Методическая система экстремальной подготовки
Даже перед человеком, хорошо знающим, что надо формировать, чем овладевать, возникает вопрос — как? Методическая система (от греч. metodhos — путь к чему-либо) экстремальной подготовки представляет собой взаимосвязанное и адекватное ее задачам единство методов, приемов, педагогических технологий, отвечающих на вопрос «как?» и обеспечивающих при правильном применении формирование необходимых обучающимся компонентов экстремальной подготовленности и способностей. Экстремальная подготовленность человека, как было установлено в главе 5, — нечто большее, чем обученность и техническое умение что-то делать. Она носит личностный характер, т.е. предполагает наличие целого комплекса качеств, характеризующих должную воспитанность и развитость человека. Добивается успеха и обеспечивает свою безопасность в экстремальных и гиперэкстремальных ситуациях тот, кто знает + может + хочет + способен достигать нужного. Поэтому и экстремальная подготовка — это педагогическая система, которая решает триединую педагогическую задачу (ТПЗ): обучение + воспитание + +развитие. Это обучающе-воспшпывающе-развивающая подготовка. Изучение дисциплины «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях призвано решать и образовательные задачи. Подготовка эффективна при условии решения всех задач в единстве и взаимосвязи. Таково основополагающее, принципиальное положение частной дидактики экстремальной подготовки. Оно соответствует и фундаментальным требованиям педагогической науки. Я.А. Коменский писал: «...вполне соответствующей своему назначению я называю только такую школу, которая явилась бы истинной мастерской людей»1. Сведение экстремальной подготовки к обучению ущербно и создает лишь видимость ее эффективности.
Коменский ЯЛ. Великая дидактика: Педагогическое наследие. — М., 1989. — С. 303. Методы экстремальной подготовки — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающихся, направленные на решение задач экстремального обучения с одновременным достижением воспитательного и развивающего эффекта. Система экстремальной подготовки использует методы: • словесные — рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, инструктаж; • наглядные — иллюстрация, демонстрация, показ, моделирование обстановки; • учебных действий — упражнение, поисковая работа, обучающее наблюдение, вербализация (озвучивание мысленного плана и техники выполнения действий, признаков наблюдаемых факторов и явлений и др.); заучивание алгоритма действий (инструкции); моделирование действий, идеомоторные действия (мысленное выполнение движений и действий); дублирование действий опытных специалистов, участие в решении экстремальных задач (научение); тренинг (многократное повторение одних и тех же действий для достижения совершенства их выполнения); разбор действий, коррекция действий, методы обеспечения безопасности при отработке действий; • учебного моделирования экстремальных условий — словесно-образное моделирование (словесное описание обстановки с образным представлением его обучаемыми); фактическое моделирование, имитация (создание экстремальных условий применением специальных средств и приемов); психологическое моделирование экстремальных трудностей (вызов у обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных для экстремальных ситуаций); моделирование противоборства, проигрывание ситуаций, моделирования нагрузок и напряжений (моральных, психологических, физических) и др.;
• самостоятельной подготовки — проработка учебной литературы, выполнение заданий обучающего, заучивание, повторение, самостоятельный тренинг (упражнения); самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самообучение и др. Методы мотивации экстремальной самоподготовки: разъяснение личной жизненной значимости и необходимости экстремальной подготовки, формированием установок на высокий результат подготовки; убеждение в личных возможностях, развитие жизненного (профессионального, спортивного и др.) честолюбия, постановка в пример людей, достигших жизненных высот и успешно преодолевших большие трудности, активизация командного духа и чести учебной группы — пример увлеченного отношения к занятиям преподавателя (руководителя занятий, тренера, командира) и др. Необходимо добиваться серьезного, добросовестного отношения обучающихся к: • тренировочной работе, которая нередко бывает монотонной, может надоедать, утомлять, сопровождаться внутренними конфликтами из-за застоя достигаемых результатов и неудач на пути к желательным высотам мастерства, овладению навыками и умениями и пр.; • большим нагрузкам занятий по экстремальной подготовке. Бывает не только недовольство ими, но и боязнь не выдержать трудности, либо даже утратить здоровье. Необходимо предупреждать и преодолевать такие настроения и тревожность отдельных обучающихся; • тренировочному режиму, режиму дня, целесообразной подчиненности поведения обеспечению главного — достижению высоких результатов в подготовке (отказ от излишней занятости другими делами, а в большом спорте — от злоупотребления спиртным, курением и др.). Эффект применения методов достигается методическими приемами (методы нередко определяют даже как совокупность методических приемов). Так, при словесных методах могут быть использованы приемы устного изложения, жестикуляции, обоснования, привлечения внимания, возбуждения интереса, образности, постановки вопросов, ответов на вопросы, обмена мнениями, обсуждение, обобщение и др. Для наглядных методов характерны методические приемы показа схем, фотографий, фильмов, прослушивания аудиозаписей, работы на учебной доске, графического изображения обучающимися увиденного, понятого или запомненного; акцентирования внимания на деталях наблюдаемого, объяснительного показа, показа в темпе, показа по элементам, повторного показа, наблюдения за действиями и др.
