Процедура внешнего управления
Процедура внешнего управления имуществом должника преследует цель восстановить его платежеспособность. Осуществляется путем проведения организационных и экономических мероприятий, в том числе связанных с реализацией его имущества. В законе они названы мерами по восстановлению платежеспособности должника. Среди них законодатель называет: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; продажу части имущества должника; продажу предприятия должника; замещение активов должника; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц. [52] Данный перечень не является исчерпывающим в силу прямого указания закона о том, что возможно применение иных мер по восстановлению платежеспособности должника. Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати месяцев, который может быть продлен еще на шесть месяцев. Совокупный срок этой процедуры банкротства не может превышать двух лет. Основным документом для проведения внешнего управления является план внешнего управления. Этот план разрабатывается внешним управляющим, а утверждается собранием кредиторов. О введении процедуры внешнего управления арбитражный суд выносит определение. Этим определением утверждается внешний управляющий и размер его вознаграждения. К основным обязанностям внешнего управляющего относятся: разработка плана внешнего управления и его представление собранию кредиторов для утверждения; проведение инвентаризации имущества должника; ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности; реализация мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; принятие всех возможных мер по восстановлению платежеспособности должника.
С момента введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; прекращаются основные полномочия органов управления должника. Исключение составляют полномочия органов управления необходимые им для принятия решений которые необходимы должнику для увеличения его возможностей по получению дополнительных денежных и материальных ресурсов для восстановления платежеспособности и расчетов с кредиторами. К полномочиям, которые сохраняются за органами управления должника на весь период внешнего управления, относятся: избрание представителя участников должника; принятие решений: о размещении дополнительных обыкновенных акций; о замещении активов должника; о заключении крупных сделок; об условиях предоставления третьими лицами средств для исполнения обязательств должника. [53] В качестве одного из основных условий для успешного завершения внешнего управления восстановлением платежеспособности законодатель предусмотрел введение моратория на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий представляет собой приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. [54] С момента введения внешнего управления отменяются ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, в том числе аресты и ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, введение новых ограничений возможно исключительно в рамках процесса о банкротстве. Таким образом, закон, как и в случае с рассмотренными ранее процедурами наблюдения и финансового оздоровления, в процедуре внешнего управления с одной стороны ограничил права кредиторов и должника, с другой предоставил кредиторам дополнительные полномочия по контролю за распоряжением имуществом должника и определению дальнейшей судьбы должника.
По завершении срока внешнего управления арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов и отчета внешнего управляющего принимает один из следующих актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Принимается в случаях: удовлетворения всех требований кредиторов; утверждения судом мирового соглашения; отказа всех кредиторов от требования признать должника банкротом; определение о переходе к расчетам с кредиторами. Принимается в случае успешного завершения процедуры внешнего управления; определение об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего. Принимается в случаях, если отсутствуют признаки восстановления платежеспособности или если требования кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не удовлетворены; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. [55] Конкурсное производство Целью конкурсного производства является удовлетворение требований кредиторов, погашение задолженности должника перед кредиторами (вне зависимости от полноты удовлетворения их требований) и ликвидация должника-юридического лица. Открытие конкурсного производства происходит одновременно с признанием должника банкротом. Первоначально оно вводится на один год, с возможными последующими продлением сроков процедуры в каждом случае не более чем на шесть месяцев. О признании должника банкротом и открытии конкурсного производства арбитражный суд выносит решение. Это решение подлежит немедленному исполнению. Одновременно суд утверждает конкурсного управляющего и размер его вознаграждения. Задачами (основными обязанностями), стоящими перед конкурсным управляющим, являются установление имущества должника путем проведения инвентаризации, формирование из этого имущества конкурсной массы и удовлетворение из нее требований кредиторов. Для этих целей конкурсный управляющий обязан провести инвентаризацию, оценку имущества должника и реализовать это имущество в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника. Исключение составляют решения органов управления должника о заключении крупных сделок и о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника.
