Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Запреты. Предписания




Запреты

На языке сказок запрет — это «проклятие», то есть за­прещение или ограниче­ние свободы действий ребенка. Он всегда формулируется в виде отрицания. За­прет все­гда отражает страхи, желания или гнев Ребенка родите­лей. Запреты от­личаются широтой области применения, интенсивностью и зловредностью. Не­которые запреты касаются лишь конкретных действий: «не пой», «не смей­ся громко» или «не ешь много сладкого». Другие охва­тывают почти весь возмож­ный спектр действий челове­ка: «не будь счастливым», «не думай» или «не де­лай ни­чего».

Интенсивность запрета зависит от того, каковы будут последствия непослу­шания. Например, когда запрет «не будь счастлив» интенсивен, малейшее про­явление счас­тья ведет к большой беде; минимальная же интенсив­ность озна­чает, что в случае нарушения человека ждет легкое неодобрение. Выбор разновидности поведения, подвергающегося за­прету, зависит от того, на что направ­лен фокус внимания Злого Волшебника; запрет может гласить: «не думай», «не будь счастлив», «не получай удо­вольст­вия от секса», «не выражай гнев», «не будь здоро­вым» или «не принимай по­глаживания», «не отвергай по­глаживания», «не давай поглаживания».

Что касается зловредности, то одни запреты имеют долговременный разрушительный эффект, а другие — нет. Как и игры, запреты можно разделить по степени их жесткости. Например, запрет третьей степени мистера Бруто[5], алкоголика, гласил: «Никогда не бездельничай». Запрет был не только долговременным, но и зловредным, поэтому мистер Бруто был не в силах избежать работы, которая ему не нравилась, иначе, нежели будучи уволен­ным за пьянство.

С другой стороны, некоторые родительские запреты полезны. Например, мать говорит ребенку: «Не суй паль­цы в розетку». Такой запрет первой степени эффективно помогает матери контролировать поведение отпрыска, но он незловреден. Если только это не часть более широко­го запрета («ничего не трогай», «не трогай электрические и механические приборы — это не женское дело»), его действие продлится ровно столько времени, сколько нужно ребенку (мальчику или девочке), чтобы научить­ся пользоваться розеткой и электроприборами в соответ­ствии с техникой безопасности.

 

Предписания

Трагические сценарии основаны на негативных запретах, которые сопровождаются суровыми санкциями (наказа­ниями). Но на поведение детей также сильно влияют предписания. Понятие предписаний, разработанное Рональдом Лэнгом, помогает объяснить, как родители добиваются того, чтобы их дети не не делали что-то, а де­лали нечто другое. Говоря словами Лэнга:

 Один способ добиться от кого-либо, чтобы он сделал что-либо, — это приказ. Заставить кого-либо стать чем-либо, чем другой его считает, или чем, как кажется другому, он является, или тем, чем другой человек не хотел бы его ви­деть (независимо от того, хочет ли этого сам человек), — это совсем другое дело. В гипнотическом контексте человеку не приказывают стать кем-то или чем-то, ему просто гово­рят, что он этим является. Предписания гораздо сильнее приказов (или других форм принуждения или убеждения). Инструкция не обязательно должна иметь форму инструк­ции. Я убежден, что мы получаем свои первые (и самые длительные по своему действию) инструкции в форме предписаний. Мы стали тем, кем нас называли в детстве. Родители не говорили нам быть хорошим (хорошей) или плохим (плохой) мальчиком (девочкой). Они называли нас хорошими или плохими. Они «давали нам понять», кто мы такие. При таком способе общения информация передает­ся не словами. Предписание — это не инструкция и не за­прет. Это мистификация или одна из разновидностей гипнотического внушения...

Гипнотизер может приказать человеку почувствовать нечто и затем забыть о факте приказа. Можно просто сказать ему, что он чувствует, а еще лучше — сказать об этом третьему лицу в присутствии человека, которого надо загипнотизи­ровать.

Будучи под гипнозом, человек чувствует то, что ему внуши­ли, и не знает о том, что он находится под гипнозом. Как много из того, что мы чувствуем, мы чувствуем под влия­нием гипноза? Как много людей являются тем, чем их сде­лали с помощью гипноза?

Слово — это команда. А порой гипнотические отношения между людьми так сильны, что один превращается в то, чем его считает другой, от одного взгляда, от прикосновения, от кашля. Не нужно слов. Предписание может быть двига­тельным, осязательным, зрительным, обонятельным. Такое предписание равнозначно неявной инструкции.

