Классические концепции идеологии
Веком рождения классических идеологий принято считать эпоху Просвещения, сформировавшую рационалистическое политическое мышление. В ее рамках была выдвинута идея идеологии прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе сознательно формулируемых самими людьми целей преобразования и ожидаемых результатов. Обоснование возможности целеполагающей деятельности людей востребовало науку об идеях, в которых выражались идеалистические представления о желаемом обществе. Однако природа этих идей трактовалась неоднозначно. Содержание идеальных представлений в одних случаях вытекало из материальных и социальных условий жизни конкретных классов, в других — идеи представляли собой сознательно сформулированные идеалы и цели, способные интегрировать и мобилизовать различные общности на базе этнической, религиозной и культурной идентичности. Неоднозначность в понимании природы идеальных представлений о мире привела к различным трактовкам термина «идеология». Понятие «идеология» было введено в научный оборот в 1796 г. французским философом и экономистом А.Д. де Траси в докладе «Проект идеологии». В этом докладе и в появившемся позднее 4-томном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей Нового времени — Бэкона [32], Локка [119], Кондильяка [99], Гельвеция и создать общую «теорию идей», или наук идеологии. Вместе со своими современниками П. Кабанисом и К. Вольнеем он разрабатывал учение о том, как из чувственных восприятий образуются идеи, как затем эти идеи сочетаются и складываются в системы, каковы законы их функционирования. Идеология в их понимании — такая же наука, как и естественные науки, например зоология. Успех этой затеи был кратковременным. Пришедший власти Наполеон назвал идеологию демагогией и болтовней, дав тем самым термину резко отрицательное значение пустой и ложной спекуляции, не имеющей под собой ничего конкретного. «Идеологами» стали называть людей, проповедующих взгляды, оторванные от практических вопросов общественной жизни и реальной политики.
Со времени появления термина «идеология» в науке сложились различные взгляды на его содержание и то духовное явление, которое оно отражает в политической сфере общества. В частности, В. Парето [172] рассматривал общественные (политические) идеологии как интеллектуальные системы, которые являются «языками чувств» и лишь оформляют побудительные мотивы человеческого поведения. В этом смысле идеология суть лишь ловкий словесный покров, оболочка, которая придает теоретическую форму человеческим эмоциям. С предубеждением относился к идеологии и основоположник теории идеологии К. Маркс[131], рассматривая в своих ранних работах это понятие в противоположном наполеоновскому, но столь же негативном смысле как обозначение различного рода идей, существующих не в пустом пространстве, а коренящихся в классовых интересах. Последователи Маркса (Ленин в том числе), хотя и признавали значение «социалистической идеологии» как фактора мобилизации массового пролетарского движения, сохраняли вместе с тем и отрицательный смысл самого понятия в его применении к «буржуазной идеологии». В работах создателей марксисткой теории в зависимости от контекста термин «идеология» использовался в трех значения: · сознание определенного класса в целом; · теоретическое сознание; · ложное, извращенное сознание, вызванное противоречиями производственных отношений.
Марксизм исходит из обусловленности идеологических доктрин материальными условиями жизни общественных групп. Идеология рассматривается как относительно самостоятельный феномен духовной жизни людей наряду с другими формами политического сознания. В зависимости от места, которое занимает группа в общественных отношениях, ее идеология является научной или нет. Идеология научна, если выражает классовые интересы, совпадающие с ведущими тенденциями общественного развития. Естественно, что с этой точки зрения, идеология рабочего класса, которому отводилась роль освободителя человечества от эксплуатации, рассматривалась как научная. Современные последователи К. Маркса трактуют идеологию как систему ценностей, легитимизирующую существующий в данном обществе порядок господства (К. Ленк). Чисто классовое понимание идеологии снижает ее интегративные возможности и коммуникативные способности к налаживанию диалога «власть — общество». Расширительная трактовка идеологии представлена Т. Парсонсом[173], который рассматривал ее с позиций функционального подхода. Он акцентировал внимание не на природе и специфике идеологии, а на ее предназначении в обществе. Исходя из такой посылки, он интерпретировал идеологию как систему ценностей конкретного общества, выступающую в качестве универсальных ориентаций социальной деятельности. Иной подход к идеологии демонстрировали сторонники либеральных взглядов. В западной политологии преобладает интерпретация идеологии как надисторического явления, существующего вне зависимости от социальных и политических условий. Чаще всего идеологию характеризуют как систему ценностей и предпочтений (Д. Истон[84], М. Дюверже [69] и др.). Благодаря ценностям осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий. Принципиальной позицией является категорическое отрицание у идеологии познавательных функций. Более конструктивное — культурологическое — объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее в контексте культуры, а именно как важного элемента культуры. Подобная традиция была заложена в работах М. Вебера[34], К. Мангейма[128], Э. Дюркгейма [71]. М. Вебер относил идеологию, как и другие мировоззренческие и религиозные образования, к области веры, отрицая тем самым даже саму постановку вопроса о ее научности. Согласно их воззрениям, природу и содержание идеологии следует выводить из субъективных ценностей, актуализированных группой, индивидом и выступающих в качестве мотивов их деятельности. Особое значение идеологии в конкретном обществе обусловлено, по М. Веберу, заданностью политических идеалов религиозными нормами. Эти нормы и ценности предписывают определенный образ жизни, действия и являются культурным кодом, позволяющим понять специфику политических форм жизни в конкретном обществе. Естественно, мотивации могут под воздействием прогресса общества и разрушаться. Тогда возникает потребность в новых смыслах и ориентациях.
Данный культурологический подход развивают и некоторые современные исследователи, в частности Э. Шилс, У. Матц [134] и др. Их интересует значение идеологий в социальном прогрессе. По теории Э. Шилса: · понятие идеологии применимо только к такой системе убеждений, которая закономерно выходит на политическую сцену во время серьезных общественных кризисов; · идеология как политическое мировоззрение представляет собой такую систему ценностей, которая имеет силу веры и потому обладает особенно большим ориентационным потенциалом; · ориентационные возможности идеологии настолько значительны, что она способна нарушить состояние социальной аномии (разрушение), обусловленное кризисом. Новая система смыслов и ориентации появляется как неизбежное следствие стремления устранить несоответствие между растущими потребностями определенных социальных групп и существующими ценностями и нормами, регулирующими общественные отношения. Когда прежняя картина мира и соответствующая ей система смыслов человеческой деятельности утрачивают свои ориентационные и мобилизационные возможности, общество вступает в состояние социальной аномии. Поиск выхода из этого состояния стимулирует формирование новых идей. Более совершенное состояние общества, предлагаемое новой идеологией, вызывает к жизни определенную политическую практику. Так, следующие друг за другом, начиная с XVIII в., наиболее значимые идеологии — либерализм, социализм, коммунизм, национал-социализм — предлагали такие интерпретации общественного прогресса, которые были актуальны для конкретных обществ в определенных исторических условиях [134, с.130-131].
К. Мангеймв книге «Идеология и утопия» [128, с.56],с близких к марксизму позиций, систематически разработал концепцию М. Вебера. Известный исследователь проблем человеческого мышления, так же как и К. Маркс, понимал идеологию как «совокупность ложных представлений». Однако основное внимание он уделил ее функциональным характеристикам. Наиболее важная, по его мнению, функция идеологии выражается в ее способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию. По функциональному признаку Маннгейм выделил собственно идеологию и утопию. Идеология — это «коллективное бессознательное мышление определенных групп, которое скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его». Утопическое же мышление характерно для групп, заинтересованных в уничтожении и преобразовании существующего общества. Поэтому они невольно видят только те элементы ситуации, которые направлены на его отрицание. Такое мышление тоже «не способно правильно диагностировать действительное состояние общества... Их мышление никогда не бывает направлено на диагноз ситуации: оно может служить только руководством к действию». Рассматривая идеологию как одно из средств борьбы с политическими оппонентами, К. Мангейм выделял частичную и тотальную идеологии. Частичная идеология ставит под сомнение некоторые высказывания политического противника, подчеркивая, что противник как представитель определенной социальной группы в ряде случаев сознательно или бессознательно искажает истину. Тотальная идеология, критикуя мировоззрение противника, дискредитирует всю структуру его сознания, ставит под сомнение его способность правильно мыслить. Впервые такой способ борьбы с идейными политическими противниками применил К. Маркс, декларируя научную обоснованность только своей теории. Идеология является своеобразным духовным основанием политики. Своевременно сформулированные идеи, идеологические доктрины позволяют разрабатывать адекватные подходы к оценке социальных процессов, к определению текущих и перспективных целей политики.
Такое противопоставление «консервативной идеологии» и «революционной утопии» оказалось в конечном итоге несостоятельным. В дальнейшем сам Мангейм был вынужден говорить о невозможности в принципе заранее предвидеть — какую идею «следует рассматривать в качестве истинной (т.е. реализуемой также в будущем) утопии восстающих классов», и какую — «в качестве чистой идеологии господствующих (но также и восстающих) классов» [Политология Василика]. В теории возникла парадоксальная ситуация: политика не может обходиться без идеологии, однако последняя рассматривается, по мнению немецкого политолога У. Матца [134], не как «необходимость открытого общества», а как «результат исторических случайностей. В фазе мировоззренческих кризисов они (идеологи) вроде костылей подвернулись под руку». Французский политолог Б. де Жувенель [76] не уставал повторять: «Политикой управляют мотивы, которые экономике не известны». Этим он подчеркивал не только относительную самостоятельность политики, но и ее непредсказуемость, вероятностный характер. Но при всей кажущейся на первый взгляд непредсказуемости политических взаимодействий, вызванной различиями целей и интересов участников политического процесса, обнаруживается некоторая заданность их действий, подчиненность определенной логике. Благодаря им обеспечивается целостность общества и политический порядок. В основе этой заданности, которая направляет поведение людей, формирует их волю, стремление к действию, политическому участию, лежит политическая идеология. Она стимулирует политическую деятельность, способствует распределению целей по их значимости для субъекта на основе имеющихся у него представлений, ценностей, верований, идеалов. Роль политической идеологии в обществе оценивалась и оценивается по-разному, причем оценки располагаются в весьма широком диапазоне: от ее характеристики как замкнутой на себя «служанки власти», не имеющей связи с реальностью и потому не обладающей сколько-нибудь серьезным весом в политике, до признания ее открытой к изменениям, гибко адаптирующейся идейной системы, пронизывающей все политическое пространство. Так, если П. Рикерт вслед за Р. Моской[153], Р. Михельсом [148] и другими неомакиавеллистами гиперболизирует значение политической идеологии, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, отрицая таким образом явления, не опосредованные ею, то У. Матц считает, что идеология выдвигается на политическую авансцену только во время серьезных политических кризисов [134, с.134]. А Ю. Хабермас [241] даже полагает, что, в силу невозможности вычленения в настоящее время специфических «классовых миров», место идеологии занимает «массовая культура». Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс утверждал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. В противоположность таким идеям Д. Истон[84], А. Конноли и некоторые другие ученые делали упор не на ее эмоциональном, а на ценностном содержании. Более дифференцированное представление об идеологии предложил Г. Лассуэлл[109], рассматривавший ее как разновидность коммуникации, направленной на поддержание политического сообщества, как такового. Несмотря на различие в подходах, в западной политологии все же сложились устойчивые позиции по отношению к идеологии. В частности, принципиальным подходом является бескомпромиссное разведение идеологии и науки, отрицание за идеологией познавательных функций. Весьма распространено и сугубо функциональное толкование идеологии как инструмента интеграции общности (Т. Парсонс [173] и др.), оставляющее в тени ее социально-исторические источники и детерминанты. Нередко идеология сводится к психологии отдельных групп и индивидов (Р. Пайпс[169], В. Старк и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|