С этой же даты срок исполнения всех денежных обязательств считается наступившим, прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, а исполнение обязательств должника допускается в порядке и очередности, установленными Законом о банкротстве. [56] Существенной новацией в новом законе стала возможность перехода из конкурсного производства к внешнему управлению. Для осуществления такого перехода необходимыми условиями являются следующие: появление достаточных оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; наличие у должника имущества, необходимого для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности и если ранее в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление. Нарушение (отсутствие) хотя бы одного из перечисленных условий препятствует возможности перехода к внешнему управлению. [57] По результатам процедуры арбитражный суд может вынести следующие определения: о завершении конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве; о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.[58] Первое определение выносится после завершения расчетов с кредиторами после продажи имущества должника. Второе – в том случае, если обязательства должника исполнены собственником, участником должника или третьими лицами, а не самим должником или если кредиторы заключили с должником мировое соглашение, которое суд утвердил. [59] Третье выносится судом на основании ходатайства собрания кредиторов о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
Определение о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения записи о ликвидации должника конкурсное производство считается завершенным, а должник ликвидированным. [60] Мировое соглашение В настоящее время законодательству о банкротстве не известны иные примирительные процедуры, кроме процедуры мирового соглашения. Мировое соглашение можно отнести к числу восстановительных (реабилитационных) процедур, поскольку влечет прекращение производства по делу о банкротстве вследствие договоренности должника и кредиторов о порядке, сроках и условиях погашения задолженности. Институт мирового соглашения, заключаемого в процессе банкротства, отличается от мирового соглашения, как способа примирения сторон в исковом производстве. При заключении мирового соглашения в ходе процедур банкротства преобладают публично-правовые интересы над частными: возникающие отношения основываются на предусмотренном законом принуждении меньшинства кредиторов большинством (как правило, по суммам требований). Мировое соглашение можно назвать многосторонней сделкой между должником и кредиторами. Оно может быть заключено на любой судебной стадии процесса о банкротстве (в ходе любой из процедур – наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства). Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Со стороны должника – руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Мировое соглашение заключается в письменной форме, подлежит утверждению арбитражным судом. Вступает в силу с момента такого утверждения. Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, о прекращении обязательств предоставлением отступного, о прощении долга, об обмене требований кредиторов на доли в уставном капитале должника или акции должника-юридического лица. Допускаются и иные способы прекращения обязательств. [61] Обязательным условием, при котором суд вправе утвердить мировое соглашение является отсутствие задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей, то есть отсутствие долгов перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью и морального вреда, по выходным пособиям и оплате труда, а также по выплате вознаграждения по авторским договорам. [62]
Заключение мирового соглашение влечет за собой прекращение дела о банкротстве с момента утверждения его арбитражным судом. Об утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение.
Основные идеи 1. Необходимым условием для выхода организаций из кризиса является формирование корпуса современных управленцев, способных стабилизировать бизнес и обеспечить его стратегическое развитие. Современный управленец должен владеть знаниями в области финансового анализа и маркетинга, навыками работы в кризисных ситуациях. 2. Антикризисный управляющий решает задачи: 1) вывода организации из экономического провала; 2) восстановления платежеспособности; 3) создания условий для последующего устойчивого развития организации. Название «антикризисный управляющий» применяют к лицу, утвержденному арбитражным судом в процессе банкротства организаций и к лицам, которых назначают собственники (учредители) для управления организацией, находящейся в условиях кризиса. Для успешной работы антикризисным управляющим необходимы особые личностные и профессиональные характеристики. Особенностью положения арбитражного управляющего является его «раздвоенность», обусловленная его обязанностью действовать не единственно в интересах должника, но и в интересах кредиторов, иных лиц, общества в целом. Эффективное сотрудничество с людьми является задачей, условием, формой и содержанием деятельности антикризисного управляющего и необходимой средой, в которой он достигает поставленных целей. 3. Организация – это система, то есть нечто, состоящее из взаимосвязанных между собой и взаимозависимых элементов. Эта система наделена экономической самостоятельностью, то есть имеет людские и материальные ресурсы, которыми может распоряжаться по собственной воле, по своему усмотрению. Организация имеет общее и непосредственное внешнее окружение, на ее деятельность влияют внешние и внутренние факторы. 4. Кризис – это крайнее обострение противоречий внутри системы, разрегулирование, то есть несогласованная работа ее отдельных элементов и звеньев. Кризис наступает в переломный момент процесса изменения организации. В первую очередь такой кризис связан с внутренними факторами. Этот переломный момент можно назвать критической точкой изменений, когда организация приобрела новое, ранее не известное ей качество. Практический вопрос заключается в том, как определить, что этот переломный момент наступил. Об этом будут свидетельствовать нарастание напряженности между людьми и сопротивление персонала происходящим изменениям, увеличение количества и глубины [63] конфликтов, вовлечение в конфликты новых сфер деятельности организации. Кризис также наступает в случае длительного либо кратковременного, но существенного несоответствия структуры и деятельности организации ее внешнему окружению или внутренним ожиданиям персонала. 