Методы учебных действий предполагают использование методических приемов постановки и разъяснения учебных заданий, объяснения техники выполнения действий, рассказа обучаемого о порядке выполнения предстоящих действий, сопровождающего рассказа обучаемого о ходе действий, приостановки действий, исправления ошибок, снятия нормативов, самоанализа действий, группового разбора, многократного повторения действий, увеличения темпа действий, наращивания трудностей, варьирования способами действий, изменения обстановки, выполнения совместных действий, действий в составе группы, поддержания натренированности и др. Значимы и характерны методические приемы учебного моделирования экстремальных условий: создания внешней картины экстремальной обстановки, моделирования умственных, эмоциональных, мотивационных трудностей, противодействия, риска и опасности, контролирования риска и опасности, выбора реального места, вре- мени и погодных условий, усложнения наблюдения (надевание полупрозрачной темной повязки на глаза), имитации отдельных факторов, комплексирования сложных условий, наращивания трудных условий, изменения условий, моделирования неудач, имитации выхода из строя напарника и др. К методам воспитания при экстремальной подготовке относятся: пример, разъяснение, убеждение, упражнение в правильном поступке, следование примеру, приучение, требование, поддержка, одобрение, поощрение, осуждение, наказание, принуждение, участие в совместной работе, соперничество, соревнование, самовоспитание и т.д. В ходе экстремальной подготовки применяются методы развития: активизации развиваемых качеств, проблемности, упражнений на пределе доступных трудностей, мотивирования саморазвития, перспективных линий, целенаправленного саморазвития качеств, контроля и самоконтроля за развитием экстремально-значимых качеств, оценки и самооценки достигнутого уровня развития качеств.
При использовании всех методов используются воспитывающие и развивающие приемы: • воспитывающие — доказательства, словесные убеждения, внушения, эмоциональные воздействия, требования, контроль, оценка, одобрение, осуждение, критика, убеждение на личном опыте; мотивирования, побуждения к самооценке и самоанализу, сравнения, коллективная работа, соревновательные отношения, организация оказания товарищеской помощи отстающим, побуждение к взаимной поддержке и выручке; проявление справедливости, доброжелательности, внимания, сочувствия, индивидуальной помощи, личной примерности обучающего; дифференцированный и индивидуальный подходы, имитация неудачи первой попытки решения трудной задачи, авансирование доверия, оценка моральных аспектов экстремальных ситуаций, задания на самоподготовку с проверкой качества их выполнения; • развивающие — представление самостоятельности, побуждение к творческому поиску решения учебной задачи, создание повышенных трудностей, выполнение учебных действий в условиях риска и опасности; обучение самоуправлению, контролю и регулированию напряженности; проведение диспутов и обсуждений, всесторонне обоснование своего мнения обучаемыми, совместный поиск правильного вывода, оценки, решения и разбор жизненных экстремальных ситуаций, намеренное саморазвитие экстремально-значимых качеств и привычек и т.п. Руководителю подготовки следует пользоваться комплексом технологий и методов. Любой хороший метод, если он применяется не ко времени и не к месту, в отрыве от системы методов — плох. Многое зависит от обстановки, в которой метод применяется, и авторитетности применяющего. Обучая, воспитывая, развивая кого-то, преподаватель, руководитель достигают успеха, когда активизируют в своем сознании установку на психологическую и педагогическую результативность, припоминают и примеривают к данной ситуации подготовки и индивидуальным особенностям обучающегося или учебной группы знания и рекомендации психологии и педагогики; ясно понимают нужный психологический и педагогический результат, и, ориентируясь на него, выбирают технологию, стиль, тон, такт, приемы; гибко применяют методы. Ознакомление Обучающихся С экстремальными Факторами Подготовленность обучающегося к встрече с экстремальными ситуациями и присущими им факторами начинается со знакомства с ними: их знания, чувственного ознакомления с ними, превращения их в знакомые, привычные, ожидаемые.
