремальной подготовкой, распределение ответственности между федеральными структурами и формирование федерального центра, обеспечивающего управление функционированием системы подготовки;

1 Самонов А.П. «Психологическая подготовка пожарных. — М., 1982. См. также: Временные рекомендации по подготовке личного состава пожарной охраны на огневых полосах психологической подготовки. — М.. 1980; Пожарная тактика /Под ред. Я.С. Повзика. — М., 1984; Главы, подготовленные В.М. Панариным и А.М. Столяренко (С. 134—212): Глава 8. Психологический анализ деятельности личного состава подразделений пожарной охраны при тушении пожаров и требований к его подготовке; Глава 9. Основы психологической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны; Глава 10. Психологический анализ деятельности начальствующего состава по руководству личным составом подразделений пожарной охраны при несении службы и тушении пожаров; Глава 11. Психологические особенности деятельности и подготовки руководителя тушения пожаров.

• финансовое и материально-техническое обеспечение экстремальной подготовки в бюджетных организациях;

• организация научно-прикладных исследований по психологическим и педагогическим проблемам экстремальной подготовки и управления действиями людей в массовых экстремальных ситуациях1.

На ведомственном уровне осуществляются:

• реализация в сфере своей компетенции министерствами, ведомствами, государственными комитетами федеральных правовых актов, имеющих отношение к экстремальной подготовке и руководству действиям персонала подведомственных организаций в экстремальных ситуациях;

• создание ведомственного центра по экстремальной подготовке, профилактике экстремальных ситуаций ведомственного масштаба, управлению при их возникновении и при ликвидации их последствий;

• принятие инициативных мер по совершенствованию экстремальной подготовки и руководству персоналом в специфических профессиональных ситуациях, обеспечивающих максимальное снижение человеческих и материальных потерь и решение экстремальных задач; нормативное регулирование этой работы ведомственными актами;

• подготовка практических психологов и педагогов — специалистов по ведомственным особенностям экстремальной подготовки и обеспечения действий персонала в специфичных для ведомства экстремальных ситуациях и условиях.

Опыт последних 25 лет свидетельствует о том, что многие психологи и педагоги, имеющие соответствующее базовое образование, с трудом осваивают специфику ведомственных экстремальных проблем. У них обнаруживается тяга к разработке общих вопросов, имеющих теоретическое или общее значение, но мало относящихся к проблемам данного ведомства. Ведомственными практическими работниками эти разработки зачастую воспринимаются как вычурные, мало практичные, а поэтому они трудно принимаются к реализации. Мешает слабое знание такими психологами и педагогами специфики задач, условий, трудностей, способов действий специалистов данного ведомства, отсутствие личного опыта работы в нем и собственные трудности преодоления этих слабостей. Наступило время, когда надо готовить не психологов и педагогов вообще, а специалистов по определенным (в том числе и ведомственным) проблемам. Целесообразна:

. специализация подготовки студентов, курсантов и слушателей психологических и педагогических факультетов вузов как ведомственных практических психологов и педагогов;

1 В настоящее время в стране нет ни одной научной организации, занимающейся исследованием психологических и педагогических проблем подготовки и действий людей в экстремальных ситуациях.

• дополнительная, не менее чем годичная, специализированная подготовка психологов и педагогов, получивших высшее образование в университетах и педагогических вузах;

. подготовка «своих» психологов и педагогов на психологических и педагогических факультетах ведомственных вузов;

• подготовка в системе послевузовского ведомственного образования «своих» психологов и педагогов из числа ведомственных специалистов;

• руководство системой ведомственной экстремальной подготовки;

• специальная экстремальная подготовка руководящего, начальствующего и командного состава;

• создание при ведомственных центрах профессиональной подготовки и повышения квалификации полигонов, учебных кабинетов, тренажерных залов и организация ротации учебных групп, обеспечивающей повышение и поддержание экстремальной подготовленности всего персонала;

• организация изготовления и снабжения подчиненных организаций и производств необходимыми для экстремальной подготовки учебными средствами и учебными материалами;

• организация научных исследований ведомственных экстремальных проблем и разработки профессионализированных методик

