Особенности рассмотрения дел
1. Особенности банкротства профессиональных участников РЦБ определены пр. 4 гл. 9 Закона о банкротстве. В силу ст. 187 этого Закона "особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, не урегулированные настоящим параграфом, а также меры по защите прав и интересов клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг могут быть предусмотрены федеральными законами и иными правовыми актами РФ". Это означает, что в случаях банкротства субъектов рассматриваемой категории применяются в первую очередь положения гл. 9 Закона; затем (в субсидиарном порядке) - положения законов и иных правовых актов, содержащие нормы об особенностях банкротства профессиональных участников РЦБ; затем (субсидиарно) - положения других глав Закона о банкротстве. 2. Второй особенностей банкротства профессионального участника РЦБ является то, что в арбитражном процессе по делу о его банкротстве участвует помимо лиц, перечисленных в ст. 34 Закона, государственный орган РФ по регулированию РЦБ. Этим органом является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКБЦ), которая в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" проводит государственную политику в области РЦБ, осуществляет контроль за деятельностью профессиональных участников РЦБ через определение порядка их деятельности по установлению стандартов эмиссии ценных бумаг. 3. Особые требования установлены Законом о банкротстве для кандидатуры арбитражного управляющего, назначаемого по делу о банкротстве профессионального участника РЦБ. Такой управляющий должен иметь аттестат ФКЦБ (т.е. должен быть специалистом в области РЦБ, соответственно правила аттестации определяются указанным органом).
4. Важные особенности установлены пр. 4 гл. 9 Закона применительно к процедурам конкурса. При конкурсе присутствуют все стадии процедуры банкротства независимо от того, является участник РЦБ юридическим или физическим лицом (в то время как по общему правилу в отношении физических лиц наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не проводятся). 5. После введения наблюдения по делу о банкротстве профессионального участника РЦБ временный управляющий в течение 10 дней с даты введения наблюдения обязан направить клиентам должника, которые передали должнику в управление ценные бумаги, извещение о возбуждении производства по делу о банкротстве и введении наблюдения. А также направить уведомление в ФКЦБ. Данное извещение имеет две цели своего направления: во-первых, информирование клиента о кандидатуре управляющего (в том числе о его профессиональных качествах) путем указания реквизитов лицензии арбитражного управляющего, а также вида и реквизитов аттестата ФКЦБ; во-вторых, предложение клиентам распорядиться о действиях, которые необходимо совершить с их ценными бумагами. Получив такое извещение, клиенты могут подтвердить полномочия должника на совершение операций с их ценными бумагами, в этом случае ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов. 6. С момента введения внешнего управления либо конкурсного производства в отношении должника клиент может потребовать возвращения принадлежащих ему ценных бумаг. Допускается установление иного режима соглашением клиента и управляющего (внешнего либо конкурсного), в этом случае арбитражный управляющий будет осуществлять управление ценными бумагами клиентов в целях восстановления платежеспособности должника либо в целях проведения ликвидации юридического лица и завершения банкротства в отношении физического лица.
7. Ценные бумаги и иное имущество, находящееся на специальном брокерском счете участника РЦБ. осуществляющего брокерскую деятельность не включаются в конкурсную массу. 8. Еще одной особенностью внешнего управления имуществом юридического лица - профессионального участника РЦБ является то, что внешний управляющий с согласия и от имени клиента (т.е. действуя как поверенный) может передать ценные бумаги клиентов в управление иной организации, имеющей аналогичную лицензию профессионального участника РЦБ.