Конкретизируя эту идею, авторы публикаций обычно сводят дело к демонстрации обучающимся негативных факторов, того, что вызывает внутреннее отрицание — неприятные чувства, трудные переживания, тревожные мысли, страх и др. Но так люди получают одностороннее, а значит неверное, представление об экстремальных ситуациях. Ведь они — не только поле страха, но и поле величия человеческого духа, героизма, самоотверженности, товарищества, верности, высокого профессионализма, проявляющегося в победе над любыми трудностями и мешающими факторами. Поэтому ознакомление с экстремальными ситуациями должно обязательно предваряться, сочетаться и завершаться демонстрацией всего нормального и положительного, что реально бывает в них. Вместе с тем, целесообразно и практично, чтобы «волнение первого раза» при встрече с потенциально негативными факторами обучающийся испытал в учебной обстановке, а не когда окажется в реальной. Знакомство с ними способно изменить реакцию человека и вместо отрицательного дать положительный эффект. Это подтверждается, в частности, положениями информационной теории эмоций П.В. Симонова, концентрированно выраженной в формуле: где: Э — эмоция; П — потребность в достижении, успешном решении задачи в данной ситуации; Ин — информация необходимая (опыт, подготовленность, необходимые для удовлетворения потребности — достижения цели, решения задачи в данной ситуации); 1 Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М., 1970. — С. 24. Ис — информация существующая у данного человека (степень его знакомства с данной ситуацией, обученности достижению цели, решению задачи и удовлетворения потребности). Волнения, напряженность тем больше и отрицательны по знаку, чем большую, с одной стороны, потребность, желание (П) испытывает данный человек в успехе, и, с другой, чем меньше его Ис (разность величин в скобках при этом увеличивается), т.е. чем хуже он подготовлен. Если Ис равно Ин, то разность в скобках равна нулю, и человек уравновешен при действиях в данной ситуации (Э = 0), а если Ис больше Ин, то эмоция положительна. Простой пример: поступающий в институт молодой человек волнуется, даже переступая первый раз порог входной двери вуза. Став студентом и проучившись несколько месяцев, он делает это спокойно, а то и с подъемом. В общем, все по поговорке — «чего не знаю — того боюсь». В концепции вероятностного прогнозирования и преднастройки к движениям, развитой И.М. Фейгенбергом и В.А. Иванниковым1, на экспериментальных материалах показано, что на основе знания, подготовки, опыта человек осуществляет предвидение событий, опережает их возникновение, внутренне подготавливается к ним, а поэтому они в значительной степени утрачивают эффекты внезапности и неопределенности, которые обычно психологически негативны. Чем лучше знакома (в деталях, в чувственном личном опыте) человеку наступающая ситуация или угрожающий чем-то фактор, тем с большей уверенностью он встречает их возникновение, тем больше у него шансов действовать успешно и не понести урон. При одинаковой неожиданности возникновения какого-то экстремального фактора, реакция разных людей будет не одинакова, если у одного есть опыт восприятия и реагирования на него, а у другого нет. Экстремальная подготовка изначально должна строиться так, чтобы обеспечить знакомство обучающихся с экстремальными ситуациями и факторами, причем именно с теми, которые могут иметь место в жизни и деятельности обучающихся данной учебной группы. Без словесного ознакомления не обойтись, но одного его мало. Нужно, чтобы обучающиеся увидели, услышали, потрогали, прочувствовали, пережили влияние на себя этих ситуаций и факторов. Достигается такое: • ознакомлением с фотографиями ситуаций, мест происшествий, разрушений, видов потерпевших и т.п.; • прослушиванием фонограмм с записью, могущих оказаться неожиданными и впечатляющими, типичными для разных экстремальных ситуаций; ' Фейгенберг И.М:, Иванников В.