Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А король-то голый!




А король-то голый!

 

Почему родители подавляют стремление своих детей к познанию и их логическую способность? Я считаю, что первая причина — в том, что родители чувствуют себя «не в порядке» и не хотят, чтобы за ними наблюдали и их поведение анализировали, тем более их дети. Они сты­дятся себя как людей, как родителей и как кормильцев и не хотят, чтобы другие увидели, как они плохи.

Как и голый король, родители не хотят, чтобы, при­стально наблюдая за ними, дети открыли их недостатки. Но мир ребенка — это его родители: они привлекают большую часть его внимания. Постоянное внимание де­тей родителям неприятно. Поэтому они накладывают запреты: «не смотри на меня», «не говори обо мне», «не говори с другими людьми о нашей семье» и даже «не го­вори с другими людьми о себе». Эти запреты исходят от Большого Свина родителей и не дают ребенку видеть мир, особенно мир людей, таким, какой он есть. В резуль­тате к подростковому возрасту способность человека по­нимать себя и других сильно снижается.

Человек, чья способность к пониманию не искажена, может получить от жизни то, чего он хочет. Потеря спо­собности познавать происходит в результате постоянных «нападений» на нее со стороны родителей и приводит к чувству запутанности, неспособности понять, что проис­ходит; к тому, что человек разрывается между своими чувствами и тем, что он должен чувствовать, по словам других людей; наконец, к неспособности выбрать между своей картиной мира и картиной, навязываемой ему.

 

Ложь

Ложь и игнорирование подрывают способность ребенка познавать мир. Причем ложь — скорее правило, чем ис­ключение. Мы все знаем, что нам лжет правительство, что нам лгут СМИ, что нам лгут те, кто хочет нас скло­нить потратить деньги на то, что нам не нужно. Но мы не сознаем, что и в повседневных отношениях ложь присут­ствует чаще, чем правда.

Ложь определяется в словаре как «действие или факт введения в заблуждение, ложное утверждение, имеющее своей целью ввести в заблуждение». Это определение лжи — определение, с которым согласны большинство лю­дей, — не является полным: оно предполагает, что факт лжи обязательно включает сознательное намерение и зна­ние говорящего о том, что его слова не являются правдой. Но даже если принять узкое определение лжи, придет­ся признать, что люди постоянно лгут друг другу. А если прибавить к откровенной и сознательной лжи, которая говорится детям «ради их блага», полуправду и умолча­ние, с которыми дети тоже часто сталкиваются, станет ясно, что ложь — одно из основных измерений опыта ре­бенка.

Нужен долгий период обучения — годы и годы в дет­стве и отрочестве, чтобы приучить человека лгать и при­нимать чужую ложь без протеста. Детям лгут про аиста, который приносит детей, про Сайта-Клауса, который при­носит подарки, кроме того, им дают ложные объяснения и оправдания того, что происходит в семье. Им лгут че­рез умолчание, когда утаивают информацию, которая считается неподходящей — слишком сильной или преж­девременной — для их «восприимчивого ума».

Когда ребенок спрашивает мать или отца, откуда бе­рутся дети, ответ «их приносит аист» является ложным. Но такой же ложью будет ответить «они берутся из ма­миного живота» или сменить тему разговора. Родитель располагает информацией, в которой нуждается ребенок. Чтобы быть правдивым, родитель должен или дать ре­бенку эту информацию, или честно объяснить, почему он не может дать ее. «Мне трудно об этом говорить» — это не ложь. «Ты еще слишком маленький» — ложь. «Я боюсь, что тебе не понравится мой ответ» — не ложь. «Я скажу тебе, когда ты будешь к этому готов» — это ложь.

Полная честность в общении между людьми — боль­шая редкость, а между детьми и родителями она практи­чески не встречается.

Принято считать, что лгать нехорошо. Однако если вдуматься, можно найти бесконечное число исключений из этого правила. Похоже, что в действительности счита­ется недопустимым только один вид лжи: нам нельзя лгать вышестоящим людям (родителям, учителям, на­чальству, правительству), а тем, кто ниже нас по своему социальному положению (нашим детям, ученикам, сту­дентам, подчиненным и т. д. ), нельзя лгать нам.

Итак, нам можно лгать нашим детям, ученикам и под­чиненным. А мы, в свою очередь, ожидаем от своего на­чальства, политиков, родителей и учителей, что они бу­дут лгать нам.

Ложь и полуправда так же вредят логической способ­ности детей, как и игнорирование. Дети верят тому, что им говорят. Когда то, что им говорят, противоречит тому, что они знают, их внутренний компьютер «зависает» и они чувствуют себя глупыми.

Лгать можно как словесно, так и действием. Часто че­ловек утверждает словами одно, а действием — совсем другое. Например, Джон вспоминал, что отец сообщал ему следующее:

1. «Я люблю твою маму» (словесно).

2. «Когда любишь кого-то, на других не смотришь» (сло­весно).

