Инструменты политической власти
Сила — это важнейший инструмент политической власти. Любая власть в современном мире обречена на использование силы, т.к. процесс властвования предполагает принуждение и даже насилие. В данном случае источником подчинения выступает способность субъекта непосредственно воздействовать на объект или его окружение. Обладание властью в форме силы означает возможность оказать намеренное влияние на тело или психику объекта или ограничить его потенциальные действия. Обычно понятие «сила» используется для обозначения воздействия на физическую сторону бытия объекта, на его тело, т.е. в значении «физическая сила». На взгляд В.Г. Ледяева, понятие вполне применимо и к воздействию на сознание (психику) объекта, т.е. может использоваться и в значении «психическая сила». Д. Ронг, также придерживающийся данной точки зрения, пишет, что психическое насилие является весьма распространенным способом властвования. Оно может приобретать институционализированные формы, например, в виде ритуальных церемоний унижения, практики черной магии и колдовства, произнесения проклятий и т.д. Психическое насилие, в процессе которого субъект власти оказывает негативное воздействие на психику, менталитет или эмоциональное состояние объекта, часто осуществляется совместно с физическим насилием и не может быть отнесено к другой форме власти [60, с.283]. «Силой, — утверждал религиозный философ С. Вейль [36, с.350], — является то, что принуждает кого-либо подчиняться вещи. Когда сила доходит до конца, она превращает человека в вещь в буквальном смысле этого слова, т.к. превращает его в труп». Нет и не может быть государства, не облаченного, говоря словами А. Грамши [26], в «броню принуждения». Более развернутое определение силы дано у Ж. Френа [3, с.351], видного французского политолога: «Мы называем силой, — утверждает он, — совокупность средств давления, принуждения, разрушения и строительства, которую политическая воля и разум... приводят в действие, чтобы сдержать другие силы».
Следует сказать, что в отношении силы и ее практического применения первостепенное влияние имеют идеологические, пристрастия, оправданность которых подкрепляется тем, что называется здравым смыслом. «Все правительства, — утверждал в свое время В. Парето [83], — используют силу, и все утверждают, что она основана на здравом смысле». Сила и угроза применения силы являются важнейшими факторами политического развития общества. Сила обеспечивает безопасность страны, а также достижение внутреннего согласия в обществе. Не существует государств без армии, полиции, служб безопасности и т. п. силовых структур. Даже международные отношения во многом строятся на основе силы. Международное право не исключает применения силы. Наглядный пример тому первая война в Ираке, которую вело, по сути дела, все международное сообщество. Сила широко использовалась для «умиротворения» Югославии в 2000 г. Сила основывает действия международных сил в борьбе с террористами в Афганистане. Велика роль силы и во внутренней политике. Крупные преобразования в обществе всегда предполагают использование властями в той или иной степени принуждения для преодоления, как правило, имеющего место сопротивления этим преобразованиям. Своеобразным выражением силы является и принцип большинства, лежащий воснове парламентской демократии. Голоса большинства парламентариев дают силу власти в ее действиях по осуществлению конкретных мер в реализации воли законодателей. Важно различать способность субъекта добиться подчинения объекта путем использования силы и путем угрозы использования силы (принуждение). Некоторые авторы фактически смывают различие между этими двумя видами власти. По поводу этого Бэкрэк и Бэрэтц [60 -284]резонно замечают, что здесь мы имеем дело не с использованием силы, а с угрозой использования силы.
