Причины и факторы кризиса в организации
Каждая организация имеет свои собственные циклы развития, подвержена рискам и кризисным явлениям. Это связано с тем, что несмотря на наличие общих черт с другими субъектами экономической деятельности каждая организация индивидуальна так как имеет собственные специфические условия деятельности. Такое положение в первую очередь связано с потенциалом самой организации, который составляют ее людские, деловые, финансовые, материальные, технические ресурсы. В общем понимании кризис организации представляет собой крайнее обострение противоречий ее развития. Это может быть глубокое рассогласование в маркетинговой, производственной, кадровой, информационной или финансовой системах организации. Кризис наступает в переломный момент процесса изменения организации или в случае несоответствия структуры и деятельности организации ее внешнему окружению. Таким образом, под кризисом можно понимать нарастающую опасность свертывания и полного прекращения деятельности, которая может привести к ликвидации или банкротству организации. Для предупреждения кризиса следует реагировать на появление его симптомов, то есть на появление первых признаков отрицательных тенденций и их устойчивость. Например, в качестве симптомов кризиса могут рассматриваться: неритмичность деятельности, нарастание деловых конфликтов, финансовых затруднений, большая задолженность перед кредиторами, несвоевременность расчетов с ними, неисполнение или несвоевременное исполнение иных обязанностей и обязательств (перед персоналом, бюджетом, контрагентами). Для того чтобы определить наступление кризиса, необходимо знать факторы, его обусловливающие. Под фактором кризиса подразумевают состояние или устойчивую тенденцию, которые свидетельствуют о существенных негативных отклонениях от нормального функционирования систем организации. В качестве факторов кризиса могут рассматриваться: явная нехватка ресурсов для осуществления текущей деятельности организации, выполнения ею текущих и долгосрочных обязательств; существенное снижение объема продаж продукции, товаров, услуг, производимых организацией; значительное снижение качества продукции, несоответствие ее стандартам или техническим условиям, указанным в спецификациях к договорам, заключенным с потребителями продукции; постоянные грубые нарушения технологического процесса; нарастающее увеличение количества поломок и выхода из строя оборудования и других технических средств, происходящее в результате их старения.
Устранить кризис можно, устранив его первопричину, если, конечно, она не кроется во внешних обстоятельствах, которые не поддаются изменениям в результате сознательного воздействия на них со стороны организации. В связи с этим очень важно определить настоящую причину кризиса, не перепутав ее с внешними проявлениями или отдельными факторами кризиса. Причиной кризиса может быть событие или явление, которые вызывают факторы кризиса. К причинам могут относиться: общее состояние экономики, политика государства, финансово-экономические просчеты, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивации работников. Комплекс причин, из-за которых организация попадает в кризис: Внешние причины. Экономическая политика. Нехватка государственных средств для решения общегосударственных задач. Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической ситуации регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента. Кризисные факторы – ужесточение налогообложения: отмена налоговых льгот, отмена намеченных реструктуризаций налоговых платежей; рост отдельных ставок налогов или увеличение уровня налогообложения в целом; удорожание кредита, прекращение государственного льготного кредитования. Последствия для организации – рост издержек и цен на продукцию, снижение продаж, оборота, выручки.
Политика государства. Государство вводит дополнительные запреты или ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности; нестабильность в правительстве, связанная с частой ротацией министров и ключевых чиновников, а также частая смена правительственного курса или неопределенность в экономической сфере. Последствия – ухудшение инвестиционного климата (опасение вкладывать средства в развитие производства из-за высокого риска утраты этих средств), развитие у бизнесменов синдрома «временщиков», прекращение ими работы на перспективу; вывоз капитала из страны. Социальные причины – традиции, жизненные ценности и установки, приверженность к административно-плановой экономике, низкий уровень производственной культуры, отсутствие навыков управления в рыночных условиях. Последствия – некачественный менеджмент, отвлечение средств в непроизводственную сферу, тяга к расточительству, преступность, коррупция. Технологические причины – низкий общий технический уровень, недостаточное финансирование государством науки и новых технических разработок при открытости рынка для зарубежных производителей. Последствия – технологическая отсталость; низкий уровень производительности труда; низкое качество и высокая себестоимость продукции; неконкурентоспособность. Правовые причины. Проявления – недостаточное антимонопольное регулирование, которое проявляется в высокой степени монополизации и массовом применении в деловом обороте методов и способов недобросовестной конкуренции; низкий уровень правопорядка (тотальное несоблюдение законодательных актов «сверху до низу»). Последствия – произвольное повышение организациями-монополистами цен на продукцию за счет остальных субъектов, нестабильность деятельности, отсутствие желания производить вложения в производственную собственность ввиду высокого риска ее утраты из-за неправомерных действий конкурентов и иных лиц и ввиду неэффективной правоохранительной и судебной системы, которая не позволяет быстро и в полном объеме восстанавливать нарушенные права.
Маркетинговые причины. Вынужденная (технологическая) зависимость от потребителей и поставщиков. Проявление – затоваривание, задержки поставок сырья или продукции. Последствия – нарушение ритмичности работы, снижение объема производства и качества продукции, невыполнение обязательств перед контрагентами, отсутствие роста выручки или существенное замедление роста выручки, рост неплатежей. Внутренние причины. Управленческие – высокий уровень коммерческого риска, недостаточное знание конъюнктуры рынка, неэффективный финансовый менеджмент, недостаточно качественная система материального и финансового учета и контроля, плохое управление издержками производства, отсутствие гибкости (адаптивности) управления, слабый контроль за реализацией принятых управленческих решений, плохая организация системы контроля качества продукции. Производственные – необеспеченность единства деятельности организации как единого имущественного комплекса, устаревшие и изношенные основные фонды, низкая производительность труда, высокие энергозатраты, перегруженность объектами социальной сферы. Рыночные – низкая конкурентоспособность продукции, зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей, непродуманная система продвижения товаров на рынок, ошибочная ценовая политика. Проявление – выпуск продукции невостребованной рынком (низкие потребительские свойства или качество товара); длительная оборачиваемость материальных и денежных ресурсов; высокие административные и непроизводственные расходы; неоправданно высокая себестоимость. Последствия – неплатежеспособность, банкротство, ликвидация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|