3. «Я люблю только твою маму и не смотрю на других женщин» (словесно).

При этом Джон видел, какой ненавистью отец иногда реагировал на мать, слышал, как он обзывал ее, и знал, что у отца роман с соседкой (так как видел их целую­щимися). Значит, утверждение 3 точно было ложным. Утверждение 1, возможно, тоже было ложным. Утверж­дение 2 было бы ложным в том случае, если бы утверж­дение 1 оказалось истинным. Но так как утверждение 3 было откровенной ложью, оно ставило под сомнение ис­тинность двух первых.

От детей ждут, что они вырастут правдивыми, но, учи­тывая условия, в которых их воспитывают, можно ска­зать, что такой исход маловероятен. Одна из притч, ко­торая должна воспитывать честность в подрастающем поколении американцев, — «Вашингтон и вишневое де­ревце» — сама по себе является ложью, придуманной пло­довитым писателем Мэйсоном Л. Уимсом. Детям гово­рят неправду про Санта-Клауса, и родители с сожалением ждут того дня, когда их дети узнают правду о Рождестве. Знание о том, как функционирует человеческое тело, скрывается от детей как можно дольше. Взрослые скры­вают от детей свое тело, они не говорят о здоровье и сек­суальности в присутствии детей. И наконец, родители поощряют детей не говорить о том, что они действитель­но чувствуют и думают относительно чего бы то ни было.

Наше общество — общество потребления. Купля-про­дажа глубоко пронизана ложью относительно того, что продается или покупается. Реклама помогает продавать товары и людей с помощью лжи. Мы продаем себя с по­мощью лжи.

Телевидение и газеты существуют благодаря рекламе (читай — лжи). Закон о рекламе запрещает лгать лишь словесно, умалчивая о возможности лжи с помощью обра­зов или путем умолчания. Более того, мы и не ждем прав­ды ни от торговли, ни от политики, ни от новостей. Мы знаем, что окружены ложью, но не знаем, что с этим делать.

Поэтому, став взрослыми, мы оказываемся готовы не только лгать сами, но и принимать чужую ложь, что не­удивительно при том курсе обучения лжи, который мы проходим, начиная с раннего детства.

Школьная программа тщательно обходит некоторые темы; жизнь человека в обществе преподается в форме истории или политологии, а не в терминах повседневной жизни человека, его личной истории, его политических взглядов, наличия или отсутствия у него свободы. Школь­ная ложь чаще проявляется в форме умолчания, хотя ложь как таковая тоже часто присутствует в педагогическом процессе, например, когда детям рассказывают об адми­нистративном функционировании школы, города, стра­ны. Например, детям часто говорят, что политиков в их стране избирают демократическим путем, но никогда не скажут, что тот или иной политик был избран благодаря деньгам той или иной компании, которой он продался. Школа обучает человека утонченным формам лжи. Керр говорит, что любимая игра в системе образования - «Вы только подумайте, какая прелесть! ». Учителя привыкли считать, что упоминания в стенах классной комнаты до­стойны только позитивные факты. Все негативное и ужасное тщательно прячется от внимания учеников.

Необученный ребенок с трудом говорит неправду и с трудом удерживается от того, чтобы сказать правду. При­чина в том, что оба эти действия не являются естествен­ными для человека. Вскоре после того, как ребенок нач­нет говорить пусть даже коротенькие фразы, начинается обучение лжи и умолчанию.

Считается, что детей якобы учат не лгать. Им говорят, что «лгать нехорошо». Когда ребенка ловят на лжи, его стыдят или наказывают. Дети, которые считаются прав­дивыми, по моим наблюдениям, просто уже умеют лгать правдоподобно (как взрослые). Наказывают же только тех детей, которые еще не научились лгать правдоподоб­но. Иными словами, «правдивость», которой родители требуют от детей, на деле является не чем иным, как прав­доподобностью неправды.

Что же такое ложь? На мой взгляд, ее суть больше со­ответствует понятию подделки, фальсификации (фаль­сификация — «желание придать ложному сходство с ис­тинным»). Ложь — это обман, фальсификация и нечест­ность в той же мере, в какой она является сознательным утверждением фактов, не соответствующих истине. Сле­довательно, это определение включает не только «созна­тельное утверждение... », но и любое действие, направлен­ное на создание и поддержание у другого человека лож­ного впечатления.

 

Таким образом, я бы определил бытовую ложь, кото­рой учат детей, как:

1)сознательный акт;

2)включающий подмену истинных фактов ложными;

3)умолчание об истинных фактах, которые могли бы раз­веять ложное впечатление, созданное у другого чело­века. Иными словами, ложь — это не только ложные утверждения, но и сокрытие истинных фактов, то есть нежелание исправить создавшееся у другого ложное впечатление.

Ложь и тайны — мощное орудие формирования сце­нария «Сумасшествие», а ложь в сочетании с игнориро­ванием приводит к психическому расстройству, которое называется шизофренией, но которое я предпочитаю на­зывать безумием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...