Обеспечение экстремальной подготовки
Учебная база Центром сосредоточения информации и методических средств обеспечения выступают учебные кабинеты экстремальной психолого-педагогической подготовки. Во многих структурных подразделениях силовых министерств такие кабинеты созданы и успешно функционируют. Это специальное помещение или группа их, оборудованные для качественного проведения занятий (в том числе практических) по экстремальной подготовке. Комплектация основного кабинета (если он, тем более, единственный в учреждении, на предприятии, в части, отделе) включает: рабочие места для преподавателя и обучающихся, технические средства обучения (телевизор, видеоаппаратура, магнитофон, экраны), обучающие и контролирующие устройства на учебных местах (телемониторы, пульты управления, индивидуальные наушники и др.), наборы наглядных пособий (слайдов, видеофильмов, копий кинофрагментов, схем, фотоальбомов, фотографий), тестов для психодиагностики индивидуальных особенностей обучающихся, библиотеку психологической, педагогической и экстремальной литературы, каталоги фильмов, средств наглядности, упражнений и др. Возможно и целесообразно создание специализированных учебных кабинетов, например общения, психологического тренинга, дорожной обстановки, криминалистического и др. Из-за распространенной нехватки помещений такие учебные кабинеты в ряде мест оборудуются в подвальных и чердачных пространствах. Так, в одном из учебных центров учебный кабинет общения представлял собой небольшую комнатку, обстановка которой могла быстро меняться и превращать ее то в служебный кабинет, то в жилую комнату. Комнатка оборудована телекамерами и микрофонами, приемники которых выведены в обычную учебную аудиторию. Учебная группа находится в классе, а в' комнатку по очереди направляются отдельные обучающиеся с определенным учебным заданием. Они встречаются там с «имитатором» — партнером по общению, заранее подготовленным руководителем (для этого подбирается хорошо подготовленный обучающийся старших курсов, опытный практический работник, лаборант, обладающий к тому же определенными артистическими способностями к перевоплощению и импровизации). Каждое упражнение, наблюдаемое и слышимое группой, подробно разбирается в ней под руководством преподавателя.
В другом учебном центре создан кабинет дорожных ситуаций. На чердаке здания смоделирован семиметровый участок дороги. Интерьер — на полукруглой панели нарисован лес, из которого как бы и выходит дорога. Тут есть кусочек асфальтового покрытия, фунта, песка. В стороне наборы шин (их используют для изучения следов протектора на различных видах дорожного покрытия) и предметов, которые зачастую бывают на реальном месте происшествия. Все большее значение и распространение получают сейчас тренажерные кабинеты1. Созданы тренажеры для подготовки космонавтов, ракетчиков, летчиков, подводников, рулевых кораблей, водителей танков, бронемашин и автомашин, диспетчеров, операторов, стрелков и др. Они моделируют функционирование системы «человек — машина — среда», создавая условия максимально близкие к реальным. На тренажерах отрабатываются не только обычные навыки и умения, но и действия при возникновении экстремальных ситуаций, совершенствуются компоненты экстремальной устойчивости. Определенными возможностями обладают и игровые автоматы, принцип работы которых можно использовать в будущем для создания лучше приспособленных для экстремальной подготовки образцов. Например, есть игровой автомат для соревнования в упреждающем выстреле из пистолета. На экране перед играющим на автомате человек с кобурой на боку. В какой-то момент он выхватывает пистолет и «стреляет» в играющего. Задача последнего уловить этот момент и, быстро выхватив свой, сделать упреждающий «выстрел». Автомат фиксирует время «выстрелов», сличает их и выдает результат — кто победил.
Экстремальная подготовка к преодолению профессиональных трудностей может и должна проводиться и на базе других учебных кабинетов, а так же на спортивных площадках и в спортивных залах. Большие перспективы у компьютерных классов, но опыт их использования для экстремальной подготовки пока невелик. Учебный полигон психологической и боевой подготовки может иметь размеры от 100x100 м до десятков километров. Небольшие полигоны обычно включают: учебный городок, полосу препятствий, площадку для эмоционально-волевых упражнений и тир. Учебный городок представляет собой модель (-и) реальной территории с сооружениями, где могут происходить экстремальные события, типичные для вида деятельности, к которой готовится данная категория обучающихся. Это может быть городской перекресток с расположенными по углам жилым домом, банком, магазином, дискотекой и подземным переходом для обучения сотрудников милиции, дымокамера и высотный дом для тренировок пожарных, модель отсека корабля для отработки действий по борьбе за живучесть, помещения таможни, макет пограничного пропускного пункта и др. Сооружения на нем делаются в натуральную величину из подручных легких материалов или бетонных блоков и кирпичей. Ста- 1 См.: Платонов К.К. Психологические вопросы теории тренажеров //Вопросы психологии. 1961. № 4. — С. 26—44; Психология профессиональной подготовки / Общ. ред. Г.С. Никифорова. — М., 1993. Гл. 3. вятся на полигоне по потребности и другие сооружения: телефонная будка, киоск, обменный пункт валюты, палатка, автомобиль скорой помощи и т.п. Их можно взять из числа списанных на различных предприятиях и в учреждениях города. На полигоне в обстановке близкой к реальной отрабатываются профессиональные действия в относительно простых и предельно сложных учебных ситуациях. Сооружения на полигоне целесообразно оборудовать так, чтобы руководитель занятий и другие обучающиеся могли:
• вести наблюдение за действиями выполняющих упражнения (смотровая площадка, телевизионные установки, прозрачные внутренние перегородки с односторонней проницаемостью и др.); • осуществлять видеозапись действий выполняющих упражнение для последующего разбора; • иметь голосовую, сотовую или радиосвязь с посредниками, имитаторами и обеспечивающими безопасность; • вводить в действие средства имитации в нужный момент. Психологическая полоса препятствий — цепь учебных позиций в виде расположенных последовательно на расстоянии 3—5 м друг от друга различных препятствий, типичных для деятельности подготавливаемых профессионалов. Это могут быть ямы, ямы с водой с перекинутым через них бревном, дымоогневая позиция, качающийся мостик, карниз на высоте 3—4 м, подземный лаз, подвал, лабиринт, домик, автомашина, ров, бум и др. Задача обучающихся — успешно преодолеть все препятствия в кратчайший срок. Чтобы разнообразить обстановку при повторных упражнениях, наряду со стационарными применяются переносные препятствия. Их место на полосе постоянно меняется, как и концентрация на разных ее участках. Это: стенка высотой 1,5—2,0 м, заборчик высотой около 1 м, оконный проем (отверстие в вертикально расположенном щите) размером 70 х 120 см, нижний срез которого находится в 70—100 см от земли, сваленное дерево с ветвями, куча автомобильных покрышек и пр. Полезны и вращающиеся по вертикали или горизонтали большие металлические барабаны, позволяющие быстро менять размеры окна, через которое надо пролезть (перепрыгнуть кувырком), ширину бума, бревна. Учебные позиции можно располагать по прямой линии, кривой или близкой к кругу. Хорошо сделать две параллельные линии препятствий, что позволяет выводить на старт двух человек, между которыми возникают соревновательные отношения и повышается напряжение. Упражнения на полосе усложняются прохождением ее: • без отдыха несколько раз; • вдогонку (с гандикапом: первый обучающийся стартует с опережением второго на 5—15 сек.);
• в прямом и обратном направлении; • парами, группой; • группой с переносом «раненого»; • с имитацией огня, дыма, резких запахов, газов, шумовых эффектов, криков, взрывов, яркого света в лицо и др.; • имитацией разрушений, «погибших» животных и людей (муляжи); • в затрудненных условиях — в сумерках, темноте, контрастах света и темноты, при сильном ветре, дожде, снеге, гололеде. Чтобы прохождение полосы не сводилось к физическим и волевым нагрузкам и увеличивались психологические, применяются дополнительные учебные задания: • оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему» на пути следования, вынести «пострадавшего» или имущество (тяжелые предметы) из огня; • быть бдительным и отражать нападения «противника» (на полосе скрытно располагаются 2—3 помощника руководителя занятий из числа обучающихся, осуществляющих внезапное нападение); • изучить обстановку по пути следования и доложить о ее особенностях по возращении; • запомнить все мелкие детали обстановки (номера автомашин, особенности предметов на «месте происшествия», надписи (плакаты) на стенах, столбах и пр., внешние данные лиц, встретившихся по пути следования (вывешенные портреты). Полезно включать периодически в маршрут прохождения полосы стрелковый тир и выполнять в нем упражнения по стрельбе (на специальном тренажере или боевыми патронами), когда обучающиеся находятся в состоянии учащенного сердцебиения и усталости. При моделировании экстремальных ситуаций на учебном полигоне и психологической полосе не всегда удается создать ситуацию, когда бы человеку приходилось преодолевать тревогу, страх, проявлять самообладание и умение пересиливать свою нерешительность, заставлять себя. Компенсирует этот недостаток площадка для эмоционально-волевых упражнений, позволяющая моделировать некоторые опасности и угрозы. Она оборудуется специальными устройствами, которые подбираются тоже с максимально возможным профессиональным уподоблением. Устройства представляют собой конструкции, размещенные компактно на площадке. Это, например, трамплины для спрыга-вания с высоты 3, 4, 5 м на землю; лестницы разной высоты, наклона, конструкции и прочности (качающиеся); трапеции с подвешенными к ним шестами и канатами длиной 5—10 м, веревочными лестницами и расходящимися наклонно на 20—25 м тросами; бревна, расположенные горизонтально на высоте 2, 3, 4 м; шатающийся мостик без поруч- ней, перекинутый через небольшой водоем, и тут же горизонтально натянутый и вертикально подвешенный канаты, длинный шест, чтобы преодолевать водоем прыжком; 15-метровая башня с полого тянущимися от нее с разной высоты и в разные стороны металлическими тросами, спусковыми и страховочными устройствами на них и пр. Везде, где обучающиеся могут упасть и получить серьезную травму, используются песок, опилки, мягкие маты, водоемы, страховочные концы, и должны находиться страхующие люди и медработник.
Для многих профессий упражнения на таких устройствах не типичны по характеру опасностей и рисков, но отрицать их полезность неверно. А.С. Макаренко справедливо считал, что воспитать мужественного человека можно, ставя его в ситуации, когда бы ему приходилось испытывать и преодолевать опасения и страх, «все равно в чем», — подчеркивал он. Человек регулярно попадавший в разные трудные ситуации, имеет больше шансов выйти с успехом и из очередной, чем никогда не попадавший в них. Важно, чтобы человек пережил «волнение первого раза» в учебной, а не в реальной обстановке. Стрелковые тиры создаются там, где использование оружия в профессиональной деятельности предусмотрено законодательно. Где нет возможности создавать учебные кабинеты и полигоны, будет полезным опыт использования учебных, служебных и производственных сооружений на территории предприятия, учреждения, правоохранительного органа, воинской части. Определенные экстремальные ситуации можно создавать практически во всех помещениях и особенно в бюро пропусков, контрольно-пропускном пункте, на чердаке, пожарной лестнице, в подвале, у финансовой части, в магазине, столовой, на стоянке автомашин (в гараже), в общежитии и т.п. Обычно для руководителей занятий разрабатывается документ, содержащий список помещений и участков территории с указанием против каждого тех экстремальных ситуаций, которые могут тут создаваться. Учебные средства Проведение занятий по экстремальной подготовке требует своеобразного и обстоятельного материально-технического обеспечения. Нужны слайды, фотографии, фо- тоальбомы, видео- и кинофрагменты, видеофильмы, различные предметы, учебная техника. Целесообразно подготовить и использовать фонограммы с записями звуков, типичных для реальной экстремальной обстановки: записи звуков моторов транспортных средств, шума улицы, толпы, боя, ночного города, шорохов, стрельбы, бытового скандала, пожара и др. Хорошие результаты дает изготовление фотоальбомов по разным вопросам наблюдения и различения значимых признаков. Каждый альбом — подборка фотографий, расположенных в определенном порядке, например — передвижений и действий ночью, картины мест дорожно-транспортных происшествий, охраны объекта, фотографии людей и др. Можно попарно размещать фотоснимки одного и того же объекта, сделанные с небольшим интервалом времени, и использовать их для выполнения упражнений по нахождению сходства и различия между ними. Очень хороши учебно-тренировочные видеофильмы. Структура и содержание, например, фильма по развитию наблюдательности на улице таково. Демонстрируется статичный кадр с