Сложные семантические модальности
Во многих трансляциях ощущается одновременное присутствие сразу двух, а иногда даже и всех трех архетипов семантической семьи: и Фонового, и Когнитивного, и Стилистического. В таких случаях человек (сознательно или подсознательно) выбирает один из них как основной, а второй — как вспомогательный, и мы говорим, что трансляция имеет сложную семантическую модальность, когда к основной модальности добавляется субмодальность. Мы рассмотрим их «поименно». Использование фоновой модальности означает, что человек ничего «особенного» или конкретно-значимого не говорит — он лишь так или иначе формирует ситуацию, в рамках которой он (или его партнер) находится. Модальность фон (фон) Фоно-фоновая модальность используется, например, когда идет абстрактная или метафорическая расшифровка фоновой фразы: — Дело было давно — очень давно, и память о тех событиях растаяла. фон (фон) — Мы ведь давно с тобой дружим — как пара лебедей. фон (фон) — А теперь я готов предложить вам мой рассказ — он подобен оглушительной молнии! фон (фон) — А теперь я вам кое-что расскажу, из серии: «как оно в жизни иногда бывает». фон (фон) Фразеологизмы и пословицы в модальности фон (фон) Было — и быльем поросло. Из огня да в полымя. Земля русская вся под Богом. Русский народ — царелюбивый. Не лечиться худо, а лечиться еще хуже. Что сделано, то свято. Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности фон (фон). Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность фон (фон). Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность фон (фон). 1. — Мне нужен холодильник небольшого размера.
2. — Зачем тебе дельфин, Виля? 3. — Мне радостно это слышать. 4. — Бегу, бегу. 5. — Это не в моих силах. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность фон (фон). 1. — Не хотите ли пообедать, Боян? 2. — Давайте прогуляемся по парку, Эсфирь. 3. — Вы довольны своей работой, Аполлон? 4. — Ты слышишь в соседней пещере урчание саблезубого тигра, дорогой? 5. — Пришло время, Сусанна, сказать маме о наших отношениях. Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности фон (фон). 1. Предложение старшему брату отправиться на улицу. 2. Отказ от несвоевременного предложения руки и сердца. 3. Согласие с предложением когда-нибудь навестить общего знакомого. 4. Призыв к высокому начальнику повысить зарплату на фирме. 5. Косвенная просьба приватная отдаленная во времени к домашнему животному. Модальность фон (ког) Фоно-когнитивная модальность естественно возникает, когда в фоновой по общему смыслу трансляции присутствует существенное содержание — но оно все же не главное, а предварительное. Фоно-когнитивные трансляции встречаются, может быть, даже чаще, чем чисто фоновые — какой-то прямой смысл есть почти в любой реплике. Чисто фоновые трансляции это те, в которых совсем нет прямого смысла, не известного человеку; если же прямой смысл трансляции является для него новым и хотя бы немного существенным, то трансляция приобретает когнитивную субмодальность (иногда даже и модальность). Поэтому здесь нередко возникает ситуация амбивалентности: трансляция, являющаяся для протагониста чисто фоновой, воспринимается партнером в фоно-когнитивной модальности, а иногда даже в когнитивно-фоновой или вовсе чисто когнитивной. Вот, например, на пороге вашего дома появляется гость, который говорит:
— Сегодня свежо. Если этот факт хорошо вам известен, и гость знает, что этот факт вам известен, то модальность его реплики (и для него, и для вас) — чисто фоновая. Если он думает, что сегодняшнее похолодание вам неизвестно, и имеет для вас некоторое, но не очень существенное значение, то для него модальность его сообщения — фоно-когнитивная. Если же он обеспокоен вашим здоровьем и хочет, чтобы вы, выйдя на улицу, ни в коем случае не простудились, то модальность этой его реплики — когнитивная или когнитивно-фоновая (если он собирается развить свою мысль дальше, например, указать вам на необходимость надеть плащ). В какой же модальности прозвучит эта реплика для вас? Подумайте сами, и обратите внимание на то, насколько при этом для вас будет существенна интонация, с которой произнесена эта фраза гостя. Примеры фоно-когнитивных трансляций: — А теперь, дети мои, послушайте историю из моего детства, как я обманул свою маму и что из этого вышло. фон (ког) — (при входе дочери в дом) Ну наконец-то, прискакала коза. фон (ког) — А теперь можно сыграть так: я буду мамой, а ты — всячески за мной ухаживать. фон (ког) Фразеологизмы и пословицы в модальности фон (ког) В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Суть вот в чем. Быть беде! Бог попущает, и свинья гуся съедает. Рассказывает с пятого на десятое. Закон один на всех. Попасть в точку. Не лечиться худо, а лечиться еще хуже. В лесу дров не нашел. На Руси никто с голоду не умирывал. Путь-дорога. Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности фон (ког). Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность фон (ког). Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность фон (ког). 1. — Я слышу топот оленьего стада. 2. — Что интересного ты видел на улице, Виктор? 3. — Тебе понравился мой жених? 4. — Сибирь славится своими морозами. 5. — Хорошо на семинаре без руководителя. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность фон (ког). 1. — Как вам понравилась моя норковая шуба? 2. — Я так скучал по вас, Иван Пафнутьевич! 3. — Поймите, я работаю в зоопарке уже три года и знаю, о чем говорю.