А. Вероятностное прогнозирование и преднаст-ройка к движениям. — М., 1978. • просмотром документальных кино- и видеофильмов; • имитацией различных факторов экстремальных ситуаций (дым, пожар, взрыв, неприятный запах, кровь, стрельба, стоны, крики, команды, ликование и др.) с помощью специально предназначенных для этого средств; • проведением практических занятий в суточных, погодных, местных и пр. условиях, соответствующих реальным экстремальным; • организацией встреч с участниками, потерпевшими, очевидцами, героями реальных экстремальных событий; • осмотром макетов, муляжей, предметов, характерных для изучаемых экстремальных ситуаций; • посещением мест аварий, происшествий, чрезвычайных ситуаций, мест трудовой и боевой славы; • выездами в качестве наблюдателей совместно с дежурными, аварийно-спасательными группами по вызовам на места экстремальных событий. При ознакомлении с часто негативно влияющими на психику факторами следует не просто предъявлять их обучающимся для восприятия, но учить правильно воспринимать, оценивать и учитывать их в практике решений и действий: • объяснять возможные психологические реакции при их восприятии; • раскрывать причины разной силы и характера реакций; • учить видеть не только «пугающее», но и такие особенности экстремальных факторов, которые следует учесть при принятии правильных решений и для успешного выполнения действий (ослабление влияния, предупреждение встречи с ними — «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет»); • заботиться о реалистичной и оптимистичной тональности своих комментариев; • исключать ранящее психику воздействие последовательностью ознакомления с психологически трудными ситуациями и факторами. Разумно начинать с легко психологически переносимых факторов, постепенно переходя к более трудным. Не должно быть запугивания; нужен деловой, жизненно и профессионально необходимый разговор, формирующий эмоционально уравновешенное отношение к ожидаемым трудностям и активный настрой на их преодоление. Как выразился один из героев фильма о Великой Отечественной войне: «Война не гулянка, но и не похороны. Это дело как дело и делать его надо на полном серьезе». Это относится к любой опасной профессии и трудностям жизни. Моделирование Экстремальных Ситуаций и факторов Моделирование экстремальных ситуаций, их обстановки и условий играют важнейшую роль в эффективности экстремальной подготовки обучающихся. Смоделировать их — зна- чит воспроизвести на занятиях максимально правдоподобно то, что будет, когда экстремальная ситуация возникнет фактически. Все воспроизвести, как правило, невозможно (например, смертельную опасность, хотя, например, прыжки с парашютом не исключают ее), а любые угрозы для здоровья и получения травм должны быть контролируемы и сведены к минимуму. Но какие бы высокопарные слова о вреде риска и опасности травм не говорить, а остаточный риск при подготовке не может и не должен быть сведен к нулю. Ведь даже занятия спортом содержат в себе угрозу получения травм и очень серьезных. Главное в моделировании угроз, опасностей, риска — не объективный характер, а психологический. Так, прыжок через «коня» (спортивный снаряд) некоторым подросткам кажется страшным и трудно заставить себя сделать его. Такое моделирование иллюзорной опасности можно и нужно делать при создании условий и выборе упражнений. Например, перепрыгнуть через две линии, проведенные на земле на расстоянии двух метров друг от друга, сможет каждый. Но если выкопать глубокую траншею той же ширины, то для части обучающихся прыжок через нее станет страшным. Стремление руководителей занятий исключить всякий риск и опасности из личного страха перед ответственностью за возможные неприятные случайности на занятиях — одна из основных причин упрощенчества и условностей в экстремальной подготовке, оказываемой «медвежьей услуги» обучающимся, за которую им возможно придется расплачиваться в жизни. Снижению вероятности возможных неприятностей и травм обучающихся способствуют: • качественная предварительная отработка действий с ними в простых условиях; • строгая последовательность в наращивании трудностей рисков и опасностей; • обязательная индивидуализация темпов наращивания экстремальных сложностей, учет достигнутого уровня подготовленности каждым обучающимся и его индивидуальных качеств; • принятие комплекса мер по обеспечению безопасности на каждом занятии, страховке выполняющих упражнения. Есть два основных и взаимосвязанных пути моделирования экстремальных условий на занятиях. Первый путь — приближение внешних условий занятий к реальным, т.