Особенности банкротства предприятий естественных монополий
Банкротство естественного монополиста может повлечь гораздо большие негативные последствия для субъектов Российской федерации или отдельных контрагентов, поэтому должно допускаться только в чрезвычайных обстоятельствах. Именно такова направленность Закона о банкротстве. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В силу ст. 197 Закона о банкротстве, под субъектом естественных монополий понимается организация, осуществляющая производство или реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Особенности банкротства
1. В Законе "О банкротстве" иным образом определяются, прежде всего признаки банкротства для субъектов естественных монополий. Для того чтобы арбитражный суд возбудил производство по делу о банкротстве, а затем вынес решение о признании должника банкротом, необходимо, как было изложено выше, наличие определенных признаков. Общая система признаков представляет собой совокупность следующих элементов: неудовлетворение требований кредиторов; срок задолженности - не менее 3 месяцев; сумма задолженности - не менее 100 000 рубл. Специальная система признаков банкротства естественного монополиста является следующей:
неудовлетворение требований кредиторов; срок задолженности - 6 месяцев; сумма задолженности - не менее 500 000 рубл; указанные требования подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены путем взыскания на имущество кредиторов первой и второй очереди. Вышеперечисленные положения Закона о банкротстве субъекта естественной монополии направлены на то, чтобы свести к минимуму случаи необоснованного возбуждения производства по делу о банкротстве естественного монополиста. Однако при наличии таких признаков банкротства, недобросовестные руководители указанных предприятий могут не исполнять свои обязательства, не опасаясь конкурсного процесса, что может весьма отрицательно сказаться на положении кредиторов. Как известно, банкротство не единственный способ воздействия на недобросовестного должника. По общему правилу кредитор, не получающий удовлетворения своих требований, может в судебном порядке добиться обращения взыскания на имущество должника. Этим имуществом может быть и имущество, входящее в единый производственно-технологический комплекс естественного монополиста, что также способно повлечь неблагоприятные экономические последствия для субъектов РФ, в том числе потребителей (под единым производственно-технологическим комплексом понимается недвижимое и иное имущество, используемое для основной производственной деятельности, а также запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии). 2. В соответствии со ст. 198 Закона о банкротстве расширен круг лиц, участвующих в деле о банкротстве. Наряду с субъектами, перечисленными в ст. 34 Закона "О банкротстве", в деле участвует федеральный орган исполнительной власти уполномоченный проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии. 3. Даже при наличии всех признаков банкротства арбитражный суд может не принять к производству заявление кредиторов о банкротстве субъекта естественной монополии, а может и принять решение об отказе в признании такого должника банкротом, если последним подано заявление в арбитражный суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен или тарифов либо если решением суда уже признаны не действительными соответствующие акты государственной власти.
4. Основной задачей управляющего в течение внешнего управления является обеспечение неприкосновенности и функционирования имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса, поскольку от этого зависит деятельность многих других субъектов. Полномочия внешнего управляющего имуществом должника - монополиста значительно сужены по сравнению с полномочиями обычного внешнего управляющего. Во-первых, внешний управляющий имеет право производить отчуждение не всего имущества, а только того, которое не входит в состав единого производственно-технологического комплекса. Во-вторых, при проведении внешнего управления управляющий не имеет права проводить такие мероприятия, как перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием единого производственно-технологического комплекса. В-третьих, любые меры могут применяться внешним управляющим, только если они не противоречат условиям безопасного функционирования единого производственно-технологического комплекса. Кроме того, в силу ст. 200 Закона о банкротстве внешний управляющий не имеет права отказаться от исполнения договоров должника пред потребителями, связанных с основным видом деятельности должника. Таким образом, даже если исполнение договора должником повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами либо имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника, внешний управляющий имуществом монополиста не имеет права отказаться от исполнения должником договоров, например электроснабжения, поставки газа, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов и т.д. 5. Продажа бизнеса также характеризуется некоторыми особенностями. Так, имущество, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса, может быть продано только с торгов путем проведения конкурса, и только единым лотом. При этом Закон устанавливает обязательные условия участия в торгах. Таковыми являются: согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки, являющиеся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях.
принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого или реализуемого товара. наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если такая деятельность лицензируется. В случае если покупатель не исполняет условия такого договора, то такой договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти. 6. При продаже имущества субъектов естественных монополий расширены права государства, муниципальных образований по сравнению с обычными условиями процедуры банкротства. Прежде всего это связано с особой значимостью товаров и услуг производимых и оказываемых субъектами естественных монополий. Так ст. 201 Закона устанавливает, что при продаже имущества, непосредственно используемого для производства или реализации товаров в условиях естественной монополии, то Российская Федерации, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования имеют право преимущественной покупки такого имущества.. А также указанные субъекты имеют право в ходе внешнего управления приостановить продажу имущества на срок не более трех месяцев для выработки предложений о восстановлении платежеспособности должника. Перепрофилирование или закрытие производства в условиях естественной монополии, допускается в порядке установленном федеральным законом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|