4. — Сегодня, мама, я была в гостях у Иакинфа! 5. — И что, Евстратий, можете вы рассказать относительно миграции тунцов в Атлантическом океане? Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности фон (ког). 1. Начало рассказа о своей жизни до замужества. 2. Конец трагической истории о щенке. 3. Приглашение на танец молодой замужней женщины. 4. Сомнение в справедливости слов своего старшего товарища. 5. Восхищение публичное нарядом младшей подруги. Модальность фон (стил) Фоно-стилистическая модальность характерна для трансляций вводного или косвенного характера, имеющих определенный стилистический акцент — однако не затмевающий «фонового» аспекта трансляции. Примеры: — (встречая гостя, разочарованно) А, это ты... фон (стил) — (подчеркнуто льстиво) Хотелось бы, уважаемый Кузьма Филимонович, чтобы вы чувствовали себя в нашей фирме хорошо, ведь мы вас так преданно любим и безмерно уважаем... фон (стил) — (больно тыкая ребенка пальцем под ребра, заигрывающим тоном) А теперь я тебя мучить буду, терзать!.. фон (стил) Фразеологизмы и пословицы в модальности фон (стил) В Сибири бабы коромыслами соболей бьют. Поднять на смех. Будь здорова, как корова, плодовита, как свинья. Глядит, словно не солоно хлебавши. Все одно. Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности фон (стил). Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность фон (стил). Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность фон (стил). 1. — На завтра у нас нет еды. 2. — Ваш автомобиль проехал на красный свет. 3. — Неужели тебе не стыдно, Рафаил? 4. — Сегодня тебе, Натан, никто не звонил. 5. — Ура! Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность фон (стил). 1. — До каких пор я должен терпеть это безобразие, Мануил? 2. — Сережа опоздал на свидание? 3. — Когда ты, Анемподист, наконец объяснишь свое поведение?
4. — Я правда молодец, Манефа? 5. — Ты никогда больше не будешь так говорить, Самсон? Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности фон (стил). 1. Приглашение новой знакомой в любимый бар «Наслаждение». 2. Извинение перед начальником небольшое за случайный промах. 3. Сомнение в законности требований родителей. 4. Отказ косвенный от приглашения на свадьбу бывшей подруги. 5. Приглашение товарища на скорое семейное празднование. Модальность ког (фон) Когнитивно-фоновая модальность свойственна трансляциям, чей основной смысл — прямой, но относится к ситуации в целом, например: — Смени-ка тон, дорогой мой Елизар! ког (фон) — А я вам прямо скажу: засиделись вы, друзья мои, заскучали! ког (фон) — И чтобы вы знали: я — не продаюсь, во всяком случае, за деньги! ког (фон) Модальность ког (фон) нередко можно спутать с модальностью фон (ког) — все зависит от того, как в субъективном восприятии протагониста и партнера расставлены акценты, чего больше в трансляции — «фоновости» или «когнитивности». Здесь иногда дать априорный ответ сложно; важными намеками являются следующие: иньская модальность и предварительная осведомленность психологически усиливают фоновый акцент, ослабляя когнитивный (янская модальность и новизна информации — наоборот). Например, иньская фраза: — Ты можешь подойти ко мне, Исидор. — скорее всего будет воспринята партнером как фоно-когнитивная, в то время как ее янский вариант: — Подойди ко мне, Исидор. — вероятнее всего прозвучит для него в когнитивной модальности. Фразеологизмы и пословицы в модальности ког (фон) Родительское слово на ветер не молвится. Хоть по-старому, хоть по-новому, а все отец старше сына. Удалиться на покой. Отдать Богу душу. Ученье — свет, а неученье — тьма. Дело мастера боится. Дал муж жене волю — не быть добру. Позволить себе. Родиться в рубашке. Пустить козла в огород. Купить кота в мешке. С добрыми речьми милости просим. Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности ког (фон). Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность ког (фон). Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность ког (фон). 1. — И делать так — не смей! 2. — Парфен — невезучий человек, но — умница! 3. — И, представляешь, сует мне фальшивый доллар! 4. — А где тут граница нашей родины? 5. — Ах, как я страдаю! Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность ког (фон).
