Глава 7. Круг субъектов - инициаторов конкурсного процесса
Инициировать конкурсный процесс могут далеко не все субъекты гражданского права. Кто же может инициировать конкурсный процесс, т.е. от кого может исходить заявление о банкротстве должника, чтобы суд его принял и возбудил конкурсный процесс? В соответствии со ст. 7 Закона правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также иные лица, прямо названные в Законе (например, ликвидационная комиссия (ликвидатор), которые должны обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника, если в ходе ликвидации выяснится, что имущества должника для удовлетворения всех требований недостаточно). Обращает на себя внимание тот факт, что ст. 7 Закона дифференцирует основания возникновения требований к должнику. В п. 2 этой статьи сказано, что кредитор и уполномоченный орган обладают правом на обращение в арбитражный суд по денежным обязательствам должника по истечении 30 дней с даты направления исполнительного документа в службу судебных приставов, а у уполномоченного органа еще и по истечении 30 дней с даты принятия решения по обязательным платежам. Следует отметить, что дореволюционное российское конкурсное право допускало возможность инициирования конкурсного процесса должником, кредитором, и судом по собственному усмотрению. Возможность инициативы суда вызывала много споров. Так, в частности, Н.А. Тур считал необходимым и обоснованным наделение суда соответствующим правом. Такого же мнения придерживались В. Садовский, Д.В. Туткевич. Против предоставления суду полномочий по возбуждению конкурсного процесса высказывался, в частности, Г.Ф. Шершеневич; его аргументы сводились к тому, что возбуждение конкурсного процесса по инициативе суда противоречит основам гражданского процесса, а именно препятствует свободному распоряжению гражданскими правами и реализации начала состязательности, принципу диспозитивности*(23). В то время как, А. Загоровский доказывал, что конкурсный процесс является настолько своеобразной ветвью гражданского процесса, что многие принципы процесса гражданского не подлежат применению в силу самой сути складывающихся отношений, то же касается и порядка вмешательства публичного интереса в виде инициативы суда в вопрос о возбуждении производства по делу*(24).
Д.В. Туткевич, обосновывая необходимость наделения суда правом инициировать конкурс, писал: "... очень важно, чтобы должники и его одногородние кредиторы знали, что их взаимная стачка не отвратит своевременной грозы правосудия"*(25). Возбуждение производства по делу о банкротстве судом допускалось в строго определенных случаях. Это были ситуации, когда неплатежеспособность должника становилась общеизвестной, но ни от должника, ни от кредиторов заявления не поступало, например, если все кредиторы были иногородними и не знали о финансовых трудностях должника. Кроме того, суд мог инициировать конкурс, если определенные должностные лица обнаруживали, что должник скрылся (например, это мог быть судебный исполнитель, пытающийся исполнить свои обязанности; нотариус, совершивший протест векселей). Следует заметить, что и в настоящее время вопрос активности суда в процессе является весьма дискуссионным. Не следует ли в настоящее время допустить возможность возбуждения производства по делу о банкротстве судом? Рассмотрим следующий пример. Должник находится в предбанкротном состоянии, но заявление о его банкротстве в арбитражный суд еще не поступило. Два крупных кредитора, осведомленных о наличии финансовых проблем у должника, а также о множестве других кредиторов, решают не обращаться в суд с заявлением о банкротстве, а подать обычное исковое заявление, чтобы впоследствии получить решение суда и исполнить его путем обращения взыскания на имущество должника.
При этом кредиторы действуют таким образом, зная, что другого имущества у должника нет. Знает об этом и суд, но сделать ничего не может. В подобных случаях может возникнуть мысль о целесообразности наделения суда правом инициирования конкурсного процесса. Однако в целом возбуждение производства по делу о банкротстве судом представляется неоправданным, поскольку при этом неизбежно нарушение принципа свободы в осуществлении своих прав, принцип диспозитивности.. Если кредитор не обращается с заявлением о банкротстве должника, то принудить его к этому нельзя, а принуждение неизбежно, если суд получит право инициировать конкурсный процесс помимо воли кредиторов. Кроме того, на современном этапе развития России весьма сложно делать какие-то определенные выводы по вопросу о добросовестности суда. По Закону 1998 г. инициировать возбуждение производства по делу о банкротстве мог субъект, который не имел такого права в соответствии с российским дореволюционным законодательством. Этот субъект - прокурор. Вмешательство прокурора допускалось, но только в случаях, прямо предусмотренных Законом. Ученые считали и это излишним и предлагали исключить прокурора из числа лиц, имеющих право инициировать конкурсный процесс. Так, П.Д. Баренбойм считал, что "прокурорский надзор в хозяйственной сфере не оправдал себя и пользы от участия прокурора в делах о банкротстве ожидать не приходится. Следовало бы оставить кредиторам и должнику возможность разобраться в своих отношениях при посредстве арбитражного суда"*(26). Ну и надо отметить что законодатель услышал ученых выступающих за исключение прокурора из числа лиц инициирующих процесс. Заявлять о банкротстве должника могут уполномоченные органы. Кто к ним относится и каковы основания подачи такого заявления? Ст. 2 Закона содержит определение иных уполномоченных органов, имеющих право подавать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей. К ним можно отнести: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления уполномоченные представлять требования по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образованием, в данном случае выступают как представители публично-правового образования. Естественно, при этом необходимо соответствующее подтверждение полномочий заявителя: документы, наделяющие орган государственной власти или местного самоуправления правом действовать от имени кредитора - РФ, субъекта РФ, муниципального образования,. В остальном такое заявление оформляется в соответствии с правилами, предусмотренными для заявления кредитора. Так в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.04 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредиторов в делах о банкротстве и о процедурах банкротства" и Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.04 N 506 Федеральная налоговая служба России представляет интересы Российской Федерации в отношении требований по денежным обязательствам и требований по уплате обязательных платежей при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) организаций. Должник - субъект, который ранее других узнает (либо должен узнавать) о своих финансовых проблемах. Таким образом, в соответствии со ст. 8 Закона заявление должника о своем банкротстве может быть подано на самой ранней стадии предбанкротного состояния, что способно предотвратить возникновение у кредиторов значительных убытков и появление новых кредиторов. Может, поэтому в дореволюционном конкурсном праве возможность заявить о своем банкротстве рассматривалась как льгота для должника, как доказательство его добросовестности (следует заметить, что такая возможность предоставлялась отнюдь не всеми законодательствами, например, в Англии ее не существовало до 1883 г.). В России (как и во многих других европейских странах) очень долго сохранялось личное задержание за долги; оно было отменено Законом от 7 марта 1879 г., но с одним исключением - сохранялся арест в случаях торговой несостоятельности, кроме ситуаций, когда сам должник объявил об этом.
В настоящее время никаких льгот для заявления должника о своем банкротстве не предусмотрено, хотя, возможно, это было бы разумно. Заявление должника подается лично, но допускается действие представителя, если об этом специально оговорено в доверенности. Заявление оформляется письменно и подписывается руководителем должника - юридического лица или должником-гражданином. Для юридического лица, чтобы обратиться с заявлением о банкротстве в суд, необходимо решение об этом органа, который в соответствии с учредительными документами имеет право принимать решение о ликвидации. Заявление о банкротстве может быть подано должником по общему правилу только тогда, когда имеются доказательства достаточности средств должника для покрытия судебных расходов. Когда подача заявления становится для должника обязательной, суд обязан принять такое заявление, даже если и средств у должника не достаточно на покрытие судебных расходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|