"•экстремальной подготовки;

• организация системы методической подготовки руководителей занятий, проводимых в организациях и предприятиях ведомства, обеспечение их всеми необходимыми методическими материалами;

• создание и организация работы нештатных групп и общественных формирований, содействующих обеспечению безопасности и решению экстремальных проблем;

• осуществление непрерывного мониторинга реальной подготовленности и готовности всех категорий работников ведомства к действиям в экстремальных ситуациях;

• проведение работы с населением по кругу ведомственных экстремальных проблем; участие в работе средств массовой информации и периодической печати, обеспечивающее поддержание позитивных настроений, уверенность населения и предупреждающее распространение слухов, лживой, психологически и педагогически безграмотной, нагнетающей психозы информации.

Региональный уровень организации экстремальной подготовки охватывает все вопросы ведомственного уровня, но на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Главный объект его ответственности — население, главная работа — по месту жительства, главная специфика — «привязка» всей экстремальной работы

к местным экономическим, культурно-историческим, этническим, национальным, географическим особенностям.

Местный уровень организация экстремальной подготовки персонала предприятий, учреждений, отделов и управлений, воинских частей. Ответственность за такую подготовку несет руководитель, начальник, командир. Организуя ее, он назначает непосредственного руководителя экстремальной подготовки в качестве своего помощника по текущему руководству ею. Последний:

• подготавливает приказ по организации учебных групп, назначении руководителей занятий и других ответственных лиц;

• разрабатывает годовые комплексные планы экстремальной подготовки, включающие разделы: тематические планы по группам обучающихся, план-график изучения разделов и тем, материально-техническое обеспечение, методическое обеспечение, темы и сроки проведения общих учений, система контроля и оценки результатов, меры по обеспечению безопасности;

• осуществляет месячное планирование занятий и мер по методическому и другим видам обеспечения занятий, контролю за качеством их проведения;

• лично посещает занятия, получает информацию от контролирующих лиц, ежемесячно подводит итоги и принимает меры по устранению обнаруженных недостатков.

Ежегодная подготовка эффективна, если не сводится к повторению одного и того же, а обеспечивает поддержание достигнутого уровня экстремальной подготовленности (с учетом текучести персонала и его обновления) и неуклонное его повышение.

Организационные

Формы экстремального

Обучения

К числу организационных форм обучения относятся: лекция, семинар, индивидуальное собеседование, практические занятия, тренинг (тренировка), игра, учение, урок, экс-

курсия, учебная практика, стажировка, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены и др.

Лекция ведущая форма обучения, особенно в высших образовательных учреждениях. Ведущей она является потому, что с нее начинается каждая учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных учебными программами. Лекция пока незаменима, ибо она не только не повторяет учебник, но дополняет его последними данными науки и опыта, личным пониманием и отношением лектора. Самые «сухие» теоретические положения и цифры оживают в речи преподавателя, предстают в эмоциональном и доступном виде. Не случайно превосходство речи над текстом сравнивают с превосходством звучащей музыки над нотами, восприятием живого цветка

над засушенным в гербарии. Лекция — это сплав, произведение научной мысли, эстетики слова, глубокого понимания и пристрастного отношения преподавателя к тому, о чем идет речь. Для должного понимания и отношения обучающихся к вопросам безопасности и действий в экстремальных ситуациях это особенно важно. Практическая ориентированность лекции находит выражение в ее тесной связи с жизнью, практикой, в теоретически корректном анализе практических экстремальных проблем, научном обосновании путей правильных решений и действий, активном использовании примеров из практики и научных исследований, сочетании теоретического анализа с практическими рекомендациями обучающимся.

В экстремальной подготовке, проводимой по месту работы, лекциям отводится меньше учебного времени (по успешному опыту — не более 10%). Основное время посвящается формам, обладающим большим потенциалом практического обучения, формирования навыков, умений, развития качеств у обучающихся.

