Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Предмет феноменологии религии. Соотношение феноменологии религии, философии религии, психологии религии и истории религии.




Перечень контрольных вопросов к экзамену по феноменологии религии

1. Предмет феноменологии религии. Соотношение феноменологии религии, философии религии, психологии религии и истории религии.

2. Основные идеи феноменологии религии.

3. Исторические формы феноменологии религии.

4. Зарождение феноменологии религии (Н. Фрере, Ш. Дюпюи,Б. Констан, Ш. де Бросс).

5. Феноменологические идеи Ф. Шлейермахера.

6. Влияние идей И.Канта и Г. Гегеля на формирование феноменологии религии.

7. Возникновение описательной феноменологии религии (К.Тиле, Н.Зёдерблом, П. Шантепи де ля Соссей).

8. Феноменология религии Р. Отто. Категория «Священное».

9. М. Шелер и феноменология религии.

10. Феноменологические идеи Г. ван дер Леува.

11. Методы и методологические принципы классической феноменологии религии.

12. Дескриптивная феноменология религии (Г. Виденгрен).

13. Типологическая феноменология религии (О. Хульткрантц, М. Элиаде).

14. Классическая феноменология религии К.Ю. Блеекера и ее современная критика.

15. Неофеноменология религии (Ж. Ваарденбург).

16. Категория священное в феноменологии религии.

17. Герменевтика и феноменология религии. Основные принципы герменевтического исследования религиозных текстов.

18. Священный предмет.

19. Священное пространство.

20. Священное время.

21. Священное число.

22. Смысл священнодействия, его структура.

23. Ритуалы и мифы как элементы религиозно-символической системы.

24. Представления о святости человека в религиозном сознании.

25. Проблема религиозного опыта в феноменологии религии.

26. Святой человек: пророк и мистик.

27. Священные сообщества.

28. Святое слово: пророчество и миф.

29. Понятие и структура мифа.

30. Мифологическая модель мира.

31. Священные тексты исторических религий.

32. Методы толкования священных текстов.

33. Священные представления и переживания.

34. Мистика как способ постижения божественной реальности.

 

 

Вопрос 1. Предмет феноменологии религии. Соотношение феноменологии религии, философии религии, психологии религии и истории религии.

 

Термин «феноменология религии» может означать: специфический метод или технику сравнительного или типологического исследования религиозных явлений (от Шантепи де ла Соссе до Гео Виденгрена и Оке Хульткранца); фундаментальную религиоведческую науку, выступающую основанием других наук о религии; отдельную область исследования в рамках религиоведения (Герардус ван дер Леув, Мирча Элиаде, Жак Ваарденбург); исследования религии, находящиеся под значительным (Макс Шелер, Поль Рикер) либо частичным (Рудольф Отто, Г. ван дер Леув, М. Элиаде) влиянием философского феноменологического метода; как философскую и теологическую дисциплину либо введение в теологию (Фридрих Шлейермахер, Пауль Тиллих, Эдвард Фарлей).

Подчас в качестве синонима «феноменологии религии» употребляется термин «типология религии», иногда утверждается, что это две различные дисциплины: задачей феноменологии религии является понимание и истолкование сущности религии, в то время как типологии религии – конструирование «идеального типа» религии, хотя и отсутствующего в современном мире, но позволяющего понять и упорядочить эмпирические явления (независимо от географических и хронологических факторов) на основе их собственных внешних и (главное) внутренних свойств и особенностей.

В современной науке под феноменологией религии понимают научную дисциплину, которая является составной частью религиоведения и представляется специфической методологической базой исследования религиозных явлений. В историко-философской традиции феноменологией религии, в не строгом понимании, называют философское изучение, описание, сравнение и классификацию феноменов религии посредством философского инструментария (в данном случае методологическими способами феноменологии Э. Гуссерля).