5. Экономическая деятельность подвержена неопределенности, то есть риску. Риск связан с поведением других людей, их ожиданиями, решениями и действиями. Риски минимизируются с помощью: 1) создания собственных гарантийных (для кого-то) или резервных (для себя) фондов; 2) страхования; 3) получения гарантий и материальных видов обеспечения. 6. Государственное регулирование экономики представляет собой ограниченное законодательством вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Государственное антикризисное регулирование – это политика государства, направленная на защиту организаций и предпринимателей от кризисных ситуаций и банкротства. Государственное антикризисное управление – непосредственное вмешательство государственных органов в деятельность организации в целях вывода ее из кризиса, в том числе для восстановления ее платежеспособности. 7. Неплатежеспособность бывает случайной, периодической, хронической. Хроническая неплатежеспособность может быть определена как финансовая несостоятельность должника, она служит причиной признания организации банкротом. 8. Диагностика банкротства представляет собой комплекс исследовательских процедур, направленных на определение степени вероятности наступления финансовой несостоятельности организации. 9. Целями антикризисного управления выступают: ликвидация кризиса, устранение его негативных последствий, стабилизация деятельности организации, создание условий ее устойчивого развития. Антикризисное управление представляет собой деятельность менеджеров, направленную на анализ факторов и причин кризиса, на преодоление кризиса, выработку мер по снижению его отрицательных последствий и на использование факторов кризиса для последующего развития организации. 10. Антикризисным управляющим считается человек, обладающий знаниями и опытом в области кризис-менеджмента. Он наделяется полномочиями по управлению организацией: 1) высшими органами управления юридического лица; 2) арбитражным судом (в случае возбуждения в отношении организации дела о банкротстве). Особенности деятельности антикризисного управляющего предопределяют два условия: ограниченность времени, в течение которого можно успешно реализовать антикризисную программу и острый недостаток ресурсов для нормального функционирования организации. Благожелательное восприятие антикризисного (арбитражного) управляющего и его действий во многом связано с его профессиональным этичным поведением. Учитывая особую значимость этические нормы, связанные с деятельностью арбитражных управляющих, закреплены в нормативных правовых актах и документах саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Основное их содержание направлено на формирование у арбитражных управляющих непредвзятости, разумности, добросовестного отношения к своим обязанностям, стремления соблюдать законы, способности противостоять давлению, понимания истинных интересов должника, кредиторов и общества. 11. Цели законодательства о банкротстве: 1) через угрозу принудительной ликвидации заставить собственников поддерживать эффективную деятельность своих экономических структур; 2) очищать экономическое пространство от неэффективной бизнес-деятельности; 3) распределять активы бесперспективных должников между «пострадавшими», исходя из соображений «социальной защиты слабой стороны» и экономической значимости кредитора. С помощью законодательства о банкротстве незадействованное в производстве имущество организаций-должников возвращается в сферу бизнеса, происходит избавление экономики от неэффективных производств, неэффективного бизнеса, возмещается (полностью или в части) ущерб, ранее причиненный кредиторам действиями должника. Законодательство о банкротстве стимулирует развитие производства и создание конкурентоспособной продукции. 12. Российское законодательство о банкротстве предусмотрело четыре вида процедур, применяемых к должнику: 1) оценочная. В ходе нее производится определение способности должника осуществлять эффективную экономическую деятельность; 2) реабилитационные. Их введение связывается с восстановлением платежеспособности должника и предотвращением его ликвидации; 3) примирительная. Связана с договоренностями между должником и кредиторами о снятии с должника части кредиторских притязаний; 4) ликвидационная. Предусматривает проведение расчета с кредиторами за счет всего имущества должника с полным выведением последнего из экономического оборота. Основными являются принудительные процедуры, назначаемые арбитражным судом – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Названные процедуры считаются принудительными, так как их введение и процесс реализации происходит независимо от воли собственников (участников) должника, которые на период этих процедур утрачивают значительную часть своих полномочий, а также в связи с тем, что в отношении должника устанавливается контроль со стороны кредиторов и арбитражного суда, при руководстве должником независимым лицом – арбитражным управляющим. 13. Ключевой фигурой процесса о банкротстве является арбитражный управляющий, выполняющий или функции руководителя, или функции контроля за отчуждением имущества и деятельностью должника. 14. Сегодня в целях эффективного функционирования организаций необходимо: а) масштабное применение антикризисных мероприятий, предусматривающих реструктуризацию активов, долгов, капитала, в том числе с помощью применения процедур банкротства; б) качественный профессиональный отбор руководителей для сферы бизнеса; в) постоянная переподготовка управленческих кадров, повышение их профессионального уровня; г) активное вовлечение в процесс антикризисного управления предпринимательских структур, в том числе юридических, консалтинговых, оценочных, аудиторских фирм; д) поощрение развития общественных и саморегулируемых профессиональных объединений антикризисных и арбитражных управляющих. 15. В ходе законотворческой деятельности, при принятии решений о внесении изменений в действующее законодательство следует учитывать не только результаты проведения процедур, но и уровень правопорядка в ходе их применения. Ведь, как показывает практика, в сфере применения законодательства о несостоятельности происходят многочисленные нарушения, которые искажают результаты процедур банкротства и снижают эффективность их применения. 16. Только учитывая все факторы, негативно влияющие на исход процедуры банкротства, арбитражный управляющий может выстроить правильную систему экономически целесообразных действий, которая приведет его к решению задач, определенных законодательством о несостоятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|