1. — Вы когда получили свои права? 2. — С какой скоростью можно ехать по скользкой дороге? 3. — Почему у бегемота короткие ноги? 4. — Продается ли на луне лимонад? 5. — Чем лошадь отличается от кобылы? Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности ког (фон). 1. Обращение к самому себе рано утром. 2. Призыв к сыну встать с постели. 3. Упрек небольшой ядовитый, обращенный к старшей сестре. 4. Восхищение красотой своей спутницы среднего возраста. 5. Корректное по форме сомнение в эффективности плана, предложенного непосредственным подчиненным. Модальность ког (ког) Когнитивно-когнитивная модальность характерна для прямых указаний с прямыми же уточнениями, например: — А сейчас мы, Анастасия, пойдем в зоопарк — и там накормим верблюда. ког (ког) — Нет, Рената, потому что ты — школьница. ког (ког) — Шустрик, этого — нельзя! — и даже не виляй хвостом. ког (ког) Фразеологизмы и пословицы в модальности ког (ког) Сеял — не смерил, ел — не считал. Черт стриг свинью — визгу много, а шерсти нет. Пар костей не ломит. Вынь да положь. Где прошла свинья, там и почесалась. Пришла беда — не брезгуй и ею! Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности ког (ког). Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность ког (ког). Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность ког (ког). 1. — Неужели вас, Доминик, никогда не тянет пройтись по улицам родного города? 2. — Ромуальд, накрывай на стол. 3. — Скучно вам одной, Вероника, живется? 4. — Приятно хотя бы иногда услышать свое имя, произнесенное с нежной интонацией. 5. — Знаешь, мне твоя Наталия — что козе баян. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность ког (ког). 1. — Расскажите о вашей жизни в эмиграции, Казимир! 2. — Не прикасайся ко мне, негодяй! 3. — А чему посвящена ваша жизнь в целом, Велимир? 4. — Тпру, родимый! 5. — (призывный взгляд) Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности ког (ког). 1. Восхищение природой, обращенное спутнице. 2. Элегическое воспоминание о молодости. 3. Приглашение нового знакомого на концерт старинной музыки. 4. Знакомство на горной тропе с любознательной девочкой. 5. Признание публичное большой искупаемой вины перед своим народом. Модальность ког (стил) Когнитивно-стилистическая модальность нередко возникает в прямых по смыслу трансляциях, произносимых с ощутимыми стилистическими особенностями — но не «затмевающими» непосредственный смысл трансляции, а усиливающими (или, иногда, ослабляющими) его. Примеры: — (грозно, с нажимом) Так ты идешь со мной или НЕТ?! ког (стил) — (с возмущением) Так знай, Мефодий: КУЛЬТУРНЫЙ человек такой ОХРЕНИТЕЛЬНОЙ чуши не несет — ему стыдно, как Канту, нарушившему свой категорический императив! ког (стил) Фразеологизмы и пословицы в модальности ког (стил) Родился сын, как белый сыр. Русский на авось и взрос. Покатиться со смеху. Ходить гоголем. С горы вскачь, а в гору — хоть плачь. Пристал, как банный лист. Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности ког (стил). Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность ког(стил). Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность ког (стил). 1. — Скучно с тобой говорить, Евстигней! 2. — Смени тему, Аким! 3. — Уфф! 4. — Да мне как-то неудобно... 5. — Эх, где наша не пропадала! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность ког (стил). 1. — Тебе не холодно, Ермен? 2. — И очень бывает в разговоре с мужчиной приятно, когда вдруг получишь неожиданный комплимент вроде бы ни за что. 3. — Хитришь, Василиса! 4. — Ну что ты, Фотий, обижаешься — я же тебя люблю! 5. — Сомневаюсь я в себе, вот что! Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности ког (стил). 1. Нескромное предложение незамужней новой знакомой. 2. Удивление по поводу раннего визита непрошеного гостя. 3. Призыв косвенный публичный к гостям расходиться по причине позднего времени. 