Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Колдовство. Белая магия. Черная магия




Колдовство

Транзактный анализ и анализ сценариев связаны с ана­лизом двойных транзакций, происходящих одновремен­но на двух уровнях: социальном (видимом, слышимом, осязаемом уровне взаимодействия между людьми) и пси­хологическом (скрытом, неявном уровне, который может сопровождать взаимодействие на социальном уровне).

Точность понимания и прогнозирования поведения людей зависит от чуткости к событиям, происходящим на психологическом уровне. Без понимания скрытых вза­имодействий интерпретация поведения будет поверхно­стной. В игре социальный уровень, как правило, хорошо заметен постороннему наблюдателю; психологический же уровень можно понять лишь интуитивно.

Анализ сценариев, то есть решений относительно сво­его жизненного пути, принятых людьми в раннем возра­сте под влиянием родительских запретов и предписаний, требует понимания того, как именно родители передают Детям информацию о том, какие их действия желатель­ны для родителей, а какие — нет. Родители довольно ред­ко прямо говорят своим детям: «Я хочу, чтобы ты умер», или «Не думай», или «Ты никуда не годишься». Указа­ния такого рода даются детям в завуалированной форме. Эти зашифрованные сообщения мы будем называть «ма­гическими посланиями», так как они магическим обра­зом влияют на весь ход жизни отпрысков.

Власть, которую родители имеют над детьми — власть формировать их личность по своему усмотрению, — это часть более общей человеческой способности к колдов­ству. Анализ колдовства — скрытая цель транзактного анализа. Для этого транзактные аналитики изучают скрытые сообщения и их эффект.

Человека можно изменить к лучшему или к худше­му, — следовательно, нужно говорить отдельно о белой и черной магии. Силы, которые занимаются соответствен­но белой и черной магией, — это Заботливый Родитель и Большой Свин.

Белая магия

Заботливый Родитель наделяет ребенка силой, способ­ностью мыслить и чувствовать, добротой, чуткостью, красотой и здоровьем.

Белая магия предполагает участие двух или трех час­тей личности: Колдуна, или передатчика, получателя и Третьего лица, или посредника. Магическое послание может передаваться как напрямую, так и через Третье лицо (или целую группу посредников).

Белая магия — это поддержка и предписания стать ум­ным, добрым, красивым, чутким и т. д. Так, Колдун может сказать ребенку: «Мне нравится, что ты умный», или «Ты та-а-а-акой красивый! », или «У тебя очень хорошее здо­ровье», или, например, через Третье лицо: «Разве он не умница? », или «У Джилл такие красивые глаза! », или «Доктор сказал, что у Джека отличное здоровье». Кос­венное послание имеет больший эффект, чем прямое. На­пример, последнее магическое послание влияет на Джека сразу двумя путями. 1. Он слышит (и верит) утверж­дению «Джек здоров», адресованному Третьему лицу. 2. Через эффект, который послание будет иметь на Тре­тье лицо: ведь оно теперь будет думать так же, как Кол­дун. Передача информации посреднику может осуществ­ляться и в отсутствие ребенка: Колдун скажет Третьему лицу об уме, красоте или здоровье Джилл, а Третье лицо передаст послание Джилл, как только они встретятся.

Особенность магических посланий в том, что их сила не зависит от слов. Слова — только средство. «Мне нра­вится, что ты умный» может быть и злым магическим по­сланием о том, что ребенок слишком умен, в то время как «Мне нравится, что ты умный» — не может. Некоторые части послания заряжены энергией, а другие — нет, и пе­ремещения энергии внутри высказывания от слова к сло­ву значат больше, чем сами слова.

Источник доброго волшебства — Заботливый Роди­тель, чье назначение — заботиться о других людях и за­щищать их. «Заботливое» магическое послание делает че­ловека сильнее и освобождает его от подавляющей влас­ти Большого Свина. Кроме того, доброе волшебство дает человеку силы самому освободиться от того, что его по­давляет. Заботливый Родитель с древних времен изве­стен людям как ангел-хранитель, добрая волшебница или Матерь Божья, защищающая людей от зла и несчастий.

 

Черная магия

Все, что было сказано о добром волшебстве, относится и к злому, естественно, за исключением источника и целей колдовства. Белая магия отличается от черной своим воз­действием на объект. Если колдовство делает человека сильнее — то оно доброе. Если слабее — то оно злое.

Важно понять, что злое волшебство часто использует­ся «во благо» ребенка — так, как его понимает Колдун; любое предписание, не важно, насколько добрым оно выглядит, может оказаться злым. Например, определен­ным образом поданное предписание быть красивой мо­жет повредить женщине, так как может помешать ей и другим воспринимать ее как умную или сильную.

Таким образом, некоторые виды колдовства, которые выглядят как белая магия, являются на деле разновидно­стью черной, так как «подарок» либо не нужен «приемни­ку», либо, будучи полезным в одном отношении, ослаб­ляет его в другом.

Причиной реализации власти над другим человеком ему во вред являются два фактора. Первый фактор — де­фицит чего-либо. Когда в некоторой ситуации ресурса явно не хватает на всех, более сильные люди используют свою силу, чтобы заставить более слабых поделиться. Ис­пользуемая при этом сила может быть грубой физиче­ской силой, как в случае, когда человек убивает другого человека и забирает его еду или землю; она также может принимать форму психологического насилия (когда бо­лее сильная личность создает такую ситуацию, в которой личность более слабая добровольно откажется от искомо­го). Этот прием называется методом скрытого принуж­дения: здесь человек позволяет принудить себя к чему-либо, так как верит обману, который оправдывает при­нуждение.

