Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5 Решения. Время решения




Глава 5 Решения

Когда ожидание ребенка, что его будут защищать и о нем будут заботиться, не оправдывается, у него формируется основа жизненного сценария. Это похоже на то, как если бы посторонние силы препятствовали росту ребенка: пока он не уступит этим силам, жизнь будет для него трудна, часто невыносима. Таким образом, ребенку при­ходится отказаться от своих естественных прав и приспо­собить свои ожидания к ситуации. Этот процесс являет­ся решающим для формирования сценария и называет­ся решением.

Сценарное решение — это изменение ребенком своих ожиданий в соответствии с реальностью.

 

Время решения

Разные люди принимают сценарное решение в разном возрасте. При нормальном течении жизни решение от­носительно того, кем человек хочет быть и каких целей добиваться, должно приниматься поздно, так как для вы­бора необходима информация. В случае, если ребенок не испытывает неоправданного давления на себя, важные решения относительно жизненного пути принимаются не раньше отрочества.

Сценарий возникает в результате решения, принято­го под давлением обстоятельств задолго до того возрас­та, в котором возможно принятие обдуманного решения.

Эмоциональные нарушения можно разделить по их степени, или зловредности. Психоз (шизофренический или депрессивный), саморазруши-тельное поведение наподобие алкоголизма — это трагические сценарии, или сценарии третьей степени. Они основаны на запретах третьей степени, сообщенных человеку в раннем детстве. Так называемые невротические расстройства, равно как и обычная несчастливость, — это банальные сценарии первой и второй степени, основанные на запретах и (или) предписаниях соответственно первой и второй степени. Такие решения принимаются в подростковом возрасте.

Качество решения зависит от уровня развития интел­лектуальных навыков Маленького Профессора на мо­мент принятия решения. Восприятие и логическая спо­собность Маленького Профессора отличается от таковой Взрослого. Кроме того, Маленькому Профессору прихо­дится оперировать неполной информацией, ввиду того что его источники информации ограничены. Как прави­ло, чем раньше человек принимает сценарное решение, тем более неполны данные и несовершенна логика, кото­рыми пользуется Маленький Профессор при принятии этого решения.

Принятие решения облегчает маленькому человеку жизнь и повышает его сиюминутную удовлетворенность жизнью. Например, молодой человек, чья мать не поощ­ряла в нем проявления мужественности, вспоминал, что она бывала очень недовольна, когда он играл с грубы­ми соседскими мальчишками. Кроме того, он замечал, что, когда он подражал своим товарищам по играм, его мать расстраивалась. Он не находил никакой поддержки «мальчишеского» поведения со стороны отца, который был на стороне жены в том, что касалось мужественно­сти и физической активности. Малышу хотелось быть таким, как все, но это желание встречало такое сильное сопротивление и давление со стороны матери, что однаж­ды, в определенный день определенного месяца опреде­ленного года, он решил, что хочет быть «хорошим ма­леньким мальчиком своей мамы». Очевидно, что это ре­шение сильно облегчило ему жизнь. Когда в тридцать пять лет он обратился к психотерапевту, он выглядел именно так, как полагается выглядеть хорошим мальчи­кам, — аккуратно и чисто одетым, вежливым, подтяну­тым, тактичным и уважительным. К сожалению, реше­ние, которое помогло ему в десятилетнем возрасте, сей­час причиняло ему страдания. Его решение повлияло на его сексуальную жизнь: он практиковал такие деперсонализованные формы сексуальной активности, как вуайеризм и мастурбация, что совершенно отвечало мамино­му идеалу хорошего, тихого маленького мальчика. Реше­ние повлияло и на профессиональную жизнь молодого человека, так как в любой работе он считал необходимым выполнять мамины требования. Из-за этого все его по­ступки носили детский характер и были окрашены в тона уступки, смешанной с горечью. Горечь возникала оттого, что, хотя он и решил быть хорошим мальчиком, это ре­шение заставило его подавить гнев и раздражение.

Нужно заметить, что в случае травматического невро­за — нарушения, вызванного травматическим событи­ем, — также имеет место сценарное решение, которое принимается в результате внезапного и сильного, а не продолжительного, как в других случаях, давления об­стоятельств.

Одним из важных наборов запретов и предписаний, которые заставляют ребенка принимать сценарное реше­ние в раннем возрасте, является программирование по­ловой роли. В соответствии с половыми ролями все че­ловечество разделяется на два лагеря, обитатели которых должны отличаться по ряду важных признаков. На мой взгляд, сценарий половой роли причиняет человеку не меньше вреда, чем любой другой, и последствия действия такого сценария я продемонстрирую в главе, посвящен­ной мужским и женским банальным сценариям.

«Хорошие» сценарии или жизненные планы, которые содержат социально одобряемые действия (как, напри­мер сценарий мученика, героя, инженера, врача, политика или священника), также могут быть результатом преж­девременного решения. В целом такой сценарий может показаться полезным для человека, хотя принимать ре­шение несамостоятельно и не имея полной необходимой информации все равно вредно.

Чтобы личность и ее жизненный путь были свободны от сценариев, решение должно приниматься тогда, когда у человека имеется достаточно информации для него при отсутствии давления и при наличии автономии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...