При всей их внешней схожести, сила и принуждение различаются по своим параметрам, возможностям, способам применения и результатам. Д. Истон [43], проводящий концептуальное разграничение между силой и принуждением, пишет: Я различаю силу и угрозу силы.... Есть большая разница между реальным исключением человека из политической системы путем его тюремного заключения и угрозой тюремного заключения. В случае угрозы, человек может быть склонен подчиниться,... тогда как при использовании силы он продолжает отказываться повиноваться решению властей, но вынужден с ним смириться. Принуждение как форма политической власти имеет место в случае явного несовпадения интересов субъекта и объекта. Источником подчинения выступает угроза использования санкций в случае отказа повиноваться команде. Термин «угроза», как указывает Д. Болдуин, имеет различные значения: · деятельность А по изменению поведения Б; · восприятия Б, который предвидит для себя какую-то опасность или вред; · отношение между А и Б, в котором А стремится заставить Б почувствовать угрозу и ему это удается [60, с.284]. Универсальным инструментом политической власти в регулировании всей совокупности социальных отношений является право. Оно берет начало в структурах человеческого разума, предписывающего определенный порядок в межличностных и вообще социальных отношениях. Право всилу этого находится в непосредственной близости к рациональной логике. Не случайно право называли в древности ratio scripts — писаный разум. Именно право регулирует социальное поведение. Триумф писаного права неотделим от таких качеств самого права, как видимость и фиксированный характер. Будучи продуктом человеческого разума, право представляет собой результат человеческой воли, нацеленной на действие. Оно переплетается с моралью и этикой. В этих сферах воля подчиняется более или менее очевидному и легитимному выбору. И не имеет значения, о каком выборе идет речь — индивидуальном, коллективном или выборе в масштабах всего государства. При этом право является внешним правилом, порождением внешнего принуждения и внешних санкций. Оно выступает как социальная гарантия выполнения обязательств и правил всеми, кого они касаются.
Хронологически сила может предшествовать праву. Это бывает в тех случаях, когда власть завоевывается в результате государственного переворота, победоносного восстания, военного завоевания и т. п. В этих случаях действующее право попирается силой. Однако если власть желает выжить, она нуждается в подкреплении своих действий правом как эффективного средства регулирования отношений в обществе. Сила теснейшим образом связана с правом. При этом и сила, и право имеют свое собственное предназначение. Нет никакого подчинения права силе. Как нет и однозначного подчинения силы праву. Взаимодействие между ними может носить как согласованный, так и противоречивый характер. Силу никак нельзя интерпретировать как прекращение права, а право само по себе не обладает силой. Только на основе соединения права и юридических институтов с силой государства можно создать такие условия, когда они (право и юридические институты) обретут собственную силу и эффективность. Ясно одно — и право, и сила являются необходимыми, постоянными и обязательными элементами коллективной жизни. Религия и мораль также являются своеобразными инструментами политической власти. По важности и эффективности религия и мораль соперничают с правом. Это подтверждает богатейший исторический опыт человечества. В архаических, или примитивных, обществах право совпадает с религиозной моралью. Это в полной мере относится и к странам более позднего периода исторического развития, если говорить о религиозных государствах. В большинстве современных стран церковь отделана от государства. Но неправомерно говорить о религии как послушном инструменте власти. Отношения религии и власти значительно сложнее. Их отличает наличие взаимного интереса к сотрудничеству. Церковь, как правило, стремится поддерживать тесные отношения с властью и ее представителями, т.к. это отвечает, в конечном счете, интересам не только верующих сограждан, но и интересам всего общества. В свою очередь, политическая власть всегда стремится использовать влияние церкви на население с тем, чтобы укреплять свои позиции в обществе. К тому же и церковь, и власть решают одну и ту же взаимодополняющую задачу. Церковь, обращаясь к чувствам верующей части общества, стремится решить важнейшую задачу — утвердить мир и порядок в душе человека. Власть же, как мы уже отмечали, утверждает общественный порядок в государстве. И если порядок в обществе сочетается с миром и порядком в душе сограждан, то можно полагать, что такое общество находится в полосе процветания.