Семинар характеризуется групповым обсуждением обучающимися под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (проблемного, прикладного). Обычно семинар следует за лекцией либо после самостоятельного изучения обучающимися литературы по предварительному заданию преподавателя. Он рассчитан на углубление, закрепление знаний и понимание путей их практического применения. Бывает, что семинар превращается в проверку знаний, но это ошибка. Эффективен семинар-дискуссия с теоретико-прикладным обсуждением вопросов безопасности и действий в экстремальных ситуациях с активным использованием фактов жизни и профессиональной деятельности. Особое внимание при этом должно быть уделено обоснованию и доказательности суждений, оценок, практических предложений. Вмешательство преподавателя в дискуссию должно быть минимальным: его задача — «раздувать жар» дискуссии, тактично направлять ее ход, не допускать отклонений от обсуждаемых вопросов, ведущих к потере времени и темпа. Завершаться семинар должен подведением четких итогов и формулированием рациональных, практических мер, вытекающих из дискуссии.

Выезд в практическую организацию (экскурсия) полезен в первую очередь для студентов, курсантов и слушателей образовательных учреждений, находящихся большую часть времени в учебных помещениях. Непосредственное ознакомление с реальностями жизни и профессиональной деятельности позволяет проверить, усовершенствовать, обогатить умозрительные представления, сформировавшиеся за партой. Специальное внимание на экскурсиях обращается на технику безопасности, практику подготовки к действиям при авариях, про-

исшествиях, чрезвычайных ситуациях, ознакомление с опытом действий при их возникновении и ликвидации их последствий.

Практические занятия предназначены для формирования у обучающихся навыков и умений. Они проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, полигонах, на местности, в расположении предприятий, учреждений, производств. Практические занятия бывают подготовительными, тренировочными, контрольными и показательными1. Первые проводятся в начале отработки какого-то практического действия; значительная часть времени отводится на рассказ руководителя занятий, разъяснения, показ, ответы на вопросы обучающихся. На тренировочных занятиях львиная доля времени отводится многократным упражнениям и выработке автоматизма в выполнении действий. Эта разновидность практических занятий нередко именуется тренингом {тренировкой).

Групповое упражнение — форма практического обучения, при проведении которого у обучающихся формируются умения оценивать обстановку, принимать решения, организовывать их выполнение. Все воплощается в устные или письменные (компьютерные) распоряжения и команды. Групповые упражнения особенно хороши при подготовке руководителей. Вначале обучающиеся вводятся в исходную обстановку (устным сообщением проводящего занятие, ознакомлением с заранее подготовленными документами и работой с картами). Затем начинается поэтапное логичное развитие экстремальной ситуации (например, получение сообщения или распоряжения, подготовка к действиям, передвижение к месту событий, оценка обстановки на месте, принятие решения, организация его исполнения и т.д.). Переход от этапа к этапу (от эпизода к эпизоду) объявляется руководителем занятий. Действия обучающихся начинается с вводной: «Вы в роли.... Действуйте!». Обучающийся действует, принимая решения и отдавая распоряжения. Вводная повторяется еще двум-тремя обучающимся. Далее руководитель проводит розыгрыш эпизода. Выбирая одно из действий, предпринятых получившими вводную, он развивает его, обращаясь к другим

обучающимся: «Вы в роли.... Получили от....распоряжение.......Ваши

действия?» и т.д. Все действия обучающихся фиксируются руководителем занятий или его помощником. В конце группового упражнения проводится тщательный разбор; ему отводится примерно треть учебного времени. Обсуждаются решения и действия обучающихся

1 Последние зачастую называют «показными». Однако семантика этого слова в русском языке связана с негативным оттенком: скрытием за фасадом благополучия чего-то плохого, видимостью благополучия, «втиранием очков», обманом.

и начинается это с их критического самоанализа. Развертывается дискуссия, в ходе которой даются оценки и общими усилиями находятся наиболее правильные решения и действия.

Тактико-специальные (строевые) занятия нацелены на дальнейшее совершенствование навыков и умений обучающихся, но главное — на слаживание звеньев, групп, отрядов. Если описанные выше формы занятий служат интересам одиночной экстремальной подготовки, то эта — групповой.

Игра — форма практического обучения, в которой разыгрываются действия в имитируемых экстремальных ситуациях взаимодействия, что позволяет вырабатывать навыки, еще лучше — умения, а также развивать мышление, находчивость, быстроту оценки ситуаций и принятия решений в них, достигать слаженных действий групп.

