Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постэкстремальная психологическая и педагогическая работа с человеком




Сущность,

Задачи и принципы

Постэкстремальной

Работы

Разумно и обоснованно исходить из ожидания того, что прекращение экстремальной ситуации и объективный (пространственный и временной) выход из нее, как правило, не сопровождается

психологическим выходом. Ситуация физически исчезла, а психоло-

гически человек продолжает жить в ней, переживать ее положительные и трудные аспекты, последние нередко тяжело, что неизбежно отражается на его психическом состоянии и непроизвольно на поведении, причем может достаточно долго. Особенно это относится к последствиям пережитых трудных ситуаций — вооруженных действий, стихийных бедствий, спасательных работ, многих необратимых ситуаций (смерть близкого человека, тяжелая болезнь, увечье, неразделенная любовь, распад семьи, гибель имущества и ценностей, безработица, отбывание уголовного наказания, уход на пенсию и др.).

Теоретические основания и практика указывают на обязательность проведения специальной постэкстремальной работы с лицами, преодолевшими трудную экстремальную ситуацию. Такая работа безусловно должна осуществляться в организациях, учреждениях (в том числе образовательных), на предприятиях, в воинских частях, органах внутренних дел, коллективах, семьях, ближайшем окружении людей. Основная цель этой работы — восстановление и повышение трудоспособности, работоспособности и боеспособности людей.

Нередко работу с профессионалами, прибывшими из зон чрезвычайных ситуаций или после выполнения боевых заданий, проводят, исходя из однобоких представлений о последствиях как только негативных и психологически болезненных. Ее именуют «психологической реабилитацией», а функции психологов сводят к медицинским, к психотерапии. При этом из групп людей выделяются лица с негативными психологическими проявлениями, и все усилия направляются на работу с ними, а остальные, успешно справившиеся с заданиями и трудностями, остаются без достаточного внимания, что создает условия для возникновения в ближайшее время негативных психологических изменений, которые упоминались выше, и у некоторых из них. Работать нужно со всеми.

Постэкстремальная работа призвана быть в главном созидательной, совершенствующей людей, повышающей их экстремальную подготовленность, устойчивость, способность достигать большего в жизни, на работе, при возможной новой встрече с новыми экстремальными ситуациями. Она эффективна, когда:

• основной эмоциональный тон ее носит жизнеутверждающий, оптимистичный характер;

• строится на поиске и активизации положительного в экстремальном опыте, его значения для настоящего и будущей жизни человека;

• основывается, главным образом, не на негативных, а на позитивных переживаниях, по возможности — чувстве радости;

• вызывает у людей чувства удовлетворения и признательности;

• порождает уверенность в успешное и благополучное будущее. Постэкстремальная работа — работа комплексная, с широким

кругом задач, направлений, охватывающая социальные, правовые, материальные, бытовые, психологические, педагогические, медицин-

ские вопросы. Все они взаимосвязаны и решение, например, психологических проблем не может быть успешным, если ведется локально, в отрыве от других.

Основные задачи постэкстремальной работы:

• организация встречи возвратившихся из районов чрезвычайных ситуаций, боевых действий и удовлетворение чувства выполненного долга;

• организация плановой, комплексной и эффективной работы на весь постэкстремальный период;

• оказание помощи в адаптации к условиям постэкстремального периода, в нормализации психических состояний, предупреждении и преодолении возможных и возникающих типичных трудностей и отклонений в поведении;

• организация отдыха для восстановления работоспособности;

• проведение психодиагностики и выявление лиц, нуждающихся в особой психологической помощи, а также практическое осуществление последней;

• психологическая работа с травмированными и ранеными, находящимися в лечебных учреждениях;

• формирование мотивации к началу активной, оптимистичной, деловой и более совершенной деятельности, построенной с учетом приобретенного экстремального опыта;

• анализ экстремального опыта, извлечение из него уроков и выводов; организация экстремальной подготовки с целью устранения обнаружившихся недостатков и овладения более совершенными способами действий в возможных будущих экстремальных ситуациях;

• работа с семьями, помощь им в построении взаимоотношений с пережившими экстремальную ситуацию;

• оказание психологической и иной помощи семьям погибших.

