ЗАНЯТИЕ 51. II. Основная часть. III. Итог занятия
ЗАНЯТИЕ 51 Тема: Дифференциация звуков С - Ц в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели и задачи: познакомить детей со звуками С - Ц; развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза; расширять словарь, уточнять понимание семантики слов; закреплять навык словообразования слов при помощи приставок и суффиксов, навыки звукового и слогового анализа и синтеза; учить дифференцировать звуки С - Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие и память. Оборудование: буквы G - Ц (запись на доске); зеркала (на каждого ребенка); картинки с контурным изображением птиц; пособие «Зернышки»; предметные демонстрационные картинки с изображением цапли и аиста; текст рассказа (запись на доске). Ход занятия I. Оргмомент 1. Работа с многозначными словами. Логопед: Прочитайте слова, записанные на доске, и объясните их значения. Слова: коса, лисички, месяц, цвет, цепь. 2. Знакомство с темой занятия через развитие фонематического восприятия. Логопед: Послушайте еще раз многозначные слова и определите согласные звуки, которые повторяются в них. (Звуки С-Ц. ) 3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть 1. Сравнительная характеристика звуков С-Ц (задание 1. 2. с. 22). Логопед: Произнесите перед зеркалами звуки С-Ц, рассмотрите их артикуляцию. Дайте характеристику звуков. С - согласный, глухой, твердый, свистящий, простой. Ц - согласный, глухой, твердый, свистящий, сложный (Т + С). Логопед: Как свистит насос? Как стрекочет кузнечик? 2. Чтение слоговых таблии (задание 3. с. 22). Логопед: Прочитай слоги. СА - СА - ЦА ИС - ИЦ - ИС ЦО - ЦО - СО
СЫ - СЫ - ЦЫ АС - АЦ - АС УС - УЦ - УЦ 3. Развитие фонематического восприятия. Выделение звуков: - изолированно: Ц, С, С, К, ТЬ, Ц, Ш, Щ, Ц, С, Ц; - в слогах: ЦО, СА, СЫ, УЦ, ШО, ТЕ, ЫЦ, ЫС; - в словах: цепь, собака, солнце, лиса, сцена, косить, циркуль, сидеть. 4. Знакомство с героями занятия (задание 4, с. 23). Логопед: Запишите названия картинок. Подумайте, почему они здесь нарисованы? Картинки: аист, цапля. 5. Развитие зрительного восприятия и уточнение словаря птии. Логопед: У аиста и цапли много знакомых среди птиц, которым нравятся звуки С - Ц. Обведите контурные изображения и назовите этих птиц. Картинки: скворец, сова, сыч, ласточка, снегирь, сорока, трясогузка, стриж, страус. Логопед: Что вы заметили? (Во всех названиях птиц звук С). 6. Развитие имений словообразования при помощи суффиксов. Уточнение словаря. Логопед: Птицы проголодались. Подумайте и скажите, что мы сможем им предложить? (Лягушек, мошек, червяков, овес, пшеницу, просо... ) Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зерна: на них записаны слоги. Соберите зернышки-слоги и составьте из слогов слова. Запишите их в два столбика (запись на доске): С и Ц. Слоги: цве, ты, су, дак, ци, фры, куз, нец, мат, рос, па, рус, та, зы, та, ра. Приблизительный перечень слов: цветы, судак, матрос, кузнец, парус, цифры. Логопед: Какие зернышки никто не клевал? (Тазы, тара. ) Почему? (В них нет звуков занятия. ) 7. Закрепление знания названий профессий, обозначающих лии женского пола. Логопед: Аист и цапля играли в игру. Аист называл слова: сварщик, наладчик, буфетчик... Цапля захотела узнать, как будут называть ее, если она выберет одно из этих слов? Послушайте слова и образуйте от них имена существительные женского рода. Слова: сварщик, наладчик, обманщик, буфетчик, двоечник, модник, фокусник, выдумщик, проказник, укротитель, воспитатель, странник, садовник, летчик.
