Долг человека перед самим собой
Человек в жизни, независимо от своего образа действия и пути, по которому он следует, на самом деле, не желает ничего, кроме своего счастья и благополучия. Поскольку познание истины является производным от познания самой вещи, мы, не познав себя, не сможем познать наши истинные потребности, в удовлетворении которых заключается наше счастье. Поэтому важнейшей задачей человека является самопознание, чтобы таким образом он мог познавать свое счастье и благополучие и стремился к их удовлетворению при помощи имеющихся в его распоряжении средств и не тратил впустую свою драгоценную жизнь -единственное свое богатство. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто познает себя, тот познает и бога». Повелитель правоверных (да будет мир с ним) говорил:. «Познавший себя человек достиг высшей стадии познания». Человек, познав себя, уясняет, что главная его обязанности - это дорожить своей человеческой сущностью. Человек не должен отдать во власть страсти свою прекрасную сущность. Он должен стремиться к внешней и внутренней чистоте, чтобы достичь сладкой и прекрасной вечной жизни. Повелитель (да будет мир с ним) правоверных говорил: «Для человека, дорожившего собой, все плотские желания низки и никчемны». Существо человека состоит из двух начал - души и тела. Долг человека заключается в обеспечении здоровья и стойкости обоих начал. Человек должен приложить усилия к чистоте своей души и тела, о чем даны достаточные и точные предписания в исламе. Гигиена тела Отказ от вредоносных вещей и привычек. Ислам при помощи целого ряда инструкций в достаточной мере обеспечивает здоровье и гигиену тела. Например, запрет на употребление крови, мертвечины, мяса некоторых животных и токсичной пищи; запрет на употребление алкогольных напитков и нечистой воды, обжорство, нанесение вреда своему организму, а также другие предписания.
Чистоплотность Чистота является важным фактором для обеспечения здоровья, в связи с чем священная исламская религия уделяет этому вопросу большое значение. Значение, которое придается чистоте в исламе, не встречается в других религиях. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Чистота является часть веры». Ислам говорит о чистоте не только в целом, но и дает соответствующие рекомендации по частным случаям, таким как стрижка ногтей, удаление лишних волос головы и тела, умывание рук до и после еды, расчесывание волос, полоскание рта и сморкание, чистка зубов щеткой несколько раз в день, уборка дома, содержание дорог и дверей в чистоте, уборка под деревьями и т.д. Кроме этих предписаний в исламе узаконены молитвы, при совершение которых следует постоянно соблюдать чистоту. Например, очищение тела и одежды от грязи, неоднократное частичное омовение (вуду) для совершения молитвы, различное полное ритуальное омовение тела (гусль) для совершения молитвы и соблюдения поста. Полоскание рта и чистка зубов щеткой Рот является часть пищеварительного тракта. После еды рот загрязняется и остатки пищи остаются между зубами, на поверхности языка и т.д. В результате этого во рту появляется неприятный запах. Иногда из-за процесса брожения и химической реакции остатков пищи появляются токсичные вещества, которые вместе с едой попадают в желудок. Более того неприятный запах изо рта портит воздух и вызывает неприятные чувства у окружающих. В связи с этим исламский шариат предписывает мусульманам ежедневно (особенно перед каждым омовением) чистить свои зубы щеткой и полоскать полость рта чистой водой.
Сморкание Дыхание является необходимым требованием человеческого организма. Обычно воздух в жилых массивах содержит пыль, грязь и т.п. Разумеется, такой воздух вреден для органов дыхания. Для предотвращения этого вреда Милостивый Бог предусмотрел особые волосы в носу. Эти волосы предотвращают попадание пыли в легкие. Иногда из-за скопления пыли и грязи в ноздрях эти волосы не могут надлежащим образом выполнять свои функции. Поэтому исламский шариат предписывает мусульманам ежедневно перед омовением несколько раз вдыхать в нос чистую воду и сморкаться и тем самим очищать дыхательные пути. Чистота души Моральное воспитание Человек инстинктивно понимает ценность похвальной морали и ее личное и общественное значение. Поэтому в обществе невозможно найти человека, который не восхвалял бы мораль и не уважал бы нравственных людей. Значение, уделяемое человеком похвальной морали, не нуждается в пояснении. Всем очевидны обширные предписания ислама по вопросам нравственности.
Всевышний говорит: Клянусь землей И тем, как распростерт ее покров, И всякой душою, И соразмерностью ее (Для проживания на сей земле), - Ее прозрением о том, что праведно,что скверно. Поистине, восторжествует тот, Кто чистоту ее блюдет, Потерпит поражение тот, Кто развратит ее! 91:7-10 Овладение знаниями Овладение знаниями является одним из похвальных духовных достоинств. Всем очевидно преимущество и превосходство грамотного человека перед неграмотным. Именно сила разума и знание отличает человека от животных. Каждое животное в соответствии со свойственным ему строением обладает определенными инстинктами, при помощи которых удовлетворяет свои жизненные потребности. Они в своей жизни неимеют никакой надежды на развитие и прогресс и никогда не могут открывать перед собой и другими новые врата. Только человек при помощи силы своего разума в состоянии каждый день добавлять к имеющимся новые знания. Открывая законы природы и метафизики, человек дает новый импульс и толчок развитию своей материальной и духовной жизни и, обращая свой взор на прошлое, закладывает основы своего будущего. Пророк (да благословите его Аллах и приветствует) говорит: «Овладение знаниями обязательно для любого мусульманина».
В другом случае он говорил: «Идите за знаниями, даже если придется идти до Китая». Пророк (да благословите его Аллах и приветствует) также говорил: «От колыбели до могилы стремитесь к овладению знаний». Ислам настойчиво призывает к изучению тайн творения и мышления в небесах и на земле, природы человека, истории народов и наследия предков (философии, математики, естественные науки и т.п.). Ислам также призывает и поощряет овладение вопросами этики и канонов (мораль и исламская юриспруденция) и связанных с обустройством жизни человека ремесел. Пророк (да благословите его Аллах и приветствует) придавал знаниям такое значение, что когда группа неверных попала в плен в сражении при Бадре, он приказал освободить пленных за большой выкуп. Но при этом Пророк (да благословите его Аллах и приветствует) освободил от выкупа обученных грамоте пленных, при условии что каждый из них научит десять молодых мусульман читать и писать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|