Исходя из ряда публикаций и собственного опыта можно сформулировать десять специальных психолого-педагогических принципов постэкстремальной работы.

1. Принцип специальной подготовки к выходу из экстремальной ситуации подчеркивает целесообразность подготовки человека к задачам и трудностям, возникающим после выхода из экстремальной ситуации. Предполагает ознакомление его с этими задачами и возможными проблемами, личными правами в постэкстремальный период (если они предусмотрены правовыми нормами для данного случая), планируемыми мероприятиями, событиями, действиями и условиями, способами поведения в постэкстремальный период с целью быстрейшего и качественного восстановления сил, работоспособности и боеспособности. Такая подготовка строится непосредственно перед выходом из экстремальных ситуаций (например,

с военнослужащими, ожидающими эшелонов для отправки домой и во время переезда).

2. Принцип безотлагательности1 опирается на доказанную зависимость: чем раньше начнется связанная с постэкстремальным периодом работа с человеком, чем меньше интервал между выходом из экстремальной ситуации и началом этой работы, тем успешнее процесс адаптации, тем меньше вероятность возникновения неблагоприятных психологических последствий.

3. Принцип благодарности, оптимистичности и опоры на положительное — рекомендует обращаться с человеком, перенесшим тяжелое жизненное или профессиональное испытание, не как с жертвой, потерпевшим, пациентом, человеком с расстроенной психикой, а как с нормальным человеком, справившимся с трудностями, выполнившим свой человеческий и профессиональный долг, проявившим мужество, смелость, самообладание, умелость. Профессионалам, возвратившимся с выполнения опасного задания (военным, спасателям, морякам, сотрудникам органов и войск МВД, пограничникам, летчикам, пожарным и др.), нужно в первую очередь воздаяние по заслугам, возможность испытать радость от возвращения, чувство гордости, благодарности за с честью выполненный долг и проявленные боевые качества2. Постэкстремальная работа, начинающаяся оптимистично, с радостей, торжеств, благодарностей, — лучшее психологическое лекарство, предупреждающее развитие постэкстремальных психологические неприятностей и способное пресечь уже начавшиеся.

Начинать все с медицины (не говоря, конечно, о тяжело раненых и больных) — значит ставить работу с ног на голову, стимулировать и развивать симптомы постэкстремальных психических расстройств, сдерживать восстановление сил и возвращение людей к нормальной, обычной жизни.

Последующая постэкстремальная работа более успешна, когда опирается на сильные, положительные стороны поведения людей, проявленные в экстремальных условиях, а не на активизацию воспоминаний о перенесенных ужасах и страхах. Целесообразно настойчиво и тактич-

1 Этот и третий принципы рекомендуются А.Н. Суховым (второй под названием «принцип ожидаемости») применительно к работе с пострадавшими, лечащимися в больницах и госпиталях (Социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. - М., 2001. - С. 589-590).

2 На это справедливо указывает принцип ориентации в работе с личным составом на признание высокой значимости выполненных им задан и высокую оценку качества служебно-боевой деятельности, проявленных при этом лучших качеств, рекомендуемый в методическом пособии «Мероприятия психологической реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России после выполнения служебно-бое-вых задач». — М., 1997. — С. 5.

но формировать и поддерживать в людях уверенность в себе, в будущее, настрой на активное решение задач в постэкстремальный период, возвращение в нормальное и даже более совершенное состояние1.

4. Принцип окружения заботой — восстановление сил, работоспособности и боеспособности происходит наиболее успешно в благоприятной социально-психологической атмосфере, организационной и материально-обеспечительной обстановке. Необходимо проведение комплекса социальных, материальных, психологических, педагогических и медицинских мер, обеспечивающих такую обстановку. Наибольшую эффективность здесь приобретают усилия по профилактике возможных в это время трудностей возвращения к нормальной жизни и развития негативных проявлений в поведении (увлечение употреблением алкоголя, возникновение депрессии, осложнение семейных отношений и др.). Такие меры должны планироваться и реализовы-ваться обязательно без ожидания появления признаков отклонения в психических состояниях и поведении людей, т.е. упреждающе.