Логопед: Назовите слова, которые не являются названиями профессий. 8. Развитие логического мышления (задание 5, с. 23). Логопед: Помогите аисту и цапле. Отгадайте загадки и помогите аисту и цапле правильно записать слова-отгадки. Кто всех пугается, Квохчет, квохчет, кудахчет Под кустом спасается, Всех детей собирает. На зуб волку попадается? (Заяц) (Курица) В ночь ему не спится, В зеркало глядится. (Месяц) 9. Дифференииаиия С - Ц в словах (задание 6, с. 23). Логопед: Цапля и аист никак не могут разобраться в словах. Помогите им. Назовите предметы и подпишите под ними букву С (синего или зеленого цвета) или Ц (синего цвета). Картинки: серьги, цыпленок, индеец, скакалка, огурец, кресло, синица, кактус, сирень. 10. Дифференииаиия С - Ц в тексте. Логопед: Однажды с цаплей произошла интересная история. Она захотела рассказать об этом. Прочитайте рассказ цапли и замените картинки словами (слова в скобках заменены картинками). Назовите слова со звуками занятия. Скажите, какие слова могла выбрать цапля, а какие - аист? Птица помогла У тети Тани на (палец) было золотое (кольцо). Проходила раз тетя Таня по (мост) через (болотце) и уронила в воду (кольцо). Она очень расстроилась. Вдруг видит: идет по (болотце) большая серая (цапля). Подошла (цапля) поближе, сунула длинный (клюв) в воду и достала (кольцо). Тетя Таня была очень рада. III. Итог занятия Логопед: Припомните тему занятия. Назовите из рассказа слова со звуком, для которого подходит следующая характеристика: согласный, твердый, глухой, сложный. ЗАНЯТИЕ 52 Тема: Дифференциация звуков Ч - Щ. Цели и задачи: познакомить детей со звуками Ч - Щ и их сравнительной характеристикой; учить дифференцировать звуки Ч - Щ в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях; развивать логическое мышление; формировать навыки работы с обобщениями, со словами-паронимами, навыки слогового анализа и синтеза; закреплять навыки правильного написания слогов ЧА- ЩА, ЧУ -ЩУ, навыки словообразования при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях; развивать зрительную память, внимание и восприятие. Оборудование: буквы Ч - Щ (запись на доске); символы для обозначения звуков Ч - Щ на письме; зеркала (на каждого ребенка); пособие: «Дремучий лес» (на доске); пособие «Болото»; демонстрационные картинки: Чудовище, Кощей и Змей Горыныч.
Ход занятия /. Оргмомент 1. Развитие логического мышления и слухового восприятия (задание 2, с. 24). Логопед: Послушайте ряды слов и выделите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее. -скрипка, клеши, баян, гармонь (инструмент); -бельчонок, зайчонок, щенок, тигренок (домашнее животное); -зонтик, летчик, домик, бантик (одушевленный предмет); -груша, чеснок, яблоко, виноград (овощ)', - нос, глаз, рот, щеки (существительное в форме множественного числа). 2. Знакомство с темой занятия. Логопед: Назовите «лишние» слова и определите парные шипящие согласные. 3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть 1. Произнесение звуков Ч - Щи сопоставление артикуля-иии. 2. Сравнительная характеристика звуков Ч - Щ (задание 1. с. 24). Ч - согласный, глухой, только мягкий, состоит из двух звуков (Т+Ш); Щ - согласный, глухой, только мягкий, простой. 3. Развитие фонематического восприятия. Выделение звуков: - изолированно: Ч, Ш, Щ, ТЬ, Т, К, Ц, Ч, Щ, Ш, Щ, Ч; - в слогах: ЧА, ЩА, ЩО, АЧ, ЧУ, ЩУ, ЩИ, ЧИ; - в словах: чай, щи, цифра, шить, щит, чей, шутить, щурить, шарить*. 4. Дифференииаиия Ч - Щ в слогах. Знакомство с героем занятия. Логопед: Живет в пещере чудовище, Хранит в лапищах сокровище, Охраняет свое жилище. Пробираться надо всех тише. Сегодня мы отправляемся в страшную и темную пещеру, где живет заколдованное чудовище. Оно держит у себя в подземелье много словечек со звуками Ч - Щ. Их необходимо освободить и узнать, что охраняет чудовище и кто его заколдовал. Итак, в путь! Ни одно путешествие не обходится без приключений и опасных встреч. Вот перед нами первое препятствие - дремучий лес. Логопед выставляет на доску изображение дремучего леса. Логопед: Пробираться будем двумя группами: первая группа назовет слоги со звуком Ч, вторая группа - слоги со звуком Щ. Запишите слоги в два столбика (запись на доске) и укажите наличие изучаемых звуков.