е. воспроизводства внешней картины («лица») экстремальных ситуаций. Это позволяет обучающимся при нахождении на занятиях ощущать себя участниками реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается выбором трудных условий места, времени, освещенности, имитацией предметов, явлений, факторов, свойственных экстремальным ситуациям, постановкой препятствий, выполнением (проигрышем) действий с максимально возможным фактическим использованием техники, средств нападения и защиты, усложнением задач, созданием помех, имитацией противоборствующих сил и др. Так, в практике психологической подготовки военнослужащих на занятиях и учениях стремятся создавать реалистическую, многомерную, полимодальную картину современного боя или отдельных его фрагментов: используется метание боевых гранат, в том числе в атаке, на ходу; проводятся стрельбы штатным снарядом и занятия по огневой подготовке в ночных условиях, обучающиеся «обкатываются» танками и передвигаются на танках по-десантному, тренируются в десантировании и спешивании с боевых машин и транспортных средств на ходу; на учебных полях устанавливаются минно-взрывные заграждения с боевыми взрывателями, ведется их разминирование, преодолеваются сложные препятствия с непосредственной опасностью получения травм, при строгом соблюдении мер безопасности1. Второй путь — приближение внутренних условий, т.е. воспроизводство на занятиях психических процессов и состояний обучающихся, максимально приближенных к тем, которые могут быть у них в экстремальных ситуациях (воспроизводство «души» экстремальных ситуаций). Нужно стимулирование, актуализация соответствующих побуждений, мыслей, переживаний, волевых и физических напряжений, решений, моральных норм поведения и др. Конечно, создание внешних условий способствует этому, но не решает задачу психологического моделирования полностью. Приходит на память показательный случай из практики. С молодыми парнями проводились практические занятия по тушению пожара. Чтобы создать реальную картину, руководитель занятий зажег пропитанную горючим материалом тряпку, лежащую на металлическом противне посреди двора. Был солнечный летний день, но черный дым и языки пламени выглядели эффектно и естественно. «Тушить пожар!» По команде пятеро обучающихся бросились за стволом, шлангами, стали их раскатывать, соединять, включили воду. Кто-то схватил огнетушитель. «Пожар» был ликвидирован за пару минут. Внешне все вроде бы выглядело правильно. Но психическое состояние обучающихся не соответствовало интересам их экстремальной подготовки. Они действовали не только энергично, но и весело, с шутками и прибаутками, попутно брызгая друг на друга водой и с удовольствием повизгивая. ' Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава сухопутных войск в локальных конфликтах. — М., 1998. — С. 146. Не нужно быть специалистом по тушению пожаров, чтобы понять, что пожар — не шутка, а тяжелое психологическое испытание для людей. Вот этого-то испытания на занятии не было, и оно не стало для обучающихся поучительным уроком. Необходимо целенаправленное моделирование психических процессов, состояний и трудностей: мотивационных, познавательных, эмоциональных, волевых, психофизиологических (психомышечных — как часто выражаются в спорте). Мотивационная активность и трудности моделируются: созданием обстановки, диктующей необходимость подчинения обучающимися сиюминутных интересов долговременным, отсроченным, более общим, конечным, деловым, солидарным, коллективным; проигрыванием ситуаций, активизирующих