II. Основная часть. Занятие 50. Ходзанятия J. Оргмомент. Модели слов (запись на карточках): БА. . НЯ, ка. . КА,. . УТКИ,. . КАЛА,. . ПОРЫ, ШЛО. .
II. Основная часть 1. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа. Логопед: Однажды Малыш и Карлсон играли. Они поспорили о том, как нужно правильно составлять слова: каждый хотел вставить только свою любимую букву. Давайте попробуем разрешить их спор. Вставьте в модели слов буквы С - Ш. Проверьте, существует такое слово или нет. Модели слов (запись на карточках): БА... НЯ, КА... КА, ... УТКИ, ... КАЛА, ... ПОРЫ, ШЛО... Вывод: басня - башня, каска - кашка, сутки - шутки, шкала - скала, споры - шпоры, плюс - плюш. Логопед: Запишите пары слов (запись на доске) и сравните их по написанию, звучанию и значению. 2. Дифференииаиия С - Ш на уровне словосочетания и предложения (задание 7. с. 19). Логопед: Потемнело во дворе Видно, скоро детворе Спать пора уже ложиться. Что же может им присниться? Может, быстрая река? Может, в небе облака? Вы и сами узнаете это, Подскажу я лишь приметы. Малышу снились предметы и разные карточки со словами, где был звук Ш, а Карлсону - со звуком С. Соедините картинки и слова так, чтобы получились словосочетания. Картинки: шорты, шинель, мишка, сапоги, усы, следы, шарики, серьги. Слова: косолапый, кошачьи, солдатская, мамины, дядины, новые, синие, красивые. 3. Закрепление знания норм орфографии. Запись словосочетаний С задание 7. с. 19). Логопед: Запишите словосочетания и укажите в них звуки занятия. 4. Работа на уровне предложения и текста (задание 8. с. 19). Логопед: Однажды утром Малыш и Карлсон решили немного пошалить: сочинить смешной рассказ о любимой кошке Фрекен Бок - Матильде. Но Карлсон предложил для начала подкрепиться. Малыш и Карлсон в кухню пришли, Хотят позавтракать они. Едва ступили на порог -
А их встречает Фрекен Бок. Едва лишь двери им открыла -Дает расческу, щетку, мыло... Прочитайте строки стихотворения К. И. Чуковского и вставьте в текст слова (гребешок, душистое, пушистое, порошок). Да здравствует мыло... , И полотенце... , И зубной... , И густой.... 5. Развитие связной речи (задание 9. с. 20). Логопед: Справились Малыш и Карлсон с заданием Фрекен Бок и уселись на диванчик сочинять рассказ о кошке Матильде. Давайте к ним присоединимся. Составьте рассказ о кошке по плану. Логопед выставляет на доску изображение кошки и план рассказа. 1. У кого была кошка? 2. Как ее звали? 3. Какого цвета у нее шерсть? 4. Какой она породы? 5. Какого она цвета? 6. Чем она любит питаться? 7. Как она любит играть? 8. Где она спит? 9. Как ты относишься к кошкам? iTJ. Итог занятия Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Давайте прочитаем для Малыша, Карлсона и Фрекен Бок получившиеся рассказы. Два-три ребенка читают свои рассказы. Ученики первого ряда называют слова для Малыша, ученики второго ряда - для Карлсона. ЗАНЯТИЕ 50 Тема: Дифференциация звуков 3 - 3' - Ж. Цели и задачи: познакомить детей с характеристикой звуков 3 - 3' - Ж; учить соотнесению звуков 3 - 3' - Ж с буквами 3 - Ж; учить давать сравнительную характеристику изучаемых звуков, дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах; формировать навыки звукового анализа и синтеза; тренировать в построении словосочетаний и предложений; развивать высшие психические процессы: память, внимание, логическое мышление и восприятие. Оборудование: двусторонние карточки (на каждого ребенка); буквы 3 - Ж (запись на доске); символы для обозначения звуков занятия; предметные картинки с изображением зайца, жирафа и зебры; карточки со словами в виде стрекоз, козявок и жуков; карточки с записанными на них словами-«примерами». Ходзанятия J. Оргмомент
1. Развитие памяти (на запоминание 20 секунд). Логопед: Посмотрите и запомните карточки (6-8 штук, на цветном фоне карточек изображены картинки). Назовите по памяти цвет фона и картинку, изображенную на карточке. 2. Знакомство с темой занятия. Логопед: Послушайте и определите, какие из вышеперечисленных звуков похожи по артикуляции? (Звуки 3 - Ж. ) Звуки: А, О, К, Б, 3, Ж. 3. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске. II. Основная часть 1. Сравнительная характеристика изучаемых звуков (задание I. e. 20). 