Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4 Затруднительное положение




Глава 4 Затруднительное положение

           ребенка

Каждое новое поколение людей — это сырье для воспи­тательного процесса, пока еще полностью душевно здо­ровые дети. К сожалению, появившись на свет, малень­кий человек сразу же попадает в затруднительное по­ложение ввиду разницы между тем, чем он мог бы стать, и тем, чего ему будет позволено дос­тигнуть. Эта разница может быть колоссальной: потенциал некоторых детей уничтожается прямо при рождении. Другим детям позво­ляется несколько большее развитие.

Сценарий начинается с решения, которое принима­ет Взрослый в маленьком ребенке. На основе доступной ему информации он решает, что определенная жизнен­ная позиция, определенные ожидания и определенный жизненный путь являются правильным разрешением проблемной ситуации, в которой он нахо­дится. Суть этой проблемной ситуации — в конфликте между желания­ми ре­бенка и запретами, которые ставит перед ним его семья.

Наибольшее влияние (или давление) на личность ребенка оказывает Ребенок его родителей (рис. 5А). Та­ким образом, детское состояние Я родителей чело­века основной фактор формированиями жизненного сцена­рия.

 

 

Колдуны, людоеды и проклятия

Мир сказок дает нам важные ключи к проблеме форми­рования личности. Во многих сказках фигурируют злой колдун или великан-людоед и добрый кол­дун/колдунья[4] — результат (как и в случае мифа об Эдипе) ин­туитивного прозрения. В жизненном сценарии роль кол­дунов играют отец и мать. Таким образом, на де­тей их родители влияют как добрые или злые волшебники, что впоследствии отражается на их личности.

У каждого человека есть три состояния Я, поэтому, чтобы понять личность человека, следует проанализиро­вать все три состояния Я обоих его родителей (рис. 5А). Если сценарий жизни человека имеет разрушительный характер, зна­чит, детское состояние его отца или матери (Рео или Рем) обладало чертами Злого Волшебника (или волшебницы). Такое состояние еще называется Сума­сшедшим Ребенком родителей и имеет глубочайшее вли­яние на их детей. В этом случае трех- или четырехлетний ребенок находится под властью смущен­ного, напуганно­го, своенравного и всегда непредсказуемого детского со­стояния Я отца или матери.

Кроссман показал, что в благополучной семье о ребен­ке заботится, его за­щищает и воспитывает Родитель его родителей, а их Взрослый и Ребенок иг­рают меньшую роль. «Меньшую» не значит «менее важную». Взрослый роди­телей мотивирует ребенка к усвоению законов логи­ки, а Ребенок родителей по­ощряет Естественного Ребен­ка ребенка. Тем не менее именно Заботливый Ро­дитель несет основной груз обязанностей по воспитанию подра­стающего поко­ления, и ни Ребенок, ни Взрослый роди­телей не имеет права осуществлять пол­ный контроль над этим процессом.

Главная цель Заботливого Родителя — поддерживать, защищать и развивать Ребенка. Реакция Заботливого Родителя на новорожденного: «Я буду заботиться о тебе, что бы ни случилось». Родительское поведение содержит инстинктивный и приобретенный компо­ненты. Однако одного родительского инстинкта недостаточно, чтобы воспитать ребенка до состояния взрослости. В хорошей семье у родителей высока доля приобретенных родитель­ских навыков. Заботливый Родитель позволяет ре­бенку быть самим собой: свободно говорить и двигаться, иссле­довать мир и быть свободным от ограничений.

С другой стороны, если родители сами находятся под давлением обстоя­тельств — оба вынуждены работать по восемь часов в день, или у них еще во­семь детей и только одна комната на всех, — тогда у ребенка просто нет ни места, ни возможности для самовыражения; Ребенок от­ца и Ребенок матери го­ворят ему: «Нет! Не шуми, не сту­чи, не смейся, не пой и не радуйся! » Заботли­вый Роди­тель отца или матери, возможно, радуется активности ребенка, но их Ребенок бунтует против нее и вытесняет Заботливого Родителя с его законного места. Когда у ма­лыша формируются три состояния Я Родителя он копи­рует отца и мать. Он запоминает родительские реакции — не поддержку и помощь Заботливого Родителя, а бью­щие через край чувства ревнивого, рассерженного, напу­ганного Ребенка своих родителей. В этом случае роди­тельское состояние ребенка, скопированное с детского состояния отца или матери, называют Злым Волшебни­ком (Волшебницей), Электродом, Сумасшедшим Ребен­ком или Большим Свином.

Таким образом, в семье, которая создает у ребенка сце­нарий трагической ошибки, воспитанием детей занимает­ся не Родитель отца или матери (Ром или Роо), а псевдо-Родитель, то есть их детское состояние Я (Рео или Рем ). Это со­стояние не способно эффективно выполнять обя­занности отца или матери, что, как правило, приводит к формированию определенного сценария у молодого по­коления.

