Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменение условий деятельности организаций в настоящее время




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ

«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

для студентов, обучающихся

по направлению 080100.62 «Экономика»

Казань 2009

Составители: к.э.н., доцент Торопова В.В.
  к.э.н., доцент Киреева-Каримова А.М.
  ст. преподаватель Ивановский И.А.
Рецензенты: д.э.н., профессор Абдуллина С.Н.
  к.э.н., доцент Мызникова М.Н.

Обсуждена на заседании кафедры Экономики производства, протокол №1 от 11.09.2009 г.

Контроль качества:

методист: __________________

ст. методист: доцент Калинина Т.Н.

начальник

отд. УККО: доцент Андреева Р.Н.

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая тетрадь предназначена для выполнения индивидуальных и самостоятельных занятий по дисциплине "Стратегическое планирование". Для этого студентам предлагается представить себя высшим руководителем любого реально существующего предприятия, работающего в конкурентной среде постиндустриальной экономики. Условия реальной экономики "накладываются" на это анализируемое предприятие. Для удобства работы рабочая тетрадь скомпонована таким образом, что студент, ознакомившись с тем или иным теоретическим вопросом разработки стратегического плана, должен будет вписать в рабочее поле тетради соответствующие условия деятельности данной организации и далее сделать необходимые расчеты.

Использование современных методов стратегического рыночного планирования, предлагаемых в данной учебной тетради, позволит студентам комплексно обосновать решения по повышению эффективности развития организации, выработать умение формировать и обосновывать показатели и ориентиры стратегического плана на базе последних научных и практических исследований и разработок. В ней представлен структурный подход к обоснованию выбора стратегий, комбинирующий испытанные практические методы и соответствующие теории.

В данной учебной тетради использованы методики, изложенные в исследованиях И.Ансоффа, В.Ефремова, Д.Хасси., которые в ряде случаев были уточнены и адаптированы с учетом реалий современной глобальной экономики.

Авторы допускают, что разработка стратегического плана в предлагаемых обстоятельствах носит несколько упрощенный учебный характер. Однако это не снижает значимости практического овладения студентами сложными теоретическими воп­росами стратегического планирования. Овладение методиками стратегического планирования при помощи предлагаемой рабочей тетради позволит студентам получить ту методическую базу, которая может быть ими полностью реализована в реальной практической деятельности.

Проверка выполнения заданий поэтапно осуществляется в рамках семинарских и индивидуальных занятий. По окончании рассмотрения тем дисциплины предполагается защита составленного студентами стратегического плана преподавателю.

 

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Изменение условий деятельности организаций в настоящее время.

1.2. Реакция внутрифирменных условий управления и планирования на изменения.

1.3. Стратегия и стратегическое планирование.

1.4. Модель и принципы стратегического планирования.

 

В данной теме предусмотрены задания для самостоятельной работы студента.

Изменение условий деятельности организаций в настоящее время

Условия деятельности организаций в последние годы существенно изменились. Основными изменившимися элементами условий деятельности являются нестабильность деятельности, условия конкуренции, замедление темпов экономического роста и ограничения социально-политического характера.

Для того чтобы организация могла не просто выжить в условиях рынка, но и эффективно работать, она вынуждена приспосабливаться к окружающим обстоятельствам и событиям. Следовательно, признание важности изменений является первым шагом на пути решения основной задачи организации - эффективной работы в условиях рынка.

Представьте себе реальную организацию, членом высшего руководства которой Вы являетесь. Дайте ей название.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие конечные виды продукции или услуг производятся в Вашей организации?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

2. Кто является конечным потребителем продукции или услуг, производимых Вашей организацией?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

3. Кто является Вашими поставщиками?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

4. Каковы основные виды сырья, получаемого от поставщиков?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

В дальнейшем это будет Ваша собственная учебная ситуация, на примере которой мы будем рас­сматривать все вопросы, касающиеся проблем стратегического планирования организации.

Приведите Ваши собственные примеры влияния происходящих изменений на деятельность выбранной организации.

   
 
 
 

 


1.2. Реакция внутрифирменных условий управления и планирования на изменения

Внутрифирменное управление и планирование в свой состав с 50-х годов включило такие инстру­менты, как стратегическое планирование по периодам, выбор позиции в конкуренции, управление на основе ранжирования стратегических задач, управление по слабым сигналам, управление в условиях неожиданных событий.

Дайте краткую характеристику каждого из названных инструментов.

стратегическое планирование по периодам:______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

выбор позиции в конкуренции:_________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

управление на основе ранжирования стратегических задач:________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

управление по слабым сигналам:________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

управление в условиях неожиданных событий:___________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

1.3. Стратегия и стратегическое планирование

В широком смысле стратегия - это выработка подхода к достижению поставленных целей. Сущест­вуют разные модели выработки стратегии.

Б. Карлоф называет три модели выработки стра­тегии.

Дайте сравнительную характеристику каждой модели.

Плановая модель Модель предпринимательского типа Модель обучения на опыте
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Наиболее часто употребляемое определение стратегического планирования звучит так: «Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, принятых руководством организации, которые ведет к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей».

Проанализируйте определение стратегического планирования с позиций моделей выработки стратегий и выводы запишите.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...