Тема 13. Методы ввода в набор новых стратегических зон хозяйствования
Данная тема предусматривает задания для самостоятельной работы студента.
Схематично раскройте содержание и последовательность реализации метода корректировки планов по ходу дела при вводе в набор новых СЗХ
Схематично раскройте содержание и последовательность планомерного подхода (метода) при вводе в набор новых СЗХ
Схематично раскройте содержание и последовательность метода диверсификации путем накопления стратегического опыта при вводе в набор новых СЗХ
Тема 14. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Данная тема предусматривает задания для самостоятельной работы студента.
Перечислите и охарактеризуйте основные виды технологий, приведите примеры. Изобразите их графически.
Стабильная
Плодотворная
Изменчивая
Определите вид технологий по каждой СЗХ Вашей организации
СЗХ-1
СЗХ-2
СЗХ-3
СЗХ-4
СЗХ-5
Сделайте расчет влияния технологических факторов на стратегию ведения дела в каждой СЗХ организации, используя табл. 14.1.
Таблица 14.1
|
Определение влияния технологических факторов на стратегию
|
Приоритет
| СЗХ-5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стратегический разрыв
| СЗХ-5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Будущая интенсивность
| СЗХ-5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интенсивность действующая
| СЗХ-5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗХ-1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Факторы
| Инвестиции в НИОКР
|
|
|
| Позиция в конкуренции
|
|
|
| Динамика продукции
|
|
|
| Динамика технологии
|
|
|
| Динамика конкурентоспособности
|
|
|
| Общая оценка
|
Определите перечень мероприятий по каждой СЗХ в обеспечение ликвидации стратегического разрыва.
Тема 15. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
Данная тема предусматривает задания для самостоятельной работы студента.
При помощи таблицы 15.1 проанализируйте сферы деятельности Вашей организации, которые подвержены ограничениям.
Таблица 15.1
Области контроля предпринимательского поведения в России
Области контроля
| Точка приложения контроля
| Примеры ограничений и принуждений
|
1. Продукция
| 1. Техническая характеристика изделия - выбор рынка
| Аэрокосмическая промышленность, Министерство обороны
|
| 2. Функционирование продукции
| Законодательство по вопросам безопасности и охраны природной среды
|
| 3. Объем производства
| Субсидии и дотации в сельском хозяйстве
|
2. Процессы производства
| 1. Условия труда
| Законодательство по охране труда
|
| 2. Загрязнение природной среды
| Нормы загрязнения среды
|
| 3. Качество продукции
| Законы в области санитарии и безопасности фармацевтической продукции
|
| 4. Контроль заработной платы
| Законы о минимальной заработной плате, коллективные договоры
|
| 5. Обеспечение занятости
| Коллективные договоры
|
3. Поведение в конкуренции
| 1. Цены
| Антимонопольное законодательство, контроль цен на коммунальные услуги, электроэнергию, железнодорожный транспорт
|
| 2. Сокрытие истины
| Защита прав потребителей
|
4. Прибыль
| 1. Утаивание прибыли
| Налоги
|
| 2. Распределение прибыли
| Выплата дивидендов
|
5. Ресурсы
| 1. Сырье
| Ограничения на импорт, экспорт
|
| 2. Инвестиции
| Кредитование инвестиций
|
| 3. Финансирование
| Займы организациям. Обеспечение займов.
|
6. Управление
| 1. Решения, связанные с занятостью и условиями труда
| Участие рабочих через профсоюзы
|
| 2. Общеорганизационное управление
| Представители рабочих, потребителей, федерального правительства
|
Для согласования коммерческой стратегии бизнеса и предпочтений наиболее влиятельных групп общества выберите одну из трех концепций социально ответственного бизнеса, обоснуйте выбор исторического подхода к взаимоотношениям бизнеса и общества и альтернативный сценарий развития организации при помощи таблицы 15.2 «Современные концепции социально ответственного бизнеса», таблицы 15.3 «Исторические подходы к взаимоотношениям бизнеса и общества», таблицы 15.4 «Альтернативные сценарии развития организации» и таблицы 15.5 «Классические модели деятельности организации»
Таблица 15.2
Современные концепции социально ответственного бизнеса
Теория «корпоративного эгоизма»
| Теория «корпоративного альтруизма»
| Теория «разумного эгоизма»
|
Первая и наиболее традиционная теория подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была «озвучена» Милтоном Фридманом в 1971г.
| Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Она принадлежала Комитету по экономическому развитию США. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».
| Третью позицию представляет одна из самых сильных «центристских» теорий. Она настаивает на том, что социальная ответственность – это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли.
|
Таблица 15.3
Исторические подходы к взаимоотношениям бизнеса и общества
Подход компании «Дженерал Моторс»
| Подход М.Фридмана
| Подход А.Смита
|
Первый, сформированный в США «автомобильным королем» Вильсоном, бывшим президентом «Дженерал Моторс», гласил: «Что хорошо для «Дженерал Моторс», то хорошо для страны».
| Второй подход гласил, что «дело бизнеса – бизнес», или, перефразируя М.Фридмана, «выдвижение к фирме требований заниматься чем-то другим, кроме целенаправленной деятельности по получению прибыли, является, в принципе, подрывом социальной доктрины государства».
| Третий подход, основанный на теории А.Смита исходит из того, что компания является реактором богатства общества и любое вмешательство в ее деятельность подрывает ее устои свободного предпринимательства.