При поведении игр каждый обучаемый по заданию руководителя занятий выполняет функции определенного должностного лица, специалиста, партнера. Условия в основном задаются руководителем словесно (объявляется обстановка, а в дальнейшем ее изменения) и развиваются под влиянием действий обучающихся.

Так, может быть проведена игра по отработке действий следственно-оперативной группы органа внутренних дел. Руководитель намечает ряд этапов, например: сбор и выезд, прибытие на место происшествия, осмотр его и опрос свидетелей, преследование и задержание правонарушителя по «горячим следам». Из учебной группы выделяется ряд обучающихся, каждому поручается роль конкретного члена группы (следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист). Возможно (для большего охвата студентов) выделение двоих на одну роль: основного и дублера.

Последовательно объявляются этапы. Все действуют, объясняя на словах свои действия, а если эти действия представляют собой вопрос, ответ, сообщение, доклад, то они произносятся так, как бывает в реальной обстановке. Руководитель включается в розыгрыш ситуации, по необходимости играя роль всех других участников события (если они не были почему-то назначены заранее). Например, при опросе свидетеля он отвечает на вопросы за него; если кто-то из следственно-оперативной группы связывается с дежурной частью, руководитель отвечает и говорит как дежурный и т.д. При ошибках кого-то руководитель «наказывает» имитацией соответствующего ухудшения обстановки и побуждает выходить из нее, а не возвращаться назад и начинать с нового, правильного действия. После завершения этапа он констатирует сложившуюся на данный момент игры ситуацию и новыми вводными запускает очередной этап. В конце делается тщательный разбор.

По необходимости на играх проигрывается ситуация противоборства и специально готовятся «имитаторы» (один или несколько), которым предлагается играть роль «противника» (оппонента в споре, конфликте, преступника, врага). Хорошо, когда подбирают

человека с артистическими задатками, находчивого в ведении диалога, быстро ориентирующегося в изменениях ситуации.

Возможны и игры, в которых за всех против обучающегося (-ихся) играет сам руководитель. Он выполняет разные роли, изображая звонящего по телефону, вступившего в пререкания строптивого сотрудника, дерзко ведущего себя прохожего, отвечающего на запрос играющего и др. Его методическое мастерство — в умении разыгрывать ситуации. Делает это он серией ответов, сообщений, возражений, действий. Причем все они вытекают из складывающейся в результате действий обучающегося обстановки. Руководитель также наказывает его за ошибки. При этом он не делает замечаний типа «ошибка», «не так», а действуя за других, увеличивает трудности, тем самым указывая на ошибку и выводя обучающегося на отыскание верных действий.

Особый вид игр — психотехнические игры (см. главу 7).

Учение — наиболее масштабная, максимально приближенная к реальности форма практического обучения. Оно имеет сходство с игрой, только все делается обучающимися не на словах, а фактически и проводится не в обычной учебной аудитории, а на местности, полигонах, в реальных рабочих помещениях. Участники учения, выполняя определенные роли, распределены по местам (или выполняют свои должностные функции), контакты с друг другом осуществляют как в реальной деятельности с помощью средств связи, переписки, посыльных и пр. Все не рассказывают, что делают, а делают фактическим, перемещаясь, действуя, если надо — имитируя применение оружия (холостые патроны) и спецсредств или даже фактически (если это заранее обговорено, подготовлено, обеспечено средствами безопасности). Развитием событий и контролем за действием участников осуществляет руководитель учения с помощью штаба учения и посредников, прикрепляемых к каждой группе участников или к месту, где развертываются ответственные события.

Можно говорить о большей или меньшей теоретичности или практичности этих форм, но все их следует максимально приближать к практике жизни, профессии, преодолению экстремальных трудностей. Экстремальная подготовка просто не может не быть практически ориентированной.