Феноменология религии относительно молодая научная дисциплина, сформировавшаяся в начале 20 века на базе использования методологии философии и теологии и их категориального аппарата. Она призвана философско-феноменологическими методами исследовать религиозные явления, что позволяет рассматривать ее как составную часть философских наук и отводить определенное место в системе знания о религии. В настоящее время феноменология религии, как научная дисциплина, имеет свой научно-исследовательский статус и занимает промежуточное положение между науками о религии (социология религии, психология религии, религиозная антропология, история религии) и теориями религии (философии религии, теология, богословие).

В религиоведческой традиции впервые понятие «феноменология религии» появляется в исследованиях П.Д. Шантепи де ля Соссей, который использует его в контексте формирования новой науки о религии (конец 19 в. – начало 20 в.). Ученый указывает, что существующая мировоззренческая наука о религии, т.е. философия религии, и эмпирическая наука о религии, т.е. история религии, не дают полной характеристики существующим феноменам религии.

Хотя философия религии и история религии находятся в тесной исследовательской взаимосвязи (философия в своих рассуждениях и умозаключениях опирается на конкретные исторические факты, а история прибегает к философской критике, классификации, методологическому обоснованию исторического материала), они не способны до конца обнаружить глубинную сущность некоторых религиозных явлений и описать (интерпретировать) их существенные качества. Сопоставлением, группировкой и описанием феноменов религии на всех уровнях (психологическом, историческом, метафизическом) их проявления призвана заниматься феноменология религии, образующая переход от истории религии к философии религии.

Феноменология религии, таким образом, рассматривает религию с ее субъективной и объективной стороны, заключающей в себе психологическую (религиозный опыт, религиозная вера, религиозное сознание) и метафизическую (умопостигаемую) части.

Первоначально исследовательским предметом феноменологии религии выступают такие специфические религиозные феномены, как «священное», «нуминозное», «абсолют», «трансцендентальное», «гипостазированные сущности» и т.п., которые, с точки зрения феноменологов религии, нуждаются в глубинном постижении онтологической сущности, а не в фиксации визуального существования, что в свою очередь и составляет ее задачу.

Специфика феноменологии религии выявляется при определении ее предметной сферы, исходным пунктом которой становится рассмотрение слова “религия”. В отличие от философии религии феноменология анализирует не понятие, а именно слово, полагая, что в понятии религии содержатся определенные мировоззренческие или идеологические предпосылки. Устанавливая значение слова “религия” исходя из языка, феноменология тем самым сближается с герменевтикой. Как известно, слово “религия” латинского происхождения, однако этимологи возводят его не к religo (religare — связывать), а к relego (relegere — перечитывать, вновь обдумывать, почитать). Важно заметить, что relegere не употребляется по отношению только к субъекту или объекту, но характеризует связь между ними, т. е. указывает на предмет, требующий и заслуживающий особого внимания со стороны субъекта. Ф. Хайлер, например, передает значение слова “религия” глаголом sorgsam beachten (нем. — проявлять особое внимание). Религия как феномен не принадлежит ни к миру лишь субъективного, ни к миру лишь объективного, но относится к взаимодействию того и другого. Предмет, который указан особым - религиозным - способом отношения к нему человека и общества, в феноменологии определяется как святое.

Как замечал Ф. Хайлер, “numen — священное и божественное — находится по ту сторону чувственного восприятия, но он видим и слышим в оболочке внешних явлений, его можно представить с помощью картин, нарисованных воображением, и постичь в определенных душевных переживаниях”. Святое проявляет себя в трех сферах, изображаемых в виде концентрических окружностей: священные предметы, священные представления и священные переживания. Эти сферы имеют общий центр, который, однако, никак не обозначается, даже точкой (она как бы предполагается, но ставит ее лишь наше воображение), и в предметную область феноменологии не входит, поскольку представляет неявленное безымянное святое, desus absconditus (скрытое божество).

Однако между всеми окружностями существует корреляция, и, в частности, с ней, по мнению Ф. Хайлера, связан тот факт, что невозможно создать чисто духовную религию, исключающую священные предметы, хотя попытки к тому были неоднократные. Иными словами, для религии оказывается справедливым положение теории познания: нет ничего в духовном такого, что до этого не было в чувственном. Религия проявляет себя во внутреннем единстве трех сфер - предметов, представлений и переживаний.