Положение ребенка в такой семье показано на рис. 5Б. Отец четырехлетней сиротки Энни позволил своему Ре­бенку стать псевдо-Родителем. Ребенка этого мужчины раздражала необходимость заботиться о маленькой доче­ри, и ее по­требности были ему в тягость. Кроме того, он верил, что, чтобы не избаловать дочку и сформировать у нее сильный характер, нужно отказывать ей во всех ее желаниях, давая ей вместо желаемого нечто другое, по его мнению, более по­лезное для нее. Например, когда она мечтала получить на Рождество плюше­вого мишку и отец знал об этом, он специально подарил ей другую иг­рушку, которую она совсем не хотела, веря, что «так бу­дет лучше для нее». Естест­венно, маленькая девочка ско­ро поняла, что ее желания никогда не исполнятся.

Обстоятельства, которые она не могла контролиро­вать, автоматически де­лали невозможным исполнение ее желаний. Поэтому она решила, что, скрывая свои жела­ния, можно сделать их осуществление хотя бы чуть-чуть более веро­ятным. Она также заметила, что даже невы­сказанное желание можно нечаянно выдать, если запла­кать от разочарования. Чтобы не дать отцу возможность ни узнать, ни вычислить путем дедукции, чего она хочет, девочка решила, что плакать нежелательно. Таким обра­зом, отец вынудил ее ничего не хотеть, ни­чего не просить и никогда не выражать свое разочарование. Этот запрет, навя­занный ей отцовским Ребенком (Рео), стал частью родительского состояния (Pо1) девочки. Потом девочка стала взрослой женщиной, и до тех пор, пока она не отка­залась от своего сценария, она носила внутри своего Ре­бенка отцовский запрет: «Никогда ничего не проси». Этот принцип руководил всеми мало-маль­ски значимы­ми ее действиями на протяжении многих лет.

Родители внушают своим детям ограничения, запре­ты и предписания ради своего удобства или спокойствия. Мать одного мальчика боялась агрессивных мужчин, так как ее муж, по характеру агрессивный, бил ее и бросил ее одну с ребенком. Поэтому она не хотела, чтобы ее сын вырос агрессивным, мужественным, и использовала за­преты «не будь агрессивным», «не будь ре­шительным» и предписания «какой ты у меня добрый», «ты мой тихий маль­чик». Поэтому он рос немужественным, приняв мно­гие особенности женского поведения. Он был не таким, как другие мальчики, поэтому они смеялись над ним и однажды назвали его странным. Для него слово «стран­ный» связалось с понятием гомосексуальности. Он по­смотрел в словаре, что значит быть гомо­сексуальным, и прочитал, что так называют мужчину, который всту­пает в сек­суальные отношения с другим мужчиной. Од­нажды он гулял в парке и к нему приблизился мужчина. С ним он получил первый гомосексуальный опыт, кото­рый ему понравился. В этот момент юноша решил, что он всегда был гомосек­суален, и стал жить соответствующей жизнью. Таким образом, имея набор за­претов и предпи­саний со стороны матери, он пришел к решению о том, что он является тем, кем на самом деле не являлся, даже не имея альтернативных ва­риантов решения. Его выбор гомосексуального поведения не был свободным; воздей­ствие семейной обстановки плюс другие факторы сдела­ли его таким. На­пример, ему не было позволено вступать в сексуальные отношения с женщи­ной. Сценарный ана­лиз мог бы освободить его и дать ему возможность вы­брать между отношениями с женщинами и отношения­ми с мужчинами (или и то и другое).

Итак, давление домашней обстановки вкупе с други­ми обстоятельствами подталкивает человека к прежде­временному решению относительно своего жизненного пути. Одни дети решают, что они гомосексуальны, дру­гие — что они глупы или неловки, третьи — что обяза­тельно будут несчастливы.

Было бы любопытно понять, почему родители хотят, чтобы их отпрыск был неуклюжим или глупым. Пред­ставьте себе, что появляется на свет нежеланный ребенок. Мать, у которой уже было трое детей, больше не хо­тела рожать, но зачала против своей воли, когда муж явился домой пьяным и изнасиловал ее. Аборт сделать не удалось, и вот мальчик появился на свет. Роды были очень труд­ными. Итак, герой был неприятностью для своих родителей с самого начала. После родов матери наложили пятнадцать швов: он был неуклюжим с самого рождения. Поэтому его все называли неуклюжим: он с самого начала делал все не так и, кроме того, напоминал матери ее брата, который тоже был неуклюж. Поэтому она часто думала (и говорила): «Он совсем как дядя Чар­ли, такой же неуклюжий». Вскоре и мать, и отец уже не называли его иначе, как бы ни был мал совершенный им промах. Его родителям было выгодно думать о нем как о неуклюжем мальчике: это позволяло им выразить свой гнев и чувство вины за то, что они не могли как следует о нем позаботиться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...