моральные, гуманные мотивы решений и поступков; активизацией мотивов самоконтроля, самооценки, долга, ответственности; напряжением мотивов путем создания трудностей иной природы (познавательных, физических и др.); созданием ситуаций, сопряженных с трудным выбором и борьбой мотивов; использованием заданий, придающих обстановке конкурентный, соревновательный характер. Познавательная активность и трудности можно создавать: реальным восприятием обучающимися сложных процессов и явлений, свойственных экстремальным ситуациям; постановкой задач на идентификацию, осмысление воспринимаемого и его малозаметных, но существенных деталей; созданием ситуаций и постановкой задач, требующих активного и адекватного мышления и проявления его различных свойств; созданием обстановки перегрузки или нехватки информации для понимания происходящего и принятия решений; побуждением к анализу психологических и педагогических особенностей ситуаций; созданием обстановки, требующей глубокого и разностороннего анализа и др. Эмоциональные состояния и трудности, приближенные к экстремальным, можно вызывать у обучающихся: повышением ответственности за решение поставленной учебной задачи; моделированием ситуаций риска, опасности, неизвестности, внезапности, новизны; подготовкой мест занятий с признаками условий, объектов и явлений, обладающих силой психологического воздействия (высота, возможность возникновения боли, вид трупов (муляжи), кровь на земле, жар огня, удушливая атмосфера, неприятные запахи, раздражающие звуки и др.); лимитированием времени на выполнение упражнений и быстрым темпом выполняемых действий; присутствием посторонних наблюдателей; длительными нагрузками, вызывающими сильную усталость и пр. Отстаивая идею максимальной натурализации при моделировании боевой обстановки на полигонах, известный американский специалист Р. Ригг писал: «..лучшим памятником американцам, погибшим в борьбе за обеспечение свободы, является учебное поле, приближенное к боевой действительности»1. В израильском наставлении по психологической подготовке одно из учебных «полей сражения» описано так: «Деревня, вернее ее развалины, кругом валяются трупы «убитых», ощущается тошнотворный запах. Среди обломков мебели видна детская игрушка с оторванной ногой, на оконной раме болтается женский чулок. Всюду битая посуда. На пороге разрушенного дома лежит «труп» хозяйки с проломленным черепом, густо облепленный мухами. Из-под обломков торчат ноги хозяина. Все это хорошо дополняется смрадом пожара, имитируемого при помощи дымовых шашек»2. Волевые проявления и трудности моделируются: созданием серьезных препятствий на пути решения учебной задачи; увеличением трудностей, порождающих неудачи при первой попытке их преодоления; изменениями обстановки, требующими проявления самостоятельности и принятия решений на свой риск; умышленным отказом в помощи обучающемуся в отдельных трудных учебных ситуациях и побуждением самостоятельно добиться результата; выполнением освоенных обучающимися действий во внезапно сильно усложнившихся и резко изменившихся условиях; имитацией помех, усложняющих выполнение действий; организацией противодействия «противника» (в войсках — имитацией его активных и нестандартных действий, диверсий, засад, налетов, контрударов, массированного использования снайперов, мин-ловушек и др.). Выступление спортсмена, например, практически никогда не обходится без присутствия зрителей и их реакций на соревнованиях. Поддержка ими спортсмена способствует показу высокого спортивного результата, а неприязненное отношение, выражающееся в выкриках, свисте, мешает этому и способно оказать сковывающее, угнетающее или чрезмерно возбуждающее и активизирующее влияние, снизить спортивные достижения. На опытных спортсменов с сильной мотивацией к достижению успеха и низкой тревожностью присутствие зрителей обычно действует положительно. Тренировки молодых, повышенно тревожных спортсменов опытные тренеры проводят на стадионах, в перерывах матчевых встреч, либо воспроизводя звуки стадиона с помощью магнитофонных записей и звукоусилителей. Порой специально приглашают группу людей для имитации действий зрителей, давая им задание реагировать определенным образом3. 