4. Приветствие радостное хозяина дома. 5. Просьба к младшей сестре вести себя потише. Модальность стил (фон) Стилистически-фоновая модальность характерна для трансляций, воздействующих на ситуацию стилистическими методами; при этом прямой смысл трансляции является несущественным, и основной акцент стоит на стилистике. Модальность стил (фон) отличается от фон (стил) тем, что для трансляции в модальности стил (фон) целью является демонстрация стилистических особенностей, а материалом, на котором это происходит, является ситуация; а для фон (стил) - трансляции целью является воздействие на ситуацию, а средством — стилистические особенности трансляции. — засучивая рукава, выразительно) Эх, где наша не пропадала! стил (фон) — (надрывно) Ох-ох-ох! Тяжко! стил (фон) Фразеологизмы и пословицы в модальности стил (фон) Рыжий да красный — человек опасный! Была не была... Тряхнем стариной! Как гора с плеч свалилась! Любо дорого посмотреть. Стал, как бык, и не знаю, как быть. Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности стил (фон). Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность стил (фон). Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность стил (фон). 1. — Мне нужен свежий хлеб, Марго! 2. — Вы превысили скорость, мадам! 3. — Мой муж не любит невежливых молодых людей. 4. — Страдания лечат душу, но не тело, Эраст. 5. — Приходите, присоединяйтесь к нам! Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность стил (фон). 1. — Почему у орла изогнут клюв? 2. — Почему на озере не бывает барашков? 3. — Почему кошки прячут когти, а собаки — нет? 4. — Зачем льву на кончике хвоста кисточка? 5. — Чем енот отличается от барсука? Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности стил (фон). 1. Признание публичное своей незначительной старой вины перед матерью. 2. Упрек приватный горький, адресованный кукле. 3. Признание правоты критики по своему адресу. 4. Обращение к самому себе после сытного обеда. 5. Критика старого друга, разводящегося с четвертой женой. Модальность стил (ког) Стилистически-когнитивная модальность типична для трансляций, имеющих прямой смысл, который, однако, передается чрезвычайно выразительными стилистическими средствами, так что они выглядят уже как самоцель. — (истошно крича) Ой! Больно! стил (ког) — (ухмыляясь до ушей, интенсивно маша руками, жестами показывая: «Сюда, ко мне!») стил (ког) — (надрывно; покрывая слезами и поцелуями) Любомир! Приехал! Наконец-то! Любимый! Милый! Ненаглядный! стил (ког) Фразеологизмы и пословицы в модальности стил (ког) И по роже знать, что Сазоном звать. С твоей рожей только детей пугать! Дал бы Бог дородству, а красоту сама добуду. Каков привет, таков и ответ. Шиворот-навыворот. Охи да вздохи. Фигу тебе с маслом! Как корове седло. Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности стил (ког). Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность стил (ког). Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность стил (ког). 1. — Решим ваш вопрос, Харлампий, не беспокойтесь. 2. — Прошу ваше снисхождения, господа! 3. — Откуда у тебя в сумочке презерватив, Бронислава? 4. — Что же делать, если моя мужская суть заговорила?! 5. — Таки-да плохо, моя девочка! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность стил (ког). 1. — Ты слышишь меня, Филофей? 2. — Не нужно только меня мучить понапрасну, Конкордия! 3. — Ну не знаю я, почему такая! 4. — Не надо меня дразнить, лучше погладьте! 5. — Не буду! Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения с модальности стил (ког). 1. Объявление форс-мажора кошке. 2. Призыв к тишине в семье. 3. Обещание приватное папе исправиться после несущественного промаха. 4. Извинение перед начальником за небольшое опоздание на работу. 5. Просьба к подчиненному не высовываться на торжественном собрании. Модальность стил (стил) Стилистически-стилистическая модальность возникает, например, в трансляциях, где один очень выразительный стиль включает в себя другой, например: — (падает на колени, пристально умоляюще смотрит в глаза, жалобно воет) Аа....а! — (грозно, громко) Кто я тебе — ВОШЬ деревенская!? Фразеологизмы и пословицы в модальности стил (стил) На пардон, на аман у русского и слова нет. Рожа черна, да душа бела. Втюрился, как рожей в лужу. Рад бы заплакать, да смех одолел. Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности стил (стил). Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность стил (стил). Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность стил (стил). 1. — Страна лежит в руинах, сэр. 2. — Прибыл гонец из Пизы. 3. — Умойся, Михаил! 4. — Смертельная усталость владеет мной безраздельно, Изабелла. 5. — (насмешливо) Тра-ля-ля! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность стил (стил). 1. — Ты действительно намерен со мной расстаться, Ксенофонт? 2. — Почем ваш опиум для народа, почтеннейший Харитон Поликарпович? 3. — Поднимается ветер, капитан! 4. — Зачем тебе мое раскаяние, Нонна? 5. — Тебе грозят старость и болезни, помни об этом, Феоктист! Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения с модальности стил (стил). 1. Обещание тихо вести себя дома в отсутствие родителей. 2. Отказ от неприличного предложения случайной знакомой. 3. Приглашение приватное товарища по играм к себе домой. 4. Призыв публичный эмоциональный к членам семьи экономить на расходах. 5. Сомнение в качестве работы правительства совей страны. Упражнение. Определите сложные семантические модальности следующих трансляций. В случае необходимости уточните контекст. 1. — (нежно-умиленно) Кошенька, милый, ах! 2. — (гневно) Досифей, а СОВЕСТЬ ты ГДЕ забыл? 3. — Таким образом, приятное иногда совмещается с полезным — хотя, конечно, возможен и иной взгляд на вещи 4. — Поймите, Казимир: моя суть располагается совсем не там, где вы ее подозреваете. 5. — Хорошо, конечно, жить в роскоши — но немного утомляет, а, Степанида? 6. — Посмотри, Селиван: облака плывут, как взбитые сливки по киселю! 7. — Ну уж о чем тут говорить — разве помечтать о том, о сем... 8. — Раз ты, Олимпиада, мой босс — вот и командуй! 9. — (улыбаясь) Приятно поговорить, поспорить иногда — но только (раздраженно, гневно) не с ИДИОТОМ, Лазарь Климентьевич! 10. — (потягиваясь в постели, зевая) Где же ты, моя возлюбленная Пенелопа, твой Одиссей так по тебе скучает! Упражнение. Продолжите следующие трансляции и пять реплик по вашему выбору так, чтобы они приобрели: а) фоновую субмодальность, б) когнитивную субмодальность, в) стилистическую субмодальность. 1. — Виля, вставай! 2. — А мне, Васса, все равно. 3. — Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. 4. — Что в лоб, что по лбу. 5. — (прерывающимся от страха голосом, дрожа всем телом) Ой! Упражнение. Сформулируйте следующие реплики и пять реплик по своему усмотрению в каждой их девяти сложных семантических модальностей. 1. — Виолетта, пришло время меня полить. 2. — Анастасия, почему ты на меня так загадочно смотришь? 3. — Шустрик, где твой ошейник? 4. — Евсик, неужели у тебя настолько интересные уроки? 5. — Виктор, мне пора сменить обивку. Пример. — Бывает и так, что живые существа нуждаются в уходе и заботе. фон (фон) — Счастливые владельцы кактусов — некоторые — иногда склонны их поливать. фон (ког) — Сушь страшная — прямо как в Африке... так и сдохнуть от жажды вся недолга, между прочим. фон (стил) — Виолетта, полила бы, что ли любимое растение, уставшее от жизни и разочаровавшееся в ней... ког (фон) — Виолетта, полей меня, пожалуйста — свежей водой. ког (ког) — Виолетта! Если у тебя есть СОВЕСТЬ, то ПОЛЕЙ МЕНЯ! ког (стил) — (с выражением) КАК это СТРАШНО — умирать от ЖАЖДЫ! стил (фон) — (гневно) ВИОЛЕТТА! (умоляюще) Полей меня. ПОЖАЛУЙСТА! (бессильно опускает вниз все листья и колючки) стил (ког) — (опуская листья) О! О! (опускает колючки) Ах! (слабым голосом) Ах... стил (стил) Упражнение. Придумайте трансляции во всех девяти сложных семантических модальностях для следующих пяти ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору. 1. Приветствие на прогулке домашнего животного. 2. Предъявление небольшой претензии в море возлюбленной. 3. Просьба косвенная наедине необычная небольшая срочная к ученику. 4. Обида косвенная публичная в семье существенная, предъявляемая внучке. 5. Сочувствие по случаю средней невосполнимой утраты дальнему родственнику. Упражнение. Ответьте во всех сложных семантических модальностях на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору. 1. — Как тебе понравилось в нашем зоопарке? 2. — Что вы думаете о судьбах своего народа? 3. — Неужели ты еще не все понял? 4. — Как тебя прикажешь понимать, дорогой? 