|
Таблица 15.4
Альтернативные сценарии развития организации
Оптимистический
| Пессимистический
| Транзитивный
| Апокалипсический
|
Общество вернется к пониманию места и роли фирмы, как реактор ее богатства. Когда фирма предоставит товары и услуги для потребителей, обеспечит работников з/п, а участников рынка возможностью функционирования, общество и государство откажутся от жестокого регулирования предпринимательской деятельности.
| Общество нанесет бизнесу значительный урон, после которого фирма не сумеет оправиться.
| Фирма превратится в социально-экономический институт – она совместно с обществом определит ответственность, согласно интересам всех влиятельных групп общества, что позволяет уменьшить ее уязвимость.
| Фирма будет заменена новой организацией, практически не имеющей с ней ничего общего.
|
Таблица 15.5
Классические модели деятельности организации
Модель свободного предпринимательства
| Модель «Бережливый капитализм»
| Филантропическая модель
| Популистская модель
| Социалистическая модель
|
В этой модели профессиональный интерес управления наряду с ростом заработка и
расширением производства признается как важнейший побудительный фактор. Следует заметить, что она ни в коей мере не связана с удовлетворением запросов потребителей (предполагается, что «невидимая сила» позаботится об их нуждах).
| Отвечает в первую очередь требованиям общества о сохранении окружающей среды и
во вторую – интересам кредиторов и потребителей.
| В первую очередь, прибыль, остающаяся на руках компании используется на нужды локального
окружения, местной общины.
| Отражает стратегию профсоюзов, стремящихся к максимизации одобрения со стороны лиц
наемного труда.
| Приоритет отдается обществу в целом.
|
Запишите результаты Ваших исследований
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
На основе выбора оптимальной для Вашей организации концепции социально-ответственного бизнеса, исторического подхода, сценария развития, модели деятельности сформулируйте предпочтительную модель деятельности организации. Оцените ее коэффициентами значимости в результирующей таблице 15.6 «Модели деятельности организации». Дайте ей соответствующее название (критерии оценки – 2 балла – требования наиболее влиятельных групп общества, 1 балл – предпочтения наименее влиятельных групп, которые практически не учитываются бизнесом).
Таблица 15.6
Модели деятельности фирмы
Общественная группа
| Ожидаемые результаты деятельности организации
| Альтернативные модели
|
Свободное предпринимательство
| Бережливый капитализм
| Филантропическая
| Популистская
| Социалисти
ческая
| Предпочти
тельная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общество в целом
| Экономический рост
|
|
|
|
|
|
|
| Поступления от налогов
|
|
|
|
|
|
|
| Уравнивание власти
|
|
|
|
|
|
|
| Уравнивание доходов
|
|
|
|
|
|
|
| Сохранение окружающей среды
|
|
|
|
|
|
|
| Сохранение природных ресурсов
|
|
|
|
|
|
|
Местная община
| Благосостояние общины
|
|
|
|
|
|
|
Держатели акций
| Рост доходов
|
|
|
|
|
|
|
Кредиторы
| Рост стоимости акций
|
|
|
|
|
|
|
Потребители
| Стабильность доходов
|
|
|
|
|
|
|
| Справедливые цены
|
|
|
|
|
|
|
| Обеспечение выбора
|
|
|
|
|
|
|
| Удовлетворение потребностей
|
|
|
|
|
|
|
Управляющие
| Рост доходов
|
|
|
|
|
|
|
| Профессиональный интерес
|
|
|
|
|
|
|
Работники наемного труда
| Занятость, уровень оплаты, досуг
|
|
|
|
|
|
|
| Условия труда, удовлетворение от работы
|
|
|
|
|
|
|
С учетом теоретических подходов к формированию концепции социально ответственного бизнеса и, используя рисунок 15.1 «Целевые приоритеты фирмы с точки зрения ее прибыльности», проведите оценку важности ограничений, накладываемых обществом в таблице 15.7.
Рис. 15.1. Целевые приоритеты фирмы с точки зрения ее прибыльности.
Таблица 15.7
Оценка важности ограничений
Области контроля
| Цель/приоритет
|
Ц1/П1
| Ц2/П2
| Ц3/П
| Суммарная важность
| Позиция организации
|
Воздействие (В)
| Относительная важность (В*П)
| В
| В*П
| В
| В*П
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведите анализ поля сил, оказывающих влияние на деятельность Вашей организации по таблице 15.8., и запишите предпочтительные цели в таблице 15.9.
Таблица 15.8
Анализ «поля сил»
Группа влияния
| Цели
| Правила игры
| Относительная сила группы
| Механизм влияния
| Вероятное давление
| Сила давления
|
наибольшая
| наименьшая
| наибольшее предпочтение
| наименьшее предпочтение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 15.9
Баланс «поля сил»
Предпочтительные цели
Группы, выдвигаю- щие предложения
|
|
|
|
|
|
| Возможная коалиция
|
за
| против
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При помощи рисунка 15.2. определите стратегию социальной ответственности (ССО) организации
Рис. 15.2. Анализ социально – политических мероприятий фирмы
Используя рисунок 15.3. «Модули и инструменты СП» и результаты проведенных ранее исследований, сформулируйте корпоративную стратегию Вашей организации.
Проанализируйте этапы (модули) процесса формирования стратегического плана организации, раскройте содержание методов, инструментов, которые Вы применяли на каждом из этапов. Обоснуйте, в чем заключается содержание комплексного подхода к процедуре создания стратегического плана устойчивого развития организации.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: