Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Долг человека перед подчиненными и нуждающимися




Несомненно, общество зародилось для удовлетворения потребностей людей. Наиболее важная задача членов любого общества заключается в оказании помощи нуждающимся и немощным и удовлетворении потребностей людей, которые сами не в состоянии делать это.

Сегодня стало очевидным, что беспечное отношение богатых к трудностям неимущих людей, является величайшей опасностью, которая может уничтожить любое общество. При этом богачи станут первыми жертвами этой опасности.

Учитывая эту угрозу ислам еще четырнадцать веков назад предписал, чтобы богатые ежегодно распределяли часть своего богатства среди неимущих. Но если этого окажется мало для удовлетворения их нужд, желательно, чтобы богатый жертвовал во имя бога для улучшения жизни бедняков столько, сколько может.

 

Господь Бог говорит:

И никаким путем вам благочестия не обрести,

Пока вы милостью не будете давать того,

И что бы вы из благ своих не издержали,

Господь, поистине, об этом знает. 3:92

 

До нас дошли многочисленные предания о служении народу. Пророк (да благословите его Аллах и приветствует) говорил: «Лучшим человеком является тот, кто приносит пользу людям».

Пророк (да благословите его Аллах и приветствует) также говорил:

«В день воскресения пред Богом более высокое положение занимает тот, кто был более отзывчивым к рабам божьим».

Помогай друзьям в беде Чтоб бог помогал тебе Настанет день пожнешь, семена Добра посеянные сегодня.

Долг человека перед обществом

Как мы знаем, люди работают на основе кооперации и прибегают к услугам друг друга для удовлетворения своих жизненных потребностей. Общество, состоящее из людей, подобно человеческому организму, в котором каждый человек является частью единого организма.

Каждый орган человеческого тела осуществляет свойственную ему функцию и при этом пользуется не только результатами своей деятельности, но и результатами деятельности других органов. Другими словами, каждый орган в процессе своей деятельности помимо своих потребностей удовлетворяет потребности и других органов человеческого организма и продолжает свое существование благодаря функционированию остальных органов. Если какой-либо орган проявлял бы эгоизм и не содействовал бы другим органам в выполнении их функций, например, если в процессе выполнения какой-то работы руками или ногами глаза не оказывали бы им помощь или рот ограничился бы только жеванием пищи и получением наслаждения от него, забывая при этом проглотить пищу для удовлетворения потребностей желудка, в таком случае человек погиб бы, а это в свою очередь привело бы к гибели органа, проявляющего эгоизм.

Обязанности членов общества перед обществом сродни взаимоотношениям органов человеческого организма, т.е. человек помимо своих интересов должен думать и об интересах общества. Он должен принимать во внимание пользу, которую приносит обществу его деятельность, чтобы самому воспользоваться результатами своей деятельности. Он должен приносить пользу остальным, чтобы сам тоже мог получить пользу. Он должен защищать права других, чтобы никто не посягал на его личные права. Эта истина, которую мы воспринимаем нашим нутром. Ислам, основанный на принципе врожденности и творения, не имеет иной позиции, кроме указанной.

Пророк (да благословите его Аллах и приветствует) говорил:

«Мусульмане друг другу братья и перед чужими они должны предстать как единый кулак, единое сердце и единая сила».

Он также говорил:

«Мусульманин - это тот, кто не обижает остальных мусульман ни поступком и ни словом своим».

«Кто не уделяет внимание делам мусульман, тот не мусульманин».

Трое из мусульман не участвовали в сражение при Тубуке, когда Пророк (да благословите его Аллах и приветствует) во главе исламского войска направился к границе Рима. После возвращения войск указанные лица вышли навстречу войск и поздоровались с пророком. Но Пророк (да благословите его Аллах и приветствует) отвернулся от них и не ответил на их приветствия. Остальные мусульмане тоже отвернулись от них. В городе Медине все перестали разговаривать не только с ними, но и с их женами. В конечном итоге они оказались в безвыходном положении и были вынуждены искать убежище в Мединских горах, где занимались покаянием. Через несколько дней Господь принял их покаяние и они смогли вернуться в город.

Справедливость

В Коране и преданиях о предводителях религии понятие справедливости включает личную и социальную справедливость.

Священная исламская религия уделяет внимание этому вопросу в обоих значениях.

Личная справедливость

Личная справедливость означает, что человек должен воздержаться от лжи, злословия и других великих грехов и не упорствовать в совершении остальных грехов. Человек, обладающий такими качествами, называется справедливым и в соответствии с правилами ислама может заниматься судебной деятельностью, управлением, предводительством, стать примером для подражания, а также занимать другие социально значимые посты. Человек, не отвечающий этим требованиям, лишается такой возможности.