текстом, излагающим цель фильма и краткое описание предстоящей работы, на ознакомление с которым отводится примерно 15 сек. Следующий кадр тоже статичный — «Упражнение № 1» с описанием задания — 5—8 сек. Вслед за ним — динамическая картина улицы с идущим по ней одним человеком — 10 сек. Ее сменяет статичный кадр с тремя вопросами, касающимися примет прохожего, затем выделяется 15 сек. на ответы. Опять статичные кадры — «Упражнение № 2» с заданием, сменяющиеся динамичными — улица с идущими по ней двумя-тремя прохожими) — 10 сек. И опять статичный с 3-мя вопросами — 15 сек. Далее в фильме еще 15—20 сюжетов. Логика последовательности такова: усложнение от сюжета к сюжету по нарастающей; вопросы по сюжетам усложняются от первого к третьему (первый обычно самый простой, ориентированный на самых слабых обучающихся). Стоит учитывать, что чрезмерная сложность в начале, с которой обучающиеся не справляются, отбивает желание продолжать упражнения, а успех радует и мотивирует. Кстати, вопросы могут касаться не только прохожих, но и обстановки на улице (дома, транспорт, реклама, названия магазинов и пр.). Могут быть и отдельные фильмы по этим обстановочным особенностям. Ответы записываются либо отмечаются на заранее подготовленных карточках подчеркиванием, крестиками, галочками. Такие фильмы сейчас легко снимать самостоятельно с помощью видеокамер. Сценарий технически пишется так: каждый кадр на отдельном стандартном листе. На первом листе пишется название фильма и сбоку — сколько секунд он демонстрируется; на втором — текст, поясняющий назначение фильма, общий порядок работы обучающихся и сколько секунд он демонстрируется; на третьем — текст «Упражнение № 1» и задание, сбоку — секунды; на четвертом — динамический кадр для восприятия, изучения и оценки, сбоку — секунды; пятый — текст «Ответьте на вопросы» и три вопроса, сбоку — секунды (начать можно с 20—30 секунд, но в дальнейшем постепенно усложнять задачу сокращением времени). Лист 6 — «Упражнение № 2» с заданием и т.д. Вместе с подготовкой сценария на изготовление одного фильма уходит обычно двое- трое суток. Еще лучше, если комплексы фильмов с такой учебно-методической идеей, полностью специализированные, будут подготовлены централизованно ведомством, которое заинтересовано в качественной подготовке своих профессионалов. Для проведения занятий необходима подготовка комплекса средств имитации, опять-таки специализированных по ситуациям и решаемым задачам, к котором готовятся обучающиеся. Наиболее сложна проблема имитации реальных условий экстремальных ситуаций при вооруженной борьбе. Поэтому в Вооруженных Силах уделяется большое внимание подготовке средств имитации. К ним сейчас относятся: • комплексные системы имитации обстановки боя — компьютерные трена- ) жеры управления боевыми действиями подразделений; лазерные ими-> таторы стрельбы; компьютерные тренажеры с использованием эф-• фектов виртуальной реальности и др.; • средства имитации боя — взрывчатые вещества, имитационные мины, фугасы, фанаты, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые патроны и выстрелы, источники сильного слепящего света, средства звуковещания и фонотеки звуковой картины боя, имитационные минные поля и т.п.; • средства имитации результатов применения оружия». боеприпасов — разрушенные объекты, участки дорог и мосты, макеты поврежденной техники, муляжи трупов, завалы, аудиозаписи с криками раненых, контуженных, паникеров и др.; • средства, применяемые в реальном бою — проволочные заграждения и малозаметные препятствия, противотанковые рвы и ловушки, баррикады, понтоны и пр. Многие занятия, проводимые по игровой методике, проходят успешнее при участии «имитаторов» — специально подготовленных руководителями занятий обучающихся, лаборантов, лиц из вспомогательного персонала, профессионалов-пенсионеров (имеются факты привлечения и артистов), которые в ходе занятий имитируют поведение и действия других лиц — партнеров по общению, «противников», допрашиваемых и др. Меры безопасности Моделирование риска и опасности, обязательное для успеха экстремальной подготовки, требует обеспечивать и безопасность обучающихся, свести к ми- нимуму возможность получения ими травм, а тем более гибели. К числу обязательных мер безопасности занятий относятся: • включение во все планы подготовки и каждого занятия (в виде отдельной позиции) продуманного и адекватного их условиям и методике комплекса мер безопасности; • исключение из занятий упражнений, при которых риск несчастных случаев очень велик, а снизить его мерами безопасности невозможно; • допуск к выполнению травмоопасных упражнений обучающихся, готовых по уровню подготовленности к их выполнению; • инструктирование