Вторая причина, которая толкает людей на использо­вание черной магии, иначе называется ситуацией «горя­чей картошки». Здесь злое волшебство возникает как ответ на обвинение в низкой значимости, исходящее из­нутри личности или извне. Иными словами, когда один человек чувствует себя плохим, он стремится передать это чувство другому, и, таким образом, доказав, что дру­гой плох, он освобождается от давления собственной «плохости». Так, человек чувствует себя сильнее, когда имеет возможность контролировать другого человека. Одним словом, чтобы почувствовать себя лучше, надо заставить другого чувствовать себя хуже.

Рассмотрим эти две возможности на примере ребенка, который рождается в гетто. В его семье уже есть мать, отец, дедушка, два мальчика и две девочки — 10, 8, 6 и 4 лет со­ответственно, и все они живут в трехкомнатной кварти­ре. Семья живет на пособие, дед — алкоголик, а у двоих старших детей нелады с законом. Итак, в этой семье по­является на свет еще один ребенок.

В жизни этой семьи явно отсутствует физический ком­форт. Здесь слишком мало места, мало еды, мало погла­живаний, мало времени и мало энергии для того, чтобы заботиться об Ультимо[7]. Все члены семьи знают, что с по­явлением новорожденного места, еды, энергии, поглажи­ваний и т. д. станет еще меньше, и, хотя поначалу ново­рожденному будут предоставлять все, в чем он нуждает­ся, скоро придет день (возможно, это будет первый день рождения), когда стесненные обстоятельства семьи кос­нутся и его. Положение семьи заставляет каждого забо­титься о себе самому. У Ультимо скоро начнут силой от­нимать его долю и принуждать его к подчинению психо­логически. Он станет получать сообщения «ты глупый», «чего ты болтаешься под ногами? », «пошел вон отсюда», «иди играть на улицу (ха-ха)», «дрянной мальчишка» и т. д., направленные на то, чтобы ослабить его и не дать ему потребовать то, что принадлежит ему по праву. Так бедность порождает злое волшебство.

Наряду с недостатком ресурсов, который ведет как к физическому, так и к психологическому насилию, у не­скольких членов семьи также может быть недостаток чувства собственной ценности. Например, отец не смог найти хорошую работу и чувствует себя неудачником. Жена утром назвала его ничтожеством и бездельником. После завтрака, вместо того чтобы идти искать работу, он садится смотреть телевизор. У Ультимо каникулы, и он Дома слушает музыку. Отец, которому стыдно за себя, раздражается на сына и требует, чтобы он пошел помыл посуду. Когда сын, следуя примеру отца, отказывается, отец называет его ничтожеством и лентяем. Таким обра­зом он избавляется от «горячей картошки», перебросив ее сыну, и наслаждается кратким отдыхом от чувства соб­ственной ничтожности. Затем мать ставит на стол еду, чувствуя себя плохой хозяйкой, так как на обед одна кар­тошка, и Ультимо говорит: «Мама, а в школе нас учат, что надо есть мясо по крайней мере раз в день». В ответ мать со злобой отвечает ему: «Заткнись, я вижу, ты слишком умный», и ему достается еще одна «горячая картошка». На короткое время мать перестает чувствовать вину, так как она замещается справедливым негодованием от бес­тактности Ультимо. Ультимо чувствует, что он сделал что-то очень плохое. Он выходит из ситуации с чувством вины, ничтожности и с ощущением того, что он эгоист. Все эти чувства со временем становятся частью его Боль­шого Свина и преследуют его в течение всей жизни.

Черная магия иначе называется проклятием, или пор­чей. Ее сила безгранична, особенно если группа людей использует ее по отношению к одному человеку. Смерть в результате вудуистского обряда (когда все жители деревни дают одному человеку так называемый «глаз дьявола») — именно такой случай. Безумие, или так на­зываемая шизофрения, — это цивилизованный вариант смерти от вудуистского проклятия — психологическое убийство человека путем коллективного использования черной магии.

Очень важно понимать, что маленький ребенок безза­щитен перед злым волшебством. Семейная ситуация, в ко­торой Ребенок отца или матери принимает на себя функ­ции Родителя, сравнима с положением в концентраци­онном лагере, где двое рослых и сильных надзирателей терроризируют (физически и психологически) трехлет­него узника. Это сравнение оправдано, так как власть запретов в некоторых сценариях невозможно преувеличить. Мы еще вернемся к этому вопросу в главе, касаю­щейся терапии.

Следовательно, сценарий является результатом реше­ния, которое ребенок принимает, выбирая между своими потребностями и ожиданиями и требованиями и запре­тами, которые он встречает в семейном кругу. Сценарная матрица (см. рис. 5) помогает наглядно представить си­лы, которые влияют на это решение. Диаграмма показы­вает, что вклад родителей в то, какое решение будет при­нято, является огромным, особенно в раннем детстве, когда другие люди не общаются с ребенком. Эта позиция находится примерно посредине между крайней социоло­гической точкой зрения, которая считает личность сто­процентным продуктом внешних влияний, и крайней психологической, которая рассматривает поведение как результат действия исключительно внутренних сил.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...