С утверждением этого единства связан еще один элемент, играющий значительную роль как в религии, так и в магии - чудо. Однако в феноменологии магия и религия различаются. Первая прежде всего - техника, которой можно обучиться, она основывается на неких, пусть и непонятных для большинства, но все же законах; это нечто, постоянно, сопоставляемое с наукой, - либо сверхнаука, либо протонаука, преднаука, донаука. Магия для одних - эзотерическая собственность узкого круга посвященных, для других - пустая фантастическая теория и деятельность, но общее в оценке - расчетливый характер такой деятельности. Из-за него магия лишена собственно религиозного элемента - благоговейного страха перед святым, иными словами, в ней отсутствует иррациональный компонент, который Р. Отто и называл нумен.

Являясь нехристианским по своему происхождению (поскольку Ветхий и Новый Заветы написаны не на латыни), слово “религия” довольно рано проникает в христианство и используется как в латинском переводе Библии, так и в творениях латинских отцов церкви. Оно приобретает значение “связь” - человека и Бога, Бога и мира, характеризует отношение относительного к абсолютному и противопоставлено “греху” - разделению человека и Бога. Такое понимание не противоречит исконному значению слова.

В настоящее время феноменология религии представляется самостоятельной религиоведческой дисциплиной, исследующей религиозные феномены посредством направленности сознания на феноменологический предмет и дальнейшей реализации их значений и смыслов, с последующим систематическим описанием и классификацией на основе соотнесения и сравнения.

Феноменология религии признает исторический и социокультурный полиморфизм, но рассматривает религию, как нечто совершенно независимое от исторического развития. Она отрицает религию как историческое явление, в котором видит лишь поверхностное проявление религиозной сферы. С точки зрения феноменологии, история не способна ухватить первостепенную сущность религиозных феноменов («нуменозное», «священное» и т.п.) и представить их онтологическую полноту как отдельно друг от друга, так и в системном взаимодействии. Феноменология религии рассматривает религиозные феномены как определенную данность, при этом вырывает их из контекста развития, из временных и пространственных рамок.

Изначально феноменология религии призвана обнаружить, описать и охарактеризовать эмпирические недоказуемые феномены религии (Бог, душа и т.п.), представить их в спектре естественного существования. Другими словами, феноменология религии основывается на признании объективного существования и проявления некоторых религиозных феноменов - hierophanie (от греческого hiero - священный и phanie - проявление), которые усматриваются через сопричастность человека к священному (например, чувство любви к Богу) и отличаются от реально проявляемых религиозных явлений (культовая деятельность, религиозные отношения и т.п.).

Иногда понятие феноменологии религии используется в широком смысле. Высказываются мнения, что феноменологические изыскания в области религии носят личностный характер и являются формой литературной и эстетической критики в большей степени, чем серьезной наукой, поэтому существует столько феноменологий, сколько феноменологов. Иногда понятие «феноменологическое религиоведение» применяется к тем исследованиям, к которым имеет весьма приблизительное отношение. Например в антологии, озаглавленной «Феноменология религии» (1969, изд J.B.Bettis) выделяются три типа феноменологии религии: философская феноменология религии, использование феноменологического метода в истории религии и использование феноменологического метода для анализа религиозных идей, практик и т.п. В книге цитируются Ван дер Леу, Кристенсен, Фейербах, Маритен, Шлейермахер, Тиллих, Малиновский и Бубер, а феноменология рассматривается как подход, а не как метод исследования.

Феноменологическое религиоведение первой половины ХХ века, представленное по преимуществу протестантскими теологами, характеризует феноменологию религии как теоретическое оправдание научных изысканий вне христианской сферы. Оно было связано с тем, что исследователи полагали, что, будучи христианами, они не могут до конца понять другие религии.

Особенностью этого этапа феноменологического религиоведения было рассмотрение религии в целом или одного явления, относящегося к религии, путем сквозного анализа по всем культурам. Особенно ярко это проявилось в энциклопедических изданиях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...