3 - согласный, звонкий, свистящий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком. 3' - согласный, звонкий, мягкий, свистящий, для обозначения используем зеленый звонок, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком. Ж - согласный, звонкий, шипящий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком. 2. Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 20). Логопед: Прочитайте загадки. Отгадайте их и запишите отгадки. Он ходит, голову задрав, Ну-ка, кто он, угадай Не потому, что важный граф и морковку ему дай. Не потому, что гордый нрав, (Заяц) А потому, что он... (жираф) 3. Дифференциация звуков занятия в слогах (задание 3, с. 20). Логопед: Заяц и Жираф никогда раньше не виделись, потому что живут очень далеко друг от друга. Им очень понравилось играть вместе. Животные приглашают вас поиграть вместе с ними. Прочитайте вместе с Жирафом слоги со звуком Ж, а с Зайцем - со звуками 3- 3'. уз - уз - уж оз - оз - ож за - жа - за зо - зо - жо за - зя - жа зы - зи - жи Логопед обращает внимание детей на то, что звук Ж всегда твердый. 4. Звуковой анализ слов (задание 4. с. 21). Логопед: Заяц и Жираф решили отправиться к подружке Жирафа - Зебре. Зебра жила в далекой Африке. Путь далек, и мы постараемся немного отвлечься, чтобы не заметить долгой дороги. Зайчик предлагает такую игру. Рассмотрите предметы и поделите их между Жирафом и Зайцем - соедините героев занятия с соответствующими картинками. Картинки: рожок, корзина, подорожник, желуди, незабудка, ножницы, узел, ваза. 5. Дифференииаиия слов со звуками 3 - Ж. Логопед: Заяц и Жираф медленно продвигались вперед и заметили на лужайке полосатую лошадку. Посмотрите, это же Зебра. Она так долго ждала жирафа, что решила отправиться ему навстречу. Животные очень рады встрече.
На лужайке очень много красивых насекомых: зеленых козявок, разноцветных стрекоз, желтых жуков. Заяц предложил поймать некоторых из них. Подумайте и скажите, кто кого будет ловить? (Заяц будет ловить разноцветных бабочек, Жираф - жёлтых жуков, а Зебра -зелёных козявок. ) «Поймайте насекомое» - возьмите карточку в виде насекомого и на обратной стороне прочитайте слово, вставив подходящую букву (слова на карточках в виде насекомых записаны таким образом: на жуках - слова с пропущенной буквой Ж, на карточках в виде стрекоз - пропущена буква 3). Карточки в виде жуков: журавль, животное, пирожное, бумажный, мороженое, жилет, желуди, желток, кружева. Карточки в виде стрекоз: изба, мерзлота, кузнец, змея, змей, зонт, изгородь. Карточки в виде козя ок: зима, зелень, зимовье. Логопед: Найдите ср ди представленных слов родственные. (Зима - зимовье. ) 6. Развитие логического мышления. Логопед: Жирафу оч нь понравилась игра зайца. Он решил предложить друзьям свое любимое занятие. «Решите» задачу Жирафа и запишите отгаданное слово. Укажите наличие звуков 3 - Ж (ра ота с карточками). ЗЕМЛЯ + Н + ИК + А =? РОЗА + Г =? ЗУБР - Р =? ЛУК - Л + Ж =? ЗУБР - Р + Ы =? КОСА - С + 3 =? 7. Физминутка. Логопед: Немного поиграв, животные решили пригласить Зебру пожить у них немного в местном зоопарке. Лошадка согласилась. Все вместе они поспешили в обратный путь. А пока они идут, мы сделаем зарядку. Дети имитируют движения стрекозы и повторяют текст стихотворения. Стрекоза Вот какая стрекоза -Очень круглые глаза. Вертится, как вертолет: Вправо, влево, взад, вперед. 8. Развитие навыков словоизменения глаголов (задание 5, с. 21). Логопед: Заяц и Жираф привели зебру в зоопарк. Нужно выбрать клетку для нее. Измени слова по образцу. Тогда для нашей зебры подберут самую красивую и большую клетку. Образец: лизать - я лижу.
МАЗАТЬ ХОДИТЬ ЗАКАЗАТЬ СКАЗАТЬ СКОЛЬЗИТЬ ГРУЗИТ ВОЗИТЬ НОСИТЬ БРОДИТЬ ЖУЖЖАТЬ 9. Работа на уровне предложения С задание 6, с. 21-22). Логопед: Зебра поселилась в новой красивой клетке. Как ей здесь хорошо! Но, погостив немного в зоопарке, лошадка стала все чаще грустить. Как вы думаете, почему? (Она тсковала по родной Африке. ) Прочитайте предложения и закончите их. Тогда зебра вернется домой. Зоя увидела майского... . У зайчихи родились пушистые серые... . На вешалке висит разная... . Анжела расчесывает волосы перед... . На клумбе расцвели нежные.... Из лужи выглядывает зеленая.. . Логопед: Запишите предложения и укажите в них звуки занятия. III. Итог занятия (задание 7, с. 22) Логопед: Зебра вернулась в Африку, а заяц и жираф по-прежнему остались вместе. Припомните и запишите друзей Зайца и Жирафа из зоопарка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|