1 Ригг Р. Боевая подготовка войск. — М., 1956. — С. 31. 2 Дедов Ю., Ярцев Л. Психология на службе израильских интервентов // Зарубежное военное обозрение. 1988. № 9. — С. 12—14. 3 Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. — М., 1978. — С. 191. Психомышечные нагрузки и трудности создаются скоростным и кроссовым бегом; поднятием и переносом тяжестей; подтягиванием, отжимами, спортивными и боевыми единоборствами; длительными переходами и марш-бросками; лазанием по канатам, скалам и лестницам; преодолением водных препятствий и рвов вплавь и по бревнам; перепрыгиванием и преодолением высоких препятствий и завалов; переносом «раненых», выполнением ответственных действий (например, зачетных стрельб из личного оружия) в состоянии усталости; многократным повторением упражнений подряд без отдыха и др. Психологическое моделирование осуществляется избирательно, применительно к виду осуществляемой экстремальной подготовки, задачам конкретного занятия, с учетом особенностей компонентов экстремальной подготовленности, формируемых на нем у обучающихся и индивидуальных особенностей их. К психологическому моделированию экстремальных обстоятельств следует привлекать и обучающихся, которые и сами должны стараться психологически включаться в обстановку^ образно представлять реальную экстремальную ситуацию, проигрывать в уме практические и психологические ее тонкости. Например, опытные профессиональные теннисисты на тренировках перед игрой не просто отрабатывают подачу мяча, а подают, воображая что играют с определенным противником, ловким или имеющим недостатки в приеме подач. На случай попадания в критическую игровую ситуацию, когда счет таков, что подача решает все, они отрабатывают подачи с мыслями об этом. Ведь реально такие ситуации сопряжены с тревожными мыслями, боязнью ошибиться. Приучив себя при тренировке к ним, теннисист более уверенно выполняет подачу в реальной ситуации, так как ситуация психологически отработана, привычна, и тревожные мысли не ухудшают ее. Моделирование экстремальных условий успешно, если для этого используются во взаимосвязи и в необходимых пропорциях оба рассмотренных пути. Моделируя и усложняя учебную обстановку, надо быть последовательным, двигаясь от простого к сложному. Чрезмерная поспешность приведет к срывам и неудачам обучающихся, что может сформировать устойчивую неуверенность в себе, чувство неполноценности. При профессиональной подготовке это может подтолкнуть некоторых к выводу об ошибочности выбора профессии, желанию сменить ее, перейти на другую работу. Однако во всех случаях, в конечном счете, надо доходить до занятий с предельно сложными условиями. Что в итоге дает моделирование экстремальных ситуаций, факторов и трудностей во время подготовки? Чрезвычайно важные результаты: • во-первых, снижается интенсивность эмоционального реагирования обучающихся на неблагоприятные обстоятельства (нередко даже отрицательный тип переживаний сменяется на положительный). В одной из своих работ известный специалист по психологии спорта О.А. Черникова писала, что психологическая подготовленность обучающегося «выражается не в том, что он престал переживать сильные спортивные эмоции», а в том, что в определенные моменты спортивной борьбы эмоции приобретают определенную степень интенсивности, благоприятствуя показу высокого спортивного результата1; • во-вторых, достигается оптимальный уровень и вид психического состояния, которое не только не мешает, но, напротив, способствует эффективным действиям; • в-третьих, развиваются важные для успеха качества; • в-четвертых, формируются необходимые обучающимся личностные установки: уверенность в себе, повышенная вера в успех, готовность и решимость активно действовать при возникновении экстремальных ситуаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|