5. — Далеко отсюда до ближайшего ресторана? Упражнение. Придумайте диалоги по следующим темам и по пяти темам по вашему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях: а) протагонист — фон (ког), партнер — ког (стил), б) протагонист — стил (ког), партнер — фон (стил). 1. Старый холостяк Викт о р обсуждает со своим диваном достоинства и недостатки своей знакомой Кларисы, которая сегодня приходила в гости к Виктору и только что ушла. 2. Болонка Дуня рассказывает своей хозяйке Изабелле про свое знакомство со складским псом Елизарычем. Изабелла не в восторге от этого знакомства, но прямо запрещать Дуне что-либо не склонна. 3. Кот Гладиатор только что вернулся домой после трехдневного отсутствия и рассказывает своему хозяину Мардарию про свои подвиги и приключения. Мардарий в ужасе и восхищении. 4. Старшеклассник Андрон только что вернулся из Интернета и рассказывает маме про новости на сайтах и в мире. Мама пытается хоть что-то понять. 5. Первоклассник Виля сидит над тарелкой и о чем-то мечтает; мама пытается заставить его доесть свой обед и отправить гулять. Однако Виля думает о своем. Упражнение. Придумайте диалоги по следующим темам и по пяти темам по вашему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях: а) протагонист — стил (фон), партнер — ког (ког), б) протагонист — фон (фон), партнер — ког (фон). 1. Большой начальник Зиновий Каллистратович пытается солидно договориться со своей любовницей Ефросиньей о том, как провести вместе выходной день. Ефросинья, пользуясь случаем, высказывает ему свои претензии и взгляды на жизнь. 2. Мальчик Евстафий обсуждает со своей собакой Шустриком планы прогулки. Они, однако, несколько расходятся. 3. Аграфена — хозяйка столетнего попугая Клавдия — советуется с ним, стоит ли ей выходить замуж. 4. Маркел Маркелыч — директор фирмы «Киса-мурыса: помощь домашним животным» — выслушивает отчет за месяц консультанта фирмы Трофима и дает ему советы. 5. Байкеры Марек и Витька обсуждают маршрут поездки на мотоцикле, а заодно и накопившиеся взаимные обиды. Упражнение. Придумайте по две сценки на следующие темы. 1. Зоопарк. Капитон (ответственный за животных) разговаривает в волчатнике с волками Никанором, Григорием и Семеном на тему об их поведении и недопустимости отпугивания посетителей. Волки отвечают ему по очереди (каждый в своей модальности): отругиваются или предъявляют ответные претензии. Модальности: а) Капитон — ког (фон), Никанор — фон (ког), Григорий — ког (ког), Семен — стил (ког) б) Капитон — ког (стил), Никанор — фон (стил), Григорий — ког (стил), Семен — стил (стил). 2. Старший менеджер по продажам фабрики «Карапуз» Наталия обсуждает с экономистом Алевтиной, технологом Домной и маркетологом Евдокией сравнительные достоинства разрабатываемых фабрикой игрушек: говорящего попугая Саввы, кукол «Фекла» и «Петюня» и железной дороги «Москва—Петербург». Модальности: а) Наталия — фон (ког), Алевтина — ког (ког), Домна ког (стил), Евдокия — ког (фон), б) Наталия — стил (ког), Алевтина — фон (фон), Домна — стил (фон), Евдокия — ког (стил). 3. Хозяин Касьян Гордеевич выходит во двор и разговаривает со своими соперничающими друзьями: псом Кубиком и петухом Мефистофелем. а) Касьян Гордеевич — фон (фон), Кубик — ког (фон), Мефистофель — стил (стил). б) Касьян Гордеевич — ког (ког), Кубик — фон (стил), Мефистофель — стил (фон). 4. Сакердон Никанорович — метрдотель ресторана «Элизиум» — делает инструктаж молодым официантам Леонтию, Леопольду и Луке. Официанты преданы идее, но плохо понимают мэтра и задают уточняющие вопросы. а) Сакердон Никанорович — фон (стил), Леонтий — фон (ког), Леопольд — ког (стил), Лука — стил (фон), б) Сакердон Никанорович — стил (фон), Леонтий — ког (фон), Леопольд — фон (фон), Лука — ког (стил). 5. Учительница Пульхерия Христофоровна вызвала в школу маму и папу первоклассника Вилена и обсуждает с ними его плохое поведение на уроках, недисциплинированность и т. д. Родители как могут отбиваются. а) Пульхерия Христофоровна — стил (ког), мама — фон (фон), папа — ког (ког), б) Пульхерия Христофоровна — фон (ког), мама — ког (фон), папа — фон (стил),
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|