5. Работа со словами-паронимами С задание 3. с. 24). Логопед: Пробираясь по темному лесу, мы набрели на избушку. Эта избушка - волшебная. Все слова, входящие в нее превращаются в другие, с парным согласным. Прочитайте слова и поменяйте букву Ч на Щ или наоборот. Запишите слова парами. Сравните по написанию, по звучанию и значению слова каждой пары. Образец: плач -плащ.... ЩЕТКИ ПОМОЧЬ ГОРЯЧИЙ ЩАДИТ ЩЕЛКА ПЛАЧ 6. Развитие слогового анализа и синтеза. Логопед: Мы миновали дремучий лес, а впереди непроходимое болото. Дороги дальше нет. Но можно прыгать по кочкам и преодолеть непроходимое болото. (Логопед выставляет на доску пособие «Болото». ) Будем двигаться по кочкам-слогам так, чтобы можно было составить из слогов слова. В каждом слове должен быть слог с изучаемой согласной. Слоги! ПИ, ЩА, ТУ, ЧА, ЧУ, ГУН, КУ, ЧА, РО, ЩА, ДА, ЧА, КРИ, ЧУ. Слова: пища, туча, чугун, чудак, качу, щука, куча, роща, дача, кричу. 7. Физминутка. Логопед: Мы удачно перебрались через болото и теперь спешим дальше. Но некоторые из нас немного устали. Предлагаю чуть-чуть передохнуть и сделать гимнастику для пальчиков «Пчелка». I Села пчелка на цветок, Сжать кулачки, вытянуть указатель- 1 Пьет она душистый сок. ные пальцы вперед и вращать ими, затем попеременно правой и левой рукой. 8. Развитие логического мышления {задание 4. с. 24 ). Логопед: Мы набрались сил, и теперь можно продолжить путь. Вот перед нами высокие горы. Как же перебраться через них? (На самолете, на вертолете, на ковре-самолете... ) Смотрите, какие-то загадочные надписи, похожие на математические примеры! Давайте решим их - может быть, тогда мы сможем перебраться через горы? Примеры: Света - та + ча; щу + рука - ру; роща - ро + вель. (Свеча, щука, щавель. ) 9. Закрепление навыков словообразования существительных при помощи суффиксов (задание 5. с. 24). Логопед: Вы отлично решили все примеры, и перед нами появился ковер-самолет. Летим! Мы у самого входа в пещеру, где живет чудовище. Вход завален огромным камнем. Откройте вход в пещеру чудовища - измените слова по образцу. Образец: червяк - червячок. ЧЕРДАК ЧЕРПА ЧЕСНОК ЗНАК КУЛАК ЧЕРВЯК 10. Закрепление знаний по теме «Профессии». Обогащение словаря (задание 6. с. 25). Логопед: Вот мы попали в пещеру чудовища. Впереди огромная комната, посреди которой стоит трон. А на троне сидит Змей Горыныч. Назовите профессии людей, тогда Змей Горыныч проводит вас к чудовищу. Укажите в словах звуки занятия. Картинки: врач, учитель, танцовщица, каменщик. П. Дифференииаиия Ч - Щ в тексте (задание 7. с. 25).
Логопед: Вы победили Змея Горыныча. Идем в пещеру. Вот и чудовище. Но мне кажется, что оно не такое уж и страшное. Присмотритесь, и вы заметите грустные глаза. Да ведь это же заколдованный человек! Вставьте в слова буквы Ч - Щ и перепишите текст. Укажите наличие звуков занятия. Тогда Змей Горыныч исчезнет, и чудовище будет расколдовано. На даче На берегу ре... ки стоит да... а. Около да... и берёзовая ро... а. В ро... е поют... еглы, ... ижи, сини... ки. Весело... ебе... ут пено... ки. На да... е живёт Лено... ка Щукина. У де-во... ки есть ов... арка Чанга. Лено... ка и... анга вместе гуляют в ро... е. ... анга хорошо умеет искать грибы. Учащиеся первого класса могут выполнять облегченный вариант задания: вставить в слова буквы Ч - Щ, прочитать текст и выписать слова со звуками занятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|