5. Принцип восстановления сил — ориентирует на обязательное осуществление отдыха. В начале он должен быть пассивным, а затем активным. Затяжка с переходом к активному отдыху (спорт, игры, чтение книг, работы по дому и на садовом участке и пр.) в срок, превышающий 15—20 дней, чревата развитием симптомов «мнимой усталости»: чувства сонливости, вялости, общей разбитости, нежелания ничего делать, трудностей самомобилизации сил для начала активной деятельности и пр.

6. Принцип психологической нормализации предупреждает от практики пассивного ожидания того, что нарушения психической деятельности, если они есть, пройдут со временем сами собой. Нужно активное использование специальных мер и методов, способствующих их устранению, ибо в условиях бесконтрольной стихийности динамика нарушений может пойти по неблагоприятному руслу и усложнить состояние людей.

7. Принцип индивидуализации предполагает сочетание общих мер с избирательностью индивидуальной помощи людям в большей степени, чем другие, обнаруживающим признаки психических нарушений и испытывающим трудности в адаптации к постэкстремальным условиям.

8. Принцип специальной психолого-педагогической работы с ранеными и лечащимися в стационаре — отражает опыт такой практики,

1 Представляется не очень научно и психологически оправданным использование понятия «реабилитация» ко всей постэкстремальной работе и ко всем, возвратившимся после решения профессиональных задач. Оно несет на себе смысловой оттенок того, что в людях что-то испорчено, повреждено, в отношении их проявлена несправедливость, они — жертвы и все это надо исправить. В действительности, по преобладающим признакам, суть работы другая.

доказавшей свою необходимость и полезность. Трудности, испытываемые такими людьми своеобразны и велики; к обычным трудностям дополняются физические страдания, их воля часто ослаблена в большей степени, чем у живущих обычной жизнью, а длительное пребывание в госпиталях формирует своеобразный «больничный психологический синдром», создающий потом свои проблемы адаптации к жизни после выписки из больниц и госпиталей.

9. Принцип воспитания и обучения на опыте — предполагает использование постэкстремального периода для извлечения выводов и уроков из пережитых и преодоленных экстремальных трудностей. Экстремальный боевой опыт имеет повышенную ценность: он приобретается не в учебных, а в труднейших условиях, в тяжких испытаниях, высокой ценой страданий и человеческих жизней. Не изучить его тщательно, не сделать из него выводы — огромное и непростительное упущение. Изучение опыта обладает большим обучающим и воспитательным потенциалом. Нет ничего более поучительного и убеждающего, чем свой опыт. Заложенные в нем педагогические возможности используются проведением специальных обсуждений, дискуссий, индивидуальных бесед, занятий, организацией обмена опытом, устранением обнаруженных пробелов в подготовке, освоением новых, более совершенных способов действий в аналогичных и иных экстремальных ситуациях.

10. Принцип активизации самоуправления исходит из решающей роли собственных усилий человека в решении постэкстремальных проблем. На мотивирование и активизацию усилий призваны влиять меры, проводимые руководством; это не только разъяснения и призывы, но и обучение техникам саморегуляции, напоминание о них тем, кого обучали им ранее. Полезно и организованное проведение тренажей в кабинетах психологической разгрузки или в учебных кабинетах экстремальной подготовки. Все меры призваны не только обеспечить нормализацию состояния участника экстремальных событий, но и активизировать его усилия по нормализации жизнедеятельности. Причем последнее следует начинать уже на 10— 15-й день (для участников боевых действий) и достигать максимума к 30-у дню. Чем позднее начнется активное включение в полноценную постэкстремальную жизнь, тем больше вероятность повышенных социальных и психологических трудностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...