Как отмечает В.В. Желтов, подчинение властным распоряжениям и законам дается значительно легче, если оно сочетается с моральными принципами. В противном случае религиозная мораль, как нередко случалось в истории, побеждает власть, основанную на насилии, попирающем мораль [36, с.350]. Инструментом власти является и образование. Его сила в способности утверждать в сознании людей некие, отвечающие интересам власти стереотипы поведения. Образование играет незаменимую роль в процессах политической социализации личности и интеграции ее в политику. Оно оказывает сильное влияние на выработку гражданских позиций населения. Политическая пропаганда в современных условиях также может рассматриваться как инструмент власти. Она является мощным средством воспроизводства духовного подчинения граждан и может рассматриваться также как дополнительный инструмент права. Нужно сказать, что пропаганда является не только важным средством информации населения о деятельности власти, но и условием формирования нужного ей (власти) общественного мнения. Помимо принуждения и страха политическая власть широко использует такие средства как убеждение. Под убеждением в политической науке понимают воздействие на чувственное восприятие субъектов с тем, чтобы добиться от них действий, которые соответствуют требованиям властей. Для убеждения власти широко используют возможности религии и образования, а также пропаганды. Для повышения эффективности убеждения политическая власть широко использует возможности обольщения, которое основывается на разного рода обещаниях и аргументах с тем, чтобы получить согласие людей на проведение определенной политики. При этом власть оперирует как рациональными, так и иррациональными аргументами, обращенными к чувственному миру людей.
Важным инструментом властвования является манипуляция, которая представляет собой систему способов идеологического и духовно-психологического воздействия на людей с помощью средств массовой коммуникации. Задача одна — подчинить людей власти. Власть, основанная на убеждении и обольщении, обладает высокой устойчивостью. Политический мыслитель Э. Ален [36, с.356] заявил: «Самой энергичной является такая власть, которая получает одобрение свободного человека, точнее, свободное одобрение свободного человека. В таком случае сила оставляет свои штыки и стремится к обольщению». А это значит, что реализуется политика, исключающая применение силы. А.П. Плешаковвыделяет иные инструменты политвласти [86]. В частности: · Руководство, которое выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем разработки программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи; · Управление, проявляющееся в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на объекты с целью реализации установок руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т.д. · Организация, предполагающая согласование действий отдельных людей, групп, политических институтов. Чтобы управлять и руководить, нужно не только отдавать приказы сверху вниз (от руководителей и управленцев к подчиненным), но и обеспечить взаимосвязь, наладить контакты между людьми. · Контроль, представляющий способность властных органов и институтов постоянно следить за тем, как реализуются законы и распоряжения власти.
Политическая власть обладает наибольшим набором инструментов подчинения, ибо способна использовать ресурсы других видов власти. Кроме этого, у нее самый широкий диапазон их использования: от индивида до народа и даже ряда государств.
Вопросы для самоконтроля по тринадцатой главе
1. Изложите суть биологической концепции власти. 2. Изложите суть мифологической концепции власти. 3. Изложите суть теологической концепции власти. 4. В чем суть реляционистской концепции власти? 5. В чем суть бихевиористской концепции власти? 6. В чем суть психологической концепции власти? 7. В чем суть системной концепции власти? 8. В чем суть структурно-функциональной концепции власти? 9. В чем суть социологической и конфликтологической концепций власти? 10. В чем суть коммуникативной и постструктуралистской концепций власти? 11. В чем суть дуалистической концепций власти? 12. Назовите теории природы подчинения. 13. Охарактеризуйте феномен подчинения. 14. Какова роль авторитета в политике. 15. Что такое политическая садоидентификация? 16. Дайте понятие процесса властвования. 17. Как вы понимаете термин «субъект власти». 18. Дайте понятие объекту власти. 19. Какие методы властвования вы знаете? 20. Что такое лики власти? 21. Охарактеризуйте основания и ресурсы власти. 22. Назовите разновидности классификации видов власти. 23. Чем определяется соотношение властей в обществе. 24. Охарактеризуйте политическую власть и ее исторические формы. 25. Приведите и объясните определения политической власти. 26. Перечислите отличительные черты политической власти. 27. Какие свойства политической власти вы знаете? 28. Что такое социально-политическое влияние? 29. Перечислите основные функции политической власти? 30. Какие формы политической власти вы знаете? 31. Приведите пример типологии политической власти. 32. Какие новые тенденции в развитии политической власти вы знаете? 33. Какие инструменты политической власти вы знаете? 34. Какие ресурсы имеет политическая власть? 35. Охарактеризуйте структуру политической власти.
Глава 14.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|