участников занятий о личных мерах безопасности; • наличие и полное состояние готовности к использованию средств тушения пожаров, спасения на воде, предупреждения падений с большой высоты, падения на могущие вызвать травму поверхности, удушения газами, получения сильных ожогов, завалов и других средств, отбираемых с учетом особенностей занятий; • выделения специальных лиц («страховщиков), обеспечивающих принятие мер безопасности на отдельных учебных позициях, этапах занятий, при задействовании конкретных средств имитации и выполнении упражнений; подбор их осуществляется с учетом их личных качеств и способности обеспечить безопасность; осуществление специальной подготовки их и инструктирования перед началом занятия; • присутствие на повышенно опасных для здоровья обучающихся занятиях медицинского работника с необходимыми для оказания неотложной помощи средствами и медикаментами; • личный контроль руководителя занятий за обеспечением мер безопасности; проверка готовности всех мер и лиц перед началом занятий. К мерам безопасности экстремальной подготовки относятся и обеспечение психогигиены. Это сложный, «жесткий» вид подготовки, сопряженный с большими физическими и морально-психологическими нагрузками, биологическими и психологическими стрессами, переживаниями, страхами и др. Бездумный подход к нагрузкам, негативным факторам учебной обстановки порой порождает неблагоприятные психологические и педагогические последствия: фрустрации на занятиях, эмоциональные срывы, утрата веры в себя; формирование мнения, что посвящать свою жизнь профессии, связанной с такими неприятностями, нецелесообразно; принятие решения о смене профессии, переходе в другое образовательное учреждение, увольнение с работы; принятие негласного решения для себя при возникновения экстремальных ситуаций думать только о спасении; невротизация и др. Они не только наносят вред психическому здоровью, но и являются угрозой для успешных действий в реальных экстремальных ситуациях. Организаторам экстремальной подготовки и руководителям занятий не следует заниматься запугиванием, а подходить индивидуально, последовательно увеличивать физические и психологические нагрузки, пересматривать методику занятий, если обнаруживаются признаки негативных проявлений, усиливать конструктивность занятий, воспитывать веру в преодолимость экстремальных трудностей при серьезном отношении к подготовке и самоподготовке. В психологии и педагогике спорта в целях психогигиены рекомендуется1 создавать благоприятный для спортсмена с точки зрения напряжения и релаксации режим тренировочного процесса, дозировать предельные нагрузки, регулировать психические состояния, создавать благоприятные условия для отдыха и социально-психологическую атмосферу в спортивном коллективе, семье, во взаимоотношениях с тренером и другими людьми. Следует учитывать этот опыт и в других видах экстремальной подготовки. Вопросы и задания для самопроверки и размышлений-------------------------------------------------- 1. Дайте определение экстремальной подготовке и назовите ее основную цель и задачи. 2. Вспомните классификацию видов экстремальной подготовки. 3. Перечислите специальные системные принципы экстремальной подготовки и дайте им характеристику. 4. Перечислите и дайте характеристику содержательным педагогическим принципам экстремальной подготовки. 5. Охарактеризуйте группу организационных педагогических принципов экстремальной подготовки. 6. Оцените имеющийся опыт и современное состояние практики экстремальной подготовки. Что в этом опыте вам понравилось и что бы вы использовали в своей практике? 7. Какие из приведенных в ссылках публикации об экстремальной подготовке привлекли ваше внимание и вам было бы интересно познакомиться с ними подробнее? 8. Расскажите об основных формах экстремального обучения и выделите в каждой из них то, что позволяет повысить ее «экстремальную отдачу». 9. В чем заключается подготовка занятия по экстремальной подготовке? 10. Как, решая задачу моделирования риска и опасностей на занятии, обеспечить безопасность обучающихся? 11. В чем специфика учебной базы экстремальной подготовки? 12. Какие специфичные учебные средства нужны для проведения экстремальной подготовки? 13. Какие средства имитации нужны для проведения экстремальной подготовки по вашей специальности? 14. Попробуйте разработать сценарий учебно-тренировочного фильма «Проверка техники безопасности на рабочем месте». 1 Ванек М., Гошек В. Актуальные вопросы психогигиенической подготовки спортсмена //Психология и современный спорт: Сборник / Составители А.В. Родионов и Н.А. Худадов. - М., 1982. - С. 115-116.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|