Следовательно, если я хочу вас загипнотизировать, я не скажу: «Я приказываю вам почувствовать холод». Я сооб­щаю вам, что холодно, — и вы немедленно почувствуете хо­лод. Я думаю, многие дети начинали свое превращение именно так.

Мы говорим им, как обстоят дела, и они занимают свое ме­сто, место, которое мы предусмотрели для них. А затем они будут выбирать свои цели из тех возможностей, которые мы для них обозначили.

Мне кажется, то, что говорится словами, имеет меньше зна­чения.

То, что мы обозначили как их личность, это сценарий драмы...

Клинический гипноз предполагает сознательное использо­вание внушения. Семейный гипноз — никогда. Ни один родитель не описал мне эту технику как сознательную стра­тегию воспитания.

Чаще родители приходят в замешательство, видя, что ребе­нок, которому сказали делать У и дали понять, что он X, де­лает X.

«Я пытаюсь заставить его дружить с другими ребятами, но он у меня такой замкнутый, такой эгоистичный. Правда, мой милый? »

«Я все время говорю ему быть аккуратнее, но он такой не­ряха, не так ли, мой мальчик? »

Я считаю книгу Лэнга «Политика семьи» (из которой я взял приведенную цитату) необходимой основой для понимания того, как «пишутся» жизненные сценарии.

Предписания сообщают ребенку, что он должен де­лать, запреты — от чего он должен воздерживаться, что­бы не лишиться родительской благосклонности. Выпол­нение предписаний вознаграждается, нарушение запре­тов карается. Эта «семейная программа модификации поведения» помогает родителям контролировать дейст­вия своих отпрысков точно так же, как психологи в лабо­ратории контролируют поведение подопытных крыс с помощью избирательного подкрепления и наказания.

Родительские предписания, как и проклятия, часто возникают в жизни ребенка уже в момент рождения. На­пример, родители часто предсказывают, что тот или дру­гой их ребенок вырастет здоровым или нездоровым, глу­пым или умным, счастливым или несчастным. Мать одного алкоголика, еще когда ее сын был совсем малень­ким, узнала из гороскопа о том, что в будущем у него воз­никнет пристрастие к спиртному, и не раз говорила ему об этом, пока он был маленьким. Мифы, говорящие о сбывшихся родительских предсказаниях, передаются де­тям. Один человек, гордившийся своей проницательно­стью, рассказывал, что, когда он высунул голову из родо­вого канала, он тут же открыл глаза и посмотрел по сто­ронам. Всякий раз, когда с другим человеком случалась малейшая неприятность, родные напоминали ему, что он появился на свет в пятницу тринадцатого числа и поэто­му будет несчастен всю жизнь. Что характерно, большин­ство людей верят, что их настоящее состояние обуслов­лено судьбой, а не родительскими предписаниями. Этот феномен иначе называется самоисполняющимся проро­чеством: ожидаемое поведение возникает просто потому, что его ждут.

Имена тоже содержат в себе намек на то, что ожидают от ребенка родители: мальчик, названный Джоном в честь отца, должен, по мнению родителей, продолжить его дело. От Джесси ждут, что она будет скандальной, от Джиджи — сексуальной привлекательности, от Альфре­да — любви к порядку, чистоте и аккуратности. Берн пи­шет в книге «Люди, которые играют в игры» о том, как имя может стать способом родительского программиро­вания. Он также говорит о двух важных сценариях, свя­занных с рождением: «Происхождение» и «Искалечен­ная мать». Первый сценарий включает веру человека в то, что он — не сын (дочь) своих родителей, а найденыш; второй — знание о том, что его рождение причинило ма­тери серьезные повреждения. Такие сценарии, основанные на реальных фактах или вымысле, оказывают силь­ное воздействие на всю жизнь своего носителя. Я обна­ружил, что сценарий «Происхождение» имеет две разно­видности: «Сын (дочь) короля» и «Сын (дочь) прости­тутки». Последний особенно влияет на жизненный путь девочек. Что касается сценария «Искалеченная Мать», то Эрик Берн замечает: «Слова " моя мать умерла, когда рожала меня" настолько трагичны и тяжелы, что произ­несшему их необходимы добрая помощь и участие»[6].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...