Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Банкротство стратегических предприятий и организаций




 

Банкротство стратегических предприятий и организаций еще одна новелла Закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. Банкротство данной категории должников регулируется пр. 5 гл. 9 Закона.

1. Прежде всего, Закон в ст. 190 дает определение указанных субъектов т.е. тех, к которым применяются особые правила несостоятельности (банкротства). Это следующие юридические лица:

- федеральные государственные унитарные предприятия, а также ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

- организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские; проектно-конструкторские, испытательные и другие, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

К сожалению, Закон не позволяет ответить на некоторые вопросы, например какое количество акций должно принадлежать Российской Федерации, чтобы ОАО считалось стратегическим предприятием; какими должны быть работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. В связи с чем представляется необходимым внести в Закон соответствующие дополнения.

Либо указанные в Законе параметры должны быть положены в основу составления Правительством РФ перечня таких стратегических предприятий и организаций. Но тогда этот перечень должен быть опубликован.

Целью выделения такой особой категории субъектов конкурсного права, как стратегические предприятия и организации, является установление для них льготного режима, с целью сохранения таких предприятий в хозяйственной сфере страны.

2. Закон устанавливает особые, специфические признаки, достаточные для принятия арбитражным судом заявления о признании стратегического должника несостоятельным (банкротом), а именно:

- срок неисполнения обязательств перед кредиторами и обязанностей по осуществлению обязательных платежей должен составлять 6 месяцев (с момента, когда они должны были быть исполнены);

- размер неисполненных обязательств и обязанностей должен составлять в совокупности как минимум 500 тыс. руб.

Таким образом, мы видим, что к стратегическим должникам применяются более мягкие требования в части признаков несостоятельности.

Другие нормы, касающиеся признаков банкротства (о составе требования; о подаче заявления лицом, имеющим решение суда по соответствующему требованию; и т.д.) являются общими.

3. Закон регламентирует порядок осуществления по отношению к стратегическим должникам мер, направленных на предупреждение банкротства.

Обязанность по разработке и осуществлению таких мер лежит на Правительстве РФ, причем порядок действий Правительства в этом направлении может быть установлен федеральными законами или иными нормативно - правовыми актами.

К мероприятиям, направленным на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций, относятся:

- учет и анализ финансового состояния и платежеспособности стратегических должников (соответственно необходима разработка правил такого учета и анализа);

- реорганизация стратегических предприятий и организаций, которая должна проводиться в соответствии с нормами гражданского законодательства.

- погашение задолженности федерального бюджета, возникшей в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа перед стратегическими организациями-исполнителями работ по государственному оборонному заказу (в данном случае речь идет о том, что в качестве досудебных мероприятий, направленных на предупреждение банкротства, может иметь место исполнение государством своих договорных обязанностей, причем относится это к компетенции Правительства РФ);

- обеспечение проведения реструктуризации задолженности (как в части основного долга, так и по уплате процентов, пеней, штрафов) перед федеральным бюджетом.

- содействие в достижении соглашения стратегических должников и кредиторов о реструктуризации задолженности по обязательствам, в том числе путем предоставления государственных гарантий (последнее представляется наиболее действенным механизмом; при этом, правда, возникает вопрос, как оформляется и чем обеспечивается предоставление этих гарантий);

- проведение досудебной санации (т.е. предоставление должнику финансовой помощи в размере, необходимом для удовлетворения всех требований по обязательствам и обязательным платежам, а также для восстановления платежеспособности должника.

- осуществление иных мероприятий, направленных на предупреждение банкротства стратегических должников. Это могут быть как экономические, так и юридические меры.

4. Следующей особенностью банкротства стратегических предприятий и организаций являются лица участвующие в деле. Во-первых, это лица, перечисленные в ст. 34 Закона. И Закон называет нового субъекта - Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в той отрасли экономики, в которой участвует конкретный должник.

Рассматриваемое лицо, участвующее в деле о банкротстве, будет определяться исходя из характера деятельности стратегического должника. Поэтому при разработке перечня стратегических предприятий и организаций Правительству необходимо указать, какое из них к какой отрасли экономики относится (во избежание проблем, которые могут возникнуть впоследствии, если должник, например, осуществляет несколько видов деятельности).

5. Закон устанавливает особые требования к статусу арбитражных управляющих в конкурсных процессах в отношении стратегических должников. Во-первых, кандидатура должна соответствовать общим требованиям Закона (ст. 20). Во-вторых, к кандидатуре арбитражного управляющего по общим правилам могут предъявляться дополнительные требования, в соответствии со ст. 23 Закона.

Правительство РФ имеет право представить перечень дополнительных требований (помимо тех, которые перечислены в Законе), и эти требования будут обязательны при утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического должника.

6. Закон устанавливает особые требования к финансовому оздоровлению стратегических предприятий.

Поскольку не установлено иное, можно считать, что наблюдение в отношении данной категории должников вводится и осуществляется по общим правилам.

Особенностью, установленной для первого собрания кредиторов, можно считать необходимость рассмотрения им вопроса и вынесения решения не только относительно следующей процедуры, но и относительно саморегулируемой организации, которая представляет кандидатуры управляющих. Если собрание не приняло решение о введении какой-либо процедуры и не определило саморегулируемую организацию (последнее является особенностью) суд, откладывает рассмотрение дела. Однако неясно, о праве или об обязанности суда в данном контексте идет речь. Может или должен суд при названных обстоятельствах отложить рассмотрение дела и как поступать, если суд это не сделает (можно ли на данном основании обжаловать решение либо определение суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела)?

Рассмотрение дела откладывается в пределах срока, установленного Законом, а именно ст. 51 (с момента поступления заявления о банкротстве должника в арбитражный суд до момента рассмотрения дела должно пройти не более семи месяцев), и обязывает собрание кредиторов до назначенной судом даты нового рассмотрения принять названные решения.

Если сроки не позволяют отложить рассмотрение дела, арбитражный суд рассматривает его и выносит определение (о введении финансового оздоровления либо внешнего управления) или решение (о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства) в соответствии со ст. 194 Закона.

Финансовое оздоровление вводится, если (при отсутствии соответствующего решения собрания кредиторов) имеется ходатайство любого субъекта (включая собственника имущества унитарного предприятия; любого из учредителей (участников) должника - юридического лица; уполномоченного государственного органа; федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в той отрасли экономики, к которой относится стратегический должник) о введении данной процедуры. Помимо ходатайства необходимо предоставить график погашения задолженности. График погашения задолженности в обязательном порядке должен предусматривать предоставление обеспечения исполнения должником обязательств. Обеспечение предоставляется субъектом, ходатайствующим о введении финансового оздоровления. Применяться может любой (за исключением задатка, удержания, неустойки) способ обеспечения исполнения обязательств, включая государственные гарантии.

При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления (например, при не утверждении судом графика погашения задолженности или при недостаточности денежных средств) суд может ввести в отношении стратегического должника внешнее управление. Целесообразность введения внешнего управления (и возможность восстановления платежеспособности в ходе его проведения) должна быть обоснована в заключении федерального органа исполнительной власти. При наличии такого заключения суд вводит внешнее управление, даже если решение собрания кредиторов отсутствует либо оно состоит в необходимости введения конкурсного производства.

7. Закон в ст. 195 устанавливает особенности внешнего управление стратегическими предприятиями и организациями.

По общим правилам управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его кредиторам не более чем через месяц после своего утверждения; собрание для рассмотрения плана созывается не позднее двух месяцев с даты утверждения внешнего управляющего, кредиторы и уполномоченные органы должны быть уведомлены о собрании и ознакомлены с планом не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания.

Внешний управляющий стратегическим должником имеет дополнительную обязанность. Он должен не менее чем за 15 дней до даты проведения собрания направить план внешнего управления в федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в отрасли экономики, в которой действует стратегический должник. Практически одновременно план внешнего управления рассматривается и кредиторами, и этим органом.

Указанный орган не имеет права вносить в план какие-либо изменения; он компетентен только разработать и представить собранию, а также в арбитражный суд свое заключение о плане внешнего управления. В заключении должен быть дан анализ предусмотренных планом мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, и тех результатов, к которым они могут привести.

Хотя отсутствие заключения, не будет препятствовать ни рассмотрению собранием плана внешнего управления, ни реализации дальнейших действий в отношении должника, включая действия, связанные с осуществлением полномочий Российской Федерации.

Государственный орган по результатам рассмотрения плана внешнего управления может либо направить собранию свое заключение по оценке мероприятий плана (которое никого ни к чему не обязывает), либо направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к финансовому оздоровлению.

В последнем случае суд вправе ввести финансовое оздоровление при соблюдении следующих условий:

- соответствующее ходатайство направлено в суд до даты утверждения плана внешнего управления собранием кредиторов;

- ранее финансовое оздоровление не вводилось (т.е. после наблюдения был осуществлен переход к внешнему управлению);

- разработан (и приложен к ходатайству) график погашения задолженности, который предусматривает начало погашения задолженности не более чем через месяц после вынесения судом определения о переходе к финансовому оздоровлению и погашение всех требований кредиторов в течение года с момента начала расчетов, которые должны будут производиться равными долями пропорционально размерам требований.

Особо подчеркнем: при наличии всех этих обстоятельств суд не обязан, а может ввести финансовое оздоровление.

В Законе дополнительно определяются ограничения, установленные для внешнего управляющего. Эти ограничения касаются его права отказаться от исполнения некоторых договоров должника и отчуждать некоторые виды имущества. Соответственно, не допускается отказ от тех сделок, которые связаны с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Даже если исполнение названных сделок препятствует восстановлению платежеспособности должника, они все равно должны быть исполнены, раз срок их исполнения приходится на период внешнего управления.

Особенности продажи бизнеса стратегического должника. Особым образом реализуется не любое предприятие, принадлежащее стратегическому должнику, а только то, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением государственного оборонного заказа, обеспечением федеральных государственных нужд. Остальные предприятия (например, ресторан как имущественный комплекс, принадлежащий АО, исполняющему государственные оборонные заказы) продаются без каких бы то ни было особенностей.

Особенности установлены, прежде всего, применительно к способу продажи бизнеса. По общему правилу это открытый конкурс.

Закрытый конкурс проводится, только если в составе отчуждаемого предприятия содержится ограниченное в обороте имущество. Участниками закрытого конкурса выступают только те субъекты, которые могут в соответствии с федеральными законами иметь в собственности либо на ином вещном праве ограниченное в обороте имущество.

Независимо от формы торгов (открытых или закрытых) условия конкурса в обязательном порядке должны включать в себя следующие положения:

- сохранение целевого назначения имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника (такая обязанность устанавливается для покупателей бизнеса без определения периода времени, т.е. навсегда);

- выполнение договоров должника, связанных с исполнением работ по государственному оборонному заказу и с обеспечением федеральных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Преимущественное право приобретения предприятия предоставлено Российской Федерации.

Установлено два способа реализации преимущественного права Российской Федерации на приобретение предприятия стратегического должника - в зависимости от того, о каком должнике идет речь, точнее, является должник федеральным государственным унитарным предприятием или нет.

Если речь идет о продаже предприятия стратегического должника любой организационно-правовой формы, кроме унитарного предприятия - в обычном порядке проводятся торги, с победителем которых подписывается протокол но, он не имеет силы договора.

После подписания протокола о проведении торгов Российской Федерации предоставляется месяц на раздумья, в ходе которых она может решать, необходимо или нет данное предприятие ей самой. При положительном ответе Российская Федерация имеет право заключить договор купли-продажи с должником (вместо покупателя, определенного по результатам торгов). Российская Федерация должна будет уплатить из бюджета стоимость предприятия должнику, который затем расплачивается с кредиторами.

Не определено правовое положение победителя торгов, который, возможно, понес затраты и убытки в связи с участием в торгах. Поскольку каких-либо неправомерных действий по отношению к нему не было совершено, на возмещение убытков он права не имеет (если вред и был причинен, то он правомерен, а такой вред возмещается только в силу прямого указания закона, которое применительно к данным отношениям отсутствует).

Если Российская Федерация в течение месяца с даты подписания протокола торгов не заключила договор купли-продажи предприятия стратегического должника, такой договор заключается с победителем торгов.

Право преимущественной покупки Российской Федерации реализуется иным образом, если должник является федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу и т.п.

Торги в таком случае проводятся по общим правилам, так же подписывается протокол с победителем, точно так же Российской Федерации дается месяц на раздумья. Однако затем вопрос решается иначе, ведь Российская Федерация и так является собственником имущества данного предприятия.

При желании Российская Федерация может не допустить продажу предприятия, т.е. выход его из государственной собственности. Государство будет обязано в течение месяца с момента подписания протокола о торгах предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене предприятия, определенной протоколом. Эти средства должник обязан будет направить на погашение требований кредиторов.

Таким образом, у победителя торгов возникнут все те проблемы, которые были обозначены ранее.

Если в течение месяца с даты подписания протокола торгов Российская Федерация не предоставила должнику денежные средства в размере стоимости предприятия, договор купли-продажи заключается с победителем торгов, который обязан осуществить оплату в течение месяца с момента подписания договора.

К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффелированные лица.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...