Подготовка

И организация

Занятия

Чтобы занятие имело успех, оно должно быть тщательно подготовлено. Подготовка занятия включает.уяснение темы занятия преподавателем, руководителем — того, как и почему она выбрана,

какое место занимает в системе подготовки, как соотносится с под-

готовленностью обучающихся учебной группы, что входит в ее содержание, как содержание связано с изученным и тем, что будет изучаться вслед;

определение цели и задач занятия — четкое осознание того, какие знания, навыки или умения должны быть сформированы у обучающихся в результате занятия, что должно прибавиться в их экстремальной подготовленности. В числе формулируемых задач должны быть и воспитательные, развивающие, связанные со спецификой темы и содержанием занятия;

отбор и изучение руководителем (повторение, воспроизведение в памяти) содержания темы занятия; следить, чтобы содержание занятия отвечало названию темы, целям и задачам занятия, причем не приблизительно, а точно; все лишнее должно быть отсечено;

структурирование занятия — выделение его основных частей, учебных вопросов и подвопросов. Удача приходит к тому, кто точно и обоснованно намечает структуру занятия и последовательность в отработке содержания темы;

разработку плана занятия (написание плана и тезисов — краткого изложения содержания для памяти и соблюдения полноты и последовательности изложения, а при необходимости и подробного конспекта);

выбор методики (выбор места проведения занятия, необходимых условий, средств обеспечения, методов и методических приемов, — в том числе обладающих воспитывающим и развивающим эффектом, — технологий их применения по этапам занятия);

подготовку обеспечения занятия (наглядных пособий, проекционных устройств, средств имитации, помощников-имитаторов, техники, средств обеспечения безопасности, просмотр фильмов и пр.);

подготовку места занятия.

Обычно планы групповых упражнений, игр, учений утверждаются руководителем учреждения, органа, части или его заместителем, ответственным за экстремальную подготовку.

По необходимости к подготовке занятия привлекаются и отдельные обучающиеся (чаще всего — для подготовки средств обеспечения, мер безопасности и места занятия). Бывает, что некоторую подготовку к занятию нужно осуществить и всем обучающимся. В таких случаях руководитель заблаговременно дает им задание что-то прочитать, принести, отработать, а проверку того, что сделано, проводит перед занятием или в начале его.

На занятиях по экстремальной подготовке руководителю приходится готовить себе помощников: лиц, которые будут обеспечивать

безопасность, приводить в действие средства имитации, выступать сами в качестве имитаторов (изображать собеседника, оппонента, соперника, преступника и др.)- Их индивидуально надо научить, проинструктировать. Перед началом занятия на месте следует убедиться, что все готово. Особое внимание уделяется готовности средств и лиц, обеспечивающих безопасность.

Каждое занятие имеет организационную структуру, в которой, как правило, выделяются вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть занятия включает:

• проверку присутствия обучающихся, их готовности к занятию (опрос, просмотр подготовленных материалов);

• объявление темы, цели и задач занятия, разъяснение его значимости;

• раскрытие порядка проведения занятия и инструктирование обучающихся.

Основная часть заключается в реализации намеченного при подготовке содержания, организации и методики.

Заключительная часть служит для подведения итогов:

• анализа и оценки достижения поставленной цели и задач;

• объявления результатов, достигнутых разными обучающимися с выражением похвалы, одобрения, сомнения, сожаления или критики;

• указаний группе по подготовке к следующему занятию (с объявлением его темы), а отстающим — дополнительных заданий по устранению недостатков.

Воспитательные и развивающие влияния занятий на обучающихся достигаются:

• организацией, способствующей воспитанию организованности, аккуратности, добросовестности, требовательности к себе, дисциплинированности, воли к преодолению трудностей учебы, привычки к самостоятельной работе и др.;

• содержанием, органически связанным с проблемами личности, ее поведения в экстремальных ситуациях, долгом и ответственностью, моральными качествами, патриотизмом, коллективизмом, правовоспитанностью и др. Преподавателю буквально надо обладать какой-то антипедагогической подготовленностью, чтобы не затронуть этих вопросов. Кстати, и при этом, вопреки своей воле, он неизбежно окажет воспитывающее влияние на обучающихся, только, скорее всего, негативное;

• методикой проведения занятий, о чем уже говорилось выше;

• примером личности учителя, преподавателя, руководителя занятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...