Функции политической идеологии
Реальная роль политической идеологии в сфере власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием и обусловлена спектром исполняемых ее функций. Исследователи выделяют следующие функции: · гносеологическую, предполагающую создание модели мира и определение места человека в нем; · аксиологическую, выполняющую оценку прошлого и настоящего на основе различных норм и ценностей. Осуществление этой функции предполагает наличие в качестве органической составной части политической идеологии критериев оценки прошлого, настоящего и будущего в политической жизни общества и внедрение их в общественное сознание; · футурологическую (ориентационную), осуществляющую моделирование развития своей группы и общества в целом. Выражается в том, что, включая в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, идеология задает человеческой деятельности систему смыслов и ориентаций; · программно-целевую, обеспечивающую формулирование цели деятельности группы и разработку программы ее достижения; · идейного овладения общественным сознанием. Оностроится на основе целей, задач и приоритетов, сформулированных в той или иной политической идеологии, пронизанной стремлением привлечь на свою сторону как можно большее число людей и направить их активность на реализацию присущих ей целей, задач и приоритетов; · социально-организационную, обеспечивающую определение принципов организации и управления жизнью общности; · легитимации власти или изменения политической системы общества; · создания позитивного образа целей и задач политического развития, предлагаемых партией, движением или другими силами, в глазах общественного мнения;
· мобилизации и стимулирования действий граждан во имя поддержки и исполнения поставленных задач. Любая партия, получив доступ к власти, стремится распространить свою идеологию на всех членов общества, используя систему образования и культуры, СМИ, пропаганду. Привлекая как можно больше людей на свою сторону, политическая идеология выполняет этуфункцию. Предлагая идеал более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию. Смысл мобилизационной функции заключается в том, что, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию; · интеграции социальных групп и государственного социума в целом. В рамках одной политической партии идеология объединяет и сплачивает членов данной партии. С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество с целью реализации интересов определенной социальной (национальной, религиозной и т.п.) группы либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). Наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным интересам и тем самым выступает интегрирующим фактором. Выражая интересы определенной социальной группы или класса, политическая идеология нацелена на объединение общества в целом. В демократическом обществе иначе быть не может: невозможно прийти к власти без максимально широкой поддержки населения, без того, чтобы идеалы и цели, провозглашаемые в той или иной конкретной идеологии, не находили понимания среди широких слоев граждан;
· дифференциации сообщества или группы от остальных сообществ и групп, одной партии от других. Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми как субъектами политики, обосновывать, оправдывать или отвергать политические реальности в конкретных, общественно-исторических условиях. В то же время определенная часть идеологий основывается на конкретном идеале, который независимо от степени его верности или ложности строится, как правило, на противопоставлении действительности, какая она должна быть, действительности, как она есть. В масштабах всего общества идеологии разделяют людей на группы и партии и выполняют функцию идейного размежевания; · оправдания и идеализации существующей политической системы общества и действительности. Политическая идеология по определению не может быть носительницей научного знания. Она, как правило, не и ставит перед собой такой задачи. Предназначение политической идеологии — возбуждать веру в правильность выбранной данной общественной группы политической, экономической и социальной стратегии развития общества; · амортизационную. Будучи способом интерпретации политической действительности, политическая идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач и вновь стремиться к активным действиям по их реализации; · выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Суть ее состоит в том, что политическая идеология, как правило, возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп; · компенсации социальной неудовлетворенности надеждой на благополучное изменение социального бытия. Это определяется, с одной стороны, тем, что политическая идеология призвана отражать действительность в форме идеалов и целей, что плохо согласуется с научным обоснованием. А с другой стороны тем, что практическая проверка положений политической идеологии весьма затруднена сложностью, многообразием и противоречивостью социально-политических процессов;
· культурно-воспитательную функцию, обусловленную тем, что она обязательный компонент политической культуры общества; · оппонирования, выполняющую конкурентное взаимодействие с другими идеологиями, доктринами и учениям.
Наряду с этими задачами А. Гертц [213, с.231] отмечает также необходимость выполнения идеологией задач по «выпусканию пара из котла» (т.е. ослаблению политической напряженности за счет перевода противоборства сторон в область идейной полемики). По мнению испанского политолога Л. Санистебана[206], политические идеологии имеют две функции: познавательную (описание и объяснение политической системы) и прагматическую (ориентация действия в определенном направлении). Обе функции тесно связаны между собой, однако прагматическая является преобладающей, поскольку любая группа людей, приходящая к власти (политическая элита), стремится обосновать и оправдать свое положение на вершине политической пирамиды и в собственных глазах, и в глазах масс. Такое оправдание не всегда соответствует политической действительности, и, именно в этом, различие между научной, объективной картиной мира и объяснением его с точки зрения политической идеологии. За каждой идеологией — определенный политический интерес социальной группы, который осознается и защищается ее идеологами. В свою очередь, политическая оппозиция заинтересована в смене правящей элиты и замене ее новой, как правило, с помощью собственной политической идеологии. Идеология помогает каждой заинтересованной группе не только теоретически обосновать свой интерес, но и сформулировать политические цели и идеалы, наметить пути их достижения, разработать стратегию и тактику политического курса в виде конкретной политической программы действий.
В политической идеологии отражается процесс властных отношений. А она, в свою очередь, находит свое выражение в форме концепций, идей, доктрин и политических программ. Эффективность политической идеологии во многом зависит от степени соотнесенности ее положений в виде образов с политическими представлениями образного характера, разделяемыми большинством населения страны. Это означает, что влияние той или иной политической идеологии тем выше, чем больше ее положения и образы близки массовому сознанию населения. В идеале образ, нарисованный политической идеологией, должен совпадать с образом, издавна существующим в гуще народа. Политическая идеология далеко не всегда и далеко не в полной мере совпадает с общенародными интересами. Однако если такое совпадение имеет место, то политическая идеология оказывается сильнейшим и могущественнейшим фактором общественно-политического развития [74, с.603]. Указанные функции политическая идеология выполняет благодаря двум свойствам, которые отличают ее от других форм политического сознания (например, политической психологии), а именно претензии на тотальную значимость (или глобальность) и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Идеология требует от своих сторонников приверженности ценностям и нормам, которые она культивирует. Идеологию не следует путать с пропагандой. Если идеология представляет собой форму существования политических представлений, то политическая пропаганда является основным средством их распространения. Однако идеология и пропаганда тесно взаимосвязаны. Пропаганда целенаправленно формирует у граждан необходимые и желаемые для партий, элит, лидеров политические ориентации, побуждающие граждан к определенному типу (образу) действий. В информационном обществе «контроль за умами людей» становится главным ресурсом власти. При этом идеология должна не столько заниматься пропагандой тех или иных идеалов и ценностей, сколько стимулировать целенаправленные действия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций. Таким образом, политическая идеология призвана мобилизовать население страны в соответствии с теми или иными целями политических групп и организаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|