Социальная справедливость

Социальная справедливость означает, что человек не должен посягать на права остальных, признавать равноправие всех перед божьим законом, не поддаваться эмоциям и чувствам, не уклоняться от прямого пути.

 

Всевышний говорит:

Аллах повелевает справедливость. 16:90

В многочисленных стихах и преданиях подчеркивается необходимость соблюдения справедливости в делах и словах. Господь Бог в нескольких местах своего слова проклинает угнетателей.

В науке о морали справедливость понимается в смысле умеренности в плотских привычках и свойствах. Этими качествами наделен тот, кто соблюдает личную и социальную справедливость.

Правдивость

Взаимное общение людей, составляющее основу человеческого общества, осуществляется при помощи языка. Поэтому правдивое слово, раскрывающее человеку тайную истину, является необходимой основой общества. Правдивые слова приносят большую пользу человеческому обществу.

Пользу правдивости в нескольких словах можно изложить следующим образом:

1. Правдивый человек пользуется доверием себе подобных, что освобождает остальных от необходимости проверять сказанные им слова.

2. Правдивый человек чист перед своей совестью и его не мучают угрызения совести, вызванные ложью.

3. Правдивый человек исполняет свои обещания и надежно обеспечивает сохранность вверенных ему вещей, потому что правдивость в словах неотделима от честности и надежности в делах.

4. Благодаря правдивому слову устраняются многие разногласия и конфликты, потому что причиной возникновения многих трений является то, что одна или обе стороны отрицают правду и истину.

5. Само по себе устраняется причина многих нравственных недостатков и нарушения законов и правил, потому что люди прибегают к вранью именно ради сокрытия таких деяний.

Повелитель правоверных (да будет мир с ним) говорил: «Истинный мусульманин - тот, кто предпочитает лжи, которая идет ему на пользу, правдивое слово, даже если это наносит ему вред, и получает внутреннее удовлетворение от такого предпочтения».

Ложь

Ложь в исламе входит в число великих грехов, за которые в божьем слове обещаны вечные муки.

Ложь считается грехом и низким поступком не только в шариате, но и с позиции разума очевидна ее низость и недопустимость. Распространение этого недостойного поступка в обществе за короткий срок разрушает основы доверия, которое является единственным связующим звеном в обществе. Разрыв этих отношений на самом деле приводит к взаимной подозрительности людей, вследствие чего они ограждаются друг от друга, хотя внешне живут в едином обществе.

Вредность лжи

Из пояснений, данных по поводу правдивости, становится ясным вред, наносимый ложью. Лжец - это коварный враг человеческого общества, который своей ложью, являющейся величайшим грехом, разрушает общество. Ложь подобно наркотику убивает разум и сознание общества и скрывает истину и правду или как алкоголь опьяняет людей и препятствует разуму различить добро и зло.

Поэтому ислам считает ложь величайшим грехом и не признает лжеца религиозным человеком.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Три группы людей являются лицемерами, даже если молятся и соблюдают пост - лжецы, люди, не держащие своего слова, и люди, злоупотребляющие доверием».

Повелитель правоверных (да будет мир с ним) говорил: «Человек тогда поймет вкус веры, когда откажется от лжи, даже если он прибегает к ней ради шутки».

 

Хула и клевета

Злословие о ком-нибудь или осуждение кого-нибудь в случае его правдивости называется хулой, а в случае лживости - клеветой, наговором.

Разумеется, Господь Бог не создал человека непогрешимым (за исключением пророка и имамов). Человек из-за присущих ему недостатков не гарантирован от ошибок. Все люди живут за покровом, который набросил проницательный Бог на их поступки, и если хоть на миг снять этот божий покров с их недостатков, то все возненавидят друг друга и тем самим будут разрушены основы общества. В связи с этим Всевышний запретил хулу, чтобы люди за глаза не поносили друг друга и тем самим их жизнь внешне выглядела красивой, чтобы постепенно внешняя красота содействовала внутреннему исправлению людей.

 

Всевышний говорит:

И за спиной друг друга не злословьте.

Захочет кто-нибудь из вас

Есть мясо умершего брата? 49:12

 

Клевета является более греховным и низким деянием, чем хула. Ее низость очевидна разуму. Господь Бог в своем слове низость и недозволенность клеветы считает очевидной и говорит:

Ведь измышляют ложь лишь те,

Что не уверили в знамения Господни. 16:105

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...